- проведен комплексный анализ структурных преобразований в сфере здравоохранения и установлено, что негативным результатом реформ стало разрушение единства целостности системы здравоохранения, разделение медицинских учреждений на муниципальные и государственные, разрушение ведомственной медицины, а разделение на федеральное, областное и муниципальное здравоохранение усилили негативные тенденции развития муниципальной медицины; сформированы новые задачи преобразований системы здравоохранения;
- экономически обоснованы перспективные направления развития сферы здравоохранения в обновлении и модернизации; конкретизированы затраты, необходимые на осуществление разных видов медицинской помощи и определены возможности государства в финансировании данной помощи; в целях оценки качества и эффективности услуг здравоохранения обоснована необходимость разработки единых критериев в сопоставлении с оплатой труда работников здравоохранения, объемами финансирования, материально-технической базой, профессиональной подготовкой персонала учреждения с учетом общественного мнения;
- в контексте формирования новой системы здравоохранения определена приоритетность ценностей качества системы здравоохранения, составляющих основу для этического подхода к развитию системы здравоохранения; определены цели системы здравоохранения с последующим преобразованием всеобщих целей в количественные задачи и соотнесения с изменениями в системе здравоохранения для оценки эффективности системы здравоохранения и влияния ключевых факторов;
- обосновано, что процесс разработки законов в сфере охраны здоровья должен осуществляться на основе принципов и правил, обеспечивающих единство и непротиворечивость правовой системы, строгую иерархию законодательных актов, соответствие нормам международного права; предложена схема гармонизации законодательства РФ с законодательством мирового сообщества и Конституцией РФ; разработана модель административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи и услуг;
- разработан комплекс системных решений, направленных на улучшение медицинского обслуживания в области врачебной практики; сформированы контуры системы экономической мотивации деятельности врачей общей практики, стимулирующей медицинское обслуживание населения в соответствии с новыми требованиями, предусматривающими обеспечение постоянного контроля за здоровьем пациентов, индивидуализированный подход к пациенту, усиление профилактики, возможность выбора врача пациентом;
- предложены новые методы и способы совершенствования работы по созданию и внедрению медицинских инноваций в сфере услуг здравоохранения; определены принципы формирования кластеров медицинских инноваций и сформировано организационно-экономическое обоснование создания в рамках кластера объединений (организаций и учреждений, включающих представителей науки, практического здравоохранения, органов власти, медицинского образования и медицинского бизнеса), заинтересованных в продвижении товаров и услуг здравоохранения, а также коммерциализации научных разработок, связанных с этими товарами и услугами;
- дана оценка перспективам использования автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий для оценки объемов финансовых средств по балансовой стоимости требующего замены оборудования с учетом необходимости оценки и возможности устранения влияния инфляции; разработана модель управления деятельностью учреждения сферы услуг здравоохранения с использованием информационно-аналитической системы;
- уточнены понятия и составляющие эффективности деятельности учреждения сферы услуг здравоохранения; разработана классификация критериев эффективной деятельности учреждения сферы услуг здравоохранения; на основании результатов анализа современных организационно-управленческих технологий, сформирован более действенный инструмент для оценки роли и значения информационных технологии в повышении эффективности системы здравоохранения;
- в теоретическом и методическом аспекте разработаны подходы к оценке эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения; выделены характеристики состояния организации в сфере услуг здравоохранения, посредством которых с высокой степенью достоверности определяется уровень конкурентоспособности; разработана общая схема синтеза итогового показателя качества услуги сферы здравоохранения (как простой, так и комплексной);
- предложен механизм реализации стратегии непрерывного улучшения качества, который конкретизируется по направлениям деятельности, включающим повышение структурной эффективности, адекватности процессов и качества результатов; сформированы методические подходы к оценке деятельности учреждения в сфере услуг здравоохранения; выделены основные, контролируемые показатели, адекватно отражающие процесс развития учреждения в сфере услуг здравоохранения, а также мониторинговые индикаторы, критерии.
1. Зозуля Ю.В. Актуальные проблемы развития сферы здравоохранения в России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 1,0 п.л.
2. Зозуля Ю.В. Особенности стратегий совершенствования национальных систем здравоохранения: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 1,4 п.л.
3. Зозуля Ю.В. Анализ правового регулирования и законодательного обеспечения развития сферы здравоохранения в России: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 1,5 п.л.
4. Зозуля Ю.В. Современные тенденции инновационного развития сферы услуг здравоохранения: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 1,6 п.л.
