Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обоснована и предложена концептуальная модель системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Представлено теоретическое обоснование сущности дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих как целенаправленного процесса их непрерывного обучения по дополнительным образовательным программам, осуществляемым образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования. Разработана концептуальная модель системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Выделены ключевые признаки и особенности системы дополнительного профессионального образования, заключающиеся в его объективно слабой интегрированности в сферу рыночных отношений. Эта особенность определяется спецификой правового статуса и функциями государственной гражданской службы. Вместе с тем отмечается, что полностью исключить рыночные отношения из системы дополнительного профессионального образования невозможно так как, существует область совместной деятельности государственных и предпринимательских структур на принципах партнерских отношений, что допускает возможность организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих на рыночной основе.
  2. Исследована эволюция отечественной системы обучения государственных гражданских служащих, определены ее этапы и выделены положительные и отрицательные моменты становления и развития профессиональной подготовки кадров для органов государственной власти. Выделены четыре периода становления и развития системы обучения государственных служащих (дореволюционный, советский, постсоветский и современный). Дореволюционный период характеризовался, с одной стороны, отлаженной системой назначения на должности и продвижения по службе, с другой - сословным ограничением доступа к государственной службе. В советском периоде обучение работников органов государственной власти осуществлялось в массовом порядке через систему партийных и советских органов. Постсоветский период сопряжен с трансформацией в системе государственного управления и созданием основ государственной гражданской службы в условиях рыночной экономики. В современном периоде выявлены как негативные стороны, так и положительные моменты в организации обучения государственных служащих. Особое внимание уделено изучению процессов формирования институциональной среды и нормативно-правовой базы новой модели дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.
  3. Систематизирован зарубежный опыт построения и функционирования системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих и определены возможности его адаптации к отечественной практике. Обобщены и систематизированы наиболее устойчивые практики (модели) в системе обучения государственных служащих в развитых странах и определены возможности их адаптации при обучении государственных гражданских служащих Российской Федерации. Выделены две основные модели их обучения - англосаксонская и романо-германская (континентальная). Континентальная модель подразделяется на открытую модель и модель должностного роста. Открытая модель допускает обучение принятых на государственную службу сторонних лиц, а модель должностного роста делает ставку на обучение кандидатов, включенных в резерв на замещение ими высших должностей. Определены особенности подготовки государственных служащих в зарубежных странах, основу которых составляет элитарное и иерархическое построение системы их обучения на опыте кадровой работы ведущих компаний. Выявлены следующие аспекты зарубежного опыта: курсы повышения квалификации организованы во всех министерствах и ведомствах, преподавательский состав комплектуется    из    представителей бизнес-структур, финансирование осуществляется на смешанной основе с использованием как бюджетных средств, так и средств крупных компаний,  организация обучения осуществляется по модульному принципу с учетом индивидуальных потребностей обучаемых. Доказывается возможность творческой адаптации указанных положительных сторон зарубежной практики в системе дополнительного профессионального образования работников государственной гражданской службы Российской Федерации.
  4. Выявлены закономерности формирования кадрового потенциала государственной гражданской службы и тенденции развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Исследование подтвердило теоретические положения современной концепции бюрократии о самовоспроизводстве чиновничьего аппарата и выявило факторы роста численности и изменения качественного состава государственных гражданских служащих в Российской Федерации, связанные с государственным строительством и проводимой административной реформой. Раскрыты диспропорции в соотношении востребованных и невостребованных направлений и специальностей, программ и видов обучения, как в сфере базовой подготовки, так и в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Выявлена недостаточно активная роль системы дополнительного профессионального образования в формировании прогрессивных пропорций кадрового потенциала государственной гражданской службы. Обоснована необходимость совершенствования существующего статистического учета кадров государственной гражданской службы и предложена система показателей для характеристики качественных, результативных сторон воспроизводства кадров государственных гражданских служащих.
  5. Предложены финансово-экономические параметры системы дополнительного профессионального образования кадров государственной гражданской службы, механизм формирования государственного заказа на обучение, технология финансового мониторинга системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Обоснована необходимость нового подхода к бюджетному финансированию системы дополнительного профессионального образования с использованием механизма государственного заказа на основе конкурсного его размещения и контрактных началах. Раскрываются особенности и недостатки практики применения указанного механизма в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Проанализированы параметры финансирования государственного заказа на обучение работников государственной гражданской службы. Доказана необходимость разработки и практического применения финансового мониторинга в системе дополнительного профессионального образования. Раскрыты его содержание и этапы проведения. Определены возможности внебюджетного финансирования в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Обоснована необходимость создания нормативно-правовых условий обеспечения многоканальности финансирования и стимулирования инновационных направлений в системе дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.
