Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Сферу жилищно-коммунальных услуг правомерно рассмат­ривать как сервисную иерархическую систему предоставления на­селению социально значимых благ, функционирование которой нуждается в концептуальном методологическом обосновании регу­лирования со стороны государства, в рамках которой формируют­ся специальные и экономические отношения между органами госу­дарственной и муниципальной власти, хозяйствующими субъекта­ми и населением на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
  2. Управление развитием сферы услуг ЖКХ, рассматриваемой в координатах экономики современной России, представляется це­лесообразным рассматривать с позиции каскадированного клиен-тоориентированного подхода, как методологии управления, обес­печивающей синергетический эффект в процессе совершенствова­ния управления, сущность которого заключается в возможности влияния на ключевые элементы управляемой системы (финансы, клиенты, бизнес-процессы, кадровый потенциал) на всех иерархи­ческих уровнях. Каскадированный подход позволяет охватить все уровни иерархии: макро-, мезо- и муниципальный уровень; кли-ентоориентированное управление - сформировать кастомизацион-ный подход в предоставлении жилищно-коммунальных услуг для конкретной группы потребителей и в индивидуализации коммуни­каций с клиентами.
  3. Институциональная среда регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг включает существовавшие ранее и но­вые институты в системе организации и регулирования ЖКХ: рыноч­ные институты на макро-, мезо- и микроуровне (рынок электро-, теп-лоэнергии и мощности, жилищных услуг); общественные институты (товарищества собственников жилья, общественные объединения, уп­равдомы), институты власти (Правительство, Совет Федерации, Госу­дарственная Дума, органы исполнительной и законодательной власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления), призванные способствовать эффективному развитию сферы предоставления жи­лищно-коммунальных услуг как современной сервисной клиентоори-ентированной системы, которая формирует систему экономических отношений в процессе предоставления социально значимых благ.
  4. Потребность в эффективном регулировании рынка жилищно-коммунальных услуг следует трактовать по уровням: федеральный, региональный и муниципальный; она предопределяется следующи­ми факторами: во-первых, особой значимостью жилищно-комму­нальных услуг, направленных на удовлетворение базовых физио­логических потребностей и потребности в безопасности человека; во-вторых, усилением социальных аспектов экономического разви­тия России в современных условиях глобального финансово-эконо­мического кризиса; в-третьих, наметившимися тенденциями моно­полизации рынка жилищно-коммунальных услуг.
  5. Использование адаптированной к системе жилищно-комму­нального хозяйства аддитивной функции полезности, построенной на основе целевых индикаторов линейной модели (таких как чис­ленность работающих в сфере ЖКХ, доля жилищного и комму­нального хозяйства в совокупной валовой добавленной стоимости, доля ЖКХ в совокупной среднегодовой численности работающих, жилищный фонд на душу населения, удельный вес ветхих и ава­рийных строений, средний размер тарифа на жилищные и ком­мунальные услуги на одного человека, размер дотаций на льготы и субсидии на семью), обеспечивает оценку эффективности регу­лирующих воздействий структур федерального уровня на основе целеориентированного подхода, как наиболее актуального в период инновационной модернизации экономики страны.
  6. Оценка современных теорий управления (доказательный ме­неджмент, сервисный менеджмент) и теорий неоклассической шко­лы управления, эволюции развития системы жилищно-коммуналь­ных услуг позволила выделить концептуальный институциональ­но-экономический механизм регулирования современной сферы жи­лищно-коммунальных услуг, включающий следующие механизмы: обоснования и формирования тарифов, установления нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и затрат, регулирова­ния сферы жилищно-коммунальных услуг муниципального обра­зования и взаимодействия с клиентами; инструментами которого являются организационные, экономические, имущественные, тех­нологии управления взаимоотношениями с клиентами и частно-го­сударственное партнерство, система менеджмента качества, система ценообразования, что позволяет учитывать современный уровень развития техники и технологии, разноуровневую систему регулиро­вания и формирования тарифов, социально-экономический уровень развития территории, повышать эффективность регулирующих ре­шений в системе ЖКХ.
  7. Эффективное региональное регулирование рынка жилищ­но-коммунальных услуг возможно реализовать в результате мо­дернизации организационно-административных и экономических методов, используя в качестве инструментов: частно-государс­твенное партнерство; принцип «золотого сечения» в структу­ре собственности предприятия, в структуре расходов на ЖКХ консолидированного, регионального и муниципального бюджета; систему менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001 (аутентичного ему национального стандар­та - ГОСТ Р ИСО 9001-2001), разработанную для предприятий, предоставляющих однотипные услуги, чья деятельность регули­руется на мезоуровне, с использованием модели оценки эффек­тивности предоставления услуг ЖКХ как со стороны клиента, так и со стороны предприятия.
