- Поскольку город рассматривается как система, то «поведение» этой системы, обладающей способностью накапливать и передавать информацию, формировать процессы управления, функционировать в качестве самоорганизующегося феномена, является предметом серьёзных научных изысканий. Потребность культурологии включить в круг исследования составляющие части культурной системы современного города нарастает по мере того, как выясняется невозможность решать без них насущные проблемы городской культуры
- В настоящее время современный город представлен как рационально организованная территория с методами и механизмами традиционного планирования, продиктованного «сверху вниз», как центр сосредоточения производственного, политического и социокультурного потенциала, характерными признаками которого являются: высокие темпы научно-технического, промышленного и социального развития, миграционная динамика, уникальные ритмы и характеристики, формирующие полипаттерную среду с ускоренными процессами культурной идентификации.
- Структура социокультурного пространства современного города функционирует в роли организатора развития городской культурной системы, которая позволяет представить его в двух аспектах: как единое социокультурное пространство и как комплекс функционирующих социокультурных систем. Вместе с тем, субъективные и объективные факторы состояния и динамики городской культурной системы во взаимосвязи и взаимозависимости ее составляющих, определяют характер зависимости, механизмы ее поддержания и выявляют проблемы изменения ее внутренних структурных модификаций.
- С учетом методов междисциплинарного подхода, среди которых наиболее значимым является метод социокультурного (прогнозного, проблемно-ориентированного, проблемно-целевого) моделирования, разрабатываются составляющие элементы моделей культурных преобразований, осуществляемых в желаемых направлениях и с учетом имеющихся ресурсов. Обозначенная парадигма представляет совокупность позиций по ключевым проблемам городского развития: отношения человека к природе, к технологии и экономике, принципам социально-инфраструктурной организации и культурной жизни. Поэтому она может быть представлена как парадигма общечеловеческих ценностей.
- В современных российских условиях большую актуальность представляет определение стратегии эффективной организации города как культурной системы и концептуальное представление научно обоснованной и оптимальной концепции модели функционирования этой системы с учетом территориальных ресурсов. Такой подход основан на постоянном использовании информации, поступающей извне, наличии четкой системы планирования и контроля, способной быстро и адекватно реагировать на изменение целей и условия их достижения. Эта многоаспектная, встроенная в систему социальной организации модель представлена также как подсистема жизнеобеспечения человека, связанная с его природным культурным и социальным окружением.
- В условиях проходящих государственных реформ власти функционирование городской культурной системы в контексте современной социокультурной ситуации выявляет ряд проблем, главная среди которых - расхождение поставленных целей и основных направлений реальной деятельности органов местного самоуправления при отсутствии минимальных социальных стандартов. Отсюда основной задачей становится переориентация устоявшихся в обществе представлений о целях, задачах культурного развития современного города и приведение их в соответствие с новым содержанием. Правильный выбор приоритетов городской культурной политики предполагает устойчивую обратную связь со всеми составляющими городского пространства, а она, в свою очередь, требует неуклонного совершенствования субъективно-оценочных показателей благосостояния, развития своего рода «социологии счастья».
- Качество функционировния городской культурной системы напрямую зависит от класса управляющей команды и подразумевает при этом необходимость использования человеческого капитала, то есть выстраивание механизмов общественного участия (общественной экспертизы), рассматривая его как способ обеспечения постоянного баланса между действиями органов управления и общественными потребностями. Социальное благополучие и уровень качества жизни горожан будет зависеть от «меры доступности средств» для решения жизненно-важных проблем.
- Образование, воспитание, досуг, информационное пространство как категории человеческой культуры и подсистемы культурной системы являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения эти интересов. Культурно-образовательное пространство города рассматривается как современное многоуровневое образовательное направление интегративного типа, обеспечивающее полный цикл от получения нового знания до его массового использования в развитии города. Несмотря на особенности нормативной, коммуникативной, функциональной и культурной интеграции населения современного города, только личностные характеристики человека связаны с элементами его дифференцированного социокультурного окружения: образованием и воспитанием, культурой, досугом и информацией, повседневной жизнью. Повышение уровня образования еще не во всех отношениях находит адекватное отражение в культуре города и городского образа жизни в целом. В связи с этим возникает острая проблема стабильности творческих коллективов, предприятий, учреждений, поскольку образование является одним из факторов активной миграции молодых людей из провинциального города в столичные мегаполисы.
