- Обоснованы экономические основы формирования государственных социальных стандартов и их роль в производстве и распределении общественных и социально значимых благ. Действие механизма социальных стандартов приводит к нескольким эффектам. Во-первых, реально функционирующие на практике социальные стандарты задают направление социального развития. Во-вторых, их можно использовать в качестве своего рода цены на социальные услуги, распределяемые и (или) производимые организациями общественного сектора. В-третьих, в рамках межбюджетных отношений система социальных стандартов позволяет бюджетам нижестоящих уровней обосновать потребности в ресурсах, необходимых для выполнения расходных обязательств, в случае если их доходные полномочия не соответствуют обязательствам. При этом бюджеты вышестоящих уровней, предоставляющие трансферты, в свою очередь, обладают возможностью проверить требуемый объем средств, запрашиваемых нижестоящими звеньями бюджетной системы.
- Выявлена роль государственных социальных стандартов в формировании системы межбюджетных отношений и социальных гарантий государства. Становление системы социальных стандартов необходимо, во-первых, для оценки эффективности бюджетных расходов и бюджетной обеспеченности, поскольку в этом случае задается нормативный уровень предоставления социальных услуг по месту непосредственного потребления, и, во-вторых, для создания возможности оценить фактический уровень социального развития в соотношении с определенными целевыми ориентирами. Заданный через систему социальных стандартов порядок распределения расходов по всем уровням бюджетной системы должен соответствовать социальным гарантиям государства и формировать основу для оценки доходов бюджета различных уровней власти и управления, обеспечивая ему доступ к соответствующим ресурсам.
- Дана оценка нормативной базы для формирования социальных стандартов в регионах РФ. Формирование института социальных стандартов в России в настоящее время во многом осуществляется на региональном уровне бюджетной системы. Так, в отдельных регионах разрабатываются и частично реализуются отдельные социальные стандарты, но не региональные системы социальных стандартов, которые могут эффективно выполнять функцию механизма управления социальным развитием. При этом социальная политика на уровне межбюджетных отношений регион - муниципальный район (городской округ) - сельское поселение (городское поселение) во многом зависит от финансовой помощи регионального бюджета, что не стимулирует муниципалитеты к большей самостоятельности при осуществлении сбалансированной бюджетно-налоговой и социальной политики. Это свидетельствует об отсутствии системности и требует участие федерального центра в формировании системы социальных стандартов.
- Подготовлены предложения по формированию российской модели социальной стандартизации. Главным условием формирования эффективной российской модели социальной стандартизации является применение системного подхода в общенациональном масштабе. Экономическими основами системы социальных стандартов в России должны стать нормативно-правовая база на федеральном, региональном и местном уровнях власти и управления, регулирующая порядок формирования бюджетно-налогового механизма, и отраслевые социальные и финансовые нормы и нормативы, обеспечивающие практическое воплощение социальных гарантий общества перед гражданином в форме социальных стандартов. Федеральный центр обязан выполнять функцию координатора по созданию системы социальных стандартов и взять на себя обязательства по обеспечению прожиточного минимума, который рассматривается как социальный стандарт в сфере распределения доходов населения. На региональном уровне, должна быть сформирована основная часть социальных стандартов, обеспечивающих предоставление социальных услуг. Практический переход к управлению социальной сферой и социальным развитием с помощью социальных стандартов может быть выполнен с помощью специальной целевой программы.
- Разработаны методические подходы к определению социальных стандартов в регионах РФ. Институционально-правовая база в сфере социальной стандартизации на региональном уровне должна сконструировать новую систему управления социальным развитием на основе системы социальных стандартов как научно разработанных в абсолютном, относительном и натуральном выражении показателей, на основе которых определяются финансовые нормативы, что позволит решить задачу стоимостной оценки бюджетных потребностей региона для обеспечения социального развития. При этом каждая конкретная региональная система социальных стандартов должна быть встроена в общенациональную модель социальной стандартизации.
- Представлены методические рекомендации по совершенствованию механизмов реализации бюджетно-налоговой политики на региональном уровне. Реализации бюджетно-налоговой политики, в качестве одного из инструментов социальной стандартизации на региональном уровне, должно строиться в соответствии с четырьмя основными концептуальными положениями: - проведение бюджетно-налоговой политики в регионе следует начинать с оценки региональных расходных обязательств, рассчитанных нормативно-подушевым методом; бюджетное финансирование должно быть ориентировано на результат; необходимы критерии эффективности бюджетных расходов; надлежит обратить особое внимание на управление доходами занятых в отраслях бюджетной сферы на основе более высоких стандартов дохода, нежели прожиточный минимум. Применение социальных стандартов в качестве норматива бюджетных расходов позволят более эффективно распределить ограниченные бюджетные ресурсы.
