- Моделирование как универсальное свойство человеческого мышления осуществляется на базе целого ряда когнитивных моделей - ментальных конструктов. Все когнитивные модели на основании выполняемой ими функции в познавательной деятельности могут быть разделены на идентифицирующе-категоризирующие и синтезирующие. Когнитивные модели синтезирующего типа позволяют создавать «возможные», виртуальные миры нереферентного типа, получающие онтологизацию как сложные ментальные конструкты. Наиболее крупным и значимым из них является картина мира.
- Базовой моделью синтезирующего типа можно считать концептуальную метафору, так как она представляет собой структуру, реализующую минимальную синтезирующую операцию. Метафорическая модель является гносеологической по природе, так как базируется на механизме аналогии - перенесения уже готового онтологизированного знания в процессе познавательной деятельности на область неизвестного. Метафора как общий механизм зарождается в обыденной познавательной деятельности и реализуется в бытовом дискурсе, исходном для всех прочих.
- Результат действия гносеологических механизмов метафоризации получает закрепление в русском языке в виде широчайшего спектра номинативных метафор. Гносеологическая функция остается ведущей и очевидной в случае, если область, осмысляемая посредством метафоризации, является эмпирически недоступной и может быть познана только посредством когнитивного моделирования. Гносеологическая функция, реализуемая метафорой, может затемняться оценочно-экспрессивной, если моделируемый объект воспринимается эмпирически и его нетождественность объекту-источнику очевидна.
- Метафорические модели привлекаются для познания и введения в сферу когнитивной онтологии объектов различной природы, как физической, так и идеальной. Языковая реализация метафорических моделей представляет как уже онтологизированное знание (номинативная, когнитивная, мертвая, «стершаяся» метафора), так и новое, гипотетическое (живая метафора).
- Области научной деятельности в русском научном дискурсе моделируются как отдельные ментальные пространства. Научное знание онтологизируется и вербализируется в процессе создания научного текста, и в этом процессе, соответственно, задействуются различные языковые структуры. Наиболее частотной является метафора, как отвечающая модельной, гипотетической природе научной деятельности.
- Русский научный дискурс представляет собой единство составляющих: системы онтологизированного знания (научная картина мира), научной коммуникации (способы научного взаимодействия) и системы научных текстов (способы вербализации научного знания в соответствии с правилами научной коммуникации). В связи с этим русский научный текст (дискурс) включает три основных типа метафор: дискурсивно-онтологическую - моделирующую пространство научной деятельности, объекты и субъекты, гносеологическую - представляющую метафорическую гипотетическую модель объекта исследования и коммуникативную - адаптирующую новую модель к когнитивным возможностям слушателей.
- Процесс онтологизации знания в русском научном дискурсе подобен общегносеологическому процессу. Первичное познание происходит посредством подбора гипотетических моделей - гносеологических метафор. Автор текста, вступая в диалог в рамках соблюдения «порядка дискурса», апеллирует к сформированным в них моделям, осуществляет выбор близкой ему модели и уточняет, либо трансформирует ее в рамках своего текста, формируя собственное видение объекта. Сформированная в тексте модель, в зависимости от ее эффективности, вовлекается в другие научные тексты, образуя парадигмальную модель. В процессе освоения новой области знания о ней приобретают статус онтологических - становятся точными знаниями, и такая модель перестает быть гипотетической, утрачивает гносеологическое напряжение, а позже включается в качестве идентифицирующего элемента в новые модели. Лексическая единица и концепт, выступившие базой для гносеологической метафоры, «возвращаются» в языковую и общекогнитивную систему, «обогащенные» новыми смыслами.
- Русская научная метафора формируется на базе общеязыковых моделей русского языка и опирается на общие представления о мире. В поле науки вовлекаются самые разнообразные знания о действительности, но существуют некоторые универсальные образы, своего рода гносеологические универсалии русского менталитета, получающие переосмысление в науке в целом. Эти модели могут трансформироваться под влиянием изменений, происходящих в ментальном и физическом мире, приспосабливаясь для представления нового знания.