  8. Клиентоориентированный подход в повышении эффективнос­ти организации процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг реализуется посредством разработанной и адаптированной для каждой группы регионов методики ценообразования, которую мож­но включать в систему менеджмента качества предприятий. Данная методика позволяет непрерывно осуществлять процесс ориентации на клиента: учитывать климатическую зону региона; величину города; вид жилищно-коммунальных услуг (жилищные, услуги водо-, тепло-, газо-, электроснабжения), тип рынка (совершенная конкуренция, оли­гополия, монополия), вид потребителя (население, коммерческие, бюд-жетофинансируемые организации); время пиковых загрузок; объемы потребляемых услуг; уровень благоустройства жилищного фонда, что позволяет повысить качество предоставляемых услуг.
  9. Сегментирование рынка жилищно-коммунальных услуг, в частности, крупного города, позволяет выделить группы потребителей, для которых необходимы услуги соответствующего ассортимента, качества и уровня цен. Алгоритм методики сегментации, реализующей кастомизированный подход в предоставлении услуг ЖКХ, включает следующие этапы: проведение аналитической работы, в том числе с использованием опросного метода; выявление «ниши» конкретного предприятия на рынке жилищно-коммунальных услуг; определение возможных объемов оказания услуг с учетом географических, демографических, поведенческих и других принципов сегментирования; организация оказания услуг в соответствии с выявленными потребностями и прогнозами; разработка стратегий их сбыта. Это создает возможность регулирования и развития локального рынка жилищно-коммунальных услуг.
  10. Повышение эффективности функционирования и модерни­зации деятельности предприятий, предоставляющих жилищно-ком­мунальные услуги, деятельность которых регулируется на муници­пальном уровне, возможно в результате использования предложен­ного институционально-экономического механизма регулирования деятельности предприятий, включающего: частно-государственное партнерство, позволяющее сохранить муниципальную собствен­ность на объекты ЖКХ и привлечь долгосрочные инвестиции в эту сферу; клиентоориентированную систему ценообразования на жи­лищно-коммунальные услуги с учетом климатической зоны, уровня социально-экономического развития муниципального образования и среднего размера тарифа на жилищно-коммунальные услуги в стране; систему общественных институтов (управдомы, объедине­ния жильцов).
  11. Программно-проектный метод управления системой пре­доставления услуг ЖКХ на муниципальном уровне обеспечивает комплексность, системность и научность планирования развития системы предоставления жилищно-коммунальных услуг, и позво­ляет формировать целеориентированную модель развития ЖКХ му­ниципального образования, на эффективность которой оказывают влияние топливно-энергетические ресурсы, расселение, социаль­но-экономическое состояние, нормативно-правовая база, состояние строительной, энергетической базы и состояние окружающей среды, интенсификация производства, научно-технический прогресс, наци­ональные проекты и планы развития ЖКХ страны, а также состо­яние и развитие инженерной инфраструктуры, генеральный план муниципального образования, состояние ЖКХ, деятельность Феде­ральной службы по тарифам, Федеральной комиссии по тарифам, органа исполнительной власти регионального уровня по регулирова­нию тарифов; и реализовывать управленческие решения на основе: единства планирования развития экономики страны, региона, горо­да и муниципального хозяйства, что позволит системе эффективно функционировать в условиях посткризисного периода экономичес­кого развития.
  12. Повышение эффективности развития и модернизации де­ятельности предприятий малого бизнеса в сфере ЖКХ возможно в результате реализации модели системы жилищного обслуживания населения города с выделением инициирующего модуля, вклю­чающего формирование институциональной среды федерального уровня посредством реализации следующих принципов: внедре­ние условий творчества, развитие свободы предпринимательства, усиление конкуренции и индустрии нововведений, формирование благоприятной институциональной среды, формирование эффек­тивных механизмов межфирменного взаимодействия и интеграции субъектов крупного, среднего и малого бизнеса, тенденции разви­тия сферы услуг в системе сфер и отраслей народнохозяйственного комплекса, формирование региональных доминант развития ЖКХ и стратегия развития муниципального образования и ЖКХ, прове­дение оценки тенденций развития системы ЖКХ на макро-, мезо-и муниципальном уровне и результирующего модуля, позволяю­щего выделить национальные приоритеты развития в сфере ЖКХ, создание благоприятной институциональной среды для развития малого бизнеса, учет региональных тенденций и закономерностей развития малого бизнеса на муниципальном уровне и реализация эффективных программ развития малого бизнеса на уровне ло­кального рынка.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Макареня Т. А. Организационные и методические аспекты регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг: региональ¬ный, муниципальный и микроуровень / Т. А. Макареня. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 176 с. (11,0 п.л.).