- Подготовлены предложения по совершенствованию механизмов финансирования социальных стандартов на региональном уровне. При переходе к политике предоставления бюджетных ресурсов в соответствии с расходными потребностями, которые включают в себя нормативы подушевого финансирования, необходимо определять оптимальный и эффективный объем бюджетных ресурсов со стороны регионального бюджета для бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории конкретного региона для финансирования предприятий и организаций предоставляющих социальные услуги населению.
1.Экономические основы социальной стандартизации в России. -М.: Издательство МАКС Пресс, 2008. - 15,75 п.л.
2.Государственные социальные стандарты в системе межбюджет¬ных отношений. - М.: Издательство МАКС Пресс, 2008. - 14,25 п.л. (в со-авт., авт. - 11,0 п.л.)
Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК (2,3 п.л.)
3.Социальные стандарты в основе реализации бюджетно-налоговой политики на региональном уровне //Социальная политика и социальное партнерство, 2009, № 4. - 0,5 п.л.
4.Управление формированием системы социальных стандартов в РФ //Сегодня и завтра Российской экономики, 2008, № 24. - 0,5 п.л.
5.Социальные стандарты в основе распределения общественного бо-гатства //Экономические науки, 2008, № 1. - 0,4 п.л. (в соавт., авт. - 0,2 п.л.)
6.Региональные аспекты социальной стандартизации // Экономиче¬ские науки, 2008, № 3. - 0,4 п.л. (в соавт., авт. - 0,2 п.л.)
7.Основы формирования российской модели социальной стандартиза¬ции // Экономические науки, 2008, № 12. - 0,4 п.л. (в соавт., авт. - 0,2 п.л.)
8.Основные направления развития межбюджетных отношений в РФ (статья); // Российское предпринимательство, 2007, № 12. - 0,3 п.л.
9.Особенности формирования российской модели бюджетного фе-дерализма (статья); // Экономические науки, 2007, № 10. - 0,4 п.л.
Статьи в журналах и сборниках (12,78 п.л.)
10.Анализ бюджетной обеспеченности в отраслях социальной сферы Общественный сектор в экономике России: теории и практика реформ: Конференция; М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Экономический факультет; 26 ноября 2008г.- М.: МАКС Пресс, 2008. - 0,5 п.л.
11.Роль местного самоуправления в социально-экономическом раз¬витии территорий в РФ Социальная функция государства в экономике 21 века: Доклады и выступления. Материалы конференции 21 ноября 2007г., М.: МАКС Пресс, 2007. - 0,5 п.л. (в соавт., авт. - 0,3 п.л.)
12.Основы формирования российской модели социальной стандар-тизации Государственное управление в 21 веке: традиции и инновации: 6-ая ежегодная международная конференция ФГУ МГУ имени М. В. Ломо¬носова; май 2008 г.: Материалы конференции / Отв. Ред. Мысляева И.Н. -М.: МАКС Пресс, 2008. - 0,5 п.л. (в соавт., авт. - 0,2 п.л.)
13.Социальные стандарты и управление развитием социальной сфе¬рой Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции: международная конференция МГУ имени М.В. Ломо¬носова, экономический факультет апрель 2008 г.; Сборник статей: В 2-х томах; Том 2/ Под ред. В.П. Колесова, Л. А. Тутова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 0,5. п.л. (в соавт., авт. - 0,2 п.л.)
14.Оценка нормативной базы формирования социальных стандартов в регионах в сборнике Социальная функция государства в условиях инова-цинного развития экономики России /Под ред. Г.А. Ахинова, И.Н. Мыс-ляевой. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 0,5 п.л. (в соавт., авт. - 0,3 п.л.)
15.Основы формирования российской модели социальной стандар-тизации материалы конференции Сборник 2-ой международной конфе¬ренции «Социально-экономические приоритеты развития экономики Рос¬сии». - М.: МЭФИ, 2009. - 0,5 п.л.