1.Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? – Томск, 2010. – 250 с.
2.Мишанкина Н. А. Метафорические модели звучания в русской языковой картине мира // Метафорический фрагмент русской языковой картины мира: ключевые концепты: [коллектив.монография]. Часть 1. / Отв. ред. З.И. Резанова. – Воронеж, 2003. – С.76-145.
3.Мишанкина Н. А. Метафорические модели звучания // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте. / Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Тубалова И. В. и др. / Ред. З. И. Резанова. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. – С.164-194. (Серия «Монографии»; вып.13).
4.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Ценностные картины современной чат-коммуникации. / Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Тубалова И. В. и др. / Ред. З. И. Резанова. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. – С.296-327. (Серия «Монографии»; вып.13).
5.Мишанкина Н. А. Роль метафоры в моделировании научных образов языка // Картины русского мира: образы языка в дискурсах и текстах: [коллектив.монография] / Ред. З.И. Резанова. – Томск: ИД СК-С, 2009. – С. 129–173.
Публикации в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:
6.Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. Метафорическое моделирование в языковой картине мира (к обоснованию методов исследования) // Вестник ТГУ. Сер. «Философия. Культурология. Филология». – № 277. – июнь, 2003. – С.164-171.
7.Мишанкина Н. А., Орлова О. В. К вопросу о метафоре звучания в поэзии И. Бродского // Вестник ТГПУ. Вып. 1 (38). Сер.: Гуманитарные науки (Филология). – Томск, 2004. – С.34–37.
8.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Интерпретационный потенциал новых лингвистических объектов (на материале интернет-коммуникации) //Сибирский филологический журнал. 2004. № 3-4. Научное издание. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. – С.109-113.
9.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Контент-анализ историографического источника (к вопросу о междисциплинарности лингвистических методов) // Вестник ТГУ. – № 294. – январь, 2007. – С.52-61.
10.Мишанкина Н. А. Ментальное пространство научного текста: метафорические модели // Вестник ТГУ. – № 297. – апрель, 2007. – С.7-11.
11.Мишанкина Н. А. Метафорические модели лингвистического дискурса // Вестник ТГУ. – № 324. – июль 2009. – С. 41-49.
12.Мишанкина Н. А. Специфика метафорического моделирования научного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. – №1, 2010. – С.37-47.
13.Мишанкина Н. А. Научная коммуникация в аспекте лингвокогнитивного моделирования // Вестник ТГУ. Филология. – № 1 (9), 2010. – С. 70-80.
Публикации в других изданиях:
14.Мишанкина Н. А. Метафорические образы звучания сферы неодушевленного // Актуальные проблемы мотивологии, дериватологии, лексикографии: межвуз. сб-к статей. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – С.239-245.
15.Мишанкина Н. А. Язык о языке: метафора звучания человеческой речи // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы Духовно-исторических Чтений. – Томск: Изд-во НТЛ, 1998. – С.207-211.
16.Мишанкина Н. А. Язык о человеке: образы звучания // Язык и культура. Сб-к научн. статей XIII Междунар. научно-методической конф., посвященной 120-летию ТГУ. – Томск, Томский госуниверситет, 1999. – С. 3-8.
17.Мишанкина Н. А. Метафора и мифологическое мышление // Коммуникативные аспекты языка и культуры. Сб-к научн. статей и тезисов I межвуз. научно-практич. конф. студентов, аспирантов и мол. ученых. – Томск: ТПУ, 2001. – С.93-95.
18.Мишанкина Н. А. Метафорические образы русского саундшафта // Проблемы русистики: Мат-лы Всероссийск. научн. конф. «Актуальные проблемы русистики», посвященной 70-летию проф. О.И. Блиновой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2001. – С.139-142.
