- осуществлен новый подход к анализу эволюции научных взглядов на процесс реформирования системы образования в России и в соответствии с полученными результатами обоснованы принципиальные подходы к формированию и реализации государственной политики и конкретных программ развития образования; дана оценка результатам Болонского процесса с учетом существующих основных противоречий современного мира между силами глобализации (интеграция, гомогенизация, унификация) и силами идентичности, представленными различными национальными государствами, культурными сообществами и группами идентичности; обосновано, что Болонский процесс является индикатором трех основных глобальных тенденций, оказывающих влияние на Россию; выявлены внутренние интересы России в приложении к Болонскому процессу, связанные с общим комплексом задач в области модернизации сферы образования;
- обоснованы экономические категории, на основании которых предложены четыре возможных политических результата взаимосвязи российских интересов и Болонского процесса; исследованы возможные позитивные и негативные последствия вступления в ВТО для российской сферы образования; сформированы основные цели государственной политики в области образования; уточнены основные современные направления модернизации сферы образования и предложен ряд первоочередных институциональных преобразований; сформирован комплекс мер, определяющих стратегические направления модернизации профессионального образования;
- в теоретическом и методическом аспекте разработаны положения по формированию государственной политики в сфере образования; основные направления реформирования и развития образования в России с учетом выделенных важнейших векторов социально-экономического развития: охранительно-государственного, либерально-гуманистического, социокультурного; проведен комплексный анализ структурных преобразований в сфере образования, который позволил определить средообразующие условия, особенности функционирования и причины, вызывающие необходимость совершенствования процесса управления развитием сферы образования; выделены наиболее существенные проблемы в развитии российского образования и сформулированы новые направления подготовки более глубоких преобразований;
- на основании предложенного реалистичного сценария развития системы образования России определены этапы модернизации образования с учетом заданных целевых ориентиров и расчетного времени; обосновано, что стратегически реформирование сферы образования предполагает действия втрех измерениях: структурном, институциональном исодержательном; доказано, что вусловиях массового образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций; насмену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности; первоочередными становятся задачи выявления ипередачи современных способов организации мыслительной работы человека, что является современным содержанием образования;
- предложены новые цели и принципы доктрины образования РФ с учетом необходимости формирования единого образовательного пространства, использования современных образовательных технологий, базирования на рациональных принципах предоставления государственных образовательных услуг (права и условия), обеспечения непрерывности и качества образования в течение всей жизни граждан; разработана модель участия бизнеса и регионов в непрерывном профессиональном образовании; предложены меры по созданию условий для профессионального обучения социально незащищенных групп населения и расширению их занятости в реальном секторе экономики; осуществлен сравнительный анализ российских и международных стандартов классификации уровней образования;
- сформированы концептуальные положения новой модели управления образованием на основе создания многообразных специализированных агентств-посредников таких как совет по финансированию высшего образования, агентство по обеспечению качества образования, агентство по статистике образования при обязательном выполнении предлагаемыми агентствами функций изучения, координации, оценки деятельности образовательных учреждений, а также стратегических задач по обеспечению организационной и содержательной целостности государственной образовательной политики с учетом выявленных объективных противоречий образовательной системы и образовательного пространства в условиях полиэтничности, многоязычности и поликультурности общества;
- •· определены факторы, влияющие на выбор модели государственной поддержки организационных реформ в системе образования, существенно повышающие требования к уровню и качеству внутривузовского управления (прежде всего, финансового); экономически обоснован выбор оптимальной организационно-правовой формы при формировании научно-образовательных структур, основанных на широком применении партнерских отношений между государством, частным сектором, некоммерческими научными и образовательными структурами; на основании исследования и научного обобщения характеристик организационно-правовых форм, необходимых для обеспечения функций государства в области науки, технологий, образования проведено сравнение сильных и слабых сторон, а также, возможностей и угроз в виде SWOT-анализа, связанных с использованием каждой из организационно-правовых форм;
