- Предложено расширение набора показателей, используемого в отечественной практике анализа и управления деятельностью естественно-монопольных производственных систем за счет включения моделей технологических детерминант как оценок эффективности. Целесообразность данного расширения для высоко затратных инфраструктурных производств следует из рассмотренных в работе особенностей подобных характеристик, которые обеспечивают следующие преимущества: ориентацию на минимизацию издержек; возможность анализа затрат одно-, и многопродуктового производства услуг; соизмерение затрат и результатов не только в обычных, но и в логарифмических шкалах (в терминах затратных эластичностей), что позволяет переходить к сопоставлению величин в динамике; выявление дополнительных источников экономии отраслевых затрат, прежде всего, эффектов синергии, присущих естественной монополии и выражаемых через свойство субаддитивности ее издержек.
- Показаны - на основе выполненного в работе анализа теоретических моделей идентификации - возможности применения системы технологических детерминант для решения таких управленческих задач, как оценка эффективности способов организации производства инфраструктурных услуг, выбор оптимальной структуры отрасли (по количеству фирм и степени их специализации), выделение естественно- монопольных сегментов рынка, исходя из свойств отраслевых издержек, обладающих той или иной степенью нелинейности (в зависимости от объемов выпуска), соотношением условно-постоянных и переменных затрат, наличием экономии от структуры.
- Построена - по результатам проведенного автором анализа эмпирических исследований деятельности инфраструктурных отраслей стационарной экономики более, чем за тридцатилетний период - классификация прикладных моделей и методов, использующих одно- и многопродуктовые функции издержек для оценки эффективности деятельности подсистем на транспорте, в электроэнергетике, отрасли телекоммуникации и связи и т.п. Также на основе выполненного в работе анализа теоретических моделей идентификации естественной монополии предложена классификация тестов на субаддитивность одно- и многопродуктовых функций издержек. Выявлен спектр методов и приемов моделирования таких характеристик, как экономия от масштаба и экономия от структуры, полной системы технологических детерминант для решения прикладных задач идентификации естественно-монопольных производственных систем; определены возможности (и ограничения) адаптации применяемого инструментария к условиям нестационарной российской экономики.
- Разработана новая теоретическая схема отраслевого уровня, позволяющая - с использованием технологических детерминант - формировать агрегированные оценки эффективности, в том числе, показатели обобщенной ресурсоемкое, и проводить анализ отраслевых затрат естественно-монопольных производственных систем в процессе реформ с позиций оптимизации издержек. Сформировано представление идентификации естественной монополии как задачи оценки динамики технологических детерминант, позволяющее расширить спектр инструментария оценки эффективности. Наряду с применением - с учетом адаптации к условиям нестационарной экономики - моделей функций издержек и процедур их тестирования на субаддитивность, предложено моделировать технологические детерминанты (или их дискретные аналоги) - с использованием локальных и траекторных индексных методов.
- Предложен - для реализации указанной теоретической схемы - набор взаимосвязанных направлений моделирования технологических детерминант как агрегированных оценок эффективности деятельности инфраструктурных отраслей. Построены - с использованием обобщенных индексных методов, допускающих учет структурных сдвигов в издержках - экспериментальные модели количественной оценки динамики средних издержек (аналога технологического детерминанта, указанного в Федеральном Законе 1995г. "О естественных монополиях"). Полученные на основе предложенного подхода оценки эффективности для железнодорожного транспортаРФ в 1992-2002гг. (до создания ОАО РЖД) - в виде расчетных средних издержек и аналога экономии от масштаба - показывают немонотонный (в отличие от распространенных представлений) характер их динамики, что может свидетельствовать об отсутствии свойств естественной монополии, оснований для повышения тарифов на перевозки, неэффективности проведения реформ.
- Разработаны методические подходы к учету факторов нестационарности
- (инфляции и структурных сдвигов) при моделировании динамики ряда характеристик эффективности деятельности естественной монополии, построены их теоретические и расчетные модели. Расчеты дискретного аналога средних издержек (обобщенной ресурсоемкое) и экономии от масштаба, выполненные применительно к отечественному железнодорожному транспорту в 1992 - 2002гг., также подтверждают выводы о немонотонном характере динамики указанных показателей.
