Научная тема: «РОССИЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: СОДЕЙСТВИЕ, КОМПРОМИСС, ПРОТИВОСТОЯНИЕ»
Специальность: 24. 00.01
Год: 2010
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Литературно-художественный журнал как социокультурный феномен меняется в историческом пространстве, отражая динамику социокультурных изменений в культурной политике государства, в обществе художественными средствами. С самого начала существования толстых журналов необходимо выделить главные типологические признаки, которые определяют лицо толстого отечественного журнала, не имеющего аналога в иных национальных культурах:
  • журнал в России есть собиратель, организатор нового литературного поколения;
  • российский журнал должен иметь свое идеологическое "направление";
  • российский журнал должен точно соответствовать своей двусоставной структуре: он и литературно-художественный, и общественно-политический журнал;
  • главным героем и критерием российского журнала является читатель;
  • литературная критика - "душа" журнала в России.

При этом понятие «толстый литературно-художественный журнал» в традиционной трактовке есть массовое издание, включающее в себя качественные литературно-художественные тексты, литературную критику и публицистику. Он объединяет эстетическую, общественно-политическую и научно-образовательную сферы, выражает и консолидирует общественное сознание, удовлетворяя эстетические, этические, духовные, а также, в значительной мере, профессиональные запросы личности.

2. Важнейшим фактором преодоления негативных последствий 90-х годов ХХ века является потребность привести общественное сознание в соответствие с новыми реалиями общественного бытия. Представление о том, что давление государственного политического патронажа мешает свободному, творческому самовыражению деятелей литературы, не отвечает реалиям современных литературно-художественных журналов. Необходимо вернуться к системе государственной поддержки российского толстого журнала. Опираясь на традиции в освоении и сохранении культурного наследия, создавая непрерывность в истории культуры, следует обобщить достигнутый уровень развития  данного социального института культуры, т.е. реализовать преемственность достигнутого уровня развития, что, как правило, инициирует преобразования, способствующие социокультурной динамике.

3. Социокультурная сущность литературно-художественных журналов проявляется в том, что они являются одним из важных механизмов воспроизводства  и передачи социального опыта, воплощенного в формах, наиболее актуальных для читательской аудитории. Литературно-художественные журналы как социокультурный феномен существуют в диалектическом единстве специфической самоценности искусства и социально-культурных потребностей общества. Именно поэтому содержательные изменения в литературно-художественных журналах являются своеобразным отражением происходящих социально-экономических процессов. При этом  толстый журнал во все времена являлся институтом, формирующим общественное сознание, ценностный потенциал отдельной личности, неким механизмом, способствующим решению проблемы культурной идентификации человека как способа обретения духовной и эмоциональной устойчивости личности, выработки антропологических ценностей, осознания сопричастности к единой культурной общности, культурной политике государства, к национальной культуре. Благодаря литературно-художественным журналам как константе пространственной концентрации ценностей культуры возможности сохранения культуры, духовного совершенствования и культурного развития явно расширяются.   

4. При резком падении интереса к толстым журналам, активном наступлении «экранной культуры» и оттоке читающей аудитории в экранную форму восприятия искусства, как правило, превращающую реципиента в потребителя продукции массовой культуры, всё более возрастает влияние на процессы структурирования и функционирования печатных изданий аудиторной составляющей и её потребностей. Наибольшая эффективность в работе печатного органа достигается при совпадении информационной необходимости и информационных интересов аудитории, каждой конкретной личности.

5. Теория «геометрии типологических признаков» известного исследователя типологии журналов А.Г. Бочарова, где выделены вертикальные и горизонтальные составляющие оси читательских пристрастий, применительно к современной практике литературно-художественных журналов позволяет выработать оригинальную теоретическую концепцию определения «ниши» читательского интереса  посредством выделения «третьей оси» читательских пристрастий - «сугубо приватные запросы личности», в т.ч. в сферах религиозной, политической и интимной, что необходимо для функционирования журнала как механизма инкультурации, способствующего становлению самостоятельно мыслящей, активной, социально адекватной личности и самоидентификации индивида. Использование понятия «инкультурация» позволило определить направленность и закономерности вхождения человека в мир общей культуры исходя из его внутренних потребностей, мотивов, индивидуальной картины мира. Субъективная окрашенность концептов культуры, к которым относится толстый литературный журнал, их когнитивная нагруженность, включающая как эмоциональное, так и понятийное и оценочное отношение к миру, дают возможность определить инкультурацию как процесс формирования, прежде всего, личности как неповторимой индивидуальности. Таким образом, мы базируемся на идее  о примате личности, её активности, интенций к самодостраиванию.