2.Макареня Т. А. Комплексное управление муниципальным образованием / Т. А. Макареня, О. А. Андреева, Н. Ф. Земченков, А. Ю. Казанская, Я. А. Налесная, Т. Т. Синельников. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - 220 с. (10,7 п.л. в т.ч. авторских - 2,3 п.л.).

3.Макареня Т. А. Обоснование системы макрорегулирова¬ния современной сферы жилищно-коммунальных услуг / Т. А. Макареня. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. - 188 с. (10,0 п.л.).

Статьи в журналах, рекомендуемых ВАК

4.Макареня Т. А. Проблемы муниципального управления / Т. А. Макареня // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. № 4. — С. 23—26 (0,4 п.л.).

5.Макареня Т. А. К вопросу об управлении муниципальным хозяйством / Т. А. Макареня // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и пра¬ва». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 6. — С. 16—18 (0,5 п.л.).

6.Макареня Т. А. Экономические методы управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне / Т. А. Мака-реня // Известия ТРТУ «Тематический выпуск. Системный анализ в экономике и управлении». — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — №> 8. — С. 48—51 (0,4 п.л.).

7.Макареня Т. А. Проблемы ценообразования социальных рыночных услуг в России: подходы к решению / Т. А. Макареня ///

Известия ТРТУ. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — № 4. — С. 137—140 (0,4 п.л.).

8.Макареня ТА. Аспекты организации эффективного менеджмента на рынке социально значимых услуг в условиях транзитивной экономики / Т. А. Макареня // Известия ТРТУ. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — № 10. — С. 64—66 (0,3 п.л.).

9.Макареня Т. А. Необходимость формирования эффективного менеджмента ЖКХ в системе муниципального управления // Т. А. Макареня // Известия ТРТУ. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. — № 17. — С. 125—131 (0,7 п.л.).

10.Макареня Т. А. Возможные механизмы привлечений инвес¬тиций в некоторые сферы экономики России / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник // Известия ТРТУ. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2007. № 2. — С. 64—69 (0,6 п.л./0,3 п.л.).

11.Макареня Т. А. Проблемы и перспективы развития жилищно-коммунального комплекса на муниципальном уровне (на примере г. Таганрога) / Т. А. Макареня // Региональная экономика: теория и практика. 2007. 13 (52). — С. 131—139 (1,14 п.л.).

12.Макареня Т. А. Совершенствование процесса управления муниципальными предприятиями в сфере жилищно-коммуналь¬ного хозяйства / Т. А. Макареня, Е. А. Кобец, Я. А. Налесная // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 10 (67). — С. 101—110 (1,27 п.л./0,4 п.л.).

13.Макареня Т. А. Государственно-частное партнерство как ме¬ханизм межфирменного взаимодействия на локальном рынке жи-лищно-коммунальных услуг / Т. А. Макареня, Т. Т. Синельников /// Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — № 19 (76). — С. 35—43 (1,14 п.л./0,57 п.л.).

