- Определена многоаспектность профессионального образования в условиях ужесточения требований работодателей к выпускникам учебных заведений, которая выражается в совокупности свойств и характеристик профессионального образования как системы, образовательного процесса и образовательного результата, который удовлетворяет кадровые потребности хозяйствующих субъектов в условиях инновационно-ориентированной экономики. Указанное положение соответствует следующему пункту Паспорта специальностей ВАК РФ: п. 15.104. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.
- Дана обобщающая оценка взаимодействия профессионального образования и рынка труда в Московской области. Исследованы основные формы взаимодействия в РФ и за рубежом, выявлены формы взаимодействия учебных заведений и работодателей, распространение которых в отечественной практике позволит снизить диспропорции спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, а также повысить качество образовательного процесса, и, как следствие, качество образовательного результата. Предложены направления дальнейшего совершенствования взаимодействия системы образования и рынка труда в РФ.
- Разработана концепция взаимосвязанного функционирования системы профессионального образования и рынка труда, первоочередными целями которой являются повышение качества подготовки кадров для реального сектора инновационно-ориентированной экономики и развитие инфраструктуры регионального рынка труда.
- Определены методологические подходы к организации и проведению проблемного мониторинга системы профессионального образования и рынка труда с целью формирования информационной базы для определения перспективной потребности в кадрах на основе социально-экономического потенциала региона.
- Разработана система показателей для определения количественного и качественного соответствия системы профессионального образования структуре и динамике рынка труда, состоящая из трех блоков: показатели, характеризующие социально-экономический потенциал региона; показатели, характеризующие рынок труда; показатели, характеризующие рынок образовательных услуг.
- Выявлены основные элементы смежных рынков труда и услуг профессионального образования на основе процессного подхода к потреблению результатов образовательного процесса с целью адаптации содержания профессиональных образовательных программ и технологий обучения требованиям работодателей к знаниям, умениям и навыкам выпускников профессионального образования, а также ожиданиям и представлениям о будущей профессиональной деятельности обучающихся.
- Определены современные тенденции развития инфраструктуры рынка труда, даны рекомендации по ее совершенствованию, предусматривающие создание координационного Совета по взаимодействию профессионального образования и рынка труда, а также элементов, обеспечивающих формирование единого информационного пространства в рамках данного взаимодействия.
- Обоснованы предложения по созданию регионального депозитария кадрового потенциала и регионального центра мониторинговых исследований, основными функциями которых являются формирование информационного поля с устойчивыми каналами поиска возможности трудоустройства и замещения вакантных должностей, а также формирование периодически обновляемой информационной базы о потребности региональной экономики в кадрах различной квалификации в профессионально-отраслевом разрезе. Указанные положения соответствуют следующему пункту Паспорта специальностей ВАК РФ: п. 8.8. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиции в человеческий каптал; формирование конкурентоспособности работников; профессиональная ориентация населения; мобильность кадров.
- Разработаны практические рекомендации по совершенствованию региональной системы профессионального образования с учетом требований рынка труда, в основу которых был положен метод регионального программирования, инструментарий которого непосредственно направлен на устранение диспропорций спроса и предложения на рынке труда, путем реализации на региональном уровне решений стратегического и тактического характера. Указанное положение соответствует следующему пункту Паспорта специальностей ВАК РФ: п. 15.104. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.
1.Мерзлова М.П. Концептуальные подходы к формированию взаимодействия профессионального образования и рынка труда: Монография. – М.: РГУТиС, 2008. – 10,5 п.л.
2.Платонова Н.А., Мерзлова М.П., Качурина М.М. Зарубежный и отечественный опыт взаимодействия профессионального образования и рынка труда: Монография. – М.: Изд-во Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008 – 8,5 п.л., в т.ч. лично автором. – 4,15 п.л.
3.Мерзлова М.П. Организационно-экономические методы содействия развитию малых форм хозяйственной деятельности в сфере услуг: Монография, Научное издание. М: Издательство МГУС,2002 – 3,1 п.л.
