- Муниципальные образования представляют собой достаточно сложные социально-экономические подсистемы, формирующие административно-территориальную и социально-экономическую структуру регионов Российской Федерации и интегрирующие локальные социально-поселенческие сообщества в систему, органично включающую взаимодействующие элементы экономики, культуры, права, экологии, политики и социальных отношений субрегионального уровня.
- Одним из приоритетных условий перехода к устойчивому развитию территориально - локализованных сообществ является их муниципализация. По существу речь идет о создании новой концепции регионального развития, где муниципальное образование как социально-экономическая система субрегионального уровня, объединяя отрасли производственного сектора локальной инфраструктуры и социальной сферы, изначально ориентирует их на сбалансированную реализацию экономических, социальных и экологических задач.
- Для повышения эффективности функционирования муниципальных образований в финансово-экономическом пространстве региона необходима выработка органами управления федерального, регионального и муниципального уровня согласованной стратегии долгосрочной экономической политики, основными приоритетами которой являются определение целей развития территориального образования соответствующего уровня, а также разработка основных механизмов достижения поставленных целей и определение сроков их исполнения с учетом реального наличия ресурсов. При этом необходимо соблюдать дифференцированный подход к региональному развитию, основанный на практическом опыте регионов и методических рекомендациях по решению конкретных социально-экономических проблем.
- Основой экономического развития территории, ее устойчивого роста является создание благоприятной среды для предпринимательства, которое представляет собой конструкцию на базисных отраслях инфраструктуры, деятельность которых направлена на активизацию процессов воспроизводства возобновляемых ресурсов. Основанием иерархической модели перспективной территориальной организации хозяйственной жизни и социального развития территории является единство подсистем - экономической, социальной и экологической. При этом формирование и реализация целостного воспроизводственного механизма в рамках регионально-локальной экономической системы обеспечивает переход к устойчивому развитию.
- Экономическое пространство Российской Федерации в силу объективных причин (разнообразия территориально-климатических и производственно-географических условий различных регионов, их удаленности друг от друга и т.д.) характеризуется существенным многообразием, следовательно, регулирование территориального развития следует основывать на синтезе разнообразных конструктивных подходов к решению региональных и муниципальных проблем, применяемых в различных странах мира. При адаптации моделей зарубежного опыта управления муниципальным развитием необходимо учитывать российские традиции и менталитет, а глубину их «обогащения» элементами западной и других цивилизаций корректировать с учетом такого критерия, как уровень качества жизни населения.
- Одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления РФ на современном этапе, является создание необходимых условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. На муниципальном уровне это выражается в обеспечении комплексного социально- экономического развития каждого поселения, что неразрывно связано с эффективным управлением инвестиционными процессами на подведомственной территории. Управление инвестиционными процессами - это обоснованная, целенаправленная деятельность органов местного самоуправления как по созданию условий для привлечения и удержания инвестиций на территории муниципального образования, так и по воздействию на данную деятельность хозяйствующих субъектов и на инвестиции, осуществляемые органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета и иных источников с целью обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
- Проблема разбалансированности местных бюджетов по доходной и расходной частям не позволяет в настоящее время большинству муниципальных образований в полной мере решать поставленные перед ними задачи. Для местных органов власти необходимо создание таких условий, при которых они могли бы самостоятельно решать стоящие перед ними задачи, широко используя для этого имеющуюся у них экономическую базу (включая финансовую составляющую), которая должна быть достаточной, а не зависеть от предоставления трансфертов, субсидий и субвенций. Эти условия актуализируют проблему совершенствования управления источниками местного бюджета, в том числе посредством пополнения их объема за счет активизации собственной деятельности.
- Развитие финансовых основ местного самоуправления, предоставление территориям реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - один из главных приоритетов реформирования межбюджетных отношений. В целях совершенствования их реформирования необходимо должное развитие российской модели бюджетного федерализма и его практическое переложение на систему местных финансов и внутрирегиональный уровень межбюджетных отношений. Совершенствование системы межбюджетных отношений и изменения в системе делегирования полномочий органам местного самоуправления является необходимым условием поступательного социально-экономического развития региона.
