- Процесс взаимообогащения, взаимопроникновения и взаимовлияния различных парадигм в конце ХХ века привел к глобальному изменению культурного пространства. Именно в конце ХХ века литература становится объектом изучения в культурологии.
- Постмодернистский дискурс сыграл активную роль в процессе интеграции немецкого литературоведения в культурологическое пространство.
- Определение места литературы 1980 - 1990-х годов (и, в частности, немецкоязычной литературы) и творчества немецкоязычных писателей как в контексте ХХ века, так и в контексте мировой культуры вообще, обоснование наличия постмодернизма и постмодернистских тенденций как нового вúдения мира представляется целесообразным лишь в рамках общекультурных процессов. Изменение культурной парадигмы предстает как предпосылка трансформаций в немецкоязычной литературе конца ХХ века и актуализации постмодернистского дискурса.
- Многовековое взаимообогащение литературы и видов искусства привело к продуктивным трансформациям: стали появляться новые формы воплощения как в литературе, так и в искусстве, что привело, с одной стороны, к усложнению общекультурной ситуации, с другой - к неизбежным и плодотворным изменениям, к рождению новых феноменов. В эпоху постмодерна все актуальнее становится проблема взаимодействия литературы и искусства: под влиянием музыкальной практики и живописи происходит неизбежная трансформация текстовых форм, а в музыке и живописи, в свою очередь, нередко используются повествовательные стратегии, что ведет к актуализации концепции функционального синтеза искусств.
- Проблема воздействия на литературу медийных технических средств приобретает социологический и культурный характер. Под воздействием медийных концепций также культурология и литературоведение поменяли темы и форму и определили для себя ракурс новых исторических взаимосвязей. Появление интертекста вовлекло в процесс визуальные и аудиовизуальные тексты, способствуя синтезу литературы с другими искусствами. В грандиозном проекте, соединяющем искусство и жизнь (Интернет), пересекаются границы в рамках эстетических экспериментов. В свою очередь, оптические и акустические медийные свойства актуализируются в текстовых структурах. Декларируемая «вторичным миром» медиа эстетизация общественной жизни противопоставляется чувственному опыту, субъективному восприятию и рефлексии. Данная оппозиция позиционируется в культуре и литературе конца ХХ века.
- Возникшая под маркой «новой субъективности» в конце 1980-х годов альтернативная культура, вследствие которой начали распадаться привычные концепты, такие как произведение искусства, автор и т.д., обусловила исчезновение больших целей в литературе и появление апокалипсических настроений, атмосферы «времени конца». Имеют место поиск и смена идентичности, ее мультиплиционность, наряду с этим - процесс децентрирования субъекта.
- Ситуация с культурой чтения в Германии, сложившаяся в конце ХХ века, обусловлена как натиском информации и обилием медиа (CD, DVD, Интернет и прочие аудио-визуальные медиа), так и актуальнейшей проблемой выживания библиотек в современном немецкоязычном обществе. Культура чтения в Германии также зависит от уровня образования, семейной и общественной социализации. Интенсивность чтения у населения Германии не сопоставима с количеством обращений к другим медиа: сверхпрессинг информации и СМИ постепенно вытесняют книгу как носителя культуры из арсенала немецкого общества.
- За последние тридцать лет в немецкоязычной литературе имели место радикальные изменения: были созданы предпосылки для формирования новой литературной ситуации - ситуации постмодернизма. Элементы постмодернистского мышления в немецкоязычной литературе определяются пересечением философских и литературных проблем. Связь со спецификой современных визуальных искусств, языковая игра, проблема авторства - все это позволяет определить направленность значительной части произведений этого периода как постмодернистскую.
- Постмодернистский дискурс не только затронул немецкую традицию, но и изменил ее. Постмодернизм определился и как направление в немецкой литературе, и как новая парадигма в немецком литературоведении со своим инструментарием и методами. Специфика постнеклассической науки, постмодернизм стимулировали процесс междисциплинарного обмена. Постмодернистский дискурс в какой-то степени «пошатнул» социальное здание немецкой гуманитарной науки: многие исследователи и писатели вынуждены были распрощаться с традиционным понятием литературы. Внедрение постмодернистского дискурса в немецкоязычную культуру и литературу сопровождалось кризисными явлениями, зарождением новой концепции личности, а также многочисленными дискуссиями. Появление постмодернизма в немецкоязычном культурном пространстве привело к переориентации проблемно-художественного вектора литературы.
