- Предложен авторский подход в методологии исследования теоретических положений перераспределительных отношений в трансформирующейся экономике: обосновано их содержание как многоуровневого социально-экономического процесса, обеспечивающего согласование экономических и социальных интересов субъектов хозяйствования (государства, фирм, домохозяйств), различных социальных групп населения с целью рационального использования природно-ресурсного потенциала экономики. Определена необходимость создания синергитического подхода к волнообразному изменению активной роли государства, сопровождающееся корреляции механизма финансового регулирования многообразия форм доходов; взаимосвязи и взаимозависимости роли, механизма государственного перераспределения доходов с типом и моделью экономической системы; возрастание роли государственного перераспределения доходов в обеспечение благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность при переходе от либеральной к социал-демократической модели;
- обосновано положение о нестабильности существующих исследований в области методологии изучения перераспределительных отношений, в этой связи, уточнена их сущностная характеристика как экономической категории, выражающей совокупность процессов, методов, средств и органов управления, базирующихся на приоритетном развитии методов косвенного воздействия и предназначенных для эффективного функционирования перераспределительных отношений для создания условий в интересах удовлетворения потребностей людей в ограниченных ресурсах.
- доказано, что для современной методологии перераспределительных отношений необходимы изменения структуры государственного финансирования, прежде всего, в условиях мирового экономического кризиса, в аспекте модернизации сложившейся неэффективной социальной инфраструктуры, до существенного сокращения бюджетных расходов социального характера и соответствующего не всегда обоснованного расширения сферы платных услуг, недостаточного усиления социальной функции налогов, трансформации социальной политики, обусловленных рыночной экономикой реформирования финансового обеспечения социальных программ, усиления адресной социальной защиты, увеличения объема личных сбережений в оплате социальных услуг;
- обоснована и представлена институциональная структура перераспределительных отношений, включающих институты административного регулирования, обуславливающие систематизацию и корректировку нормативной базы; экономические институты содержащие методы регулирования формирующихся и действующих финансовых потоков через установление прогрессивной системы налогообложения, субсидирования, квотирования, льготирования, кредитования и т.д.; рыночные институты - правила ответственности, страховые обязательства по трансфертным платежам, акцептам и возвратам и др. Установлено, что процесс непрерывной трансформации институтов предполагает их деформализацию (замещение формальных институтов на неформальные и органичные встраивания их в перераспределительные отношения), что способствует, наряду с совокупностью формальных институтов (совокупность нормативных требований, системы финансовых инструментов и др.) становлению институционального саморегулирования, например, применительно к совершенствованию фискальной политики сбалансированность налогово-бюджетных отношений с целью снижения инфляции и формирования финансовых резервов, продолжение политики снижения налогового бремени на экономику как важного структурного маневра, обеспечивающего уменьшение нагрузки на предприятия обрабатывающих секторов за счет изъятия большей части ренты добывающих отраслей;
- выявлены противоречия и формы их проявления в системе перераспределительных отношений: противоречие в условии неопределенности институциональной среды и заполнении возникающих «институциональных пустот» квазиинститутами или придании формальным институтам квазифункций; противоречие формальных и неформальных институтов, что проявляется в усилении агрегированности и ассиметричности потоков экономико-социальной информации; противоречия между стимулами (снижение налогового бремени) и проявляющимся авторитаризмом государства, в котором российские предприниматели видят фактор риска (возможность силового нажима, расширение коррупции), между уменьшением налогов и масштабами уклонения от налогов и выводом заработной платы из тени между макроэкономическими и микроэкономическими регулятивными структурами, определяющими поведение участников в перераспределительных отношениях;
- установлена методологическая основа механизма перераспределения доходов, его функций и методов, во взаимосвязи и взаимозависимости концепций индивидуального и общественного благосостояния, оптимального варианта выбора между справедливостью и эффективностью. Расширены экономическая сущность, роль распределение и перераспределение доходов в условиях проведения эксперимента по монетизации льгот, раскрыты недостатки дифференциации в доходах населения в период рыночных преобразований (отсутствие связи с трудовым вкладом высокооплачиваемых работников, рост удельного веса населения с доходами ниже прожиточного минимума, зависимость уровня бедности от степени неравенства в доходах), сформулированы важнейшие направления, обеспечивающие сглаживание возникающего неравенства доходов (совершенствование социальной защиты, адресное предоставление пакета социальных услуг, обеспечение ежемесячных денежных выплат и др.);
- предложены варианты совершенствования модели регулирования межбюджетных отношений, разграничение финансовых полномочий между всеми уровнями бюджетов, сбалансированность передаваемых на региональный уровень доходных и расходных обязательств, переход от планирования затрат к программно-целевым методам формирования бюджета, придание муниципальной власти реальной финансовой поддержки и уход от практики получения средств по остаточному принципу, привязка к местным бюджетам доходов реального сектора;