19.Мишанкина Н. А. Роль метафоры в моделировании картины мира // Картина мира: язык, философия, наука. Докл. участников Всероссийск. школы мол. ученых (1-3 ноября 2001 г.). – Томск: Издание ТГУ, 2001. – С. 65-67.
20.Мишанкина Н. А. Метафора звучания: образы животных // Актуальные проблемы лингвистики. Мат-лы региональн. конф. мол. ученых. – Томск: Издание ТГУ, 2001. – С. 185-190.
21.Мишанкина Н. А. Информационный потенциал слова: проблема представления в машинном словаре // Открытое и дистанционное образование. – Томск, 2002. – № 4 (8). – С.152-155.
22.Мишанкина Н. А. Метафора и моделирование мифологической картины мира // Картина мира: модели, методы, концепты. Мат-лы Всероссийск. школы мол. ученых «Картина мира: язык, философия, наука». – Томск: Издание ТГУ, 2002. – С.208-213.
23.Резанова З. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. Методы исследования метафорического моделирования в языковой картине мира // Языковая ситуация в России начала XXI век / Мат-лы Междунар. научн. конф. – Кемерово, 2002. – Т.2. – С.120-137.
24.Мишанкина Н. А. Мифологическая модель русского саундшафта: когнитивно-вербальная основа восприятия звучания в русской культуре // Сб-к аннотаций докл. и выступлений Первой Всероссийск. научно-практической конф. грантополучателей программы «Межрегиональные исследования в общественных науках». – СПб, 2002. – С.41.
25.Мишанкина Н. А. К обоснованию методов исследования когнитивной метафорической модели (на материале русской ономатопеи) // Теоретические и прикладные аспекты филологии: Сб-к научн. трудов. – Томск: Изд-во ТПУ, 2003. – С.172-178.
26.Мишанкина Н. А. Информационный потенциал слова: когнитивный аспект // Открытое и дистанционное образование. – №1 (9), 2003. – С. 51-57.
27.Резанова З. И., Ладов В. А., Мишанкина Н. А. Виртуальность естественного языка в формировании «новой» виртуальной реальности // Открытое и дистанционное образование. – №2 (10), 2003. – С. 8-13.
28.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Метафора в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспект. Ч.2. Теория и практика современной письменной речи: Мат-лы конф. – Барнаул, Изд-во АГУ, 2003. – С.107-117.
29.Мишанкина Н. А. Метафорическое моделирование саундшафта романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Миромоделирование в языке и тексте: Сб-к научн. статей. – Томск, Изд-во ТГУ, 2003. – С.106-117.
30.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. О возможности применения междисциплинарного подхода к изучению информационного потенциала текстового источника // Единая образовательная информационная среда: проблемы и пути развития: Мат-лы II Всероссийск. научно-практической конференции-выставки. – Томск, 2003. – С.283-287.
31.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Способы языкового выражения самоидентификации личности в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Европейские исследования в Сибири: Мат-лы всероссийск. научн. конф. «Мир и общество в ситуации фронтира: проблемы идентичности». – Томск: Изд-во ТГУ, 2004. – Вып.4. – С.325-335.
32.Мишанкина Н. А., Рожнева Ж. А. Картина мира в документе: историко-лингвистический анализ юридического дискурса (к постановке проблемы) // Мат-лы IX конф. Ассоциации «История и компьютер», МГУ, апрель 2004. – Томск, 2004. – С.131-132.
33.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. О возможности применения междисциплинарного подхода к изучению информационного потенциала историографического источника. // Мат-лы IX конф. Ассоциации «История и компьютер», МГУ, апрель 2004 г. – Томск, 2004. – С.200-202.
34.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Языковые маркеры этапов социальной и гендерной самоидентификации личности в виртуальном дискурсе (на материале чатов) // Социальная работа, реклама и связи с общественностью в новом коммуникативном пространстве: мат-лы Всероссийск. ежегодн. научно-практической конф. – Томск, 2004. – С.230-239.