- Осмысление «проблемы человека» (термин М. Бубера), истории, пути художника стали основными тематическими направлениями, в которых немецкоязычный литературный постмодернизм реализовал себя в полной мере в прозе, драматургии и поэзии.
- Общественно-политические события, произошедшие в Европе в конце ХХ века, способствовали литературным трансформациям. Произошло обогащение литературы, появились новые направления: литература узко ориентированных так называемых кружков (или микрогрупп - «life-stуle»-литература), предназначенная для разных слоев населения и репрезентирующая их стиль жизни, литература, посвященная феномену Берлинской стены, «журналистская» литература, «женская» литература, «городская», культивирующая постмодернистскую поэтику мегаполисов, новая «поэзия трупов и внутренностей», «постдраматургия», «поп-литература», «литература в сети», постмодернистский роман и т.д. Но наряду с этим, писатели продолжали следовать и традициям прошлого, правда, преломляя их в новом свете. Так, они обращаются к жанрам романа о художнике, об исторической личности, к поэтике воспоминаний и биографическому началу. По-прежнему актуальны темы минувшей войны. Новую эстетическую модель истории авторы продолжают конструировать и на материале недавних исторических событий (таких как объединение Германии, процесс глобализации и т.д.).
2. Особенности интеграции постмодернизма в немецкоязычном культурном пространстве: эпохальные трансформации и литературная дискуссия // Известия международной академии наук высшей школы. Научный и общественно-информационный журнал. – №4 (38) / 2006. – С. 193–203 (0,5 а.л.).
3. Немецкая литература: прошлое и настоящее // Современная Европа. – №1 (29) январь-март. – М.: Институт Европы Российской Академии наук, 2007. – С. 87–101 (0,9 а.л.) (Принято к печати до 31.12.2006).
4. «Равновесие» и «восстание» Бото Штрауса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 525. – М.: МГЛУ, 2006. – С. 157–164 (0,36 а.л.).
5. «Faserland» Кристиана Крахта и «Гелиополь» Эрнста Юнгера. Глобальный кризис и проблема распада личности в романе К. Крахта «1979» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 547. – Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2007. – С. 141–152 (0,74 а.л.).
6. Стилистика постмодернистского повествования: деконструкция в пьесе Хайнера Мюллера «Гамлет-машина» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 521. – М.: Рема, 2007. – С. 171–179 (0,5 а.л.).
7. «Бархатная революция» в немецкой литературе конца ХХ века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 548. – Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство «Эйдос»), 2007. – С. 196–206 (0,7 а.л.).
8. Немецкая лирика конца ХХ века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 537. – М.: Рема, 2007. – С. 139–159 (1 а.л.).
9. Интертекстуальность и лексические особенности постмодернистского повествования в пьесе Хайнера Мюллера «Гамлет-машина»: внутри- и внетекстовые составляющие // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 532. – М.: Рема, 2007. – С. 190–208 (1 а.л.).
10. Биографическое начало и диалектика воспоминаний в постмодернистском изложении немецких авторов 80-90-х гг. ХХ века. История и традиция сквозь призму романа о художнике // Вестник Московского государственного лингвистического университета. – Вып. 547. – 2007. – С. 124–140 (1,13 а.л.).
11. Женщина-ночь. Уте Лемпер. Lady in the dark // Обсерватория культуры. – 2007. – № 6. – С. 84–85.
Монографии и прочие публикации, отражающие основное содержание диссертации:
12. Постмодернизм в гипертексте немецкой культуры. Монография. – М.: Спутник+, 2010. – 95 с. (4,7 а.л.).
13. Немецкая литература конца ХХ века и актуализация постмодернистской парадигмы. Монография. – М.: Рудомино, 2007. – 416 с. (22 а.л.).
14. Исторические ракурсы в немецкоязычной литературе конца ХХ века. – М.: «Глобус», 2007. – 100 с. (5,8 п.л.).
15. Новая реальность в постмодернизме: роман Кристофа Рансмайра «Последний мир». – М.: «Глобус», 2007. – 100 с. (5,8 п.л.).
