- обоснована авторская позиция относительно специфики образовательных услуг, требующей учета при построении механизма повышения качества их производства и состоящей в противоречивости и лишь частичной реализуемости целей различных заказчиков, в множественности субъектов управления производством образовательных услуг, к которым необходимо относить и их потребителей, что не позволяет рассматривать основной производственный процесс в образовательных организациях как процесс в аспекте управления качеством;
- показаны отличия качества образовательной услуги как категории, характеризующей свойства услуги по отношению к внешней среде (результаты, важные для заказчиков и потребителей условия процесса ее оказания, долгосрочные эффекты и организация образовательных ресурсов), и качества производства услуги в конкретной образовательной организации или системе образования, описываемых системой внутренних параметров организации или системы;
- разработаны теоретические модели процесса производства образовательных услуг в образовательных организациях, отражающие информационную природу взаимодействия субъектов и особенности управления в таких системах (в частности, множественность субъектов управления в них);
- разработана классификация информационных потоков в процессе управления производством образовательных услуг по субъектам-источникам, субъектам-пользователям и объектам, что позволяет учесть "субъектность" информационных потоков, однозначно выделить каналы коммуникации, внешние и внутренние обратные связи и выявить закономерности их трансформации;
- разработана авторская методология повышения качества производства образовательных услуг, заключающаяся в необходимости делегирования обратных связей - их временной или постоянной переадресовки - нижестоящим в информационной иерархии субъектам;
- определены требования к интерпретации исходных данных при проектировании и осуществлении обратных связей в процессе управления качеством производства образовательных услуг, условия проведения оцифровки признаков и интерпретации результатов, а также подходы к использованию обратных связей;
- показана эффективность применения методологии управления качеством производства образовательных услуг на основе принципа делегирования обратных связей, позволяющей повысить все составляющие качества образовательных услуг как категории, характеризующей их свойства по отношению к внешней среде образовательных организаций и систем образования различных уровней, а также всех аспектов качества производства образовательной услуги.
1.Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими система-ми: опыт классификации и конструирования [Текст]: монография / Л.И. Фиш-ман.- СПб.: ИОВ РАО, Самара: СамГПИ, 1993.- 394 с - 24,6 печ. л.
2.Фишман, Л.И. Модель образовательного менеджмента в России: ценно-сти и стереотипы [Текст]: монография / Л.И. Фишман.- Казань: ПО РАО, Сама-ра: СамГПУ - СИПКРО, 1997.- 304 с - 19 печ. л.
3.Fishman, L. Professional Values and Stereotypes of Russian Educational Managers [Text]: monography / L. Fishman // International Journal of Educational Research - 1998.- № 5. P. 397-484 - 10 печ. л.
4.Фишман, Л.И. Опыт модернизации управления территориальной систе-мой образования на основе округов: оценка эффективности [Текст]: монография / Е.Я. Коган, Л.И. Фишман, Н.Ю. Посталюк, В.А. Прудникова, Н.В. Тюрина, Е.А. Негрей.- Самара: Изд-во СГПУ, 2006 - 121 с- 7,6/4 печ. л.
5.Фишман, Л.И. Оценка эффективности деятельности территориальных органов управления образованием: индикативный подход [Текст]: монография / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов - Самара: Изд-во СГПУ, 2008 - 156 с.- 19,5/10 печ. л.
6.Фишман, Л.И. Методология и механизмы повышения качества образова-тельных услуг на основе делегирования обратных связей [Текст]: монография / Л.И. Фишман.- Самара: Самар. науч. центр РАН, 2009.- 180 с.- 11,25 печ. л.
Научные статьи в изданиях, рекомендованных ВАК России
7.Фишман, Л.И. Мониторинг деятельности территориальных органов управления образованием: вопросы разработки индикаторов [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2008 - № 11 - С. 122-126.- 0,5/0,4 печ. л.
8.Фишман, Л.И. Методика разработки индикаторов для мониторинга дея-тельности территориальных органов управления образованием [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Проблемы современной экономики: науч. журн.- СПб., 2009 - № 1 (29) - С. 438-441. - 0,5/0,4 печ. л.
9.Фишман, Л.И. Мониторинг деятельности органов управления образованием как механизм индикативного управления развитием территориальных образовательных систем [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Проблемы современной экономики: науч. журн. - СПб., 2009 - № 2 (30).- С. 382-385 - 0,5/0,4 печ. л.
10.Фишман, Л.И. Специфика образовательных услуг и ее учет при проек-тировании механизмов повышения их качества [Текст] / Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та.- 2009 - № 5 (55) - С. 120-125 - 0,6 печ .л.