- Предложены - на основе обобщения ранее разработанных (с участием автора) моделей развития нелинейных транспортных сетей - методологические подходы к построению информационной технологии синтеза сложных сетевых структур, ориентированной на учет особенностей российских инвестиционных проектов и предусматривающей учет синергических эффектов, которыми могут обладать инфраструктурные подсистемы.
- Разработаны - в рамках информационной технологии синтеза сложных сетевых структур - методологические и методические подходы к моделированию оценок эффективности развития инерционно изменяющихся инфраструктурных подсистем с учетом их естественно-монопольной природы. Предложен способ построения приближенной функции издержек для сети путем моделирования общесетевой агрегированной функции издержек в виде суммарных по звеньям сети объектных функций; обоснованы процедуры возможной корректировки их параметров при нарушении свойства субаддитивности агрегированной общесетевой функции издержек. Показано, что применительно к сетевым подсистемам нарушение свойства субаддитивности издержек полезно интерпретировать как характеристику перегруженности сети, ее отдельных направлений или элементов.
- Предложены - применительно к условиям неполноты существующей статистической базы расчетов оценок эффективности и неопределенности исходной информации - методические подходы к формированию данных для моделирования функции издержек естественно-монопольной производственной системы с использованием компьютерного эксперимента - путем вариации параметров в системе моделей информационной технологии синтеза сложных сетевых структур с нелинейными характеристиками
1.Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2008.- 11 п.л.
2.Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественной монополии. М., УРСС, 2006, 20п.л. (в соавторстве, лично автора - 10 п.л.).
3.О системной методологии согласования процессов университетского образования и научных исследований. - В кн. «Университеты в трансформирующемся обществе» /Под общ. ред. В.В.Чекмарева. Кострома, КГУ им.Н.А.Некрасова, 2004, с.591-600 (в соавторстве, лично авто¬ра - 0,4п.л.).
4.Системный анализ транспорта России в современных условиях. - М., «Эдиториал УРСС», 2001, 70с. (в соавторстве, лично автора - 1,3п.л.).
5.Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период. /Под ред. В.Н.Лившица, М., Фолиум, 1996, 6,25 п.л. (в соавторстве, лично автора - 0,5п.л.).
6.Оптимизация планирования и управления транспортными системами./Под ред.В.Н.Лившица -М., Транспорт, 1987, 11 п.л. (в соавторстве, лично автора - гл.2,3 монографии - 2,7п.л.).
7.Транспорт в системе моделей перспективного планирования. - В кн.: Межотраслевые ком¬плексы в системе моделей. - М., Наука, 1983, (в соавторстве, лично автора - 0,5п.л.).
8.Автоматизированная система плановых расчетов на транспорте./Под ред. Б.С.Козина и И.Т.Козлова, М., Транспорт, 1981, 400 с. (в соавторстве, лично автора - 0,22п.л.).
9.Нелинейные транспортные задачи на сетях. - М., Финансы и статистика, 1981, 144 с, 5,5 п.л. (в соавторстве, лично автора - 1,8п.л.).
10.Совершенствование методов определения эффективности капитальных вложений на транспор¬те. /Под. ред. В.Н.Лившица, М., Транспорт, 1978, 264 с. (в соавторстве, лично автора -0,1п.л.).
Статьи, опубликованные в журналах из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАКРоссии
1.Информационная технология синтеза сложных сетевых структур нестационар-ной российской экономики: модели, алгоритмы, программная реализация. - Аудит и фи-нансовый анализ. - М., ЗАО 1с: Компьютерный Аудит, Вып. 1, 2008, с.50-88 (в соав-торстве, лично автора - 0,9п.л.).
2.Формирование стратегий развития отраслей естественной монополии в неста-ционарной экономике: структуризация проблем и методологические подходы к их ре-шению. - Труды ИСА РАН, 2006, Т.11, стр.6-30 (в соавторстве, лично автора - 0,4п.л.).
3.Методология моделирования характеристик эффективности деятельности естест-венных монополий в условиях реформ - В сб. «Теория и практика системных преобра-зований» - Труды ИСА РАН, М., URSS - 2005, т.11 с.76-95 (1,3п.л.).