16. Немецкая драматургия конца ХХ века. – М.: ИПЦ «Глобус», 2007. – 88 с. (3,8 п.л.).
17. Проблемно-художественный аспект романа Вольфганга Кёппена «Теплица» // Стилистическая категоризация и текст. Сб. науч. трудов. – Вып. 433. – М.: МГЛУ, 1996. – С. 184–207 (1 а.л.).
18. Переход к новым формам в творчестве Вольфганга Кёппена: записки о путешествиях // Всемирная литература в контексте культуры. Х Пуришевские чтения. Сб. статей и материалов. – М.: МПГУ, 1998. – С. 187–189 (0,12 а.л.).
19. Стилистические особенности романа Вольфганга Кёппена «Голуби в траве» // Стилистика: семантика, прагматика. – Сб. науч. трудов. – Вып. 442. – М.: МГЛУ, 1998. – С. 89–96 (0,3 а.л.).
20. Позиция «синтеза» в творчестве В. Кёппена как способ разрешения проблемности понятия «творческий метод» // Проблемы истории литературы. Сб. статей. – Вып. 9. – М.: МГОПУ, 1999. – С. 115–130 (0,74 а.л.).
21. Пространственные и временные характеристики героя как продукт взаимодействия стилистических и жанровых начал в романе М. Селимовича «Дервиш и смерть» // Проблемы истории литературы. Сб. статей. – Вып. 13. – М.: МГОПУ, 2001. – С. 160–162 (0,24 а.л.).
22. «33 мгновенья счастья» Инго Шульце // Литературная учеба. Литературно-философский журнал. – Кн. 4 (июль-авг.) – 2002. – С. 55–60 (0,37 а.л.).
23. Инновационный подход к преподаванию литературы // Международная научно-практическая конференция «Технологии и инновации в педагогике, психологии и лингвистике». Тезисы докладов. – М.: МЭЛИ, 2006. – С. 12 (0,03 а.л.)
24. История мировой литературы и искусства. Программа учебной дисциплины. – М.: МГЛУ, 2006. – 31 с. (1,4 п.л.).
25. История литературы стран первого иностранного языка (Германии, Австрии, Швейцарии). Программа учебной дисциплины. – М.: МГЛУ, 2006. – 54 с. (2,5 п.л.).
26. Постмодернизм: кризис литературы в эпоху СМИ // Бремя развлечений: Otium в Европе. XVIII-XX вв. Российская Академия наук. Государственный институт искусствознания. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. – С. 231–243 (0,76 а.л.).
27. Немецкая драматургия 80-90-х годов ХХ века // Литература конца ХХ – начала XXI века в межкультурной коммуникации. XVIII Пуришевские чтения. Сб. материалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2006. – С. 107–108 (0,06 а.л.).
28. Мифы повседневности, жизнь документа и его трансформация в сценариях Ральфа Кёнига, Александра Клуге и Ганса-Магнуса Энценсбергера // Наука телевидения. Научный альманах. – Вып. 3. – М.: ГИТР, 2006. – С. 92–97 (0,34 а.л.).
29. «Новые страдания молодого В.» Ульриха Пленцдорфа: интер- и интратекстуальное преломление традиции // ИСТФИЛ: Исследования в гуманитарных науках. – Вып. V. – М.: Лабиринт, 2006. – С. 37–41 (0,3 а.л.).
30. «Женская» литература в современном немецкоязычном пространстве // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. – №2. – М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2006. – С. 164–175 (0,7 а.л.).
31. Постструктуралистский подход в преподавании литературы // Научные труды. – Сб. №7. – М.: МЭЛИ, 2006. – С. 120–127 (0,36 а.л.).
32. Немецкая драматургия 80-х годов ХХ века: Танкред Дорст и Кристоф Хайн. «Постдраматургия» // Современные гуманитарные исследования. – №3 (16). – 2007. – С. 91–93 (0,1 а.л.).
33. Литературные дороги России и Германии. Влияние зарубежных образцов постмодернизма, плюрализм и концепция личности // Вопросы филологических наук. – №3 (26). – 2007. – С. 61–70 (0,86 а.л.).