6. При доминирующей значимости эстетической функции правомерно выделить как наиболее жизнеспособные функции литературно-художественных журналов аксиологическую, гносеологическую,  коммуникативную, а также функцию творческого освоения мира. Литература своими специфическими средствами способна влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью.  Литературное произведение, будучи воплощением духовных, нравственных и художественных ценностей, является специфическим инструментом познания, углубления жизненного опыта, художественного освоения мира.  Если цель науки - поиск абсолютной истины, то можно сказать, что истина в литературе и искусстве - это поиск абсолютной ценности, т.е. идеала. Смысл деятельности писателя - прорыв к идеалу как абсолютной ценности и к фундаментальным ценностям человеческого бытия.

7.  При отсутствии в обществе стабильной системы духовных координат региональные литературно-художественные журналы ориентирует аудиторию на традиционные нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром, что имеет, безусловно, позитивное значение: позволяет индивидууму чувствовать себя защищённым, сопричастным некоему единому культурному пространству, общему «мы», формирует образы идентичности, что очень важно для человека, родившегося в эпоху ускользающих ценностей. Региональные литературно-художественные журналы являются уникальным в своем роде культурным явлением, оставаясь чуть ли не единственным культурным институтом - охранителем традиционных ценностей, единого культурного пространства России. В период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти столетней советской культуры, литературно-художественные журналы оказались практически единственной группой изданий, сохранившей свои важнейшие типологические характеристики.

8. Литературно-художественные журналы в эпоху постмодерна синтезирует   элементы и ценности традиционной профессиональной культуры, культуры авангарда, молодежной субкультуры и культуры массовой, культуры масс-медиа. В результате обращения к  постмодернистской эстетической парадигме они включают в свою сферу новые «тексты» и языки появившихся молодёжных субкультур, перерабатывая их в соответствии со своей системой языка, активно выходят в виртуальные коммуникации интернет-пространства, таким образом, способны системно реализовывать ценности культуры в реальном бытии человека и общества. Здесь значимым является признание правомерности принципов сомоорганизации культурных систем, которые реализуются в синергетическом согласовании различных, часто противоречащих друг другу культурных тенденций.

9. Необходимой составляющей литературно-художественного журнала является качественный литературный текст. Художник, синтезируя социально детерминированное рациональное и эмоциональное отношение к  реальности, выступает в качестве субъекта инновативно-креативной деятельности. Инноватор, основываясь на творческой интуиции и на социокультурном контексте, создает художественный мир,  генерирует никому не известную и никем не представляемую художественную реальность. Специфика диалогичности восприятия (рецепции) и сотворчества как завершающего компонента художественной культуры как коммуникативной и информационной системы  способствует расширению сознания реципиента (читателя), что позволяет выводить на поверхность иррационально-бессознательное, выявлять лидирующие в культурном пространстве информационно-энергетические импульсы  коллективного бессознательного, порождать множественность смысловых вариаций текстовой и информационной игры.       

10. Четкое знание механизма работы литературно-художественного журнала, его места в системе культурной политики, условий его финансирования, тематической структуры,  целевого назначения и воздействия на аудиторию может оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию литературно-художественного журнала в сегодняшней ситуации, оптимизации деятельности существующих литературно-художественных журналов. Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к проблемам литературного цеха, формирования корпоративного мышления, повышения престижа профессии литератора.

