Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основания разработки и структура содержания концепции становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования Концепция становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования базируется на современном знании: о гуманитарной стратегии преодоления экологического кризиса, современной экологической картине мира, приоритетных задачах развития высшего профессионального педагогического образования Концепция раскрывает: сущность эколого-педагогического образования; специфику эколого-педагогической деятельности; модель эколого-педагогической компетентности; логику становления эколого-педагогической компетентности; потенциал экологосообразной образовательной среды как условие становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования.
  2. Сущность эколого-педагогического образования. Эколого-педагогическое образование является подсистемой одновременно двух систем непрерывного образования - экологического и педагогического. Сущностными характеристиками эколого-педагогического образования выступают открытость, многоуровневость, вариативность, многопрофильность и личностная направленность. Эколого-педагогическое образование ориентировано на создание условий для формирования творчески активной личности, способной к разнообразной и эффективной эколого-педагогической деятельности. Целью и результатом эколого-педагогического образования является эколого-педагогическая компетентность, становление которой способствует развитию экологической культуры будущего специалиста в области образования и повышению его конкурентоспособности на рынке труда.
  3. Специфика эколого-педагогической деятельности. Эколого-педагогическая деятельность как профессиональная деятельность специалиста в области образования направлена на создание педагогических условий для развития экологической культуры личности, способной содействовать устойчивому развитию биосферы и общества, что предполагает: решение задач экологического обучения, воспитания, просвещения в рамках институциональных и общественных структур, осуществление экологической деятельности педагогическими средствами, организацию взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и других социальных партнёров образовательного учреждения для решения задач экологического просвещения.
  4. Модель эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования. Эколого-педагогическая компетентность как качественный показатель результативности эколого-педагогического образования будущего специалиста представляет собой интегративное профессионально-личностное свойство субъекта эколого-педагогической деятельности, которое формируется в процессе прямого и косвенного образовательного воздействия и проявляется как способность будущего специалиста решать профессионально-педагогические задачи непрерывного экологического образования. Критериально-компонентная модель эколого-педагогической компетентности включает в себя взаимосвязанные гносеологический, аксиологический и праксиологический компонеты, обладающие системными признаками ( корреляция, доминирование и интеграция компонентов). Гносеологический компонент включает систему общеэкологических, социоэкологических и методических знаний по организации экологического образования, воспитания и просвещения. Аксиологический компонент является доминирующим и включает в себя ценностно-мотивационные конструкты, которые относятся к сферам экологии, экологического и эколого-педагогического образования. Праксиологический компонент представляет собой совокупность: разнообразных методических умений и навыков организации экологического образования в предметных и метапредметных образовательных областях, во внеучебной деятельности; экологических умений и навыков изучения окружающей среды и экологосообразного поведения; умений проведения химико-экологических мониторинговых исследований, раскрывающих двоякую роль химико-экологических явлений и процессов (с одной стороны, они являются причиной экологических проблем, с другой - эффективным способом их преодоления).
  5. Логика процесса становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования. Основной движущей силой процесса развития эколого-педагогической компетентности является разрешение противоречия между имеющимся , т.е. сформированным уровнем компетентности, и новым, воспринимаемым субъектом как неудовлетворённость своим знанием, действием, отношением. Логика процесса становления эколого-педагогической компетентности задаётся динамикой уровней компетентностей (неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность и сформированная компетентность как интегральная характеристика) и механизмами приращения её составляющих (ситуационно-мотивационный, когнитивно-деятельностный, ценностно-мировоззренческий). Становление эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования характеризуется: свойствами непрерывности, неравномерности, ступенчатости; формированием динамической системы экологических идей, ценностно-смысловых ориентаций, экологического мышления; отсроченностью во времени результатов становления эколого-педагогической компетентности как профессиональной, при обязательной сформированности в вузе элементарной и функциональной экологической грамотности.
  6. Потенциал экологосообразной образовательной среды как условие становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования. Необходимым условием становления эколого-педагогической компетентности будущего специалиста в области образования является экологосообразная образовательная среда, которая выступает как: совокупность прямых и косвенных воздействий на формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса и их обратного влияния на окружающую среду; интегрирующий фактор процесса становления эколого-педагогической компетентности в условиях образовательного учреждения; как продуктивный способ включения субъектов образовательного процесса в экологическую деятельность; как образовательный ресурс эколого-педагогического образования; способ гармонизации отношений в системе «окружающая среда-социум»; как результат деятельности субъектов образовательного процесса, влияющий на становление экологической культуры образовательного учреждения. Создание экологосообразной образовательной среды как среды нового типа опирается на неразрывное единство педагогических и экологических принципов; при этом основными экологическими принципами являются принципы системности среды и биотической регуляции её качеств. Системообразующим фактором экологосообразной образовательной среды является экологический менеджмент как один из эффективных механизмов реализации концепции устойчивого развития. Обязательным условием создания экологосообразной среды является наличие природного компонента, который задаёт её новые компенсаторные свойства по отношению: к природе за счёт природовосстановительной функции такой среды; к субъекту образовательного процесса за счёт формирования эмоционально-ценностного отношения к природе.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Роговая О.Г. Экологосообразная образовательная среда: Монография. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. (6,7 п.л.)