11.Фишман, Л.И. Делегирование обратных связей как методология по-строения механизмов повышения качества образовательных услуг [Текст] / Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та - 2009 - № 6 (56) - С. 82-87.- 0,6 печ. л.
12.Фишман, Л.И. Организационные механизмы осуществления реструктуризации городских сетей общего образования [Текст] / Л.И. Фишман, В.В. Дудников // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2009 - № 7 (57) - С. 105-111 - 0,6/0,4 печ. л.
13.Фишман, Л.И. Образовательные услуги: специфика и механизм повы-шения качества [Текст] / Л.И. Фишман // Экономика образования - 2009 - № 1.- Ч. 2.- С. 9-16.- 0,5 печ. л.
14.Фишман, Л.И. Принципы построения механизмов повышения качества образовательных услуг [Текст] / Л.И. Фишман // Экономика образования - 2009. - № 4- Ч. 1 - С. 23-30 - 0,5 печ. л.
15.Фишман, Л.И. Построение механизмов повышения качества образова-тельных услуг на основе принципа делегирования обратных связей [Текст] / Л.И. Фишман // Вестн. ун-та - 2009 - № 9.- С. 40-45 - 0,5 печ. л.
16.Фишман, Л.И. Специфика деятельности органов управления по повышению качества образования (на примере профилизации старшей школы) [Текст] / Л.И. Фишман // Вопросы образования. - 2009 - № 3 - С. 51-61 - 0,7 печ. л.
Научные статьи в других изданиях
17.Фишман, Л.И. Методологические проблемы аттестации как управлен-ческого измерения в образовании [Текст] / Л.И. Фишман // Оценка качества об-щего образования: материалы и тезисы Всерос. науч.-практ. конф - Самара, 2000.- С. 31-35.- 0,3 печ. л.
18.Фишман, Л.И. Методологические основы аттестации в образовании и их реализация в Самарской области [Текст] / Л.И. Фишман // Содержание, фор-мы и методы научно-исследовательской работы в системе повышения квалифи-кации педагогических кадров.- Самара: СИПКРО, 2000.- С. 172-178.- 0,5 печ. л.
19.Фишман, Л.И. Индикативное управление территориальной системой образования: проблемы разработки индикаторов [Текст] / М.Ю. Иванов, Л.И. Фишман // Вестн. Самар. гос. педагог. ун-та. Социальный менеджмент и управ-ление образованием.- Самара: Изд-во СГПУ, 2006.- С. 3-16.- 0,8/0,4 печ. л.
20.Фишман, Л.И. Принципы разработки системы индикаторов эффективности деятельности территориального органа управления образованием [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты: материалы V междунар. науч.-практ. конф. "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики": Ч. V.- Тольятти: Волж. ун-т им. В.Н. Татищева, 2008.- С. 183-194.- 0,8/0,4 печ. л.
21.Фишман, Л.И. Индикативное планирование в деятельности региональ-ного органа управления образованием [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Современный российский менеджмент: состояние перспектив, развитие: мате-риалы IX междунар. науч.-метод. конф.- Пенза, 2008.- С. 83-85.- 0,25/0,1 печ. л.
22.Фишман, Л.И. Модернизация управления образованием на территори-альном уровне: индикаторы эффективности [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Ива-нов // Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, инструменты: материалы III всерос. науч.-практ. конф.- Пенза, 2008.- С. 26-28.- 0,25/0,1 печ. л.
23.Фишман, Л.И. Оценка эффективности модернизации организационно-финансовых механизмов в муниципальной системе образования с использованием индикативного подхода [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Педагогический процесс как культурная деятельность: сборник материалов VI междунар. науч.-практ. конф. 16-17 октября 2008 г. Самара, 2008.- С. 230-237.- 0,6/0,3 печ. л.
24.Фишман, Л.И. Квалиметрические проблемы оценки эффективности управления территориальными системами образования [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Менеджмент организации: Сборник научных трудов.- Вып. 2.- Самара, 2008.- С. 94-99.- 0,25/0,2 печ. л.
25.Фишман, Л.И. Методологические и технологические аспекты примене-ния индикативного подхода в управлении муниципальной системой общего образования [Текст] / Л.И. Фишман, И.В. Кочукина // Вестник Поволжской гос. социально-гуманит. акад. Фак. упр. Выпеч. IV.- Самара: Изд-во ПГСГА, 2009.- С. 75-85.- 0,6/0,3 печ. л.
26.Фишман, Л.И. Оценка эффективности модернизации организационно-финансовых механизмов в региональной системе образования с использо-ванием индикативного подхода [Текст] / Л.И. Фишман, М.Ю. Иванов // Вестник Поволжской гос. социально-гуманит. акад. Фак. упр. Выпеч. IV.- Самара: Изд-во ПГСГА, 2009.- С. 137-144.- 0,5/0,3 печ. л.