11. Обозначенные проблемы, а также современная социокультурная ситуация и новые информационные технологии выдвигают новые требования к подготовке различных специалистов в сфере культуры, литературы и искусства.  Это позволяет поставить обучение студентов  в вузах культуры и искусств, в Литературном институте им. Горького, на факультетах журналистики на качественно новый уровень и способствует наиболее полному, глубокому, гармоничному представлению и пониманию специфики функционирования литературно-художественных журналов.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Головин Ю.А. Региональные литературно-художественные журналы в постсоветский период: структурно-функциональные особенности. - М.: МГУКИ, 2009. – ISBN 978-5-94778-190-8.–140 с. (9 п.л.)

2. Головин Ю.А. Российские литературно-художественные журналы как форма реализации культурной политики. – М.: МГУКИ, 2010. – ISBN 978-5-94778-249-3. - 287 с. (17 п.л.)

Статьи в периодических изданиях из перечня ВАК

3. Головин Ю.А. Современные концепции региональных литературно-художественных журналов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. - №3 (19). – С.94-100.( 1,0 п.л.)

4. Головин Ю.А. Типологические особенности литературно-художественных журналов в постсоветский период // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. - №6.- С.64-67. (0,8 п.л.)

5. Головин Ю.А. Современные условия бытования литературно-художественных журналов как типа изданий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - №2.- С.231-236. (0,8 п.л.)

6. Головин Ю.А. Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - № 6. - С.51-57. (0,8 п.л.)

7. Головин Ю.А. Структурные и ценностно-смысловые аспекты региональных литературно-художественных журналов // Культура и общество (Электронный ресурс): Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. Ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2009.-№ гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.globecsi.ru/Articles/2008/Golovin.pdf, свободный.( 1,0 п.л.)

8. Головин Ю.А. Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в условиях трансформации социокультурной среды // Культура и общество (Электронный ресурс): Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. Ун-т культуры и искусств – Электрон. журн. – М.: МГУКИ, 2009.-№ гос. регистрации 0420600016. – Режим доступа: http://www.globecsi.ru/Articles/2008/Golovin1.pd, свободный. (1,0 п.л.)

9. Головин Ю.А. Литературно-художественные журналы в условиях глобальной трансформации социальной среды // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. - № 1. - С.34-40. (0,8 п.л.)

10. Головин Ю.А. Российский толстый литературно-художественный журнал как социокультурный феномен // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2010. - № 2. (0,7 п.л.)

Статьи и материалы

11. Головин Ю.А. Features of functioning of regional literature and fiction magazines in modern Russia / Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в современной России // The Summary Record Of International Conference “UNIVERSITIES OF CULTURE & ARTS IN THE INTEGRATED WORLD”. – HО CHI MINH, 2008.- P. 252-258. (0,5 п.л.)

12. Головин Ю.А. Глобализация: гарантированное благополучие или обязательная нищета // Вузы культуры и искусств в едином образовательном пространстве: новый «шёлковый путь» к культуре без границ: Сборник научных статей.- Ёнгволь, 2009.- С.59-66. (0,5 п.л.)

13. Головин Ю.А. Типологическая характеристика читательских интересов постсоветского социокультурного пространства // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник научных статей. - М.: МГУКИ, 2005.- С.57-74. (1,1 п.л.)

14. Головин Ю.А. Некоторые аспекты моделирования в исследовании типологии литературных журналов в современной России // Созидательная миссия культуры: Сборник статей молодых ученых. Выпуск 2(4). - М.: МГУКИ, 2004.-С.225-235. (0,8 п.л.)

15. Головин Ю.А. Особенности функционирования региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период // Массовые коммуникации как фактор реализации культурной политики / Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой.- М.: МГУКИ, 2009.- С.36-47. (1,0 п.л.)

16. Головин Ю.А. Российские литературно-художественные журналы в системе массовой коммуникации // Трансформация систем СМИ в современном мире. – М.: МГУ, 2010.- С.307-309. (0,3 п.л.)

17. Головин Ю.А. Некоторые закономерности развития литературно-художественных журналов // Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ. – М.: МГУ, 2009.- С.151-153. (0,2 п.л.)