- Реализация организационно-управленческого механизма обеспечения финансовой устойчивости муниципального образования как составляющей характеристики его стратегического развития обусловливает необходимость обеспечения рационального и эффективного управления значительной по размерам муниципальной собственностью, что представляется возможным только в результате разработки и реализации стратегического плана управления портфелем активов в контексте общеэкономических задач развития муниципалитета. Для оценки качества управления активами необходимо использовать систему индикаторов, отражающих ключевые факторы платежеспособности, устойчивости, зависимости от внешних заимствований, ликвидности и т.д. Это достигается соответствующим уровнем методологического и нормативно-правового обеспечения, а также результатами внедрения передовых практик управления финансами, доступностью и объективностью информации о финансово-экономическом состоянии муниципального образования.
- Анализ индикаторов бюджетной асимметрии, бюджетного потенциала муниципальных образований и характера межбюджетных отношений в Российской Федерации свидетельствует о значительной дифференциации уровней и структуры доходов местных бюджетов. Большинство муниципальных образований свыше половины своих доходов получает в качестве финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Это свидетельствует о высокой степени концентрации и централизации бюджетной системы России. С точки зрения выравнивания показателей текущих удельных расходов бюджетов муниципалитетов такие действия оправданы, но эффективность политики выравнивания при данных масштабах перераспределений недостаточна, так как значительная часть российских муниципалитетов не имеет устойчивой доходной базы бюджетов, проведение мероприятий, направленных на развитие экономики и социальной сферы соответствующих территорий, осложняется.
- Для совершенствования управления бюджетной системой как на уровне муниципалитетов, так и в стране в целом особую актуальность приобретает применение интегральной оценки финансового положения муниципальных образований, так как данный показатель позволяет реально оценить потребности территорий в дополнительном финансировании и тем самым способствует сглаживанию бюджетной асимметрии. Неприменение количественных методов интегральной оценки отдельных объектов бюджетной системы не позволяет достигнуть принципов достаточности, рациональности, сбалансированности в финансовой политике, так как любые разнонаправленные действия либо решения, принимаемые на основе интуитивного подхода, не могут дать положительных результатов в долгосрочной перспективе, обеспечить высокую способность муниципальных структур к принятию эффективных управленческих решений и рациональных согласований.
1. Пригода, Л.В. Функционирование муниципальных структур в системе региональной экономики/ Л.В.Пригода. - Майкоп: изд-во МГТУ, 2004.- 2,0 п.л.
2. Пригода, Л.В. Совершенствование деятельности муниципальных образований в финансово-экономическом пространстве региона/ Л.В.Пригода. - Научное издание.- Ростов н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 12,0 п.л.
3. Пригода, Л.В. Финансовые императивы экономической политики муниципалитетов/ Л.В.Пригода, Н.П.Кетова, Е.С.Мальцева.- Научное издание.- Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. – 8,75 п.л./4,0 п.л.
4. Пригода, Л.В. Механизм функционирования муниципальных образований: структура, экономические функции, финансовые инструменты / Л.В.Пригода.- Научное издание.- Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ», 2009. – 15,75 п.л.
Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК
5.Пригода, Л.В. Исторические предпосылки развития отечественной системы муниципального самоуправления территориально - локализованными поселенческими общностями/ Л.В.Пригода// Научная мысль Кавказа.- 2004.- №10.- 0,36 п.л.
6. Пригода, Л.В. Федеральные законодательные акты как основа развития отечественной системы местного самоуправления на современном этапе/ Л.В.Пригода// Научная мысль Кавказа.- 2004. - №11. - 0,25 п.л.
7.Пригода, Л.В. Организация муниципальных финансов в границах региональной экономической системы/ Л.В.Пригода// Научная мысль Кавказа.- 2005.- №14. - 0,46 п.л.
8.Пригода, Л.В. Развитие ипотечного жилищного кредитования на региональном уровне (на примере Республики Адыгея)/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева // Экономический вестник РГУ. 2005.- №4/1. - 0,4 п.л. /0,2 п.л.
9.Пригода, Л.В. Модель организации социоэкономической системы субрегионального уровня/Л.В.Пригода//Известия высших учебных заведений. Северо - Кавказский регион. Общественные науки. - 2006.- №2.- 0,63 п.л.