- дана оценка перспективам использования в России зарубежного опыта поддержки научно-образовательной деятельности; доказано, что необходимым условием заимствования и адаптации в России элементов зарубежных моделей является своевременная реформа системы управления образованием и наукой, внесение ряда поправок в действующее законодательство (в отраслевое, общегражданское и общеэкономическое); обосновано, что при несоблюдении предлагаемых условий попытки использования в России отдельных элементов зарубежного опыта нецелесообразны;
- определены приоритетные цели современного образовательного учреждения, предусматривающие приумножение духовных ценностей человечества, получение и распространение передовых знаний и информации, опережающую подготовку интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов; сформированы принципы, необходимые при разработке нормативов финансирования образовательного учреждения и методики их расчета; обосновано, что именно цена образовательной услуги, заменит на практике норматив минимальной обеспеченности, широко применяемый в настоящее время; в качестве исходных параметров для определения цены образовательной услуги предложен ряд показателей;
- сформирован понятийный аппарат для комплексной оценки потенциала образовательного учреждения с уточнением экономической сущности понятий «научный потенциал образовательного учреждения», «образовательный потенциал образовательного учреждения», «инновационный потенциал образовательного учреждения»; предложено в качестве интервальной шкалы оценок для большинства индикаторов комплексной оценки потенциала образовательного учреждения (кроме экономических) использовать понятия «преимущество», «достоинство», «норма», «слабость», «риск», с учетом конкретизации для каждого индикатора, а также выявленных специфических особенностей;
- сформированы теоретико-методологические основы качества высшего образования с учетом современных требований и разработана на их основе концепция государственной политики в сфере качества высшего образования; предложены механизмы ее реализации; предложено рассматривать концепцию государственной политики в области качества высшего образования как систему основных принципов, положений, программ, определяющих цели, направления, основания, условия и механизмы реализации политики в области качества высшего образования.
1. Панкова Н.В. Государственное управление системой образования: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 10,0 п.л.
2. Панкова Н.В. Государственная политика в сфере образования: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 10,0 п.л.
3. Панкова Н.В. Управление организационными инновациями в высшем учебном заведении: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 1,8 п.л.
4. Панкова Н.А. Государственная политика в сфере качества высшего образования: разработка концепции и механизм реализации.: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,3 п.л.
5. Панкова Н.В. Государственное регулирование инновационного развития сферы образования // Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике: Монография./ Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.А.Дятлова, д-ра экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольского, д-ра экон. наук, проф. В.А. Плотникова. Т.2. (10.2) - СПб.: Изд-во «Астерион», 2007. – 24,9 п.л. – (авт. 0,2 п.л.)
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России
6. Панкова Н.В. Особенности формирования государственной политики в сфере образования // Проблемы современной экономики. – 2007. - №4. – 1,0 п.л.
7. Панкова Н.В. Глобальные тенденции в сфере управления образованием // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. - 2007. - №4. – 0,5 п.л.
8. Панкова Н.В. Особенности мотивации современного этапа развития сферы образования // Проблемы современной экономики. – 2008. - №1. – 0,5 п.л.
9. Панкова Н.В. Предпосылки и направления реформирования сферы образования в Российской Федерации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. - 2008. - №2. – 0,7 п.л.
10. Панкова Н.В. Институциональные основы повышения роли государства в развитии отечественной системы образования // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2008. - №2. – 0,5 п.л.
11. Панкова Н.В. Маркетинговые подходы к организационному обеспечению создания современного образовательного учреждения // Проблемы современной экономики. – 2008. - №2. – 0,5 п.л.
12. Панкова Н.В. Влияние факторов глобализации на государственную политику в сфере высшего образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия экономические науки. - 2008. - №3. – 0,4 п.л.
Статьи в профессиональных журналах и сборниках научных трудов
13. Панкова Н.В. Управление инновационным развитием высших учебных заведений // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 0,2 п.л.
14. Панкова Н.В. Концептуальные направления развития системы высшего образования в России // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Выпуск 1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 0,4 п.л.