- В условиях городских культурных процессов в качестве приоритетного направления в сфере культуры становится решение локальных проблем сохранения национальных культурных особенностей. Этнокультурная идентичность как составляющая часть культурной системы современного города характеризует стремление национальных групп не столько к политическому или экономическому, сколько к культурному самоопределению. Чем больше разнообразие национальных культур и природных ландшафтов, тем выше социальный потенциал города. Исследование на городском уровне качества культурно - исторической преемственности выдвигает новые требования к сохранению развитию первичной национальной идентичности через возрождение элементов традиционной культуры.
- Многообразие видов культурной деятельности современного города представляет творческий диалог культурных институтов и культурных программ, для которых актуализируются проблемы создания пространств взаимодействия и общения различных сообществ и групп в направлении межличностного общения и коммуникации, преодоления границ между различными социальными и национальными группами, включения маргинальных групп в поле внимания общества. Основной общественно значимый результат функционирования социокультурной сферы города выражается в общем виде в улучшении качества характеристик городского населения, обусловлен процессом восстановления и развития физических и интеллектуальных способностей людей в свободное время. Достичь такого результата можно только путем наиболее полного использования городским населением возможностей и условий, предоставляемых ему городом.
- Анализ культурного наследия современного города и его всестороннее изучение позволяет решать ряд предельно важных задач: выявления генезиса культурных феноменов в процессе изучения, сохранения и использования предметного ряда городских историко-культурных объектов, изучения сходства и различия этих объектов в ходе реализации их функций, исследование форм организации и динамики их использования и т.п. Вследствие «взрыва» исторического и национального самосознания людей, активной деятельности многих общественных и «неформальных» движений формируется понятие об исторических социокультурных системах, их социальной и культурной динамике. В то же время управление историко-культурными комплексами как целостными территориальными образованиями неосуществимо без поиска адекватных форм охраны. По этой причине возникает множество конфликтных ситуаций, когда частичное рассмотрение территориально обусловленных феноменов наследия лишает возможности координированно влиять на политику городского развития.
- Культурные процессы понимаются не только как объект организации (с позиций приоритетов, целей, функций), но и как предмет практического использования в городском сообществе, где они находят выражение, во-первых, в рефлексии, во-вторых, в социокультурном моделировании, с помощью которых создаются нормы, внедряются в те или иные социальные группы. В этих процессах важную роль играет разработка организационных моделей культуры, ориентированных на город «культурных технологий». Регуляция культурных процессов производится посредством функционирования имеющейся «вертикали» властных институтов и работы культурных институтов как основных «проводников» организации. Из этого следует, что адаптация социокультурной системы к меняющимся условиям бытия происходит не только методом стихийно развивающихся процессов, играющих значимую роль в жизни общества, но и через комплекс регулятивных механизмов.
- Современные реформы в политике, экономике, культуре ещё не связаны пониманием привязанности социальных процессов к культурному ландшафту городских сообществ, а лишь пытаются разрешить противоречия вопреки реально действующим механизмам урбанизации. Но именно эти процессы неразрывно связаны с динамикой созревания городского ядра, аккумулирующего в себе главные потенции развития, лишающего социальную жизнь «состояния покоя». В настоящее время процесс стратегической организации культурных процессов включает ряд направлений отраслевой деятельности: планирование, введение системы индикаторов, исполнение, оценку и подведение итогов. Каждой фазе соответствует набор ключевых аналитических инструментов, включая подготовку и планирование, оценку потенциала, разработку индикаторов, исполнение, установление связей и распространение информации. В итоге город становится устойчивым и живым благодаря культурной жизнеспособности горожан, которая проявляется как забота, уважение и внимание по отношению к образу города и его жителей, включает идентичность, память и традиции городского сообщества, а также производство, распространение и потребление символических творческих продуктов, выражающих своеобразие города.