14.МакареняТА.Объективнаянеобходимостьи социальнаязначи-мость регулирования деятельности сферы ЖКУ различных уровней // Т. А. Макареня // Региональная экономика: теория и практика. -2008. - № 22 (79), 2008. - С. 73-81 (1,14 п.л.).

15.Макареня Т. А. Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг / Т. А. Макареня // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Социально-экономические науки». - 2008. - Т. 8. - Вып. 3. - С. 93-99

(0,8 п.л.).

16.Макареня Т. А. Ориентация на качество системы предоставления услуг / Т. А. Макареня // Вестник Ростовского государственного экономического университета, - 2009. - Вып. 1. - С. 73-82 (1 п.л.).

17.Макареня Т. А. Оценка развития мировых и российских тенденций сферы услугового комплекса (статья) / Т. А. Макареня /// Экономический вестник РГУ. - 2008. - Т. 6. - № 4. - Ч. 3. - С. 368-372 (0,8 п.л.).

статьи и тезисы научных докладов на конференциях

18.Макареня Т. А. Проблемы реформы ЖКХ / Т. А. Макареня // Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управ¬ления: Тезисы докладов IV всероссийской научно-практичес¬кой конференции. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. - С. 304-305 (0,14 п.л.).

19.Макареня Т. А. Проблемы формирования тарифов на жилищно-коммунальныеуслугивсовременныхусловиях/Т.А.Макареня//Вековой поискмоделиэкономическогоразвитияРоссии(к100-летиювыходаработы В. И. Ленина «Развитие капитализма в России»): материалы Международной научно-практической конференции, г. Волжский, сен¬тябрь 1999 г. / сост. проф. О. В. Иншаков, М. М. Гузев, Р. П. Харебава, B. Л. Гавеля. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 2000. - С. 295-296 (0,1 п.л.).

20.Макареня Т. А. Рынок жилищно-коммунальных услуг // Т. А. Макареня // Техническая кибернетика, радиоэлектроника и системы управления: Тезисы докладов V Всероссийской научно-практической конференции. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. - C.300-305 (0,24 п.л.).

21.Макареня Т. А. Организация эффективного менеджмента на рынке жилищно-коммунальных услуг / Т. А. Макареня // Рубикон. РГУ. - Ростов н/Д, 2001. - № 12. - С. 60-63 (0,36 п.л.).

22.Макареня Т. А. Тариф как инструмент регулирования деятельности естественных монополий / Т. А. Макареня // Рубикон. РГУ. - Ростов н/Д, 2002. - № 14. - С. 36-39 (0,36 п.л.).

23.Макареня Т. А. Регулирование и финансирование социаль¬ной сферы региона / Т. А. Макареня // Потенциал развития России XXI века: сборник статей Всероссийской научно-практической кон¬ференции. — Пенза: Изд-во «Приволжский Дом знаний», 2004. — С. 30—38 (0,4 п.л.).

24.Макареня Т. А. Рыночные подходы к развитию жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога / Т. А. Макареня /// Проблемы градорегулирования. Тематический научный сборник // под науч. ред. А. В. Арямова. — Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. Вып. 1. — С. 25—30 (0,3 п.л.).

25.Макареня Т. А. Возможности экономического роста / Т. А. Ма-кареня // Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации: материалы Международной конференции. Ч. 1. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2004. — С. 49—50 (0,01 п.л.).

26.Макареня Т. А. Экономические аспекты развития предпри¬ятий / Т. А. Макареня, Т. В. Федосова // Пути формирования эф¬фективной социально-экономической модели трансформирующей¬ся России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — С. 120—130 (0,1 п.л/0,05 п.л.).

27.Макареня Т. А. Управление затратами предприятия: различ¬ные подходы / Т. А. Макареня, Ю. Б. Прохорова // Рубикон. РГУ. — Ростов н/Д, 2005. — № 34. — С. 23—26 (0,55/ 0,5 п.л.).

28.Макареня Т.А. Новые подходы к управлению финансами муни-ципальных предприятий / Т. А. Макареня // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: труды 6-й Международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2005. — С. 372—374 (0,23 п.л.).

29.Макареня Т. А. Развитие сферы услуг в современных экономических условиях / Т. А. Макареня // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы развития экономики и социальной сферы». — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. — С. 61—65 (0,39 п.л.).