15. Панкова Н.В. Стратегическое управление инновационными процессами в системе высшего образования // Экономика и управление в XXI веке: проблемы и перспективы развития: Сб. научных трудов. – СПб: СПбТЭИ, 2001. – 0,3 п.л.
16. Панкова Н.В. Актуальность проблемы социального маркетинга в сфере образования // Современные аспекты экономики. - Вып. 20 (113). - 2006. - 0,5 п.л.
17. Панкова Н.В. Обеспечение непрерывности в системе образования России // Современные аспекты экономики. - Вып. 20 (113). - 2006. - 0,5 п.л.
18. Панкова Н.В. Современные проблемы и ограничения, препятствующие интеграции науки и образования в России // Сборник научных трудов сотрудников кафедры ЭП и УС и кафедры Э и М экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ. Вып.1.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2007.- 0,5 п.л.
19. Панкова Н.В., Курочкина А.А. Принципы структурно-содержательной модернизации сферы образования в современных социально-экономических условиях // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.7. Под ред. проф. Смирнова С.Б. – СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. – 0,25 п.л. – (авт. 0,1 п.л.).
20. Панкова Н.В. Современные методологические подходы к управлению процессом интеграции в сфере образования // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.7. Под ред. проф. Смирнова С.Б. – СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. – 0,2 п.л.
21. Панкова Н.В. Актуальные проблемы развития сферы образования в России// Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2007.- №3(34). – 0,5 п.л.
22. Панкова Н.В., Курочкина А.А. Особенности организационного обеспечения создания современного исследовательского университета// Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.8. Под ред. проф. Смирнова С.Б. – СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. – 0,2 п.л. – (авт. – 0,1 п.л.)
23. Панкова Н.В. Факторы, обусловливающие современное развитие высшего образования в мире// Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.8. Под ред. проф. Смирнова С.Б. – СПб.: Изд-во «Диалог», 2007. – 0,25 п.л.
Материалы всероссийских и международных научных конференций
24. Панкова Н.В. Обоснование объективной необходимости коммерциализации деятельности исследовательского университета// Финансовые проблемы и пути их решения: теория и практика: Труды 8-й Международной научно-практической конференции. Ч.2. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 0,1 п.л.
25. Панкова Н.В. Особенности управления сферой образовательных услуг// Россия в глобальном мире: Труды 5-й Всероссийской научно-теоретической конференции 2-4 мая 2007 года - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 0,1 п.л.
26. Панкова Н.В. Управление сферой образования в условиях переходной экономики// Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Труды 9-й Международной научно-практической конференции. Ч.4. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 0,1 п.л.
27. Панкова Н.В. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса// Материалы XIII Международной конференции. «Современное образование: содержание, технологии, качество». Том 1. - СПб.: Изд-во РГГЭТУ «ЛЭТИ», 2007.- 0,15 п.л.
28. Панкова Н.В. Создание современного образовательного учреждения на основе интеграции образовательных и научных центров// Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции 29 марта 2007 года Часть 1 «Правовые и экономические аспекты реализации приоритетных национальных проектов»/ Под общей ред. Т.И. Козловой. - СПб.: ИПП, 2007. – 0,15 п.л.
29. Панкова Н.В., Курочкина А.А. Модернизация сферы образования в современных социально-экономических условиях// Научная сессия «IX Невские чтения»: Материалы международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во «Осипов», 2007. – 0,2 п.л. – (авт.0,1 п.л.).
30. Панкова Н.В. Факторы, определяющие направления и эффективность деятельности высших учебных заведений// Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды X Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.- 0,1 п.л.
31. Панкова Н.В. Стратегическое управление системой образования// Стратегическое управление организациями: мировая теория и всероссийская практика: Труды Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.- 0,1 п.л.
32. Панкова Н.В., Курочкина А.А. Стратегия реформирования отечественной сферы образования// Стратегическое управление организациями: мировая теория и всероссийская практика: Труды Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008.- 0,1 п.л. – (авт. – 0,05 п.л.)