4.Оптимизация развития нелинейных транспортных сетей с учетом естественно-монопольной природы. - Вестник Российской академии естественных наук. Тематиче¬ский номер: Международному Университету «Дубна» - 10 лет. - М., 2005, Том 5, №1, с. 68-76 (в соавторстве, лично автора - 0,3п.л.).
5.Совершенствование теоретических основ, моделей и методов оптимизации разви¬тия сети автомобильных дорог. - Сборник научных трудов. Приложение к журналу «Аудит и финансовый анализ». - М., ЗАО «1с: Компьютерный Аудит», Вып. 3, 2004, с. 114-204 (в соавторстве, лично автора -2,2 п.л.).
6.О государственном реформировании естественных монополий в экономике Рос¬сии. - Общество и экономика, М., РАН, 2002, №1, с.19-45 (в соавторстве, лично автора - 0,3п.л.).
7.Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты -ЭКО - Новосибирск, 2001, №3, с.49-64 (в соавторстве, лично автора - 0,3п.л.).
8.Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных мо¬нополий в России. - Экономическая наука современной России. - М.: ВИНИТИ. 2000, №3-4. с. 55-71 (в соавторстве, лично автора - 0, 4 п.л.).
9.Реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект. - ЭКО, 1999, Вып.4, с. 85-100 (в соавторстве, лично автора - 0,3п.л.).
10.Естественные монополии: основные понятия, подходы к идентификации. - В сб.: Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации, Часть I, Труды ИСА РАН, М., УРСС, 1997, с. 73-96 (в соавторстве, лично автора -0,25п.л.).
11.Ресурсоемкость производственной инфраструктуры и эффективность ее функцио-нирования. - Экономика и математические методы, 1992, Т.28, Вып. 3, с.325-337 (в со¬авторстве, лично автора - 0,4п.л.).
12.Выбор оптимальной траектории развития магистральной транспортной сети. -Экономика и математические методы, 1979, T.XV, Вып.4, с.731-746 (в соавторстве, лично автора -0,3п.л.).
13.Учет ограничений на ресурсы при оптимизации развития магистральной транс-портной сети. - Экономика и математические методы, 1975, T.XI, Вып.1, с.99-111 (в соавторстве, лично автора -0,5п.л.).
Статьи в научных журналах и изданиях и другие публикации
1.Отраслевая экономика: от изучения теории к прикладному анализу естественных монополий. - В сб. научных статей МИЭПП, 4.1, М., 2007, с.152-163 (0,75п.л.).
2.Проблемы государственного регулирования в переходной российской экономике. - В сб. трудов 2-й Международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли совета директоров», М., ГУ ВШЭ, 2008, с. 33-38 (в соавторстве, лично автора 0,25п.л.).
3.Формирование обобщенных оценок экономической динамики отраслей естественной монополии. - В сб. трудов 29-й Международной школы-семинара им. акад. С.Шаталина Системное моделирование социально-экономических процессов, Воронеж, ЦЭМИ РАН, ВГУ, 2007, с.219-222 (0,25 п.л.).
4.О разработке информационной технологии синтеза сложных сетевых структур с учетом условий финансирования их развития. - В сб. трудов Второй международной кон-ференции «Системный анализ и информационные технологии», М., ИСА РАН, 2007, т. 2, с. 97-100 (в соавторстве, лично автора 0,1п.л.).
5.Методические подходы к учету естественно-монопольных свойств мезоэкономи-ческих объектов при планировании развития сложных сетевых структур - на IX Всерос¬сийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предпри-ятий», М., ЦЭ¬МИ, 2008, c.20-21 (в соавторстве, лично автора 0,1 п.л.).
6.Модели и методы оценки конкурентоспособности естественно-монопольной компании с использованием технологических детерминант. - В сб. трудов VII Всероссийского сим¬позиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», М., ЦЭМИ, 2006, сек¬ция 2, с. 54-55 (0,15п.л.).