35.Мишанкина Н. А. Рожнева Ж. А. Юридический дискурс как отражение исторических и ментальных процессов (историко-лингвистический анализ) // Гуманитарная информатика: Сб. статей / Под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. – Вып.I. – С.97-102.
36.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Информационный потенциал текстового источника в свете теории информации // Гуманитарная информатика: Сб. статей / Под ред. Г.В. Можаевой. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2004. – Вып.I. – С.114-126.
37.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Механизмы языкового моделирования виртуальной реальности // Тез. докл. отчетн. конф. грантополучателей МИОН «Социально-гуманитарные исследования: проблемы общественной востребованности». Москва (Голицыно) 10-11 марта 2005 г. URL: http://www.iriss.ru/display_epublication?id=000150072293 (дата обращения 01.06.2010).
38.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Русская историография второй половины XVIII в.: опыт историко-лингвистического анализа // Гуманитарная информатика: Сб.статей. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – С.97-112.
39.Можаева Г. В., Мишанкина Н. А. Информационный потенциал текстового источника в контексте междисциплинарного подхода (к постановке проблемы) // Музей и современные технологии: мат-лы Всероссийск. научн. конф. – Томск, 2006 – С. 19-27.
40.Мишанкина Н. А. Язык как информационная модель реальности: Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 70 с.
41.Резанова З. И., Мишанкина Н. А. От новых лингвистических объектов к новой интерпретации естественного языка // Философия и филология в современном культурном пространстве: проблемы взаимодействия: Сб. научн. докл. / Под ред. В.А. Суханова. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2006. – С.53-67.
42.Можаева Г. В., Можаева Т. В., Мишанкина Н. А. Контент-анализ в изучении русской историографии второй половины XVIII в. // Материалы X конференции Ассоциации «История и компьютер» г. Москва, МГУ, 12-14 мая 2006 г. / Информац. бюллетень ассоциации «История и компьютер». – Москва – Тамбов.: Изд-во Тамбовск. университета, 2006. – С.78-79.
43.Мишанкина Н. А. Междисциплинарная методология в исследовании дискурсивного аспекта языковой картины мира // Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты: Мат-лы III Междунар. научно-практич. конф. – Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С.77-83.
44.Резанова З. И., Катунин Д. А., Ермоленкина Л. И., Мишанкина Н. А. Дискурсивные картины мира: теория и практика социолингвистических исследований. Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – 52 с.
45.Мишанкина Н. А. Языковая картина мира в виртуальном дискурсе // Язык и культура// Сб-к статей XIX Междунар. научн. конф., посвященной 130-летию ТГУ.17-20 октября. – Томск: ТГУ, 2007. – Т.1. – С.101-105.
46.Мишанкина Н. А. Виды текстовой информации: Учебно-методич. пособие. – Томск: Изд-во ТГУ, 2007. – 110 с.
47.Мишанкина Н. А. Метафорическая модель как маркер интертекстуальности в научном тексте. // Вестник ТГУ. Филология. – № 1, 2008. – С.18-28.
48.Мишанкина Н. А. Метафорические аспекты научной коммуникации. // Мат-лы Всероссийск. научно-практич. Интернет-конференции с международным участием «Connect-Универсум 2009». – URL: http://pr.tsu.ru/forum (дата обращения 01.06.2010).
49.Мишанкина Н. А. Роль метафорической концептуализации в моделировании научного дискурса. // Национально-культурный компонент в тексте и языке: тез. докл. IV Междунар.научн.конф., Минск, 3-5 дек. 2009 г. : в 2 ч. / Отв. ред. Н.П. Баранов, А.М. Горлатов, С.М. Прохорова. – Минск: МГЛУ, 2009. – Ч.2. – C. 58-61.
50.Мишанкина Н. А. Метафора в науке: парадокс или норма? // Четвертая междунар. конф. по когнитивной науке: Тез. Докл.: в 2 т. Томск, 22 – 26 июня 2010 г. – Томск: Томский государственный университет, 2010. – Т.2. – С.421–423.