- Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних - относительно целенаправленный процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у несовершеннолетних участников делинквентных группировок, и переориентации их социальных и референтных установок за счет включения в новые позитивно направленные отношения в рамках педагогически ориентированной системы превентивных и коррекционных мер.
- Групповая делинквентность несовершеннолетних в психолого-педагогической науке США и Великобритании может быть определена как социальное явление, в основе которого лежит противоправная деятельность подростков и молодежи, реализуемая в форме совершения преступных или антисоциальных действий, запрещенных распространяемых на них законодательством. Делинквентная группировка несовершеннолетних - это молодежное сообщество, отличительной чертой которого является вовлеченность в противоправные действия, вокруг которых создается и развивается его групповая идентичность.
- Классифицирующими признаками молодежной делинквентной группировки признаются самостоятельность ее формирования; схожесть интересов ее членов; установление контроля над конкретной территорией, объектом (например, школой) или предприятием; использование различных символов в коммуникации (граффити и т.д.), групповое вовлечение в преступную деятельность. Социализация несовершеннолетних в контексте криминальной группировки в США и Великобритании имеет следующие особенности: возрастной диапазон членов банды составляет 14-24 года; типичный паттерн начального вовлечения в криминальную группировку: подростки, которые присоединяются к бандам, обычно становятся кандидатами на вступление в них приблизительно в возрасте 13 лет и примерно спустя 6 месяцев включаются в банду; в течение следующего полугода они впервые задерживаются полицией, и таким образом, к 14 годам уже имеют опыт первого ареста; начало преступной карьеры связано с преступлениями против собственности граждан (например, угона автомобилей и кражи) и в течение 1,5 - 2 лет происходит переход к преступлениям, связанным с наркотиками и насилием; типичные преступления, совершаемые криминальными группировками несовершеннолетних по степени частоты встречаемости: кражи автомобилей, воровство, нападения на представителей соперничающих групп, скрытое ношение оружия в школе, торговля краденным, торговля наркотиками; угрозы или нападения на потерпевших и свидетелей, стрельба из автомобиля, убийства.
- Профилактика групповой делинквентности несовершеннолетних в США и Великобритании основывается на концепциях, ориентированных на общесоциальные меры предотвращения криминализации молодежной среды, и теориях, обосновывающих необходимость специальных мер профилактики, в том числе на индивидуальном уровне. При этом основное внимание ученых и практиков сосредоточено на мерах специальной профилактики, которые могут осуществляться на трех уровнях: 1) первичное предупреждение направлено на устранение факторов внешней среды, способствующих совершению преступлений; 2) вторичное предупреждение имеет целью предотвратить криминализацию личности потенциальных преступников и связано с воздействием на неустойчивых лиц, в том числе подростков из группы риска; 3) третичное предупреждение направлено на предотвращение рецидива со стороны лиц, уже совершивших преступление.
- Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей в рамках пенитенциарной системы связывается с использованием комплекса мер, которые позволяют фокусироваться не на последствиях правонарушения, а воздействовать на его предпосылки. В качестве таких мер в США и Великобритании рассматриваются следующие виды работы с делинквентами в пенитенциарных учреждениях: 1) индивидуальное и групповое консультирование с целью определения психологических и социально-педагогических проблем, связанных с делинквентным поведением несовершеннолетнего (включая причины, мотивировавшие вовлечение в преступную деятельность), и последующая разработка программ помощи для решения этих проблем; 2) образование с целью дать несовершеннолетним в местах лишения свободы формальную академическую подготовку в объеме, сопоставимом со школьной программой, и повлиять на установки, ценности и поведение заключенных; 3) профессионально-ориентированное обучение и подготовка.