16.История развития и современное состояние межбюджетных взаимоотношений в России (на примере Республики Башкортостан). - Уфа: Принт, 1996. - 1, 75 п.л. (в соавт., авт. - 1,0 п.л.)
17.Баланс финансовых ресурсов территорий. -Уфа: Принт, 1996. -1,5 п.л. (в соавт., авт. - 1,0 п.л.)
18.Формирование и проблемы расширения самостоятельности мест¬ных бюджетов в условиях рыночных отношений. - Уфа.: Институт эконо¬мики УрОАН, 1997. - 2,1 п.л. (в соавт., авт. - 1,1 п.л.)
19.Двухуровневая система формирования местных бюджетов // Ма-териалы конференции молодых ученых. Проблемы экономики переходно¬го периода / Сборник статей/ Уфа.: УрОАН, 1997. - 0,25 п.л.
20.Исследование взаимозависимости местных бюджетов в двух-уровневой бюджетной системе (на примере Республики Башкортостан). -Уфа: Институт экономики и социологии УрОАН, 1998. - 1,25 п.л.
21.Реализация непрерывного образования в Уфимском финансово-экономическом колледже (статья). Проблемы среднего профессионального образования / Сборник статей /Уфа, РИО РУНМЦ Госкомнауки РБ, 1999. -0,4 п.л.
22.Опыт организационно-методической работы в педагогическом коллективе на основе модели совместной продуктивной деятельности (ста¬тья); Материалы всероссийской научно-методической конференции//Тезисы докладов// Уфа - УТИС, 1999. - 0,1 п.л. (в соавт., авт. - 0,05 п.л.)
23.Опыт создания пускового комплекса информационно управляю¬щей системы дистанционного образования для Уфимского финансово-экономического колледжа- Партнера МЭСИ (статья); Материалы III Меж¬дународной научно-методической конференции «Новые информационные технологии обучения в региональной инфраструктуре» // Тезисы докладов/ Пенза, 2000. - 0,1 п.л.; (в соавт., авт. - 0,05 п.л.)
24.Социальное партнерство - мода или веление времени (статья); Социальное партнерство в системе среднего профессионального образова¬ния: Тематический сборник / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2003. - 0,25 п.л. (в соавт., авт. - 0,15 п.л.)
25.Внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения - инновационный процесс для учебного заведения (статья). Проблемы учебно-воспитательного процесса и научных исследований в вузе: Сборник статей / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2004. - 0,25 п.л.
26.Вопросы развития межбюджетных отношений (статья); Проблемы учебно-воспитательного процесса и научных исследований в ссузе: Сборник статей / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2004. - 0,3 п.л.
27.Управление качеством образования через мониторинг учебной деятельности предметно-цикловых комиссий с использованием матриц (из опыта работы) (статья); Проблемы учебно-воспитательного процесса и научных исследований в ссузе: Сборник статей / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2004. - 0,25 п.л. (в соавт., авт. - 0,15 п.л.)
28.Опыт реализации непрерывной подготовки специалистов эконо-мического профиля в ГОУ СПО УФЭК (статья); Проблемы учебно-воспитательного процесса и научных исследований в ссузе: Сборник ста-тей / Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2004. - 0,5 п.л. (в соавт., авт. - 0,3 п.л.)
29.Бюджетирование как технология финансового планирования. -Уфа: РИО Уфимского филиала Финакадемии, 2006. - 4,25 п.л.
30.Собственность и доходы как фактор развития страхования (науч¬ное издание). - Уфа, 2007г.; 8,0 п.л.; (в соавт., авт. - 0,28 п.л.)
Учебно-методические работы (42,51 п.л.)
31.Финансы и кредит: Учебное пособие. - Уфа: Уфимский финансо-во-экономический колледж - Уфа, 1999. - 5,11 п.л.
32.Финансы и кредит: Учебное пособие. - Уфа: УФЭК, 2001. - 8,8 п. л.
33.Учебное пособие по дисциплине «Финансы и кредит». - Уфа: ГОУ СПО УФЭК, 2004. - 12,25 п.л.
34.Учебное пособие «Финансы и кредит». - Уфа: РИО Уфимского филиала Финакадемии, 2007. - 2,1 п.л.
35.Учебное пособие «Финансы и кредит», 1,2,3 части. - Уфа: Уфим¬ский филиал Финакадемии. - Уфа, 2008. - 14,25 п.л.