- Синтез философско-эстетических и музыкально-поэтических характеристик в культурологических воззрениях Ф. Ницше делает их предметом междисциплинарного интереса и основой для разноплановой рецепции представителями духовно-интеллектуальной и художественной традиции.
- Развитие философского обращения к античности соединяется в творчестве Ницше с базовыми интуициями немецкой духовно-художественной культуры XVIII-XIX веков (прежде всего И. Х. Гёльдерлина, А. Шопенгауэра и Р. Вагнера).
- Культурологические идеи Ницше, основанные на изучении закономерности развития форм культуры и сопряженности приемов художественного мышления и способа бытия и мироощущения человека, занимают центральное место в философии мыслителя, получая особую форму преподнесения на каждом этапе его творческой эволюции.
- Музыкальная модальность творчества Ницше позволяет рассматривать его творчество как систему с точки зрения формальной организации философско-культурологического материала, несмотря на идейные различия трех взаимопроникающих этапов эволюции мыслителя.
- Деятельность Архива Ницше создала феномен ницшеанства как организованного идейно-художественного движения в культуре, но в немалой степени сыграла негативную роль в восприятии Ницше современниками.
- Рецепция Ницше представителями художественной культуры Европы, России и США частично обусловлена сопряженностью идей Ницше с трагедией двух мировых войн и выявляет четыре этапа, наиболее значимым из которых в отношении литературы, изобразительного и музыкального искусства предстает второй этап, охватывающий первую половину ХХ века.
- Культурологические идеи раннего и позднего Ницше (аполлоническое и дионисическое, сверхчеловек, смерть Бога) нашли отражение в музыкальном и изобразительном искусстве ХХ века, причем масштабные в художественном и жанровом отношении произведения могут полемизировать с первоначальной ницшеанской идеей-вдохновителем.
- Наиболее полное воплощение комплекс культурологических идей Ницше получил в литературе ХХ века, отразившись в теоретических программах символистов, дадаистов, футуристов, экспрессионистов, сюрреалистов, экзистенциалистов и в их индивидуальных творческих концепциях. В зарубежной литературе особенно востребованными оказались проблемы, связанные с художественным творчеством: сверхчеловека-художника, критики культуры, соотношения искусства и жизни. Спецификой отечественной художественной рецепции идей Ницше, раскрывшего внутренний динамизм европейской культуры через механизм конфликта ее христианских и греко-римских начал, является преломление этих идей через призму христианского мировосприятия на основе русской духовной традиции.
1. Щербакова Е.В. Ницше и музыка / Е.В. Щербакова. – Рязань – Коломна: Копи-Принт – КГПИ, 2009. – 21,13 п.л.
2. Щербакова Е.В. Культурология Ницше в контексте европейской художественной культуры ХХ века / Е.В. Щербакова. – Коломна: МГОСГИ, 2010. – 6 п.л.
II. Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК
1. Щербакова Е.В. Значение Архива Ницше в формировании ницшеанства в Германии конца XIX – первой половины ХХ веков / Е.В. Щербакова // Полигнозис. – 2009. – №2. – С. 49–60. 1 п.л.
2. Щербакова Е.В. Переинтонирование христианской темы в философии Фридриха Ницше / Е.В. Щербакова // Религиоведение. – 2009. – № 3. – С. 83–92. 1 п.л.
3. Щербакова Е.В. Разные лики Заратустры: Рихард Штраус versus Фридрих Ницше / Е.В. Щербакова // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5. – С. 28–33. 0,5 п.л.
4. Щербакова Е.В. Развитие концептов «государство» и «гений» в философском дискурсе Ницше / Е.В. Щербакова // Вопросы культурологии. – 2009. – № 5. –С. 30–34. 0, 5 п.л.
5. Щербакова Е.В. Казус Ницше и Казус Вагнера в культуре Германии первой половины ХХ века / Е.В. Щербакова // Вопросы культурологии. – 2009. – № 8. – С. 43–46. 0,5 п.л.
6. Щербакова Е.В. Проблема сверхчеловека в русской музыкальной культуре Серебряного века: Скрябин и Ницше / Е.В. Щербакова // Вопросы культурологии. – 2009. – № 10. – С. 71–74. 0,5 п.л.
7. Щербакова Е.В. Парабола эстетики Ницше в системе классико-модернистских координат / Е.В. Щербакова // Полигнозис. – 2010. – № 1–2. – С. 40–52. 1 п.л.
8. Щербакова Е.В. Музыкальные аспекты поэтики Фридриха Ницше / Е.В. Щербакова // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 1. – С. 48–53. 0,5 п.л.