18. Головин Ю.А. Некоторые аспекты моделирования в исследовании типологии журналов современной России // Журналистика в 2003 году: обретения и потери стратегии развития. Часть 2. - М.: МГУ, 2004.- С.151-152. (0,3 п.л.)

19.Головин Ю.А. Региональные литературно-художественные журналы // Журналистика в 2002 году: СМИ и реалии нового века. - М.: МГУ, 2003.- С.115-119. (0,3 п.л.)

20.Головин Ю.А. Проблема функционирования литературно-художественных журналов на современном этапе // Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века. - М.: МГУ, 2002.- С.10-12. (0,3 п.л.)

21.Головин Ю.А. О некоторых тенденциях в культуре // Российская культура как фактор общественного развития // Под ред. Ю.А. Головина, О.Е. Коханой. – М.: МГУКИ, 2007.- С.24-25. (0,3 п.л.)

22.Головин Ю.А. История отечественной журналистики (1703-1917гг.) // Журналистика / Сост. Ю.А. Головин, О.Е. Коханая. Ч.1. – М.: МГУКИ, 2006. – С. 23-60. (2,6/1,3 п.л.) (в соавт. с Сбитневой А.А.)

23.Головин Ю.А. История отечественной журналистики (1917 - 2005гг.) // Журналистика / Сост. Ю.А. Головин, О.Е. Коханая. Ч.1. – М.: МГУКИ, 2006. – С. 23-60.(0,6/0,3 п.л.) (в соавт. с Сбитневой А.А.)

24. Головин Ю.А. «В начале славных дел…» //«Зеркало: Литературно-художественный и научно-просветительский альманах МГУКИ». Выпуск №1. – М., 2008. – С. 9-21. (0,8 п.л./0,4 п.л.) (в соавт. с Коханой О.Е.)

25. Головин Ю.А. Типология журналистики социально-культурной сферы.-М.: МГУКИ, 2006. -13 с. (0,8 п.л./0,4 п.л.) (в соавт. с Коханой О.Е.)

26. Головин Ю.А. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. - М.: МГУКИ, 2006. -15 с. (1 п.л./0,5 п.л.) (в соавт. с Колпаковым Л.В.)

27. Головин Ю.А. Социология журналистики // Журналистика / Сост. О.Е. Коханая, Ю.А. Головин. В 3 ч. Ч.II. Раздел 1. – М.: МГУКИ, 2006. - С.5-22.(1,4/0,7 п.л.) (в соавт. с Акимовой Е.М.)

28. Головин Ю.А. История отечественной литературы (ХХ в.) // Журналистика / Сост. О.Е. Коханая, Ю.А. Головин. В 3 ч. Ч.II. Раздел 1. – М.: МГУКИ, 2006. - С.86-101. (1,0/0,5 п.л.) ( в соавт. с Ивановой Л.А.)

29. Головин Ю.А. Экономика и менеджмент СМИ // Журналистика / Сост. О.Е. Коханая, Ю.А. Головин. В 3 ч. Ч.II. Раздел 2. – М.: МГУКИ, 2006. - С.27-48. (1,4 п.л./0,7 п.л.) (в соавт. с Хрущевым В.В.)

30. Головин Ю.А. Журналистские очерки: свой взгляд. – М.: МГУКИ, 2007. – 73 с. (4,5 п.л.)

31. Головин Ю.А. Современные зарубежные СМИ // Журналистика / Сост. О.Е. Коханая, Ю.А. Головин. В 3 ч. Ч.II. Раздел 2. – М.: МГУКИ, 2006. – С.125-149.(1,5/0,8 п.л.) (в соавт. с Хрущевым В.В.)

32.Головин Ю.А. История зарубежной журналистики // Журналистика / Сост. Ю.А. Головин, О.Е. Коханая. Ч.1. – М.: МГУКИ, 2006.- С.69-88. (1,2/0,6 п.л.) (в соавт. с Глушко С.П.)

33. Головин Ю.А. Актуальные проблемы современности и журналистика. - М.: МГУКИ, 2006. - 14 с. (0,9 п.л./0,5 п.л.) (в соавт. с Коханой О.Е.)