34. Постмодернистский театр. Новая немецкая драматургия: Х. Мюллер «Гамлет-машина» // Актуальные проблемы современной науки. – №4 (37). – 2007. – С. 39–40 (0,15 а.л.).
35. «Простые истории» Инго Шульце // Вопросы гуманитарных наук. – №4 (31). – 2007. – С. 79 (0,09 а.л.).
36. Дискуссия со временем в прозе Бото Штрауса 80-90-х годов // Вопросы филологических наук. – №4 (27). – 2007. – С. 23–25 (0,3 а.л.).
37. Традиция в «немецком преломлении»: Петер Хакс // Методические и лингвистические аспекты изучения языков и культур. Межвузовский сб. – М.: Прометей, 2007. – С. 73–77 (0,2 а.л.).
38. Оппозиции в романе Кристофа Рансмайра «Последний мир» // Переходные периоды в мировой культуре и литературе. XIX Пуришевские чтения. Сб. статей и материалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2007. – С. 189–190 (0,05 а.л.).
39. Город как литературная площадка в творчестве немецких писателей конца ХХ века // Российская Академия Наук. Государственный институт искусствознания. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. – С. 310–318 (0,5 а.л.).
40. Литература и масс-медиа: взаимодействие в рамках межкультурной коммуникации // Наука телевидения. Научный альманах. – Вып. 4. – М.: ГИТР, 2007. – С. 102–108 (0,26 а.л.).
41. Литературный герой конца ХХ столетия и «проблема человека» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. – №2. – М.: Издательство Литературного института им. А. М. Горького, 2007. – С. 240–246 (0,5 а.л.).
42. Современная история в произведениях Гюнтера Грасса 1980-90-х гг. // Вопросы гуманитарных наук. – №6 (33). – 2007. – С. 90 (0,06 а.л.).
43. Австрийский постмодернизм: «Болезнь Китахары» Кристофа Рансмайра // Вопросы филологических наук. – №6 (29). – 2007. – С. 44 (0,15 а.л.).
44. Петер Хакс о русской истории // Современные гуманитарные исследования. – №6 (19). – 2007. – С. 110 (0,08 а.л.).
45. Историческое прошлое в романах Петера Вайса, Уве Йонсона, Марианны Фриц и Аготы Кристоф // Вопросы гуманитарных наук. – №6 (33). – 2007. – С. 88–89 (0,1 а.л.).
46. Падение Берлинской стены: вектор литературного развития Востока и Запада // Германия. ХХ век. Модернизм, авангард, постмодернизм. Литература, живопись, архитектура, музыка, кино, театр. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). Российская Академия Наук. Государственный институт искусствознания. Российское общество по изучению современного немецкого искусства. – 2008. – С. 304–316 (0,8 а.л.).
47. История прошлого в прозе современных немецких авторов. Эдгар Хильзенрат, Урс Видмер, Вальтер Кемповский и др. // Актуальные проблемы современной науки. – №1 (40). – 2008. – С. 73–74 (0,08 а.л.).
48. Русская история в драматургии Петера Хакса // Россия в культурном сознании Запада. ХХ Пуришевские чтения. Сб. статей и материалов всероссийской конференции. – М.: МПГУ, 2008. – С. 122–123 (0,04 а.л.).
49. Рецепция постмодернизма в немецком литературоведении // Альманах «Дискурс». Коммуникативные стратегии культуры и образования. – 14/15 2007. – М.: Издательский центр РГГУ, 2008. – С. 85–93 (0,85 а.л.).
50. Постдраматический театр // Материалы международной конференции Российской Академии Наук «Немецкая литература ХХ век: новый взгляд». – Интернет: http://www.imli.ru/nauka/conference/2008/novy.php.
51. Судьба музыканта в романе П. Шнайдера «Сестра сна» // Взаимодействие литературы с другими видами искусства. XXI Пуришевские чтения. Сб. статей и материалов международной конференции. – М.: МПГУ, 2009. – С. 177–178 (0,4 а. л.).
52. Культура чтения в Германии // Экономика. Право. Лингвистика. Межвузовский научно-практический сборник. – Вып. 4 (№20), декабрь 2009 г. – М.: Объединенная Академия Образовательных учреждений. – С. 45 – 50 (0,5 а.л.).