  6. Обоснованы основные направления модернизации социально-экономических механизмов системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. В соответствии с новыми государственными требованиями раскрыты цели, задачи и направления модернизации социально-экономических механизмов функционирования образовательных учреждений по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих. Особо выделены направления модернизации социально-экономических механизмов, ориентированных на решение задач достижения высокого качества обучения в системе их дополнительного профессионального образования. К этим механизмам отнесены механизмы научного, правового, учебно-методического, информационно-аналитического, организационного обеспечения обучения кадров государственной гражданской службы. Обосновывается необходимость создания эффективной системы управления качеством образования и разработки инновационной модели профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Выявлены проблемы и трудности реализации государственных требований к обновлению содержания образовательной деятельности. Выделены ключевые факторы качества обучения в системе дополнительного профессионального образования и раскрыты основные характеристики процессов системы управления качеством образования, принципы и показатели инновационной модели компетентностного подхода к обучению государственных гражданских служащих. Обоснованы приоритетные направления улучшения качества обучения и профессионализма преподавательского состава.
  7. Раскрыты потенциальные возможности развития информационно-образовательных технологий и систематизирован опыт образовательных учреждений    по    применению технологий дистанционного обучения гражданских служащих. Доказано, что развитие государственной гражданской службы востребовало необходимость инновационной подготовки государственных гражданских служащих на основе применения современных образовательных технологий. Обосновываются их потенциальные возможности в оперативном получении необходимой информации, способствующей повышению уровня профессиональной компетентности гражданских служащих. Выявлена тенденция перехода от традиционной формы обучения к инновационному его типу на основе применения технологии дистанционного обучения. Обосновывается приоритетность дистанционной формы образования в сравнении с традиционной. Выявлены обстоятельства, затрудняющие широкое внедрение технологий дистанционного образования гражданских служащих, связанные с приверженностью к традиционным моделям обучения, высокой стоимостью разработки программного обеспечения, а также отсутствием запросов на подготовку специалистов в форме дистанционного образования. Сформулирована концепция дистанционного образования, предусматривающая многоканальное финансирование на принципах смешанной экономики, сочетающей целевое государственное регулирование и финансирование с автономией и самостоятельной деятельностью образовательных учреждений. Доказывается, что платная реализация курсов дистанционного образования из поэтапно создаваемого фонда должна становиться источником финансирования системы дистанционного образования, а его финансовая эффективность базируется на возможной экономии, появляющейся благодаря снижению расходов на переезды или оплату работы меньшего числа преподавателей. Обобщен опыт образовательных учреждений по применению технологии дистанционного обучения гражданских служащих.
  8. Разработаны показатели стратегического развития социальноэкономических механизмов дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, ориентированные на качество обучения. Предложены рекомендации по совершенствованию его институциональных основ в современных условиях. Сформулированы приоритетные направления стратегического развития социально экономических механизмов дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, предусматривающие комплекс мероприятий по совершенствованию правового, финансово-экономического, кадрового, информационного обеспечения системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Предложена стратегия совершенствования финансово-экономических механизмов, направленная на развитие модели его финансирования, обеспечивающей поступление не только средств из государственного бюджета, но и внебюджетных средств. Рекомендованы общие показатели (правовые, организационные, кадровые, финансовые, государственного заказа, конкурсных заявок, экономической эффективности обучения) и частные показатели(инновационные подходы к обучению, интерактивное дистанционное обучение,    международное    сотрудничество, инновационность образовательных программ) стратегического развития социально-экономических механизмов дополнительного профессионального образования гражданских служащих, определяющие вектор его направленности на качество и результативность обучения. Раскрыто содержание институциональных основ системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, рассматриваемых как процесс формирования устойчивых практик социально-экономических механизмов в области профессионального обучения. Определены перспективные показатели эффективной реализации социально-экономических механизмов дополнительного профессионального образования, обеспечивающие внедрение инновационных моделей непрерывного профессионального образования, адекватных потребностям государственной гражданскойслужбы Российской Федерации. Рекомендовано внесение соответствующих поправок в российское законодательство, регулирующее развитие социально-экономических механизмов системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. В частности, предложено в закон «Об образовании» включить самостоятельный раздел о системе дополнительного профессионального образования и предусмотреть проведение постоянного мониторинга повышения профессиональной квалификации в образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования.
Список опубликованных работ
Монография и статьи в монографии (15,8 п. л.)

