- Функциональное содержание процесса антикризисного управления экономической системой региона обусловлено: принадлежностью объекта управления к пространственным системам; статусом интегрального субъекта, принадлежащим экономической системе региона; позиционированием региона на одном из мезо- уровней глобальной системы отношений; непосредственным участием звеньев вертикали государственной власти в формировании, развитии и разрешении кризисной ситуации на мезо- уровне; многообразием субъектов и элементов объектной структуры системы региона, вовлеченных в кризисную ситуацию; наличием в системе региона муниципальных элементов; межрегиональным взаимодействием в ходе формирования, развития и разрешения кризисной ситуации.
- Условия и параметры антикризисного управления экономической системой современного российского региона детерминированы следующими характеристиками национальной экономики: принадлежностью к «экономике пространства»; доминированием института государственной власти над институтом собственности; асимметрией между вертикальными и горизонтальными связями; региональной поляризацией хозяйственного пространства; стратегической ориентацией развития на добычу и первичную переработку сырья и энергоресурсов; переплетением процессов рыночной трансформации и интеграции национальной экономики в состав глобального мирового хозяйства.
- Формирование, развитие и разрешение кризисных ситуаций в эволюционном процессе экономической системы российского региона происходит в условиях: наличия институциональных асимметрий, обусловленных массовым переносом чужеродных институтов; возникновения трансформационных и интеграционных институциональных ловушек; неадекватности параметров общей институциональной среды потребностям процесса антикризисного управления регионом; отсутствия апробированных на мезо- уровне стандартов контрактных соглашений, процедур и режимов кризис- менеджмента; дефицита эффективных форм поведения и статусов субъектов данного процесса.
- Исходным пунктом процесса пролонгированной трансформации отношений собственности в современной России стала приватизация государственной собственности. Содержание пролонгированной трансформации собственности заключается в циклических сменах субъектов собственности, перераспределении элементов объектной структуры собственности, дезорганизации самих отношений собственности как центров системной ответственности воспроизводственного процесса в региональной экономической системе, что обусловливает: разрастание трансакционных издержек обращения, регистрации и защиты прав собственности; расширенное воспроизводство зависимости института собственности от института власти; низкий сенсорный порог воздействия кризисных факторов; разрыв между финансовым и реальным секторами экономической системы региона; низкую инвестиционную привлекательность хозяйственного пространства региона.
- Фактор пролонгированной трансформации отношений собственности обусловливает глубокие функциональные нарушения (дисфункции) и формы структурной дезорганизации элементов системы региона, которые в своей совокупности детерминируют расширенное воспроизводство следующих угроз функционированию и развитию данной пространственной системы: дезинтеграции элементов, входящих в «ядро развития» региона; разрушение «центров притяжения» ресурсов, факторов и результатов воспроизводственного процесса; отток капитала из хозяйственного пространства региона.
- Оценка воздействия фактора пролонгированной трансформации отношений собственности на региональную экономическую систему предполагает реализацию следующего алгоритма: обобщение результатов анализа дисфункций и форм структурной дезорганизации, обусловленных данным фактором в пространстве региона; определение характера воспроизводства отношений собственности в пространстве региона; раскрытие способа взаимосвязи между характером воспроизводства отношений собственности и типом развития региональной экономической системы.
- Макро- экономические параметры социально-экономического развития России оказывают воздействие на эволюцию ее региональных систем через посредство механизмов взаимосвязи: национального и территориальных рынков; федеральной и региональной компонент государственной социально-экономической политики. Рентная стратегическая ориентация развития национальной экономики России детерминирует основные возможности и ограничения эволюции региональных экономических систем даже в тех случаях, когда ресурсная база региона и его хозяйственный процесс не имеют непосредственного отношения к добыче, переработке и реализации материальных носителей рентных доходов.