7.Учет факторов нестационарности при моделировании характеристик естественной монополии. - В сб. трудов 28-й Международной школы-семинара им. акад. С.Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов», Н.Новгород, 2006, с.124-128. (0,4 п.л.).
8.Концептуальные подходы к анализу и оценке реформ в сфере отечественных естест-венных монополий. - Концепции. Научно-практический журнал, 2005, №1 (15), с. 48-58 (в соавторстве, лично автора - 0,4п.л.).
9.Методологические подходы к моделированию характеристик естественной монополии - В сб. трудов Первой международной конференции «Системный анализ и информацион¬ные технологии», М., ИСА РАН, 2005, т.2, с.90-96 (0,9п.л.).
10.Проблемы формирования корпоративных стратегий развития производственной инфраструктуры. - В сб. трудов VI Всероссийского симпозиума «Стратегическое плани-рование и развитие предприятий», М., ЦЭМИ, 2005, с.18-19 (в соавторстве, лично автора -0,1п.л.).
11.Моделирование системной оценки естественных монополий в стационарной и неста-ционарной экономике. - В сб. научных трудов: «Моделирование сложных систем. Совре-менные направления теории и практические приложения». - Воронеж, ВГУ, 2004, с.45-49 (в соавторстве, лично автора - 0,2 п.л.).
12.Модели и методы оптимизации развития межгородских сетей автомобильных дорог. -В сб. научных трудов: «Моделирование сложных систем. Современные направления тео-рии и практические приложения». - Воронеж, ВГУ, 2004, с.50 -54 (в соавторстве, лично автора - 0,15п.л.).
13.Процессы регулирования и дерегулирования естественно-монопольных отраслевых структур в стационарной и нестационарной экономике. - В сб.: «Стратегии дина-мического развития России: единство самоорганизации и управления». Т.2, Часть 1. - М., Изд-во «Проспект», 2004, с. 19-24 (в соавторстве, лично автора - 0,15п.л.).
14.Стратегия реформ в сфере отечественных естественных монополий: государствен-ное регулирование и формирование конкурентных сред. - В сб.: «Стратегии дина-мического развития России: единство самоорганизации и управления». Т.2, Часть 1. - М., Изд-во «Проспект», 2004, с. 25-30 (в соавторстве, лично автора - 0,15 п.л.).
15.Развитие конкурентоспособных рынков (типа contestable) как условие проявления эффектов синергии в функционировании естественных монополий. - В сб.: «Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления». Т.3, Часть 3. -М., Изд-во «Проспект», 2004, с. 18-23 (в соавторстве, лично автора - 0,15п.л.).
16.Моделирование оценок эффективности процесса реформ в сфере отечественных естественных монополий. - В сб. трудов V Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», М., ЦЭМИ, 2004, с.27-29 (в соавторстве, лично автора - 0,1п.л.).
17.Modeling Efficiency Assessment of Russian Natural Monopoly Reforms. - VI International Congress on Mathematical Modeling. Book of abstracts. University of Nizhny Novgorod, 2004, p.441 (в соавторстве, лично автора - 0,1 п.л).
18.Методологические подходы к анализу и измерению характеристик деятельности естественных монополий.- В сб. трудов 27-й Международной школы-семинара им. акад. С.Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов», Орел, 2004, с. 52-56 (0,2п.л.).
19.Принципы и механизмы государственного регулирования естественных монополий в нестационарной экономике России. - Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2003, вып.3, стр. 53-64 (в соавторстве, лично автора -0,6 п.л.).
20.Реформирование естественных монополий в России (на примере транспорта). - Вест-ник Государственного университета управления. Серия Управления на транспорте, 2003, 4.1, с.28-52 (в соавторстве, лично автора - 0,75п.л.).
21.Теоретические основы идентификации естественно-монопольных отраслевых структур стационарной и нестационарной экономики. - В сб.трудов Второй международной науч¬ной конференции «Производственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике», Санкт-Петербург - М., ИСА РАН - СПб, НИТИ ТРТИ, 2003, с.109-110. (0,15 П.Л.).
