Научная тема: «ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДИСКУРСА»
Специальность: 10.02.01; 10.02.09
Год: 2010
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Моделирование как универсальное свойство человеческого мышления осуществляется на базе целого ряда когнитивных моделей - ментальных конструктов. Все когнитивные модели на основании выполняемой ими функции в познавательной деятельности могут быть разделены на идентифицирующе-категоризирующие и синтезирующие. Когнитивные модели синтезирующего типа позволяют создавать «возможные», виртуальные миры нереферентного типа, получающие онтологизацию как сложные ментальные конструкты. Наиболее крупным и значимым из них является картина мира.
  2. Базовой моделью синтезирующего типа можно считать концептуальную метафору, так как она представляет собой структуру, реализующую минимальную синтезирующую операцию. Метафорическая модель является гносеологической по природе, так как базируется на механизме аналогии - перенесения уже готового онтологизированного знания в процессе познавательной деятельности на область неизвестного. Метафора как общий механизм зарождается в обыденной познавательной деятельности и реализуется в бытовом дискурсе, исходном для всех прочих.
  3. Результат действия гносеологических механизмов метафоризации получает закрепление в русском языке в виде широчайшего спектра номинативных метафор. Гносеологическая функция остается ведущей и очевидной в случае, если область, осмысляемая посредством метафоризации, является эмпирически недоступной и может быть познана только посредством когнитивного моделирования. Гносеологическая функция, реализуемая метафорой, может затемняться оценочно-экспрессивной, если моделируемый объект воспринимается эмпирически и его нетождественность объекту-источнику очевидна.
  4. Метафорические модели привлекаются для познания и введения в сферу когнитивной онтологии объектов различной природы, как физической, так и идеальной. Языковая реализация метафорических моделей представляет как уже онтологизированное знание (номинативная, когнитивная, мертвая, «стершаяся» метафора), так и новое, гипотетическое (живая метафора).
  5. Области научной деятельности в русском научном дискурсе моделируются как отдельные ментальные пространства. Научное знание онтологизируется и вербализируется в процессе создания научного текста, и в этом процессе, соответственно, задействуются различные языковые структуры. Наиболее частотной является метафора, как отвечающая модельной, гипотетической природе научной деятельности.
  6. Русский научный дискурс представляет собой единство составляющих: системы онтологизированного знания (научная картина мира), научной коммуникации (способы научного взаимодействия) и системы научных текстов (способы вербализации научного знания в соответствии с правилами научной коммуникации). В связи с этим русский научный текст (дискурс) включает три основных типа метафор: дискурсивно-онтологическую - моделирующую пространство научной деятельности, объекты и субъекты, гносеологическую - представляющую метафорическую гипотетическую модель объекта исследования и коммуникативную - адаптирующую новую модель к когнитивным возможностям слушателей.
  7. Процесс онтологизации знания в русском научном дискурсе подобен общегносеологическому процессу. Первичное познание происходит посредством подбора гипотетических моделей - гносеологических метафор. Автор текста, вступая в диалог в рамках соблюдения «порядка дискурса», апеллирует к сформированным в них моделям, осуществляет выбор близкой ему модели и уточняет, либо трансформирует ее в рамках своего текста, формируя собственное видение объекта. Сформированная в тексте модель, в зависимости от ее эффективности, вовлекается в другие научные тексты, образуя парадигмальную модель. В процессе освоения новой области знания о ней приобретают статус онтологических - становятся точными знаниями, и такая модель перестает быть гипотетической, утрачивает гносеологическое напряжение, а позже включается в качестве идентифицирующего элемента в новые модели. Лексическая единица и концепт, выступившие базой для гносеологической метафоры, «возвращаются» в языковую и общекогнитивную систему, «обогащенные» новыми смыслами.
  8. Русская научная метафора формируется на базе общеязыковых моделей русского языка и опирается на общие представления о мире. В поле науки вовлекаются самые разнообразные знания о действительности, но существуют некоторые универсальные образы, своего рода гносеологические универсалии русского менталитета, получающие переосмысление в науке в целом. Эти модели могут трансформироваться под влиянием изменений, происходящих в ментальном и физическом мире, приспосабливаясь для представления нового знания.
Список опубликованных работ
Монографические издания:

1.Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? – Томск, 2010. – 250 с.

2.Мишанкина Н. А. Метафорические модели звучания в русской языковой картине мира // Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты: [коллектив.монография]. Часть 1. / Отв. ред. З.И. Резанова. – Воронеж, 2003. – С.76-145.

3.Мишанкина Н. А. Метафорические модели звучания // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте. / Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Тубалова И. В. и др. / Ред. З. И. Резанова. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. – С.164-194. (Серия «Монографии»; вып.13).

4.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Ценностные картины современной чат-коммуникации. / Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Тубалова И. В. и др. / Ред. З. И. Резанова. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. – С.296-327. (Серия «Монографии»; вып.13).

5.Мишанкина Н. А. Роль метафоры в моделировании научных образов языка // Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах: [коллектив.монография] / Ред. З.И. Резанова. – Томск: ИД СК-С, 2009. – С. 129–173.