- выявлены тенденции влияния современной системы перераспределительных отношений на проблему дифференциации заработной платы, практики необоснованного углубления дифференциации заработной платы по отраслям, регионам и категориям работников; существенное снижение роли государства в регулировании доходов населения, которая сводится, по сути дела лишь к установлению минимального размера оплаты труда; уменьшение доли в затратах на персонал социальных льгот и услуг, оказываемых предприятиями работникам; снижение удельного веса расходов организаций на обеспечение работников дополнительным питанием, жильем, профессиональное обучение, а также на добровольную социальную защиту, что противоречит общемировым тенденциям;
- обобщены особенности налогово-бюджетной политики государства в условиях роста конъюнктурных доходов. Основной из них является то, что при реализации отдельных видов полезных ископаемых образуется существенная по величине ценовая рента, экономическая природа которой определяется особенностью мирового распределения природных ресурсов. Это проявляется в усилении зависимости макроэкономической и бюджетной политики от колебаний мировых цен на тот или иной вид сырья. В этой связи доказано, что непосредственной целью государственной политики становится установление таких режимов налогообложения и сборов за право добычи ресурсов, которые в долгосрочной перспективе максимизировали бы доходы государства от их эксплуатации и одновременно сохраняли бы стимулы к производству;
- выявлены и обоснованы основные концептуальные признаки современной системы перераспределения доходов, неоправданно высокая нагрузка на доходонесоздающие и низкодоходные факторы как явное выражение низкой неэффективности существующей системы налогообложения, что обуславливает необходимость формирования более совершенного налогозамещающего механизма рентных платежей; неэффективная политика государства, направленная на изъятие избыточных средств только у нефтяников, сокращая при этом их инвестиционные возможности, создавая антистимулы, сдерживающие финансовую активность нефтяной отрасли внутри России, что активизирует размещение инвестиций крупными недропользователями не в российские, а в зарубежные проекты;
- на основе проведенного анализа концепции раздельного планирования сырьевого и не сырьевого бюджетов, а также действующей мировой практики функционирования стабилизационных фондов и фондов развития сформулированы предложения по корректировке и повышению эффективности бюджетной политики в условиях роста конъюнктурных доходов: поддержание пропорциональности и сбалансированности между сырьевыми и не сырьевыми отраслями экономики; сохранение устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления в длительной перспективе; обеспечение равномерного распределения бюджетных доходов, полное или частичное сбережение нефтегазовых доходов в условиях колебания конъюнктуры мировых рынков природно-сырьевых ресурсов;
- разработаны предложения по совершенствованию системы изъятия рентных доходов и государственного (федерального) контроля за их использованием. Научно обосновано, что перенос центра тяжести налогообложения на природно-ресурсный потенциал позволит организовать систему финансовых трансфертов между рентабельными и нерентабельными, но перспективными секторами экономики, а также между регионами донорами и рецепиентами, осуществить действенную социальную поддержку населения, создать дифференцированную систему социальных доплат к заработной плате и пенсиям. При такой системе взимания рентных доходов российская экономика может в более сжатые сроки реально приобрести черты социально-ориентированной экономической системы. Доказано, что задача бюджетной политики в РФ должна состоять в определении величины ненефтегазового дефицита за счет перераспределения поступлений от нефтегазовых доходов в долгосрочной перспективе;
- определены преимущества и недостатки реализации социальной функции налогов в аспекте развития перераспределительных отношений как потенциального фактора подъема АПК. Проведенный анализ показал, что, даже несмотря на низкие доходы, домашние хозяйства в сельской местности полностью их не расходуют, а стремятся сберегать часть средств, что объясняется, в первую очередь, страховыми мотивами и неуверенностью в завтрашнем дне. Выявлена тенденция существенного различия структуры потребительских расходов городских и сельских домашних хозяйств. Сделан вывод о том, что для дальнейшего эффективного развития как экономики в целом, так и успешного возрождения сельского хозяйства, необходимо, в первую очередь, ликвидировать сложившийся разрыв в уровне доходов и уровне потребления городского и сельского населения, создать благоприятные возможности для его воспроизводства и получения профессионального образования. При несоблюдении этого условия случае низкий уровень жизни сельского населения может стать существенным тормозом на пути подъема российского сельского хозяйства и его дальнейшей модернизации;
- установлены долгосрочные и устойчивые тенденции диверсификации источников финансирования науки и образования, а также неэффективной организации и финансирования здравоохранения в современных условиях (рост спроса на услуги образования и здравоохранения и ограниченность государственных расходов, диспропорции финансирования высшего профессионального образования на территории страны), в результате доказана необходимость перехода от логики «возврата долгов» образованию и науке со стороны государства к логике взаимных обязательств;
- обосновано, что если у государства отсутствуют возможности финансирования растущих потребностей в услугах образования и здравоохранения, то оно, в первую очередь, обязано четко и однозначно определить гарантии и стандарты предоставления бесплатных благ для населения или отдельных его групп с учетом реальных источников финансирования.