4.Качурина М.М., Егорова Е.Н., Мерзлова М.П. Налогообложение малого предпринимательства в сфере услуг: Учебное пособие с грифом УМО по образованию в области сервиса и туризма. – М.: изд-во «Информацион-но-внедренческий центр «Маркетинг», 2007 – 10,75 п.л., в т.ч. лично автором. – 3,6 п.л.
Научно-исследовательские работы, прошедшие регистрацию в установ-ленном порядке
5.Рук. Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Погребова Е.С., Мерзлова М.П. и др./Анализ и обобщение международного опыта мониторинга непре-рывного образования взрослых/ Регистрационный номер РК 01.20.0804528 – 12,75 п.л., в т.ч. лично автором – 0,3 п.л.
6.Рук. Платонова Н.А., Погребова Е.С., Малолетко А.Н., Мерзлова М.П. и др./Разработка открытого депозитария научных исследований и методических разработок в сфере образования для совершенствования системы подготовки и переподготовки педагогических кадров/ Регистрационный номер РК 01.20.0804527 – 9,4п.л., в т.ч. лично автором – 0,1 п.л.
7.Рук. Платонова Н.А., Погребова Е.С., Новикова Н.Г., Шерстнева Л.Д., Мерзлова М.П. и др./Разработка системы подготовки кадров высшей квалификации, обеспечивающей приток молодежи в образование и науку, в том числе с учетом зарубежного опыта и опыта стран СНГ/ Регистрационный номер РК 01.2.00.901707 – 6,25 п.л., в т.ч. лично автором – 0,1 п.л.
8.Рук. Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Погребова Е.С., Мерзлова М.П. и др./Разработка механизмов продвижения научных разработок ученых вузов в реальный сектор экономики и методик оценки влияния инновационной деятельности вуза на экономику региона / Регистрационный номер РК 01.2.00.901708 – 8,87 п.л., в т.ч. лично автором – 0,25 п.л.
9.Рук. Платонова Н.А., Харитонова Т.В., Буткевич М.Н., Мерзлова М.П. и др./Разработка механизмов создания учебных научно-инновационных комплексов, включающих в себя вузы, организации инновационной инфраструктуры и предприятия/ Регистрационный номер РК 01.2.00.901705. – 8,75 п.л., в т.ч. лично автором – 0,45 п.л.
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
10.Мерзлова М.П. Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России// Всероссийский экономический журнал «ЭКО», 2007. №5. – 0,5 п.л.
11.Мерзлова М.П., Каплина О.С. Образовательные кредиты в России и зарубежных странах // Научно-информационный журнал «Экономические науки», 2007. №7. – 0,5 п.л., в т.ч. лично автором – 0,25 п.л.
12.АушеваЛ.С, Мерзлова М.П. Формирование системы профессиональных академий в сфере сервиса РФ // Научно-информационный журнал «Экономические науки», 2007. №11. – 0,5 п.л., в т.ч. лично автором – 0,25 п.л.
13.Мерзлова М.П., Степаненкова Т.В. Выявление потребностей рынка труда и требований работодателей к качеству (подготовки специалистов сфере сервиса и туризма // Научно-информационный журнал «Экономические науки»,2008. №2. – 0,5 п.л., в т.ч. лично автором – 0,25 п.л.
14.Мерзлова М.П. Проблемы формирования источников финансирования государственных образовательных учреждений //Hаучный журнал «Сервис-PLUS». №2. – М.: изд-во РГУТИС, 2008. – 0,2 п.л.
15.Мерзлова М.П. Непрерывное профессиональное образование в глобальной экономике// Вестник Института экономики РАН, 2008. №2. – 0,4 п.л.
16.Мерзлова М.П. Научно-методический аппарат мониторинга регио-нального рынка образовательных услуг// Научно-информационный журнал «Экономические науки», 2008. №11. – 0,5 п.л.
17.Мерзлова М.П. Актуальные проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров// Вестник института Экономики РАН, 2009. №1. – 0,5 п.л.
18.Мерзлова М.П. Обобщенные характеристики региональных рынков труда в РФ // Сегодня и завтра российской экономики, 2009. №28. – 0,5 п.л.