- Благодаря представлению Тольятти как примера культурной системы становится возможным на специально выделенных сферах проследить основные источники локальных изменений и многообразия культурной жизни молодого города. При концептуализации городского округа Тольятти как культурной системы последнюю можно представить как единицу анализа эволюции культуры молодых городов, предполагающей возможность структурно-функциональных модификаций. Изменчивость города как культурной системы зависит от условий ее существования и характера ее связей с окружением, а изучение динамики составляющих подсистем городской культуры дает возможность выделить механизмы, обеспечивающие их самосохранение и саморазвитие.
2. Скрипачева, И.А. Исследование культурных процессов молодых городов Текст / И.А. Скрипачева // Вопросы культурологии. 2007. №. 8. С. 53–56. (0,3.п.л.).
3. Скрипачева, И.А. Культурные процессы в современном промышленном городе (на примере Тольятти) Текст / И.А. Скрипачева // Россия и современный мир. 2007. №. 4. С. 164–171. (0,5п.л.).
4. Скрипачева, И.А. Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе Текст / И.А. Скрипачева // Вестник МГУКИ. 2006. №. 4. С. 100–102. (0,4 п.л.).
5. Скрипачева, И.А Урбанизационный тип культуры молодых городов Текст / И.А. Скрипачева // Вестник МГУКИ. 2007. №. 5. С. 53–56. (0,4 п.л.).
6. Скрипачева, И.А. Особенности молодежной культуры в современном городеТекст / И.А. Скрипачева // Вопросы культурологии. 2008. №. 9. С. 76–79. (0,4 п.л.).
7. Скрипачева, И.А. Организация культурной пространственной среды современного города Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 80. С. 39–43. (0,4 п.л.).
8. Скрипачева, И.А. Создание условий для организации досуга населения в городском округе Тольятти Текст / И.А. Скрипачева // Вопросы культурологии. 2009. №. 4. С. 59–63. (0,4 п.л.).
9. Скрипачева, И.А. Особенности развития культурных процессов молодых городов (на примере города Тольятти) Текст / И.А. Скрипачева // Обсерватория культуры. 2009. №3. С. 73–77. (0,4 п.л.).
10. Скрипачева, И.А. Новые образцы культурных решений социально значимых проблем молодых городов (на примере города Тольятти) Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №. 6. С.167-175. (0,4 п.л.).
11. Скрипачева, И.А. Модели управления культурными процессами современного города (на примере города Тольятти) Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2010. №1. С. 191-197. (0,4 п.л.).
Монографии, учебные пособия
12. Скрипачева, И.А. Город как культурная система. (Монография). Текст / И.А. Скрипачева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2009. – 336 с. (21 п.л.).
13.Скрипачева, И.А. Лабиринты муниципальной культурной политики. Теория и практика. (Монография). Текст / И.А. Скрипачева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2005. – 218 с. (14 п.л.).
14. Скрипачева, И.А. Исследование и анализ культурных стратегий молодых городов (на примере города Тольятти). (Коллективная монография). Текст Гл XIX / Научные исследования: информация, анализ прогноз: монография / Н-34 [И.А. Скрипачева, Б.Я. Бляхман, М.С. Ветренко и др.]; под общ. ред. О.И. Кирикова. – Книга 17. – Воронеж: ВГПУ, 2008. C.224-231. – 380 с. (1,2 п.л.).
15. Скрипачева, И.А. Муниципальная культурная политика. (Учебно-методическое пособие). Текст / И.А. Скрипачева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. 76 с. (7 п.л.).
16. Скрипачева, И.А. Культурные стратегии Тольятти и механизмы организации культурных процессов. (Коллективная монография). Текст / И.А. Скрипачева. // Картина городской жизни Тольятти: опыт комплексного научного подхода / под ред. проф. В.П. Овсянникова (глава1), проф. И.В. Цветковой (глава 2). – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010. С.80-94. (0,6 п.л.).