5. Зозуля Ю.В. Формирование комплекса мероприятий по техническому обеспечению процессов оказания медицин¬ской помощи и услуг: Препринт.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 1,2 п.л.
6. Зозуля Ю.В. Обоснование необходимости применения информационно-аналитических систем управления в сфере услуг здравоохранения: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 1,0 п.л.
7. Зозуля Ю.В. Финансово-экономический анализ процессов развития и модернизации сферы услуг здравоохранения в России и за рубежом: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 1,0 п.л.
8. Зозуля Ю.В. Концептуальные положения создания новых финансовых механизмов управления деятельностью учреждений сферы услуг здравоохранения: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 1,2 п.л.
9. Зозуля Ю.В. Совершенствова¬ние процессов взаимодействия государства и частного сектора в сфере услуг здравоохранения: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 1,4 п.л.
10. Зозуля Ю.В. Управление развитием сферы услуг здравоохранения в современных экономических условиях: Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 10,5 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:
11. Зозуля Ю.В. Принципы и современные методические подходы к оценке качества услуг здравоохранения //Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. - №2. – 0,5 п.л.
12. Зозуля Ю.В. Стратегии реформирования сферы услуг здравоохранения // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. - №3. – 0,5 п.л.
13. Зозуля Ю.В. Условия формирования конкурентной среды на рынке услуг здравоохранения // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2008. - №4. – 0,5 п.л.
14. Зозуля Ю.В. Основные направления реструктуризации системы здравоохранения в условиях перехода к инновационной экономике // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. - №1. – 0,5 п.л.
15. Зозуля Ю.В. Основные направления реформирования системы финансирования сферы здравоохранения в России // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. - №2. – 0,5 п.л.
16. Зозуля Ю.В. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения на основе рационального использования информационных ресурсов // Вестник Российской академии естественных наук. Серия экономическая. – 2009. – №3. - 0,5 п.л.
17. Зозуля Ю.В. Особенности применения категории «прибыль» на рынке услуг здравоохранения в условиях совершенной конкуренции // Вестник Чувашского университета. – 2009. - №1. – 0,5 п.л.
Научные статьи, доклады и тезисы
18. Зозуля Ю.В. Направления повышения конкурентоспособности и реализации рыночного потенциала учреждений сферы услуг здравоохранения //Современные аспекты экономики. - Вып. 7 (92).- 2006. - 0,9 п.л.
19. Зозуля Ю.В. Принципы и методические подходы к реализации стратегии непрерывного улучшения качества услуг здравоохранения // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. - Вып.5.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2006.- 0,6 п.л.
20. Зозуля Ю.В. Разработка социально-экономических критериев и показателей эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ. - Вып.8.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2007.- 0,9 п.л.
21. Зозуля Ю.В. Перспективы развития рынка услуг здравоохранения // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. Вып.8. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,5 п.л.
22. Зозуля Ю.В.Проблемы обеспечения деятельности учреждений сферы здравоохранения в условиях реформирования // Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузовский сборник научных трудов. - Выпуск №5. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 0,4 п.л.
23. Зозуля Ю.В. Управление качеством на рынке услуг сферы здравоохранения // Труды кафедры экономики и менеджмента РГГМУ.- Вып.10.- СПб.: Изд-во РГГМУ, 2008.- 0,9 п.л.
24. Зозуля Ю.В. Основные аспекты развития интеграционных процессов в сфере услуг здравоохранения // Современные аспекты экономики. - Вып. 9 (104). - 2008. -1,3 п.л.
25. Зозуля Ю.В. Актуальные проблемы повышения устойчивости развития системы здравоохранения в России // Современные аспекты экономики. - Вып.9 (104). - 2008. - 0,8 п.л.
26. Зозуля Ю.В., Пухальский А.Н. Современные подходы к оценке конкурентоспособности организаций сферы здравоохранения // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. - Вып. 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,8 п.л.(авт. 0,4 п.л.)
27. Зозуля Ю.В. Принципы и методические подходы к оценке эффективности и конкурентоспособности услуг здравоохранения // Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. - Выпуск 9. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,3 п.л.
28. Зозуля Ю.В. Проблемы оценки конкурентоспособности организации в сфере услуг здравоохранения// Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск №6. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,4 п.л.
29. Зозуля Ю.В. Современные подходы к оценке конкурентоспособности и качества услуг сферы здравоохранения // Современные аспекты экономики. - № 1 (138). - 2009. - 0,4 п.л.
30. Зозуля Ю.В. Современные аспекты инвестирования объектов инфраструктуры сферы услуг здравоохранения // Современные аспекты экономики № 1 (138). - 2009. - 0,6 п.л.