1.Шагиахметов М.Р. Совершенствование налогообложения как фактор снижения дифференциации доходов населения // Экономические науки. - 2007. - №12. - С. 157-161. – 0, 6 печ. л.
2.Шагиахметов М.Р. Бюджетная политика государства в условиях роста конъюнктурных доходов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. Научный журнал. - 2008. - №1. - С. 556-561. – 0, 6 печ. л.
3.Шагиахметов М.Р. Роль природно – ресурсной ренты в условиях роста конъюнктурных доходов // Вестник Казанского ГАУ. - 2008. - №1. - С. 85-89. – 0, 6 печ. л.
4.Шагиахметов М.Р. Влияние неформальной занятости на налогообложение в современных условиях // Вестник Казанского технологического университета №1. – Казань: изд-во КГТУ. - 2008. - С. 148-156. – 0, 6 печ. л.
5.Шагиахметов М.Р. Проблемы финансирования образования в современной России // Сегодня и завтра российской экономики. – 2008. - №21. - С. 95-103. – 0, 6 печ. л.
6.Шагиахметов М.Р. Социальная направленность современной системы перераспределения доходов // Экономические науки. - 2008. №11(48). - C. 99-104. – 0, 6 печ. л.
7.Шагиахметов М.Р. Противоречия государственной политики в сфере рентных доходов // Сегодня и завтра российской экономики. - 2009. - №5. – С. 57-62. - 0, 6 печ. л.
8.Шагиахметов М.Р. Реализация национальных проектов как форма финансирования социальной сферы экономики России // Вестник экономической интеграции. – 2009. - № 2. - С. 40-47. – 0, 6 печ. л.
Монографии
9.Шагиахметов М.Р. Государственное регулирование перераспределения доходов // Казань, 2004. – 195 с. – 12,2 печ. л.
10.Шагиахметов М.Р. Современные аспекты развития перераспределительных отношений. – М.: Экономика, 2008. – 157 с. – 10,0 печ. л.
11.Шагиахметов М.Р. Перераспределительные отношения в современной экономике России. – М.: Экономика, 2009. – 296 с. – 18,5 печ.л.
Публикации в других изданиях:
12.Шагиахметов М.Р. Налоги в системе государственного регулирования / Богуславский Г.З., Шагиахметов М.Р. // Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции КФЭИ.- Казань: изд-во КФЭИ, 1994. – С. 53-54. – 0,15 печ. л.
13.Шагиахметов М.Р. Совершенствовать расчеты прибыли / Богуславский Г.З., Шагиахметов М.Р. // Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции КФЭИ.- Казань: изд-во КФЭИ, 1994. – С. 149-151. – 0,2 печ. л.
14.Шагиахметов М.Р. Проблемы формирования финансового рынка региона // Актуальные проблемы банковской системы и перспективы развития экономических отношений (Уфа, декабрь, 2003 г.). – Уфа: РИО Баш ГУ, 2003. – С. 38-41. – 0,25 печ. л.
15.Шагиахметов М.Р. Эволюция теоретических основ финансового регулирования экономики // Проблемы экономики и управления. - 2003. - № 2. - С. 7-10. – 0,25 печ. л.