Публикации в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:

6.Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. Метафорическое моделирование в языковой картине мира (к обоснованию методов исследования) // Вестник ТГУ. Сер. «Философия. Культурология. Филология». – № 277. – июнь, 2003. – С.164-171.

7.Мишанкина Н. А., Орлова О. В. К вопросу о метафоре звучания в поэзии И. Бродского // Вестник ТГПУ. Вып. 1 (38). Сер.: Гуманитарные науки (Филология). – Томск, 2004. – С.34–37.

8.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Интерпретационный потенциал новых лингвистических объектов (на материале интернет-коммуникации) //Сибирский филологический журнал. 2004. № 3-4. Научное издание. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. – С.109-113.

9.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Контент-анализ историографического источника (к вопросу о междисциплинарности лингвистических методов) // Вестник ТГУ. – № 294. – январь, 2007. – С.52-61.

10.Мишанкина Н. А. Ментальное пространство научного текста: метафорические модели // Вестник ТГУ. – № 297. – апрель, 2007. – С.7-11.

11.Мишанкина Н. А. Метафорические модели лингвистического дискурса // Вестник ТГУ. – № 324. – июль 2009. – С. 41-49.

12.Мишанкина Н. А. Специфика метафорического моделирования научного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. – №1, 2010. – С.37-47.

13.Мишанкина Н. А. Научная коммуникация в аспекте лингвокогнитивного моделирования // Вестник ТГУ. Филология. – № 1 (9), 2010. – С. 70-80.

Публикации в других изданиях:

14.Мишанкина Н. А. Метафорические образы звучания сферы неодушевленного // Актуальные проблемы мотивологии, дериватологии, лексикографии: межвуз. сб-к статей. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – С.239-245.

15.Мишанкина Н. А. Язык о языке: метафора звучания человеческой речи // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы Духовно-исторических Чтений. – Томск: Изд-во НТЛ, 1998. – С.207-211.

16.Мишанкина Н. А. Язык о человеке: образы звучания // Язык и культура. Сб-к научн. статей XIII Междунар. научно-методической конф., посвященной 120-летию ТГУ. – Томск, Томский госуниверситет, 1999. – С. 3-8.

17.Мишанкина Н. А. Метафора и мифологическое мышление // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сб-к научн. статей и тезисов I межвуз. научно-практич. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. – Томск: ТПУ, 2001. – С.93-95.

18.Мишанкина Н. А. Метафорические образы русского саундшафта // Проблемы русистики: Мат-лы Всероссийск. научн. конф. «Актуальные проблемы русистики», посвященной 70-летию проф. О.И. Блиновой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. – С.139-142.

19.Мишанкина Н. А. Роль метафоры в моделировании картины мира // Картина мира: язык, философия, наука. Докл. участников Всероссийск. школы мол. ученых (1-3 ноября 2001 г.). – Томск: Издание ТГУ, 2001. – С. 65-67.

20.Мишанкина Н. А. Метафора звучания: образы животных // Актуальные проблемы лингвистики. Мат-лы региональн. конф. мол. ученых. – Томск: Издание ТГУ, 2001. – С. 185-190.

21.Мишанкина Н. А. Информационный потенциал слова: проблема представления в машинном словаре // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2002. – № 4 (8). – С.152-155.

22.Мишанкина Н. А. Метафора и моделирование мифологической картины мира // Картина мира: модели, методы, концепты. Мат-лы Всероссийск. школы мол. ученых «Картина мира: язык, философия, наука». – Томск: Издание ТГУ, 2002. – С.208-213.

23.Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. Методы исследования метафорического моделирования в языковой картине мира // Языковая ситуация в России начала XXI век / Мат-лы Междунар. научн. конф. – Кемерово, 2002. – Т.2. – С.120-137.

24.Мишанкина Н. А. Мифологическая модель русского саундшафта: когнитивно-вербальная основа восприятия звучания в русской культуре // Сб-к аннотаций докл. и выступлений Первой Всероссийск. научно-практической конф. грантополучателей программы «Межрегиональные исследования в общественных науках». – СПб, 2002. – С.41.

25.Мишанкина Н. А. К обоснованию методов исследования когнитивной метафорической модели (на материале русской ономатопеи) // Теоретические и прикладные аспекты филологии: Сб-к научн. трудов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – С.172-178.

26.Мишанкина Н. А. Информационный потенциал слова: когнитивный аспект // Открытое и дистанционное образование. – №1 (9), 2003. – С. 51-57.

27.Резанова З. И., Ладов В. А., Мишанкина Н. А. Виртуальность естественного языка в формировании «новой» виртуальной реальности // Открытое и дистанционное образование. – №2 (10), 2003. – С. 8-13.

28.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Метафора в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспект. Ч.2. Теория и практика современной письменной речи: Мат-лы конф. – Барнаул, Изд-во АГУ, 2003. – С.107-117.

