- дано теоретическое обоснование особенностей конвергенции государственного и рыночного типов хозяйствования в трех основных аспектах: во-первых, в проявляющихся изменениях основных сущностных признаков государственного сектора, приобретающих рыночные элементы в целях повышения экономической эффективности социальных расходов, экономической поддержке частного предпринимательства, передаче отдельных функций саморегулируемым организациям; во-вторых, во взаимопроникновении и появлении смешанных форм собственности, организационно-правовых форм хозяйствования; в-третьих, в обмене и расширении использования экономического инструментария в областях менеджмента, маркетинга, стратегического и индикативного планирования, социальной ответственности для обеспечения устойчивости и стабильности в конкурентных сферах; показана эволюция роли и функций государственного сектора в современных условиях, качественное изменение его основных функций и необходимость приведения их в соответствие с потенциалом по достижению экономического и социального благосостояния;
- раскрыта трансформация форм хозяйствования в государственном секторе сферы услуг с позиций теории провалов рынка; выявлена противоречивость существующих концептуальных подходов к реформированию сети бюджетных учреждений, обусловленная дефицитностью финансирования бюджетной сферы, техническими сложностями по выбору и созданию новых форм хозяйствования, оценке экономических и социальных последствий проводимых преобразований, соблюдению принципа равной доступности разным слоям населения социально значимых благ, предоставляемых государственным сектором;
- выявлены тенденции сокращения количественных показателей предприятий, организаций, учреждений государственного сектора российской национальной экономики; на основе страноведческих сопоставлений показано сложившееся в России отставание от развитых стран по показателям расходов на важнейшие жизнеобеспечивающие цели в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и их хроническое недофинансирование; раскрыты тенденции в динамике отраслевой структуры государственного сектора сферы услуг, проявляющиеся в сокращении количества государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений, появлении новых организационно-правовых форм хозяйствования в виде автономных учреждений;
- показаны особенности бюджетной и внебюджетной деятельности, практики целевого использования бюджетных средств государственными учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере услуг на основе государственного заказа и коммерческих договоров, совмещение которых позволяет обеспечивать нормальное функционирование в традиционной организационно-правовой форме; выявлена целесообразность сохранения многоканального финансирования для государственных учреждений, полноценно осуществляющих свою профильную деятельность;
- обоснована в связи с ростом спроса на гибкие формы управления, базирующиеся на достоверной финансово-экономической информации, потребность в аудите эффективности, позволяющем, с одной стороны, применять многовариантные подходы к оценке государственных расходов и полученных общественно значимых результатов, с другой стороны, расширять его использование на различных уровнях и сферах деятельности государственного сектора (в аналитической экспертизе целевых программ, оценке деятельности распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей); предложено для оценки результатов хозяйственной деятельности государственного учреждения применять специализированные контрольные мероприятия с комплексным подходом к изучаемым вопросам и широким охватом бюджетной и внебюджетной деятельности;
- обоснована необходимость разработки и реализации целевых программ оптимизации количества и структуры бюджетных учреждений в различных профильных видах деятельности, ориентированных на достижение эффективного расходования бюджетных ресурсов и прозрачного движения финансовых потоков; определена целесообразность поэтапного преобразования структуры бюджетной сферы с ориентацией на стратегические цели развития национальной экономики и с учетом финансовых возможностей государственного сектора;
- предложено для усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств и оптимизацией бюджетной сети дополнительно использовать: отраслевые показатели, характеризующие степень достижения стратегических целей развития в социально значимых отраслях государственного сектора, показатели доступности и качества бюджетных услуг; обоснована целесообразность контроля за разработкой и реализацией целевых программ субъектов РФ по двум основным направлениям: оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на выполнение целевой программы, и действенности мер по реструктуризации и оптимизации бюджетной сети.
1.Организационно-экономические формы хозяйствования в государ-ственном секторе сферы услуг. - М.: ТЕИС, 2009. - 12,5 п. л.
2.Эффективность функционирования бюджетных учреждений. - М.: МАКС-Пресс, 2006. - 8,75 п.л.