Другие публикации, отражающие содержание диссертации
17. Скрипачева, И.А. Древнее имя города как памятник культурно-исторического наследия. Текст / И.А. Скрипачева // Сб. науч. материалов VII всероссийской науч. конф. с международным участием «Культура и интеллигенция России: инновационные практики, образы города. Юбилейные события. Историческая память горожан». Омск, 2009. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. С. 46–47. (0,2 п.л.).
18. Скрипачева, И.А. Организация социокультурной деятельности по месту жительства в современном городе. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 3. С. 697–701. (0,4 п.л.).
19. Скрипачева, И.А. Система экологии культуры молодых городов. Текст / И.А. Скрипачева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск: ELPIT. 2007. Том 2. С. 211–214. (0,5 п.л.).
20. Скрипачева, И.А. Проблемы культуры молодых городов (на примере городского округа Тольятти). Текст / И.А. Скрипачева // Объединенный научный журнал. – М., 2007. Вып. 15. С. 9–12. (0,4 п.л.).
21. Скрипачева, И.А. Особенности молодежного досуга в современном городе (на примере г. Тольятти). Текст / И.А. Скрипачева // Дом культуры. 2008. №10. С. 6–8.(0,4 п.л.).
22. Скрипачева, И.А. Особенности формирования городской культурной политики в структурах органов местного самоуправления. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник департамента культуры городского округа Тольятти. – Тольятти: Соломон, 2003. № 3. С. 21–25.(0,4 п.л.).
23. Скрипачева, И.А Проблемы деятельности учреждений культуры в современных условиях. Текст / И.А. Скрипачева // Сб. ст. IV Всероссийской конференции-семинара. Сызрань, 2001. – Москва-Сызрань, Изд-во Современник, 2001. С. 32–38.(0,4 п.л.).
24. Программа развития культуры города Тольятти. Текст / – Тольятти, Изд-во Современник,1998. – С. 135–151. (1,2 п.л.).
25. Скрипачева, И.А. Городская культура в условиях реформирования. Текст / И.А. Скрипачева // Материалы научной конференции “Культурное пространство России в XXI веке. Федеральные и региональные проблемы” //Ориентиры культурной политики. – М.: 2003. № 11–12. С. 14–17. (0,4 п.л.).
26. Скрипачева, И.А. Особенности городской культурной политики в условиях реформирования органов местного самоуправления. Текст / И.А. Скрипачева //Актуальные проблемы наук о культуре и искусстве: Сб. ст. аспирантов АПРИКТ.Москва,2003. – М.: Изд-во АПРИКТ, 2003. Вып. 7. – С. 11–14. (0,4 п.л.).
27. Скрипачева, И.А. Кризисные аспекты культурной политики городского сообщества. Текст / И.А. Скрипачева // Тез. докл. межвуз. науч.-метод. конф. «Методологические проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузе». Тольятти, 2001. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2001. С. 229–231. (0,3 п.л.).
28. Скрипачева, И.А. Проблемы и развитие культуры молодых городов (на примере города Тольятти). Текст / И.А. Скрипачева // «Наука-производство – технология – экология»: Сб. материалов. Киров, 2008.-Киров: Изд-во ВятГУ, 2008. Том 6. ГФ. С. 335–338. (0,4 п.л.).
29. Скрипачева, И.А. Город как объект культурологического анализа. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. Вып. 1. С. 123–129. (0,5 п.л.).
30. Скрипачева, И.А. Культурная среда молодых городов. Текст / И.А. Скрипачева // Фундаментальные исследования. – М.: Академия естествознания, 2007. № 11. С. 36–41. (0,5 п.л.).
31. Скрипачева, И.А. Особенности городского образа жизни и культура потребления социальных благ. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. Вып. 2. С. 235–240. (0,4 п.л.).
32. Скрипачева, И.А. Семья как социально-культурный феномен. Текст / И.А. Скрипачева // Семейные ценности промышленного города: к проблеме трансформации: сб. статей / сост. и науч. ред. Л.В. Карцева.Тольятти,2007. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. С. 68–70. (0,3 п.л.)