2.Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. (13,6 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия,

3.Роговая О.Г., Яковлев Ю.Б. Основы экологической химии: Учебное пособие. - СПб., 2000. (11,3 п.л., авторских 7,6 п.л.)

4.Практикум по общей химии. (Коллектив авторов) - СПб.: «Образование», 2003. (10 п.л., авторских 1,6 п.л.)

5.Роговая О.Г. Практикум по химии окружающей среды: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. (3,2 п.л.)

6.Роговая О.Г., Алексеева Л.В., Бойцова Т.В., Горбунова В.В. Практикум по химии окружающей среды. Учебно-методическое пособие. – СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. (11,3 п.л., авторских 6,7 п.л.)

7.Роговая О.Г. Экологическое моделирование. Практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. (6,7 п.л.)

8.Роговая О.Г., Баранов В.В., Баранова Е.В., Елизарова И.К., Подходова Н.С., Симонова И.В. Соболева О.Б. Гуманитарная технология интеграции социогуманитарного, естественнонаучного и прикладного знания: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. (10 п.л., авторских 2 п.л.)

Методические рекомендации и программы

9.Роговая О.Г., Соломин В.П. Экологический менеджмент образовательного учреждения. Методические рекомендации по внедрению. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. (4,7 п.л., авторских 3,7 п.л.)

10.Роговая О.Г., Бойцова Т.Б. Прикладная экология. / Образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «540100 Естественнонаучное образование». - СПб., 2002. (0,38 п.л., авторских 0,25 п.л.)

11.Роговая О.Г. Мониторинг окружающей среды / Образовательные программы подготовки бакалавров по направлению «540100 Естественнонаучное образование». - СПб., 2002. (0,2 п.л.)

12.Роговая О.Г. Воздух: Интегрированная учебная программа для учащихся 8 классов. - СПб., 2000. (5 п.л.)

13.Роговая О.Г. Программа междисциплинарного курса «Вода» / Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла: Материалы международного семинара. - СПб., 1998. (0,4 п.л.)

Научные, научно-методические статьи в журналах и сборниках научных трудов

14.Роговая О.Г. Экологическое образование – Инновационные процессы в образовании. Т.2. - СПб., 1997. (1,1 п.л.)

15.Роговая О.Г., Маргинтер М. Система образования Австрии. – Инновационные процессы в образовании. Т.1. С.-Петербург, 1997. (1,1 п.л., авторских 0,8 п.л.)

16.Роговая О.Г. Экологическая грамотность студентов педагогического университета. // Вестник северо-западного отделения Российской Академии образования. Выпуск 4, - СПб., 1999. (0,5 п.л.)

17.Роговая О.Г., Кулсает Д., Мойсбургер Б. Проектное обучение и экологическое образование / Экологическое образование: Учебно-методическое пособие / Под ред. Роговой О.Г., Гороховатской Н.В. - СПб., 2000. (0,5 п.л., авторских 0,23 п.л.)

18.Роговая О.Г. Эволюционные процессы в экологии и их отражение в образовании. / Экологическое образование: Учебно-методическое пособие / Под ред. Роговой О.Г., Гороховатской Н.В. -СПб., 2000. (0,7 п.л.)

19.Роговая О.Г. Современные тенденции подготовки педагогических кадров к реализации экологического образования: фламандский и американский опыт / Подготовка специалиста в области образования: сб. научных трудов / Под ред. Г.А. Бордовского, В.А. Козырева. – Вып. XI: Высшее образование за рубежом. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005. (1,6 п.л.)