19.Мерзлова М.П. Формирование современной модели занятости (на примере московского региона)// Вестник института Экономики РАН, 2009. №4. – 0,6 п.л.
Статьи в сборниках научных трудов и научно-практических конфе-ренций
20.Мерзлова М.П. Особенности развития предпринимательства в сфере услуг// Тезисы докладов и выступлений на 2-й Международной конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». – М.: ГОУВПО «МГУС», 2007. – 0,1 п.л.
21.Фирсукова В.В., Мерзлова М.П. Показатели эффективности социальной организации предприятий сферы услуг / Сборник научных трудов «Финансово- экономические аспекты становления рыночной экономики». – М.: ГОУВПО «МГУС», 2000. – 0,2 п.л., лично автором – 0,1 п.л.
22.Мерзлова М.П. Перспективные формы предпринимательства в сфере услуг / Сборник научных трудов «Финансово-экономические аспекты становления рыночной экономики». – М.: ФГОУВПО «МГУС», 2001. – 0,3 п.л.
23.Мерзлова М.П. Методы преодоления дисгармонии малых предпри-ятий и коммерческих банков / Сборник тезисов Международной научно-практической конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». – М.: ГОУВПО «МГУС», 2001. – 0,3 п.л.
24.Мерзлова М.П. Социально-экономические аспекты развития услуг в малых городах и сельской местности / Сборник научных докладов Междуна-родной научно-практической конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». – М.: ГОУВПО «МГУС», 2002. – 0,6 п.л.
25.Мерзлова М.П. Ресурсное обеспечение предприятий сферы услуг // Сборник тезисов Международной научно-практической конференции «Наука индустрии сервиса». – М.: ГОУВПО «МГУС», 2002. – 0,15 п.л.
26.Мерзлова М.П. Подбор, расстановка и пути развития кадрового потенциала предприятий сферы услуг // Сборник научных докладов «Девятой научной конференции /, М.: ГОУВПО «МГУС», 2004. – 0,3 п.л.
27.Мерзлова М.П. Современные проблемы социального развития // Сборник научных докладов «Десятой научной конференции. – М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. – 0,3 п.л.
28.Мерзлова М.П. Человеческий потенциал и социальные проблемы / Сборник научных докладов Девятой Международной научно-практической конференции. – М.: ГОУВПО «МГУС», 2005. – 0,2 п.л.
29.Мерзлова М.П. Социальная политика Российской Федерации до 2005 года // Сборник научных докладов «Одиннадцатой научной конференции. – М.: ГОУВПО «МГУС», 2006. – 0,3 п.л.
30.Мерзлова М.П. Теоретико-методологический анализ рынка образовательных услуг/ Сборник научных докладов и статей Интернет-конференции «Проблемы институционального развития в высшем профессиональном образовании». – М.: ФГОУВПО «МГУС», 2007. – 0,4 п.л.
31.Степаненкова Т.В., Мерзлова М.П. Формирование модели функционирования учебно-инновационного комплекса вуза / Сборник научных докладов и статей. Интернет-конференции «Проблемы институционального развития в высшем профессиональном образовании». – М.: ФГОУВПО «МГУС», 2007. – 0,6 п.л., в т.ч. лично автором – 0,35 п.л.
32.Мерзлова М.П. Особенности обучения лиц пенсионного возраста в Германии / Сборник научных докладов и статей интернет-конференции «Во-просы финансирования структур дополнительного профессионального образования с целью вовлечения лиц пенсионного возраста в программы дополнительного профессионального образования». – М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2007. – 0,2 п.л.
33.Мерзлова М.П. Решение социальных проблем как фактор обеспече-ния общественной стабильности в стране / Сборник научных докладов Две-надцатой научной конференции. – М.: ФГОУВПО «МГУС», 2007. – 0,4 п.л.
34. Мерзлова М.П. Результаты пилотного этапа маркетингового исследования «Состояние регионального рынка труда и образовательных услуг / Сборник научных докладов и статей Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». – М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2008. – 0,5 п.л.