16.Шагиахметов М.Р. Налоговая система в государственном регулировании экономики // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики.- Казань: изд-во КГФЭИ, 2004. – С. 69-71. – 0,2 печ. л.
17.Шагиахметов М.Р. Теоретические аспекты фискальной политики государства // Сборник научных трудов ИСЭПН АН РТ, № 21.- Казань: изд-во ФЭН, 2004. – С. 43-48. – 0,3 печ. л.
18.Шагиахметов М.Р. Экономическая сущность государственного финансирования экономики при переходе к рыночным отношениям // Проблемы экономики и управления. - 2004. - №3. - С. 11-14. – 0, 2 печ. л.
19.Шагиахметов М.Р. Взаимосвязь налоговой политики и эффективной занятости // Современные проблемы географии населения и рынка труда (Казань 16-17 ноября 2006 г.) Под ред. И.Т. Гайсина, М. Мустафина. – Казань: 2006. - С.162-165. - 0,25 печ. л.
20.Шагиахметов М.Р. Развитие социальной функции налогов в трансформирующейся экономике // Приоритеты социально-экономического развития: перспективы и проблемы выбора (октябрь 2006 г.). – Казань: ЦПЭИ АН РТ, 2006. - С. 95-98. – 0,25 печ. л.
21.Шагиахметов М.Р. Становление сектора институциональных посредников сбережений в России // Материалы научной конференции. - Оренбург: изд-во Оренбург. гос. ун-та, 2006. – С. 78-83. – 0,4 печ. л.
22.Шагиахметов М.Р. Роль местных бюджетов в реализации социальных программ // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. - Казань: изд-во КГФЭИ, 2007. – C. 33-36. – 0,2 печ. л.
23.Шагиахметов М.Р. Роль муниципальной финансовой системы в социально-экономическом развитии муниципального образования // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Казань: изд-во КГФЭИ, 2007. - С. 250-253. – 0,25 печ. л.
24.Шагиахметов М.Р. Национальные проекты и перераспределение доходов // Международная научно-практическая конференция, VI Спиридоновские чтения. – Казань: изд-во НПК «Рост», 2008. - С. 460-464. – 0,3 печ. л.
25.Шагиахметов М.Р. Природная рента как источник снижения дифференциации расходов // Сборник научных трудов КГФЭИ «Ученые записки». Вып. 19. – Казань: изд-во КГФЭИ, 2008. - С. 119-123. – 0,25 печ. л.
26.Шагиахметов М.Р. О роли государства в регулировании трансформационной экономики // Трансформация социально-экономических отношений и их адаптация к потребностям мировой экономики. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2008. – С.264-268. – 0,4 печ.л.
27.Шагиахметов М.Р. Неформальная занятость в наблюдаемой и ненаблюдаемой экономике // Социально-экономические проблемы становления и развития рыночной экономики. Тезисы докладов итоговой научно-практической конференции. – Казань: изд-во КГФЭИ, 2008. - С. 152-155. – 0,2 печ. л.
28.Шагиахметов М.Р. Роль ренты добывающей промышленности в решении проблемы стабилизации экономики // Проблемы экономики и управления. - 2008. – №12. – С. 39-42. – 0,3 печ. л.
29.Шагиахметов М.Р. Особенности бюджетной политики государства в условиях современной российской экономики // Актуальные проблемы экономики и права. - 2008. - №2. - С. 48-52. – 0,3 печ. л.
30.Шагиахметов М.Р. Развитие российской налоговой системы как фактор совершенствования институциональной структуры экономики // Институциональные проблемы экономического роста. Материалы научно-практической конференции в КГФЭИ (Казань, 27-28 ноября 2008). - Казань: изд-во КГФЭИ, 2009. - С.122-124. – 0,2 печ. л.
31.Шагиахметов М.Р. Роль оценки стоимости активов в системе налогообложения // Управление стоимостью бизнеса. Материалы научно-практической конференции в КГФЭИ (Казань, 24-25 ноября 2008).- Казань: изд-во КГФЭИ, 2009.- С.158-160. – 0,2 печ. л.
32.Шагиахметов М.Р. Особенности организации и финансирования здравоохранения в современных условиях // Вестник КГФЭИ. – 2009. - № 2. – С. 48-54. - 0, 5 печ. л.