27.Фишман, Л.И. Опыт изучения характеристик конкурентоспособности и ачества образовательных услуг как потребительской категории [Текст] / Л.И. Фишман, И.В. Мальченкова // Вестник Поволжской гос. социально-гуманит. акад. Фак. упр. Выпеч. IV.- Самара: Изд-во ПГСГА, 2009.- С. 145-155.- 0,5/0,3 печ. л.
28.Фишман, Л.И. Аккредитация образовательных учреждений как ин-струмент повышения качества образовательных услуг [Текст] / Л.И. Фишман, В.Н. Чупин, Е.М. Чернышева // Вестник Самар. гос. ун-та путей сообщения.- Самара: СамГУПС.- Выпеч. 2 (14).- 2009.- С. 87-92.- 0,5/0,3 печ. л.
29.Фишман, Л.И. Организация самооценки и сопровождения деятельности руководителей образовательных организаций как инструмент повышения каче-ства образовательных услуг [Текст] / Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, С.Ю. Резун // Вестник Самар. гос. ун-та путей сообщения.- Самара: СамГУПС.- Выпеч. 2 (14). 2009.- С. 92-98.- 0,5/0,4 печ. л.
Учебные и методические публикации
30.Фишман, Л.И. Организация аттестации педагогических и руководящих кадров согласно Положениям об аттестации работников государственных, му-ниципальных учреждений и организаций образования Самарской области: Ме-тодические рекомендации [Текст] / Л.И. Фишман // Актуальные вопросы прак-тической деятельности руководителей образовательного учреждения.- Инфор-м.-метод. сб.- Самара: упр. образ. адм. Самар. обл.- 1993.- № 6.- 2,5 печ. л.
31.Фишман, Л.И. Теоретические основы управления образовательным учреждением [Текст]: учебное пособие / Л.И Фишман.- Самара: Изд-во Самар. пед. ун-та, 1994.- 112 с.- 7 печ. л.
32.Фишман, Л.И. Теоретические основы управления образовательными системами [Текст]: учебное пособие / Л.И Фишман.- Казань: ПО РАО, Самара: СамГПУ - СИПКРО, 1997.- 160 с.- 10 печ. л.
33.Фишман, Л.И. Сам себе эксперт: самодиагностика качества управлен-ческой деятельности [Текст] / Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, В.Н. Чупин.- Са-мара: РЦМО, 2002.- 68 с.- 4,25/2,5 печ. л.
34.Фишман, Л.И. Миссия образовательной организации. Модульная про-грамма "Управление образовательным учреждением в условиях изменений".- Модуль 1 [Текст] / Л.И. Фишман и др.- Самара: СИПКРО, 2005.- 60 с.- 7,5/5 печ. л.
35.Фишман, Л.И. Стратегия образовательной организации. Модульная программа "Управление образовательным учреждением в условиях измене-ний".- Модуль 3 [Текст] / Л.И. Фишман и др.- Самара: СИПКРО, 2005.- 52 с.- 6,5/4 печ. л.
36.Фишман, Л.И. Цели развития производственного процесса. Модульная программа "Управление образовательным учреждением в условиях измене-ний".- Модуль 4 [Текст] / Л.И. Фишман и др.- Самара: СИПКРО, 2005.- 56 с.- 7 печ. л.
37.Фишман, Л.И. Сам себе инспектор: самооценка качества управления школой [Текст] / Л.И. Фишман, Н.В. Рогожкина, В.Н. Чупин, В.В. Дудников.- М.: Сентябрь, 2005.- 144 с.- 9/5 печ. л.
38.Фишман, Л.И. Управление развитием территориальной системы обра-зования [Текст]: учебно-конс. пособие / Н.Н. Петров, Л.И. Фишман, В.В. Дуд-ников, В.А. Прудникова.- М.: Логос, 2005.- 240 с.- 15/7 печ. л.
39.Фишман, Л.И. Рекомендации по созданию программ реструктуризации сети образовательных учреждений [Текст] / Л.И. Фишман и др.- Ярославль: Центр "Ресурс", 2006.- 153 с.- 9,5/2 печ. л.
40.Фишман, Л.И. Индикаторы эффективного управления [Текст] / Е.И. Еремина, Л.И. Фишман // Директор школы.- 2007.- №3.- С. 18-25.- 0,5/0,4 печ. л.
41.Фишман, Л.И. Индикаторы эффективного управления территориальной системой образования [Текст] / Л.И. Фишман // Журнал руководителя управле-ния образованием.- 2008.- 2 полугодие.- С. 25-30.- 0,5 печ. л.