22.К вопросу об анализе факторов, определяющих ход реформ на транспорте России. - В сб. трудов научно-практического семинара «Инфраструктура транспорта: состояние и пер¬спективы развития». М., ИСА РАН, 2001, с.7-13 (в соавторстве, лично автора - 0,2п.л.).
23.Государственное регулирование естественных монополий в России: анализ с позиций современной теории. - В сб. трудов Первой Международной научной конференции «Про-изводственная инфраструктура в стационарной и нестационарной экономике», Моск. обл., пос. Юность. - М.,ИСА РАН, 2000, с.17-20 (в соавторстве, лично автора - 0,15п.л.).
24.Методологические подходы к реформированию в сфере естественной монополии. -Системные исследования. Методологические проблемы. 1998, Часть II, Эдиториал УРСС, М., 1999, с. 81-100 (в соавторстве, лично автора - 0,3п.л.).
25.Теоретические проблемы реформирования естественных монополий в России: модели и методы структуризации. Препринт. - М., ИСА РАН, 1998, 85с. (в соавторстве, лично ав-тора - 1,3п.л.).
26.Системный анализ естественных монополий: характеристики объектов, модели и методы оценки. - Системные исследования, 1995-1996, М., Эдиториал УРСС, 1996, с. 287¬307 (в соавторстве, лично автора - 0,25п.л.).
27.Формирование экономических индикаторов деятельности производственной инфра-структуры. - Системные исследования, 1992-1994, М., Наука, 1995, с. 248-274 (в соавтор-стве, лично автора - 0,5п.л.).
28.Комплексный прогноз развития производственной инфраструктуры на 1991-2010гг. Препринт.- М., ВНИИСИ, 1989, 150с. (в соавторстве, лично автора - 1,0п.л.).
29.Работы Л.В.Канторовича в области решения сетевых транспортных задач и развитие его идей в СССР. - В сб. «Экономико-математические модели и методы», ВГУ, 1989, с. 39-57 (в соавторстве, лично автора -0,5п.л.).
30.Проблемы перспективного планирования развития производственной инфраструкту-ры. - ТрудыВНИИСИ, 1989, Вып.11, с. 33-41 (в соавторстве, лично автора -0,4п.л.).
31.Формирование стратегии развития производственной инфраструктуры региона. -ТрудыВНИИСИ, 1989, Вып.11, с. 41-45 (в соавторстве, лично автора -0,2п.л.).
32.Учет особенностей производственной инфраструктуры при прогнозировании ее развития. - Труды ВНИИСИ, 1988, Вып.7, с. 43-52, (0,8п.л.)
33.Выбор приоритетных нововведений при комплексном прогнозировании НТП в отрас-лях производственной инфраструктуры. - Труды ВНИИСИ, 1986, Вып.8, с.73-80 (в соав-торстве, лично автора -0,25п.л.).
34.Постановка задачи оптимизации технологического процесса транспортно-экспедиционного обслуживания. - Труды ВНИИСИ, 1986, Вып.8, с.14-20 (в соавторстве, лично автора -0,15п.л.).
35.Определение оценок эффективности нововведений при долгосрочном прогнозирова-нии НТП в отраслях производственной инфраструктуры. - В сб. "Проблемы функциони-рования и развития инфраструктуры народного хозяйства". - Труды ВНИИСИ, М., 1986, с.4-10 (в соавторстве, лично автора -0,25п.л.).
36.Экономика транспорта. Системный анализ процессов планирования и управления/ Учебное пособие.- М., МАДИ, 1985, 5,0п.л. (в соавторстве, лично автора -2,5п.л.).
37.Научно-технический прогресс и проблемы развития производственной инфраструкту-ры. - В сб. «Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяй-ства». - Труды ВНИИСИ, М., 1984, с.26-41 (в соавторстве, лично автора -0,3п.л.).
38.Комплексное прогнозирование НТП в сфере материального производства. - Систем-ные исследования, М., Наука, 1984, с.228-244 (в соавторстве, лично автора -0,5п.л.).
39.Долгосрочное прогнозирование основных направлений НТП при разработке КП НТП. - Управление и НТП. Достижения и перспективы, М., 1983, Вып.34, с.36-44 (в соавторст-ве, лично автора -0,3п.л.).