33. Скрипачева, И.А. Формирование компетентности специалиста посредством усвоения ценностей культуры. Текст / И.А. Скрипачева // Проблемы университетского образования. Компетентностный подход в образовании: сб. материалов III Всероссийской научно-метод. конф.: в 2 т. / под ред. Г.Н. Тараносовой. Тольятти, 2007. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. Т. 1. С. 156–159. (0,4 п.л.).
34. Скрипачева, И.А. Муниципальное управление в сфере культуры современного города. Текст / И.А. Скрипачева // Совершенствование системы управления организацией в современных условиях: сб. ст. V Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2008. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2008. С. 20–23. (0,2 п.л.).
35. Скрипачева, И.А. Современный город: время, культура, общество (на примере города Тольятти). Текст / И.А. Скрипачева // Человек и общество: на рубеже тысячелетий: междунар. сб. науч. трудов / под общ. ред. О.И. Кирикова.Воронеж, 2008. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2008. Вып. ХL. С. 136–144. (0,5 п.л.).
36. Скрипачева, И.А. Общественная и культурная жизнь людей современного города. Текст / И.А. Скрипачева // Сб. науч. трудов VI юбилейной Международной научной конференции «Инновации в науке и образовании». Калининград, 21–23 октября 2008 г. – Калининград: Изд-во Калининградский тех. ун-т, 2008. С. 120–123. (0,3 п.л.).
37. Скрипачева, И.А. Формирование культуры личности посредством воспитания и образования. Текст / И.А. Скрипачева // Школа, государство и общество: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Пенза, 2008. – Пенза: Изд-во Приволжский Дом знаний, 2008. С. 106–108. (0,2 п.л.).
38. Скрипачева, И.А. Социокультурные аспекты инновационного развития современных городов (на примере г. Тольятти). Текст / И.А. Скрипачева // Диалог культур в изменяющейся России: исторический опыт региона и социокультурная реальность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ставрополь, 2008. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. С. 44–52. (0,8 п.л.).
39. Скрипачева, И.А. Городской диалог – важнейшее условие сохранения и развития культуры. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник департамента культуры городского округа Тольятти. – Тольятти: Соломон, 2003. С. 15–18. (0,3 п.л.).
40. Скрипачева, И.А. Городская культура Тольятти и ее адаптация к условиям окружающей территории. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник Гуманитарного института ТГУ / под ред. Е.Ю. Прокофьевой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2008. Вып.1. С. 144–147. (0,4 п.л.).
41. Скрипачева, И.А. Взаимодействие образования и культуры - насущная необходимость в кризисном социуме. Текст / И.А. Скрипачева // Проблемы гуманизации вузовского образования. Сб. научных трудов ПТИС. – Тольятти: Агни, 2001, № 9. С. 145–149. (0,4 п.л.).
42. Скрипачева, И.А. Культурные стратегии Тольятти. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник департамента культуры городского округа Тольятти. – Тольятти: Соломон, 2008. С. 109–113. (0,5 п.л.).
43. Скрипачева, И.А. Образовательные индустрии и рынок образовательных услуг в современном городе. Текст / И.А. Скрипачева // Вестник департамента культуры городского округа Тольятти. – Тольятти: Соломон, 2008. С. 10–14. (0,4 п.л.).
44. Скрипачева, И.А. Условия управления социокультурными процессами путём комплексного программного обеспечения. Текст / И.А. Скрипачева // Методология управления инновационными процессами в науке и образовании. Сб. науч. трудов.– Тольятти-Москва, 2001. Вып.1. С. 139–151. (0,8 п.л.).
45. Скрипачева, И.А. Информационная открытость как необходимое условие для формирования и успешного развития культурных процессов в современном городе. Текст / И.А. Скрипачева // Культура глобального информационного общества: противоречия развития / отв. ред. А.В. Костина, сб. науч. статей – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2010. С.370-376. (0,5 п.л.).