- Наибольший эффект социально-педагогические усилия по ресоциализации имеют, если превентивные действия сфокусированы в промежуток «окна возможностей», когда еще можно предотвратить участие подростка в банде. Этот промежуток времени простирается между первыми контактами подростка с членами группировки и первым арестом за участие в групповом правонарушении. Второй период, когда остается возможность для эффективной превенции, находится в промежутке между первым и последующим арестом и характеризуется все более глубоким вовлечением в деятельность криминальной группировки и совершением более серьезных преступлений.
- Эффективная система социально-педагогических условий превенции групповой делинквентности несовершеннолетних в США и Великобритании строится на основе комплексного подхода к противодействию вовлечения подростков и юношей в деятельность криминальных сообществ, включающих в себя: 1) мобилизацию сообщества: вовлечение в противодействие и превенцию делинквентности местных жителей, в том числе бывших участников молодежных группировок, общественных групп и местных агентств (социальных служб, образовательных учреждений, полиции и т.д.), а также координация различных программ и профессиональных функций между и внутри агентств; 2) обеспечение возможностей: создание набора образовательных, обучающих и тренинговых программ, в том числе профессионально направленных; 3) социальное вмешательство: вовлечение молодежных агентств, школ, общественных ассоциаций и групп местных жителей, религиозных организаций, полиции и других организаций, связанных с ювенальной юстицией в работу по установлению контакта с участниками криминальных группировок несовершеннолетних и развитию их связей с конвенциональным социумом и необходимыми социальными институтами; 4) подавление: формальные и неформальные процедуры социального контроля, включающие постоянный надзор и наблюдение за участниками группировок посредством возможностей органов уголовной и/или ювенальной юстиции, а также других местных агентств, школы и групп местных жителей; 5) организационные изменения: разработка и реализация местной политики и процедур, позволяющих в полной мере использовать доступные и потенциальные ресурсы организаций, участвующих в работе с несовершеннолетними.
1.Саламатина И. И. Психология делинквентных групп несовершеннолетних в США и Англии: Учебное пособие. – Коломна: КГПИ, 2000. – 187 с. (11,7 п.л.) (в соавт., авт. вклад – 60% - 7 п.л.).
2.Саламатина И. И. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Социальная педагогика». – Москва: «КОПИ-ЦЕНТР», 2002. – 56 с. (3,9 п.л.).
3.Саламатина И. И. Профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних в США и Англии: Учебно-методическое пособие. – Москва-Коломна: МАНПО, КГПИ, 2004. – 72 с. (4,5 п.л.).
4.Саламатина И. И. Делинквентные группы несовершеннолетних в США и Англии (социально-педагогические особенности возникновения, развития, функционирования): монография. – Москва-Коломна: МАНПО, КГПИ, 2004. – 124 с. (7,7 п.л.).
5.Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): Монография. – М.: МПГУ, 2007. – 376 с. (23,1 п.л.).
Статьи в реферируемых изданиях
6.Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентной личности как социально-педагогическое явление // Известия Российской академии образования. – 2006. – №4. – С.84-91(1 п.л.).
7.Саламатина И. И. Концептуальные основы ресоциализации несовершеннолетних делинквентов // Педагогическое образование и наука. – 2007. – №3. – С.46-48 (0,5 п.л.).
8.Саламатина И. И. Зарубежные теории делинквентности несовершеннолетних // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – №13. – С.253-262 (0,6 п.л.).
9.Саламатина И. И. Проблема ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в пенитенциарных учреждениях США и Англии // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – №2. – С.184-190 (0,8 п.л.).
10.Саламатина И. И. Проблема ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в США и Великобритании // Педагогическое образование и наука. – 2007. – №6. – С.53-59 (0,4 п.л.).
11.Саламатина И. И. Профилактика как компонент ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в США и Англии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. – №3. – С.121-128 (0,4 п.л.).
Научные статьи, тезисы выступлений и докладов
12.Саламатина И. И. Неформальные объединения молодежи и их роль в социализации личности // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КПИ, 1998. – Вып. 8. – С.194-195. (0,13 п.л.).