40.Системный анализ эффективности научно-технического прогресса в отраслях произ-водственной инфраструктуры. - Системные исследования. Методологические проблемы, М., Наука, 1983, с.152-171 (в соавторстве, лично автора -0,5п.л.).
41.Экономика транспорта. Проблемы эффективности использования ресурсов и научно -технического прогресса. / Учебное пособие.- М., МАДИ, 1982, 6,6п.л. (в соавторстве, лично автора -3,3п.л.).
42.Учет транспортного фактора в моделях динамической оптимизации внутриотраслевых пропорций промышленного производства в регионе. - В сб. «Проблемы функционирова¬ния и развития инфраструктуры народного хозяйства». - Труды ВНИИСИ, М., 1983, с.9-14 (в соавторстве, лично автора -0,2п.л.).
43.Статистическое моделирование определения показателей по транспорту для межот-раслевого баланса. - В сб. трудов ГВЦ Госплана СССР, 1982, с.46-63 (в соавторстве, лич-но автора -0, 45п.л.).
44.Методические указания к выполнению курсового проекта по экономике транспорта./ Учебное пособие.- М., МАДИ, 1982, 3,0 п.л. (в соавторстве, лично автора - 1п.л.).
45.Проблема отражения инфраструктуры в моделях планового межотраслевого баланса. -Труды ВНИИСИ, 1982, Вып. 2, с. 5-12 (в соавторстве, лично автора -0,2п.л.).
46.Некоторые вопросы учета транспорта в межотраслевом балансе. - Труды ИКТП при Госплане СССР, М., 1981, Вып.88, с.174-183, 0,5п.л.
47.Определение эффективности капитальных вложений на транспорте. - Труды ВНИИ-СИ, М., 1982, 104 с. (в соавторстве, лично автора -0,1п.л.).
48.Использование оптимизационных моделей отрасли транспорт в расчетах планового межотраслевого баланса. - В сб.: Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта / Под. ред. акад. Л.В.Канторовича, д.э.н. В.Н.Лившица. - М., Наука, 1982, с.8-23 (в соавторстве, лично автора - 0,6п.л.).
49.Экономика транспорта. Программно-целевой аспект (элементы системного анали-зам/Учебное пособие. - М., МАДИ, 1980, 5,5п.л. (в соавторстве, лично автора -2,7п.л.).
50.Choosing the optimal timepath for developing a mainline transportation networks. -J.Matekon, Fall, 1980, Vol.17, N.1, 1п.л. (в соавторстве, лично автора -0,3п.л.).
51.Влияние фактора времени и качества капитального ремонта на срок службы автомоби¬лей. - Автомобильный транспорт, 1979, №6 , с.38-40 (в соавторстве, лично автора -0,25п.л.).
52.Алгоритмы учета ресурсных ограничений и современная технология решения задачи. - Труды ИКТП при Госплане СССР, 1979, Вып.69, с.111-123(в соавторстве, лично автора -0,4п.л.).
53.Об одном эвристическом алгоритме решения частично-целочисленной задачи оптими¬зации. - В сб.: «Вопросы создания АСУ в легкой промышленности Латвийской ССР». -Рига, Звайзгне, 1977, с.78-85 (0,2п.л.).
54.Алгоритмы выбора оптимальных вариантов развития транспортной сети с учетом ресурсных ограничений. - Труды ИКТП при Госплане СССР, 1976, Вып.60, с.18-40 (0,6 п.л.).
55.Исследование соотношений между средними и дифференциальными затратами на перевозки. - Труды ИКТП при Госплане СССР, 1974, №48, с.142-156 (в соавторстве, лич-но автора -0,35п.л.).
56.Об учете ограничений на ресурсы при выборе вариантов развития магистральной транспортной сети. В сб. "Вопросы планирования, организации и развития транспорта СССР" (материалы конференции молодых специалистов). - Труды ИКТП при Госплане СССР, 1975, с. 32-53 (1,3 п.л.).
57.Об оценке качества решения задачи развития магистральной транспортной сети. -Труды ИКТП при Госплане СССР, 1974, №48, с.211-228 (в соавторстве, лично автора -0,4п.л.).