1. Социально-экономические механизмы развития системы дополнительного профессионального образования государственных служащих: Монография. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, ТЕИС, 2009. 12,5 п. л.

2.Бизнес-образование в условиях модернизации образовательного процесса / Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: Монография. М.: ФА, 2008. 15,0 п. л. (в соавт., авт. — 2,0 п. л.).

3.Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации / Мониторинг развития государственнойгражданской службы Российской Федерации: Монография / Под ред. А. В. Иванова. М.: Финакадемия, 2009. 9,7 п. л. (в соавт., авт. — 1,3 п. л.).

Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК (5,4 п. л.)

4.Мониторинг реформирования государственной службы в финансово-экономической сфере // Вестник Финансовой академии. 2007. № 4. 1,0 п. л. (в соавт., авт. — 0,4 п. л.).

5.Технология финансового мониторинга дополнительного профессионального образования государственных служащих РФ // Вестник Финансовой академии. 2008. № 3. 0,8 п. л.

6.Повышение квалификации или профпереподготовка? // Государственная служба. 2009. № 1. 0,6 п. л.

7.Социально-экономическая характеристика состояния дополни¬тельного профессионального образования государственных гражданских служащих // Вестник финансовой академии. 2009. № 2. 1,0 п. л.

8.Направления модернизации ДПО государственных служащих // Высшее образование в России. 2009. № 5. 1,0 п. л.

9.Дополнительное образование государственных служащих: сос¬тояние и проблемы профессионального развития // Кадровик. 2009. № 5. 1,0 п. л.

10.О моделях и особенностях дополнительного профессионального образования государственных служащих // Вестник МГУ. 2009. № 5. 0,6 п. л.

Статьи в реферируемых журналах и сборниках (8,5 п. л.)

11.Механизмы государственной поддержки сохранения и создания рабочих мест. М.: Институт труда, 1998. 1,0 п. л.

12.Инвестиционное стимулирование создания новых рабочих мест - важный экономических рычаг решения вопросов занятости. М.: Институт труда, 1998. 1,3 п. л.

13.Учиться никогда не поздно // Самоуправление: теория и практика. М., 2008. № 10. 0,8 п. л.

14.Инновационная модель профессиональной компетентности в системе дополнительного профессионального образования государственных служащих // Служба кадров и персонал. М. 2009. № 4. 0,5 п. л.

15.Показатели состояния и динамики дополнительного профессионального образования государственных служащих // Самоуправление: теория и практика. М. 2009. № 4. 1,0 п. л. (в соавт., авт. — 0,4 п. л.).

16. На базе единых принципов - в рамках единой системы. Материалы «круглого стола»: «Проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих финансово-экономического профиля» // Служба кадров и персонал. 2005. № 3. 0,1 п. л.

17.Социологические аспекты административной реформы / Актуальные проблемы правового обеспечения государственного управления: Сборник научных статей / Под ред. В.А. Козбаненко, С.М. Зубарева. М.: Финакадемия, 2009. 0,4 п. л. (в соавт., авт. — 0,4 п. л.).

18.Саморегулируемые организации: научно-практическое пособие. М.: Финакадемия, 2009. 16,28 п. л. (в соавт., авт. — 4,0 п. л.).

Учебные пособия (15,2 п. л.)

19.Методические рекомендации по проведению индивидуальной работы со слушателями Института государственной службы. М.: Финакадемия, 2004. 1,6 п. л. (в соавт., авт. — 0,8 п. л.).

20.Теория и организация государственной службы: Методические рекомендации по разработке курсового проекта. М.: Финакадемия, 2004. 2,8 п. л. (в соавт., авт. — 1,4 п. л.).

21.Методические рекомендации по проведению индивидуальной работы со студентами для преподавателей Академии. М.: Финакадемия, 2004. 2,0 п. л. (в соавт., авт. — 1,0 п. л.).

22.Основные направления совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации госслужащих финансово-экономического профиля // Реформирование государственной службы. Ч. 1. М.: ФА, 2005. 10,0 п. л. (в соав., авт. - 1,0 п. л.).

23.Основы социального управления: Учебное пособие: В 2 ч. М.: Финакадемия, 2008. 10,0 п. л. (в соавт., авт. — 5, 0 п.л.).

24.Управление проектами в органах государственной власти: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. 12,0 п. л. (в соавт., авт. — 6,0 п. л.)