Научная тема: «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Раскрыто содержание понятия «информационной экономики» как экономики информационных благ и информационно-коммуникационных технологий. Доказана сходимость понятий «новая экономика», «информационная экономика», «сетевая экономика» и «экономика, основанная на знаниях» на основе того, что в современной рыночной экономике, сохраняющей цикличность, потенциал повышения тренда экономического роста и производительности реализуется на базе информационно-коммуникационных технологий, расширяющих возможности, во-первых, снижения издержек производства, обработки и передачи информации, во-вторых, получения выгод от сетевых эффектов и, в-третьих, научно-технических достижений и инноваций во всех областях.
  2. Выявлены эмпирические и теоретические предпосылки исследования информационного фактора ценности благ. К эмпирическим предпосылкам отнесены: информационная природа значительной части богатства, сетевая форма организации взаимодействий между субъектами и высокая потребность в информации для снижения неопределенности перспектив. На основе сопоставительного анализа эволюции субъективистских и объективистских концепций ценности и стоимости, а также результатов исследований в области ценообразования в рамках информационной парадигмы в экономической теории обосновано использование синтеза этих теорий в исследовании информационного фактора ценности благ.
  3. Предложена концепция информационной ценности, раскрывающая роль информационного фактора в установлении цен, который предполагает наличие, во-первых, инновационной ценности - сочетания в продукте полезности и новизны и, во-вторых, символической ценности, формирующейся на основе своеобразного отношения между потребителем и благом. Символическая ценность проявляется в готовности потребителя платить за товар, обладающий знаковыми характеристиками, наличие которых повышает полезность, извлекаемую потребителем из функциональных свойств блага.
  4. Обоснована стратегия ценообразования по принципу инновационного лидерства как специфического для информационной экономики способа установления цены и завоевания рынка вследствие наличия двух тенденций: потенциала извлечения выгод от эффекта возрастающей отдачи и широких возможностей копирования идей, технологий, продуктов. Показано, что стратегия ценообразования по принципу инновационного лидерства нацелена на создание массового рынка инновационного продукта, на котором доминирующее положение занимает монополия нового типа, способствующая росту выпуска и снижению цены.
  5. Дано комплексное представление об основных видах и моделях политики ценообразования на сетевых рынках информационной экономики (агрессивное ценообразование на основе преимущества в объеме производства, персонализация цен, версионирование, продажи наборами, групповые цены, цены доступа) как ориентированных на установление цены на основе определения ценности продукта для потребителя. Предложено расширение модели версионирования Х. Вэриана, позволяющее определить опорные точки ценообразования копируемых информационных благ в условиях, когда признаки разной готовности потребителей платить за товар не наблюдаемы, что повышает теоретическое и прикладное значение модели. Доказано, что необходимым условием максимизации чистого выигрыша производителя, продающего информационное благо на двух сегментах рынка, является равенство отношения опорных точек ценообразования (значений обратных функций спроса на каждом сегменте рынка при оптимальном числе качественных характеристик информационного блага, входящем в его неполную версию) доле потребителей с наибольшей готовностью платить за товар. Достаточным условием является достижение функцией прибыли глобального, а не локального максимума.
  6. На основе обобщения результатов ряда эмпирических исследований и проведения ситуационного анализа российского рынка программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности структура этого рынка определена как «тесная олигополия», а ее модель - как ступенчатое лидерство. Сформулированы признаки этой модели, отличительным среди которых является лидерство одной фирмы, имеющей несколько довольно крупных последователей и конкурентное окружение продавцов с мелкими рыночными долями.
  7. Ценовая стратегия, которая реализуется фирмами на рынке программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности, определена как стратегия создания информационной ценности, направленная на достижение одновременного сочетания в продукте инновационной и символической ценности. Предложена модель формирования локальных равновесий при реализации стратегии создания информационной ценности.
  8. Выделен присущий стратегии создания информационной ценности особый тип ценовой политики, который получил в работе название барометрического версионирования. Дано его определение как динамической ценовой дискриминации, предполагающей последовательный выпуск и продажу нескольких качественно различных версий продукта  с целью  не  только расширить продажи за счет охвата потребителей с разной готовностью платить, но и повысить скорость реакции на снижение цены конкурентами для противостояния этой тенденции. Показано, что данный вид ценовой политики согласуется с методом ценообразования на основе текущих цен, применяемым фирмами при выводе на рынок новых версий продукта, и тактикой ценообразования по принципу скользящей цены. Обобщены современные тенденции развития отрасли программного обеспечения для защиты информационной и компьютерной безопасности, в рамках каждой из которых важную роль играет ценовая политика фирм. К их числу отнесены повышение эффективности борьбы с «пиратством», конкуренция с бесплатными программными продуктами и противостояние негативному влиянию мирового финансового кризиса 2007-2009 гг.
Список опубликованных работ
Основные публикации по теме диссертации Монографии:

1.Антипина О.Н. Информационная экономика: современные технологии и ценообразование. - М.: ТЕИС, 2009. - 18 п. л.

2.Антипина О.Н. Тенденции гуманизации экономики при переходе к постиндустриальному обществу. - М.: ТЕИС, 1998. - 6,0 п.л.

Научные статьи в ведущих рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:

3.Антипина О.Н. Сетевые отрасли информационной экономики: характерные особенности, отражение в теории и подходы к ценообразованию // Журнал экономической теории. - 2009. - №1. - 1,2 п.л.

4.Антипина О.Н. Настоящее богатство «новой экономики» // США*Канада: экономика, политика, культура. - 2008. - №12. - 1,0 п.л.