3.Рынок аудиторско-консалтинговых услуг в России. - М.: МАКС- Пресс, 2002. - 7,0 п.л.
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК
4.Основные тенденции преобразования имущественного комплекса государственных унитарных предприятий. //Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2008, № 3. - 1,0 п.л.
5.Развитие интеграционных процессов в государственном секторе в современных условиях. //Российское предпринимательство. - М.: Изда¬тельство «Креативная экономика», 2008, № 1. - 0,5 п.л.
6.Проблемы трансформации имущественного комплекса государст-венных унитарных предприятий. //Аудит и финансовый анализ. - М.: ООО «ДСМ Пресс», 2008, № 3. - 1,2 п.л.
7.Специфика организации контроля за эффективностью использова¬ния бюджетных средств. //Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления. - М.: Государственный университет управле¬ния. 2008, № 5 (15). - 0,8 п.л.
8.Развитие отраслевого и регионального управления. //Вестник уни-верситета. Развитие отраслевого и регионального управления. - М.: Госу-дарственный университет управления. - М.: Государственный университет управления, 2009, № 6. - 1,0 п.л.
9.Специфика взаимодействия государственного и рыночного хозяйст-вования в современных условиях. //Аудит и финансовый анализ. - М.: ООО «ДСМ Пресс», 2009, № 4. - 1,2 п.л. (в соавторстве, лично автора - 0,8 п.л.).
10.Реструктуризация бюджетного сектора сферы услуг. //Финансы, 2009, № 7. - 0,4 п.л.
Прочие издания:
11.Влияние инновационных процессов на формы хозяйствования в государственном секторе экономики России. Материалы второй междуна¬родной научной конференции «Инновационное развитие экономики Рос¬сии: ресурсное обеспечение», том 1. - М.: МГУ, 2009. - 0,5 п.л. (в соавтор¬стве, лично автора - 0,25 п.л.).
12.Специфика форм хозяйствования в государственном секторе эко-номики России. //Российский экономический Интернет-журнал [Электрон¬ный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО /Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2009. № гос. регистрации 0420600008. - Ре¬жим доступа: http://www.e-rei.ru/Articles/2009/Zvorono.pdf, свободный -Загл. с экрана. - 0,8 п.л.
13.Социальные аспекты преобразований экономических условия хозяйствования в государственном секторе. Материалы международной конференции МГУ «Инновационное развитие экономики России. Национальные задачи и мировые тенденции». Том 2. - М.: МАКС-Пресс, 2008. - 0,5 п.л.
14.Сопутствующие аудиту услуги: правовое регулирование. //Аудиторские ведомости. 2008, № 1. - 1,0 п.л.
15.Распоряжение имуществом унитарных предприятий: рас четы и налогообложение. //Налоговый вестник, 2008, № 4. - 1,3 п.л.
16.Реформирование интеграционных структур с государственным участием. Материалы конференции МГУ «Социальная функция государст¬ва в экономике ХХ1 века». - М.: МАКС-Пресс, 2007. - 0,6 п.л. (в соавтор¬стве, лично автора - 0,3 п.л.).
17.Унитарные предприятия Минобороны России: особенности хо-зяйственной деятельности. //Российский правовой журнал «Коллегия», 2007, № 12. - 1,0 п.л.
18.Эффективность использования государственной собственности и целевого расходования бюджетных средств. Материалы Всероссийской конференции «Конкурентоспособность регионов: факторы и стратегия управления. - Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сер¬виса, 2007. - 0,4 п.л.
19.Повышение эффективности хозяйствования в бюджетной сфере. Материалы научной конференции МГУ «Социальные аспекты формирова¬ния человеческого капитала». - М.: МАКС-Пресс, 2006. - 0,3 п.л.
20.Сущность и специфика современных аудиторских услуг. //Налоговый вестник, 2002, № 7. - 0,3 п.л.
21.Аудиторские услуги в системе деловых услуг. Тезисы в сборнике МГУ «Ломоносовские чтения». - М.: МГУ, 2002. - 0,5 п.л.