13.Саламатина И. И. Стратификация учащихся в школах США и меры по ее урегулированию // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КПИ, 1999. – Вып. 9. – С.195. (0,1 п.л.).
14.Саламатина И. И. Типология подростков с делинквентным поведением // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КПИ, 1999. – Вып. 9. – С.195-196. (0,13 п.л.).
15.Саламатина И. И. Анализ теорий «привлекательности» как важного фактора взаимодействия учащегося в учебной группе американской школы // Учитель и ученик в зеркале развивающего обучения / Материалы III региональной научно-практической конференции (г.Егорьевск, 2-3 декабря 1998 г.) / Под общей редакцией И.П. Башкатова . – Коломна: КПИ, 1999. – С.131-141. (0,63 п.л.).
16.Саламатина И. И. Морально-правовая стигма феномена «запятнанной репутации» // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КПИ, 2000. – Вып. 10. – С.198. (0,1 п.л.).
17.Саламатина И. И. Наркотическая субкультура как элемент делинквентных групп несовершеннолетних // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2000. – Вып. 10. – С.197-198. (0,13 п.л.).
18.Саламатина И. И. Конформизм как механизм притеснения в делинквентных группах несовершеннолетних // Психология притеснения: обидчики и обиженные: Материалы Всероссийской н/п конф. / Под обей редакцией И.П. Башкатова. - Коломна: КГПИ, 2000. – С.57-58. (0,13 п.л.).
19.Саламатина И. И. Антишкольная субкультура в Англии как элемент делинквентного поведения подростков // Политика. Власть. Право. Межвуз. сб. науч. статей: Выпуск III (2) / Под ред. С.А. Комарова. – СПб.: Изд-во Юридического института (Санкт-Петербург), 2000. – С.103-107. (0,31 п.л.).
20.Саламатина И. И. Групповая наркомания подростков как социально-опасный фактор молодежной субкультуры // Этические и правовые проблемы новейших медицинских технологий /Мат-лы международной н/п конф. – Коломна: МАЭП, 2001. – С.43-47. (0,31 п.л.).
21.Саламатина И. И. Проблемы молодежной преступности в период реформирования современного российского общества //«Социально-экономические проблемы российских реформ / Мат-лы международной научной конф. – Коломна, 2001. – С.262-264. (0,19 п.л.).
22.Саламатина И. И. К вопросу о мотивации девиантного поведения подростков // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2001. – Вып. 11. – С.212. (0,1 п.л.).
23.Саламатина И. И. Антишкольная субкультура в Англии как элемент делинквентного поведения подростков // Наука и образование в начале XXI века: состояние, проблемы, поиски / Мат-лы третьей Российской научно-методич. конф. – Сочи: МГСУ, 2002. – С.17-21. (0,31 п.л.).
24.Саламатина И. И. Молодежная субкультура и наркомания в период реформирования современного российского общества» // Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ / Материалы международной научной конф. – Коломна, КИ МГОУ, 2002. – Вып. 2. - С.395-401. (0,44 п.л.).
25.Саламатина И. И. Средства массовой информации как фактор формирования девиантного поведения подростков // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2002. – Вып. 12. – С.224-225. (0,13 п.л.).
26.Саламатина И. И. Пути разрешения проблемы информационной безопасности // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2003. – Вып. 13. – С.329. (0,1 п.л.).
27.Саламатина И. И. Кризис воспитательной функции современной семьи и пути его преодоления // Экономико-правовые аспекты строительства молодой семьи: российские, зарубежные традиции и современный опыт / Материалы межвуз. н/п конф. – Коломна: МАЭП, 2003. – С.37-40. (0,25 п.л.).
28.Саламатина И. И. Делинквентные группы несовершеннолетних как субъект притеснения // Психология притеснения: обидчики и обиженные / Материалы Всеросс. н/п конф. / Под общей ред. И.П. Башкатова. – Москва-Коломна: КГПИ, 2003. – С.59-64. (0,38 п.л.).