9. Щербакова Е.В. Эстетические идеи Ф. Ницше в австрийской литературе / Е.В. Щербакова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 3. – С. 99–103. 0,5 п.л.
10. Щербакова Е.В. Ницше и австро-германский модерн / Е.В. Щербакова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 6. – С. 71–75. 0,5 п.л.
III. Научные статьи, учебно-методическая литература, тезисы докладов и выступлений
1. Щербакова Е.В. Философы о музыке: Фридрих Ницше и Рихард Вагнер / Е.В. Щербакова // XI Международная конференция «Логика, методология, философия науки». Москва – Обнинск, 1995. – С. 188–193. 0,25 п.л.
2. Щербакова Е.В. Категории аполлонического и дионисического в культурологии Ницше / Е.В. Щербакова // Категории и проблемы культурологии: сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 156. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2000. – С. 20–36. 1 п.л.
3. Щербакова Е. В. Ницшеанство в австро-германской музыке первой трети ХХ века / Е.В. Щербакова // Философия и музыка: сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 159. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. – С. 94–116. 1,4 п.л.
4. Щербакова Е.В. Искусство как генерал-бас «артистической метафизики» Фридриха Ницше / Е.В. Щербакова // Философия искусства: сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 161. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2003. – С. 33–53. 1,25 п.л.
5. Щербакова Е.В. Драматически-музыкальная составляющая в философско-эстетическом творчестве Ф. Ницше / Е.В. Щербакова // Научное и постнаучное в современной эстетике: Материалы II Овсянниковской международной эстетической конференции / под общ. ред. А.С. Мигунова и С.А. Дзикевича. – М.: ЗАО «Книга и бизнес», 2006. – С. 201–218. 1 п.л.
6. Щербакова Е.В. Проблема соотношения искусства и жизни в произведениях Ф. Ницше и Т. Манна / Е.В. Щербакова // Философия и методология истории: сб. научных статей II Всероссийской научной конференции / отв. ред. С.Г. Калашников. – Коломна: КГПИ, 2007. – С. 412–417. 0,5 п.л.
7. Щербакова Е.В. Эстетика Ницше в русской художественной культуре начала ХХ века / Е.В. Щербакова // Славянский мир: общность и многообразие: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 4. Культурология. – Коломна: КГПИ, 2007. – С. 71–74. 0,25 п.л.
8. Щербакова Е.В. Классическое и неклассическое измерения Третьей симфонии Малера / Е.В. Щербакова // Методы, понятия и коммуникации в современном эстетическом дискурсе: Материалы III Овсянниковской международной эстетической конференции / под общ. ред. А.С. Мигунова и С.А. Дзикевича. – М.: МГУ, 2008. – С. 455–473. 1,3 п.л.
9. Щербакова Е.В. Пути от дионисийства к соборности в русской художественной культуре Серебряного века / Е.В. Щербакова // Россия и славянский мир: история, язык, культура: сб. научных трудов / ред.-сост. В.А. Викторович, А.Б. Мазуров. – М.: Три квадрата, 2008. – С. 284–302. 1 п.л.
10. Щербакова Е.В. Государство и воля к власти в философии Ф. Ницше / Е.В. Щербакова // Власть и общество: сб. научных статей / отв. ред. П.В. Галкин. – Коломна: КГПИ, 2008. – С. 71–82. 0,8 п.л.
11. Щербакова Е.В. Вагнер и Ницше между Аполлоном и Дионисом / Е.В. Щербакова // Вестник Коломенского государственного педагогического института: Научно-методический журнал (серия «Гуманитарные науки»). – 2009. – № 2 (8). – С. 57– 63. 0,45 п.л.
12. Щербакова Е.В. «Математика чувства» в творчестве Ф. Ницше и Р. Музиля / Е.В. Щербакова // Вестник Воронежского государственного университета. – 2009. –№ 2. – С. 127 – 138. 0,75 п.л.
13. Щербакова Е.В. Философия культуры Ф. Ницше и современность / Е.В. Щербакова // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Том II. – Новосибирск: Параллель, 2009. – С. 345 – 346. 0,08 п.л.
14. Щербакова Е.В. Основные направления влияния эстетики Ницше на мировую музыкальную культуру ХХ века / Е.В. Щербакова // Вестник Нижегородского государственного университета (серия «Социальные науки»). – 2009. – № 2. – С. 138–144. 0, 5 п.л.
15. Щербакова Е.В. Фридрих Ницше и Рихард Вагнер: учебное пособие по культурологии для студентов и аспирантов / Е.В. Щербакова. – Коломна: МГОСГИ, 2010. – 5 п.л.