29.Мишанкина Н. А. Метафорическое моделирование саундшафта романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Миромоделирование в языке и тексте: Сб-к научн. статей. – Томск, Изд-во ТГУ, 2003. – С.106-117.

30.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. О возможности применения междисциплинарного подхода к изучению информационного потенциала текстового источника // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Мат-лы II Всероссийск. научно-практической конференции-выставки. – Томск, 2003. – С.283-287.

31.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Способы языкового выражения самоидентификации личности в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Европейские исследования в Сибири: Мат-лы всероссийск. научн. конф. «Мир и общество в ситуации фронтира: проблемы идентичности». – Томск: Изд-во ТГУ, 2004. – Вып.4. – С.325-335.

32.Мишанкина Н. А., Рожнева Ж. А. Картина мира в документе: историко-лингвистический анализ юридического дискурса (к постановке проблемы) // Мат-лы IX конф. Ассоциации «История и компьютер», МГУ, апрель 2004. – Томск, 2004. – С.131-132.

33.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. О возможности применения междисциплинарного подхода к изучению информационного потенциала историографического источника. // Мат-лы IX конф. Ассоциации «История и компьютер», МГУ, апрель 2004 г. – Томск, 2004. – С.200-202.

34.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Языковые маркеры этапов социальной и гендерной самоидентификации личности в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве: мат-лы Всероссийск. ежегодн. научно-практической конф. – Томск, 2004. – С.230-239.

35.Мишанкина Н. А. Рожнева Ж. А. Юридический дискурс как отражение исторических и ментальных процессов (историко-лингвистический анализ) // Гуманитарная информатика: Сб. статей / Под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. – Вып.I. – С.97-102.

36.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Информационный потенциал текстового источника в свете теории информации // Гуманитарная информатика: Сб. статей / Под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. – Вып.I. – С.114-126.

37.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Механизмы языкового моделирования виртуальной реальности // Тез. докл. отчетн. конф. грантополучателей МИОН «Социально-гуманитарные исследования: проблемы общественной востребованности». Москва (Голицыно) 10-11 марта 2005 г. URL: http://www.iriss.ru/display_epublication?id=000150072293 (дата обращения 01.06.2010).

38.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Русская историография второй половины XVIII в.: опыт историко-лингвистического анализа // Гуманитарная информатика: Сб.статей. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – С.97-112.

39.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Информационный потенциал текстового источника в контексте междисциплинарного подхода (к постановке проблемы) // Музей и современные технологии: мат-лы Всероссийск. научн. конф. – Томск, 2006 – С. 19-27.

40.Мишанкина Н. А. Язык как информационная модель реальности: Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 70 с.

41.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. От новых лингвистических объектов к новой интерпретации естественного языка // Философия и филология в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: Сб. научн. докл. / Под ред. В.А. Суханова. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2006. – С.53-67.

42.Можаева Г. В., Можаева Т. В., Мишанкина Н. А. Контент-анализ в изучении русской историографии второй половины XVIII в. // Материалы X конференции Ассоциации «История и компьютер» г. Москва, МГУ, 12-14 мая 2006 г. / Информац. бюллетень ассоциации «История и компьютер». – Москва – Тамбов.: Изд-во Тамбовск. университета, 2006. – С.78-79.

43.Мишанкина Н. А. Междисциплинарная методология в исследовании дискурсивного аспекта языковой картины мира // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Мат-лы III Междунар. научно-практич. конф. – Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С.77-83.

44.Резанова З. И., Катунин Д. А., Ермоленкина Л. И., Мишанкина Н. А. Дискурсивные картины мира: теория и практика социолингвистических исследований. Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – 52 с.

45.Мишанкина Н. А. Языковая картина мира в виртуальном дискурсе // Язык и культура// Сб-к статей XIX Междунар. научн. конф., посвященной 130-летию ТГУ.17-20 октября. – Томск: ТГУ, 2007. – Т.1. – С.101-105.

46.Мишанкина Н. А. Виды текстовой информации: Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во ТГУ, 2007. – 110 с.

47.Мишанкина Н. А. Метафорическая модель как маркер интертекстуальности в научном тексте. // Вестник ТГУ. Филология. – № 1, 2008. – С.18-28.

48.Мишанкина Н. А. Метафорические аспекты научной коммуникации. // Мат-лы Всероссийск. научно-практич. Интернет-конференции с международным участием «Connect-Универсум 2009». – URL: http://pr.tsu.ru/forum (дата обращения 01.06.2010).

49.Мишанкина Н. А. Роль метафорической концептуализации в моделировании научного дискурса. // Национально-культурный компонент в тексте и языке: тез. докл. IV Междунар.научн.конф., Минск, 3-5 дек. 2009 г. : в 2 ч. / Отв. ред. Н.П. Баранов, А.М. Горлатов, С.М. Прохорова. – Минск: МГЛУ, 2009. – Ч.2. – C. 58-61.

50.Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? // Четвертая междунар. конф. по когнитивной науке: Тез. Докл.: в 2 т. Томск, 22 – 26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. – Т.2. – С.421–423.