29.Саламатина И. И. Наркотическая субкультура молодежи как социально-педагогическая проблема // Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиенического обучения и воспитания учащихся: Науч.-метод. сб. -Вып. 4. / Отв.ред. С.С. Тверская. – Коломна: КГПИ, 2004. – С.59-63. (0,31 п.л.).
30.Саламатина И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних в США и Англии // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2004. – Вып. 14. – С.212-213. (0,19 п.л.).
31.Саламатина И. И. Проблема ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в США и Англии // Проблемы современной педагогики и системы образования» / Материалы Всеросс. н/п конф. Том 1 / Под ред. С.Н.Бегидовой. – Майкоп: изд-во АГУ, 2004. – С.105-112. (0,5 п.л.).
32.Саламатина И. И. К вопросу о нравственно-правовой социализации личности // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2005. – Вып. 15. – С.350-351. (0,19 п.л.).
33.Саламатина И. И. Основы социально-педагогической ресоциализации личности несовершеннолетнего делинквента // Психология притеснения: обидчики и обиженные / Материалы Всеросс. н/п конф. / Под общей ред. И.П. Башкатова. – Коломна: КГПИ, 2005. – С.103-109. (0,44 п.л.).
34.Саламатина И. И. Основные направления социально-педагогической ресоциализации подростков с делинквентным поведением в США и Англии // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития / Материалы юбилейной международной научно-практической конференции, приуроченной к 10-летию МАНПО. – Москва: МПГУ: В 2-х ч. – Ч. 2. – М.: МАНПО, 2005. – С.468-471. (0,25 п.л.).
35.Саламатина И. И. Влияние средств массовой информации на социальное воспитание детей и подростков // Школа жизни – школа воспитания: Материалы Всеросс. н/п конф., посвященной 115-летию со дня рождения А.С. Макаренко и 100-летию со дня рождения С.А. Кабалина / Под общей ред. И.П. Башкатова. – Коломна: КГПИ, 2005. – С.188-193. (0,38).
36.Саламатина И. И. Ошибки семейного воспитания и пути их преодоления // Психология притеснения: обидчики и обиженные / Материалы Всеросс. н/п конф. / Под общей ред. И.П. Башкатова. – Коломна: КГПИ, 2006. – С.247-250. (0,25 п.л.).
37.Саламатина И. И. К вопросу о социально-педагогической ресоциализации несовершеннолетних делинквентов в США и Англии // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Всеросс. н/п конф. – Арзамас: АГПИ, 2006. – С.185-187. (0,19 п.л.).
38.Саламатина И. И. Проблема реинтеграции и интеграции несовершеннолетних делинквентов в контексте их ресоциализации // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2006. – Вып. 16. – С.380-381. (0,13 п.л.).
39.Саламатина И. И. Социально-педагогическая концепция профилактики несовершеннолетних делинквентов // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: Сб. науч. статей и мат. Всероссийской н/п конф. – Коломна: КГПИ, 2006. – С.203-207. (0,31 п.л.).
40.Саламатина И. И. К вопросу о социальной коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних // Психология притеснения: обидчики и обиженные / Материалы Всеросс. н/п конф. / Под общей ред. И.П. Башкатова. – Коломна: КГПИ, 2006. – С.96-101. (0,38 п.л.).
41.Саламатина И. И. Проблема делинквентности личности в зарубежной научной литературе // Педагогическое образование и наука. – 2006. - №4. – С.33-36. (0,56 п.л.).
42.Саламатина И. И. Системно-структурный и личностно-деятельностный подходы в комплексном изучении ресоциализации несовершеннолетних делинквентов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Мат-лы международной н/п конф. - Коломна: КГПИ, 2007. – Вып. 17. – С.513-516 (0,31 п.л.).
43.Саламатина И. И. Делинквентность как форма отклоняющегося поведения личности // Вестник КГПИ. – 2007. – №4. – С.92-96 (0,4 п.л.).