30.Макареня Т. А. Проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов: взаимодействие и сотрудничество в научно-образовательной сфере промышленных предприятий с профильными вузами / Т. А. Макареня // Материалы научно-практической конференции «Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона». — СПб.: 2005: Изд-во СПбГЭТУ, 2005. — С. 11—15 (0,31 п.л.).

31.Макареня Т. А. Инновационные образовательные технологии вузов / Т. А. Макареня // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Реформирование системы управле¬ния на современном предприятии». - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 80-83 (0,28 п.л.).

32.Макареня Т. А. Социально-экономические аспекты рефор¬мирования жилищно-коммунального комплекса / Т. А. Макареня // Материалы VI Международной научно-практической конферен¬ции «Реформирование системы управления на современном пред¬приятии». - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - С. 120-123 (0,2 п.л.).

33.Макареня Т. А. Проблемы налогообложения образовательных услуг /Т. А. Макареня, А. А. Кокорев //Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 2006. - С. 92-93 (0,19 п.л./0,1).

34.Макареня Т. А. Система ипотечного кредитования как фактор развития и управления инвестиционной деятельностью / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник // Материалы 7-й Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика». - СПб.: ОНТИ УНПК СПбГПУ, 2006 - С. 300-302 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

35.Макареня Т. А. Роль стратегического управления для развития предприятий жилищно-коммунальной сферы / Т. А. Макареня // Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегическое управление организацией: теория, методы, практика»: ОНТИ УНПК СПбГПУ, 2006. - С. 362-364 (0,23 п.л.).

36.Макареня Т. А. Экономический механизм функционирования рынка потребительских услуг как фактор инвестиционного развития региона / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник // Материалы III Всероссийской конференции. - СПб.6 Изд-во РГГМУ, 2005. - С. 280-281 (0,1 п.л./0,05 п.л.).

37.Макареня Т. А. Роль местных органов власти в решении проблем занятости выпускников / Т. А. Макареня // Опыт и проблемы трудоустройства выпускников вузов Южного федерального округа: материалы I межвузовской научно-практической конференции / под ред. А. Г. Сапронова. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. - С. 38-45 (0,51 п.л.).

38.Макареня Т. А. Роль жилищно-коммунального комплекса в системе муниципального хозяйства / Т. А. Макареня /// Инновационные технологии в экономике и управлении. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. № 1 (1). - С. 145-152 (0,4 п.л.).

39.Макареня Т. А. Роль рынка жилищно-коммунальных услуг в системе муниципального управления в условиях транзитивности / Т. А. Ма-кареня // Российский рынок труда. Новации, проблемы, перспективы развития: сборник статей III Международной научно-практической конференции. — Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — С. 35—38 (0,28 п.л.).

40.Макареня Т. А. Некоторые аспекты развития инвестиционных процессов в социальной сфере / Т. А. Макареня, Н. Н. Бердник // Материалы V международной научно-практической конференции «Глобализация экономики и российские производственные предприятия». — Новочеркасск: ЮРГТУ (МПИ), 2007. — С. 77—79 (0,21 п.л./0,1 п.л.).

41.Макареня Т. А. Проблемы развития ЖКХ крупного города / Т. А. Макареня // Материалы 8-й Международной научно-практической конференции «Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика». Ч. 1. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 88—90 (0,23 п.л.).

42.Макареня Т. А. Мягкие методы управления жилищно-коммунальной сферой муниципального образования / Т. Макареня, В. Выгривач, Я. Безуглова, Е. Ерохина // Технологии мягкого управления в социальных системах: сборник научных трудов. — Белгород: Константа, 2007. — С. 77—95 (2,25 п.л./2 п.л.).

43.Макареня Т. А. Проблемы и перспективы управления предприятиями ЖКХ / Т. А. Макареня // Труды конференции «Планирование инновационного развития экономических систем». —СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. — С. 157—161 (0,39 п.л.).

44.Макареня Т. А. Роль, место и факторы развития жилищно-коммунальных услуг в общей системе услугового комплекса российской экономики / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник // Проблемы образования, экономики, формирования личности: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3 / Новошахт. Филиал ФГОУ ВПО «Юж. фед. ун-т». —Новошахтинск: Изд-во «НОК», 2007. — С. 117—124 (0,5 п.л./0,25 п.л.).