10.Пригода, Л.В. Роль завершенности производственных циклов в социально-экономическом развитии региона (на примере жилищно-строительного сектора Республики Адыгея)/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева //Научная мысль Кавказа.- 2006.-№7.- 0,4 п.л./0,2 п.л.
11.Пригода, Л.В. Посткризисные тенденции развития отечественного рынка жилья: региональный аспект/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева //Известия высших учебных заведений. Северо - Кавказский регион. Общественные науки. - 2006.- №4.- 0,5 п.л./0,25 п.л.
12.Пригода, Л.В. Теоретико-методологические основы формирования финансовой политики муниципальных образований/ Л.В.Пригода// Экономический вестник РГУ. - 2007.- №2.- 0,5 п.л.
13.Пригода, Л.В. Мультипликация налогов как основа рефинансирования ипотечного кредитования в муниципальных образованиях/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева //Экономические науки.- 2008.- №5.- 0,5 п.л./0,25 п.л.
14.Пригода, Л.В. Организационно-управленческий механизм обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований/ Л.В.Пригода//Экономический вестник РГУ.- 2008.- №3, ч. 2, т. 6. – 0,45 п.л.
Статьи и тезисы докладов в научно-тематических сборниках
15.Пригода, Л.В. Проблемы денежного обращения в Республике Адыгея /Л.В.Пригода, С.Д.Аутлева// Материалы Третьей региональной научно-практической конференции «Наука–21 веку».–Майкоп:МГТУ,2002.– 0,3/0,2 п.л.
16.Пригода, Л.В. Муниципально - структурные основания иерархической модели перспективной территориальной организации хозяйственной жизни и социального развития в России / Л.В.Пригода // Материалы научно-практической конференции «Наука – 21 веку».- Майкоп: МГТУ, 2004. – 0,5 п.л.
17.Пригода, Л.В. Изменения в системе организации муниципальных финансов в контексте реформы местного самоуправления в Российской Федерации / Л.В.Пригода // Новые технологии. Сборник научных трудов МГТУ.- Майкоп: изд-во ООО «Качество», 2005. – 0,5 п.л.
18.Пригода, Л.В. Особенности формирования отечественного рынка жилья в посткризисный период/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева//Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2006. – №06(22). – Шифр Информрегистра: 0420600012 145. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2006/06/pdf/09.pdf. - 0,8 п.л./0,4 п.л.
19.Пригода, Л.В. Механизм дополнительного финансирования Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Адыгея/ Л.В.Пригода, Л.Р Магомаева// Проблемы экономики №2. - М: изд-во Компания Спутник +, 2007. - 0.34 п.л./0.22 п.л.
20.Пригода, Л.В. Роль муниципальных образований в социальном развитии поселенческих общностей / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Социальные науки и социальные технологии в России», РГСУ. - Майкоп:из-во «Аякс», 2008. – 0,4 п.л.
21.Пригода, Л.В. Социальный вектор реализации национального проекта обеспечения населения доступным жильем в Республике Адыгея/ Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2008. – №07(41). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2008/07/pdf/02.pdf. - 0,84 п.л./ 0,42 п.л.
22. Пригода, Л.В. Обеспечение финансовой устойчивости муниципальных образований посредством управления нематериальными активами/ Л.В.Пригода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Вып.1.-Майкоп: изд-во ООО «Аякс»,2009.– 0,58 п.л.
23. Пригода, Л.В. Денежно-кредитное регулирование финансового сектора национальной экономики: современные тенденции / Л.В.Пригода // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект», ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2009. – 0,25 п.л.
24. Пригода, Л.В. Современный аспект финансового регулирования российской экономики/ Л.В.Пригода //Вестник Майкопского государственного технологического университета. Вып.1.-Майкоп: изд-во ООО «Аякс»,2009.–0,22 п.л.
25. Пригода, Л.В. Финансовые императивы муниципалитетов в условиях кризиса / Л.В.Пригода, Е.С.Мальцева // Новые технологии. Вып.2.-Майкоп: изд-во ГОУ ВПО «МГТУ»,2009.– 0,43 п.л./0,22 п.л.