20.Роговая О.Г. Интегрированные задачи с экологическим содержанием в эколого-педагогическом образовании студентов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 7 (17): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2006. (0,9 п.л.)

21.Роговая О.Г. Формирование образовательной среды как фактор повышения качества эколого-педагогического образования //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 7 (17):: Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2006. (0,9 п.л.)

22.Роговая О.Г., Рогожина У.К. Урок «Биодизель - топливо будущего или новая экологическая проблема» // Биология в школе №3, 2007. (0,3 п.л.)

23.Роговая О.Г.Реализация концепции устойчивого развития – поле инновационной социально-экономической и образовательной практики // Вестник Герценовского университета №9 (47) (0,4 п.л.)

24.Роговая О.Г. Эколого-педагогическая компетентность как результат экологизации педагогического образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 9 (42): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. - СПб., 2007. (0,9 п.л.)

Статьи, материалы научных и научно-практических конференций

25.Роговая О.Г. Анализ работы секции “Роль школы в экологизации общественного сознания” // Экологическое образование: Материалы международного семинара. – СПб., 1997. (0,4 п.л.)

26.Роговая О.Г. Анализ работы проблемной группы «Дискуссии на уроках по гражданскому образованию» // Гражданское образование: Материалы международного семинара. - СПб., 1997. (0,4 п.л.)

27.Роговая О.Г. Роль школьного экологического образования в экологизации общественного сознания // Экологическое образование: Материалы международного семинара. - СПб., 1997. (0,3 п.л.)

28.Роговая О.Г. Объект экологии, его эволюция и инновационные подходы в образовании / Материалы научных чтений. Т.3. - СПб., 1998. (0,2 п.л.)

29.Роговая О.Г., Орлова И.А., Шагисултанова Г.А. Учебно-исследовательская работа студентов как важнейшая составная часть подготовки будущего учителя // Материалы XLV Герценовских чтений (Всероссийской научно-практической конференции). - СПб., 1998., (0,06 п.л., авторских 0,02 п.л.)

30.Роговая О.Г. Роль экологического образования в повышении качества общего среднего образования: голландский подход / Материалы международной конференции «Сотрудничество России и Нидерландов в образовании: плоды и перспективы». - СПб., 1999. (0,4 п.л.)

31.Роговая О.Г. Эволюция объекта экологии и ее отражение в образовании / Материалы международного семинара «Экологическое образование». - Иркутск: Изд-во ИГПУ., 1999. (0,45 п.л.)

32.Роговая О.Г. Интеграционные процессы в химии и экологии // Волна 2000 №3-4., (0,06 п.л.)

33.Роговая О.Г. Особенности подготовки студентов к оценочной деятельности в экологическом образовании. / Сборник статей научно-практической конференции «Эколого-педагогическое образование: проблемы и перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции. - СПб., 2001, (0,2 п.л.)

34.Роговая О.Г., Тихомирова И.Ю. Факультативный курс по экологической химии / Материалы 49 Всероссийской научно-практической конференции химиков-педагогов с международным участием «Актуальные проблемы модернизации химико-педагогического и химического образования». - СПб., 2002. (0,13 п.л., авторских 0,07 п.л.)

35.Роговая О.Г. Проектный метод в экологическом образовании школьников / Тезисы международной конференции «Экология и жизнь». - Великий Новгород, 2000. (0,06 п.л.)

36.Роговая О.Г. Компетентностный подход в разработке новых эколого-педагогических программ / Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2003. (0,25 п.л.)

37.Роговая О.Г. Особенности эколого-педагогической подготовки современного учителя химии. / Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования: Материалы II научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во «Тесса», 2004. (0,2 п.л.)

38.Роговая О.Г. Стиглиани Б. Распространение результатов международных образовательных проектов в области экологического образования. Материалы Международной конференции Международный экологический опыт и его использование в Белоруссии: – Витебск, Белоруссия.: IATP, 2004. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.)

39.Роговая О.Г. Бордовский Г.А. Эколого-педагогическая подготовка студентов герценовского университета // Фундаментальные исследования 2004 №3, (0,13 п.л., авторских 0,07 п.л.)