45.Макареня Т. А. Объективная необходимость и социальная значимость регулирования сферы жилищно-коммунальных услуг // Т. А. Макареня // Традиционное, современное и переходное в рос¬сийском обществе: сборник статей V Всероссийской научно-прак¬тической конференции. — Пенза, 2007. — С. 106—109 (0,3 п.л.).

46.Макареня Т. А. Перспективы развития инновационно-ори-ентированного управления муниципальным образованием на осно¬ве программно-целевого подхода / Т. А. Макареня, Т. С. Дудко, Л. О. Хан // Инновационные технологии в экономике и управлении. —Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. — № 2 (3). — С. 96—107 (0,5 п.л./0,2 п.л.).

47.Макареня Т. А. Подходы к классификации жилищно-коммунальных услуг в целях совершенствования управления муниципальными предприятиями / Т. А. Макареня, В. В. Выгривач // Россия: варианты и сценарии развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (г. Казань, 21 де¬кабря 2007): в 2 т. Т. 1. - Казань, Познание, 2007. - С. 340-341 (0,01 п.л./0,005 п.л.).

48.Макареня Т. А. Роль инвестиций в развитии муниципальных образований / Т. А. Макареня, Н. А. Бердник // Проблемы теории и практики повышения эффективности функционирования первичных структурных звеньев отраслей народнохозяйственного комплекса региона. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции / под ред. проф. В. Г. Давыдова. - Махачкала: ДГТУ, 2007. - С. 244-248 (0,16 п.л./0,08 п.л.).

49.Макареня Т. А. Некоторые аспекты формирования муниципального заказа в рамках муниципального управления / Т. А. Макареня // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: матер. Международной научно-практической конференции. Ч. 1. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2007.- С. 160-161 (0,1 п.л.).

50.Макареня Т. А. Тарифное регулирование предприятий ЖКХ, как эффективный финансовый механизм / Т. А. Макареня // Финансовые проблемы РФ и пути их решения: теория и практика: труды 9-й Международной научно-практической конференции. Ч. 2. - СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. - С. 92-93 (0,1 п.л.).

51.Макареня Т. А. Стратегическое управление ЖКХ на муниципальном уровне / Т. А. Макареня /// Стратегическое управление организациями: мировая теория и российская практика: труды Всероссийской научнопрактической конференции. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - С. 220-223 (0,3 п.л.).

52.Макареня Т. А. Место ЖКУ в общей системе услугового ком¬плекса / Т. А. Макареня // Инновационные технологии в экономи¬ке и управлении. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. - № 3 (4). -С. 71-79 (0,4 п.л.).

53.Макареня Т. А. Эволюция процессов реформирования ЖКХ / Т. А. Макареня // Экономические и правовые проблемы реализа¬ции национальных проектов в регионах: материалы Всероссийской научно-практической конференции VII Макаркинские научные чтения / Мордов. гуманитар. ин-т, Северо-зап. гос. заочн. техн. ун-т. - Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2008. - С. 74-77 (0,32 п.л.).

54.Макареня Т. А. Система регулирования ЖКУ федерального уровня: тенденции формирования и регулирования // Т. А. Макареня // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей международной научно-практической конференции. — Иркутск: РИО СИПЭУ, 2008. — Вып. VI. — Т. 1. — С. 293—300 (0,1 п.л.).

55.Макареня Т. А. Методические подходы к классификации рынка жилищно-коммунальных услуг / Т. А. Макареня // Социально-экономическое развитие муниципального образования: проблемы и перспективы: материалы «круглого стола». — Ростов н/Д, 2008. — С. 360—365 (1 п.л).

Учебные пособия

56.Макареня Т. А. Экономика электропотребления в промышленности: учебное пособие / Т. А. Макареня. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. — 184 с. (10,2 п.л.).

57.Макареня Т. А. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / Т. А. Макареня, М. А. Боровская, М. Н. Корсаков, Ю. И. Ребрин, И. К. Шевченко. — Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. — С. 332—397 (24,25 п.л./3,5 п.л.).