5.Антипина О.Н. «Новая макроэкономика» в США: поиск недостающих мотиваций // США^Канада: экономика, политика, культура. -2007. - №11. - 1,4 п.л.

6.Антипина О.Н. «Новая макроэкономика» информационной эпохи // Вестник МГУ. - 2007. - Серия 6. «Экономика». - №3. - 1,0 п.л.

7.Антипина О.Н. Асимметрия информации // Вестник МГУ. - 2003. -Серия 6. «Экономика». - №2 - 1,0 п.л., №3. - 1,0 п.л.

8.Антипина О.Н. Загадка «новой экономики знаний» («парадокс Солоу») // Вестник МГУ. - 2000. - Серия 6. «Экономика». - №6. - 1,0 п.л.

9.Антипина О.Н. Внутренний мир индивидуализированной корпорации // США^Канада: экономика, политика, культура. - 2000. - №2. - 1,0 п.л.

10.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. Статья первая. Технологические и социопсихологические факторы преодоления стоимости // МЭИМО. - 1998. -№5. - 1,5 п.л. (лично автора 0,5 п.л.)

11.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. Статья вторая. Абстрактный труд и издержки: деструкция стоимости со стороны производства // МЭИМО. - 1998. - №6. - 1,5 п.л. (лично автора 0,5 п.л.)

12.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе. Статья третья. Конкретный труд и полезность: деструкция стоимости со стороны потребления // МЭИМО. - 1998. - №7. - 1,5 п.л. (лично автора 0,6 п.л.)

13.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы // Общественные науки и современность. - 1998. - №4. -1,0 п.л. (лично автора 0,5 п.л.)

14.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Фактор 4: В два раза больше богатства из половины ресурсов. Новый доклад Римскому клубу // Вопросы философии. - 1997. - №11. - 0,4 п.л. (лично автора 0,2 п.л.)

Учебно-методические статьи в ведущих рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:

15.Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Дистанционные методы преподавания экономической теории: опыт и перспективы // Вестник МГУ. -2004. - Серия 6. «Экономика». - №3. - 1,0 п.л. (лично автора 0,5 п.л.)

16.Антипина О.Н. Дистанционное обучение через Интернет на экономическом факультете МГУ - Вестник МГУ. - 2001. - Серия 6. «Экономика». - №6. - 1,0 п.л.

Публикации в прочих изданиях:

17.Антипина О.Н. Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг.: новый вызов для информационной экономики? // Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение: Вторая международная конференция; Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет; 22-24 апреля 2009 г. Сборник статей: Том 1 / Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. - М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - 0,5 п.л.

18.Антипина О.Н. Глобальное информационное общество и экономика растущей прибыльности: новое понимание конкурентоспособности // Конкурентоспособность в условиях информационного общества: опыт стран БРИК. Материалы международной научно-практической конференции; Государственный университет управления. - М.: ГУУ, 2008. - 0,6 п.л.

19.Антипина О.Н. Что такое современная «новая экономика»? // Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции. Сборник статей в 2-х т. Под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 0,5 п.л.

20.Экономика знаний и инноваций: перспективы России. Под ред. А.В. Бузгалина. Коллективная монография. // М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. - 22,7 п.л. (лично автора 2,0 п.л.)

21.Антипина О.Н. Нужна ли «новой экономике» новая теория стоимости и цены? // Неоэкономика: очерки теории и методологии. Под ред. А.В. Бузгалина. - М.: ТЕИС. 2003. - 1,0 п.л.

22.Антипина О.Н. Информационный фактор формирования стоимости благ в «новой экономике» // Современная экономическая теория: проблемы разработки и преподавания. Под ред. К. А. Хубиева. - М.: ТЕИС, 2002 г. - 0,5 п.л.

23.Антипина О.Н. К вопросу о границах и роли материального и нематериального производства в современных условиях // Воспроизводство и экономический рост. - М.: ТЕИС. 2001. - 0,8 п.л.

24.Антипина О.Н. Индивидуализированная корпорация - модель крупной фирмы постиндустриального общества // Материалы научной конференции «Ломоносовские чтения - 1999». - М.: ТЕИС. 1999. - 0,5 п.л.

25.Антипина О.Н. Постиндустриальные трансформации в экономике развитых стран Запада // Социально-экономические аспекты развития регионов. - Тула, 1999. - 0,5 п.л.

26.Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационном обществе. Под. ред. А.И. Колганова. Коллективная монография. - М.: ТЕИС, 1998. - 17,5 п.л. (лично автора 3,5 п.л.)

Статьи в энциклопедиях:

27.Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Постиндустриального общества теория // Политическая энциклопедия. В 2-х томах. Том 2. М.: Мысль. 1999. - 0,6 п.л. (лично автора 0,3 п.л.)

Учебники и учебные пособия:

28.Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 34,0 п.л. (лично автора 10,2 п.л.)

29.Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика. Учебник. Под ред. И.Е. Рудаковой. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 36,0 п.л. (лично автора 6,6 п.л.)

30.Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика-2. Курс лекций. Часть II. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. - 14,0 п.л. (лично автора 4,5 п.л.)

31.Макроэкономика. Под. ред. А. А. Абишева, К. А. Хубиева. - Алматы: Экономика, 2007. - 41,6 п.л. (лично автора 1,5 п.л.)

32.Макроэкономика. Под. ред. К.А. Хубиева. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. - 41,0 п.л. (лично автора 1,5 п.л.)

33.Введение в макроэкономику. Учеб. пособие для вузов. Под ред. М.Е.Дорошенко. - М.: ЮНИТИ. 2000. - 11,0 п.л. (лично автора 1,5 п.л.)