40.Роговая О.Г. Формирование образовательной среды как фактор повышения качества эколого-педагогического образования. / Актуальные вопросы соврем. Университетского образования: Материалы VIII Российско-Американской научно-практической конференции, 17-19 мая 2005 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. (0,2 п.л.)

41.Роговая О.Г., Рогожина У.К. Развитие идей интеграции в экологических практикумах. Сборник мат-лов V методологического семинара «Естественнонаучное образование: методология, теория и методика», 22-24 ноября 2005 г., Выпуск 4, Часть 1. Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2005. (0,4 п.л., авторских 0,2 п.л.)

42.Роговая О.Г. Экологизация образовательной среды вуза. Экология и жизнь: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2005. (0,25 п.л.)

43.Роговая О.Г., Гороховатская Н.В., Гузь М.Н. Роль инновационных образовательных проектов в развитии идеи компетентностного подхода. Академические чтения. – СПб.: Издательство СПбГИПСР, 2005. – Вып.6: Компетентностный подход в современном образовании. (0,3 п.л., авторских 0,1 п.л.)

44.Роговая О.Г. Иванский В.И. Возможности использования проблемной лекции в химическом образовании / Актуальные вопросы соврем. Университетского образования: Материалы IХ Российско-Американской научно-практической конференции, 15-17 мая 2006 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2006. (0,25 п.л., авторских 0,2 п.л.)

45.Роговая О.Г., Соломин В.П. Программа экологического развития университета. Менеджмент XXI века: управление образованием: Сб. научных статей, Санкт-Петербург, 18 апреля 2006 г. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006 (0,2 п.л., авторских 0,1 п.л.)

46.Роговая О.Г. Формирование экологической компетентности учащихся и повышение эколого-педагогической компетентности педагогов универсальными средствами экологического менеджмента в образовательном учреждении / О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-экономических задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007 (0,13 п.л.)

47.Роговая О.Г., Рогожина У.К. Общественный экологический мониторинг в системе экологического менеджмента учреждения / Менеджмент XXI века: образование и бизнес: Сб. научных статей, Санкт-Петербург, 29-30 ноября 2007 г. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. (0,13 п.л., авторских 0,07 п.л.)

48.Роговая О.Г. Экологическая деятельность как ресурс образовательной технологии формирования экологической компетентности. / Гуманитарные технологии в биологическом и экологическом образовании: Сборник материалов VII международного методологического семинара 20-22 ноября 2007 года, Выпуск 6, С.Петербург. – СПб., 2007 (0,3 п.л.)

Тезисы докладов научно-практических конференций

49.Роговая О.Г. Разработка пропедевческих учебных курсов для базового уровня химико-экологического образования. / Тезисы докладов научно-методической конференции «Непрерывное экологическое образование в школе и вузе: состояние, проблемы и пути их решения». - СПб., 1998. (0,2 п.л.)

50.Роговая О.Г. Вариативное содержание курса экологической химии для студентов факультетов химии и биологии. Тезисы докладов II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологического образования и охраны природной среды» - Архангельск: Изд-во ПГУ им. М.В.Ломоносова, 1998. (0,06 п.л.)

51.Роговая О.Г. Инновационная направленность интегративного курса «Экологические аспекты химии» / Тезисы докладов юбилейной научно-практической конференции «Проблемы Северо-Запада: экология и образование». - СПб., 1999. (0,13 п.л.)

52.Роговая О.Г. Интеграционные процессы в химии и экологии и их отражение в образовании. / Тезисы докладов международной конференции «Отечественный и зарубежный опыт образования в области окружающей среды». - СПб.,1999. (0,13 п.л.)

53.Роговая О.Г., Обухова А.Г. Конструирование химико-экологического практикума к курсу «Химия окружающей среды» / Тезисы докладов научно-практической конференции «Методика обучения биологии и экологии». - СПб.,1999. (0,13 п.л., авторских 0,07 п.л.)

54.Роговая О.Г. Модификация метода биотестирования почв как расширение возможностей экологического практикума. / Тезисы докладов научно-практической конференции «Современные проблемы методики обучения биологии и экологии». - СПб.,1999. (0,13 п.л.)

55.Роговая О.Г., Балашев К.П., Жарков А.П. Вопросы экологии в курсе общей и неорганической химии. / Тезисы докладов научно-практической конференции «Современные проблемы методики обучения биологии и экологии». - СПб.,1999. (0,13 п.л., авторских 0,05 п.л.)