- Фактор рентной стратегической ориентации развития экономики России обусловливает дисфункции и формы структурной дезорганизации в экономической системе региона, которые в своей совокупности детерминируют расширенное воспроизводство следующих угроз функционированию и развитию данной системы: отчуждение между воспроизводственным и инвестиционным процессами; доминирование пассивных форм экономического поведения субъектов; утверждение инерционного типа эволюционного процесса.
- Оценка воздействия фактора рентной стратегической ориентации развития России на региональную экономическую систему предполагает реализацию следующего алгоритма: определение способа воздействия возникающих дисфункций и форм структурной дезорганизации на развитие региональных рынков; установление способа финансово-инвестиционного взаимодействия между макро- и мезо- уровнями; идентификация стратегии социально-экономической политики региона.
- Парадигма антикризисного управления системой региона лежит в основании отношения, которое складывается между применяемым методическим и инструментальным арсеналом данного процесса (процедурами, режимами, стратегиями, инструментами) и объективно сложившимися элементами кризисной ситуации в пространстве региона. Смена парадигмы соответствует переходу указанного отношения на иной качественный уровень, о чем свидетельствует смена факторов эволюционного процесса в пространстве региона.
- Стратегическое обеспечение антикризисного управления экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития включает в себя следующие основные этапы: определение интегрального результата воздействия указанных факторов на развитие кризисной ситуации в регионе; оценка действующих парадигмы и стратегии антикризисного управления; обоснование новой парадигмы данного процесса; формирование эффективной стратегии антикризисного управления; определение комплекса институциональных инструментов, обеспечивающего реализацию избранной стратегии.
- Эффективная стратегия антикризисного управления на мезо- уровне в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития ориентирована на реализацию следующих потребностей развития региональной экономической системы: снижения уровня и нейтрализации угроз, обусловленных указанными факторами; развития предпринимательского потенциала региональной экономической системы, персонифицированного в участниках территориального рынка; защиты отношений собственности, позиционированных в хозяйственном пространстве региона; инновационной диверсификации экономической системы региона.
1. Хутыз З.М. Антикризисное управление экономической системой региона в условиях пролонгированной трансформации отношений собственности и рентной ориентации развития. Краснодар: ЮИМ, 2009. – 12 п.л.
2. Керашев А.А., Хутыз З.М. Стратегия и инструменты антикризисного управления системой региона. Майкоп: АГУ, 2009. – 9/4,5 п.л.
3. Хутыз З.М. Имитационная динамическая модель предприятия. Краснодар: КубГУ, 2004. – 4,3 п.л.
4. Хутыз З.М. Управление промышленным предприятием на основе динамического моделирования. Краснодар: КубГУ, 2004. – 2,3 п.л.
5. Хутыз З.М. Основы антикризисного стратегического управления промышленным предприятием. Краснодар: КубГУ, 2004. – 4,2 п.л.
Статьи в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК
6. Хутыз З.М. Из истории ипотечного кредитования в США // Финансы и кредит. 2003. №14 (128). – 0,4 п.л.
7. Хутыз З.М. Стратегическая ориентация развития социально-экономической системы // Научная мысль Кавказа. 2006. №7. Ч.2. – 0,4 п.л.
8. Хутыз З.М. Антикризисный мониторинг региональной системы // Научная мысль Кавказа. 2006. №7. Ч.2. – 0,4 п.л.
9. Хутыз З.М. Рентная ориентация развития социально-экономической системы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т.5. №3. Ч.3. – 0,4 п.л.
10. Хутыз З.М., Баликоев А.А. Репродуктивные факторы кризисных ситуаций в системе региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №13. – 0,8/0,4 п.л.
11. Хутыз З.М., Хашева З.М. Рентная ориентация развития как фактор формирования кризисных ситуаций в развитии системы региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №14. – 0,8/0,4 п.л.
12. Хутыз З.М. Кризисные факторы развития региональных систем современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. №16. – 0,5 п.л.
13. Хутыз З.М. Факторы антикризисного управления системой региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6. №1. Ч.3. – 0,4 п.л.
14. Хутыз З.М. Человеческий капитал в социально-экономической системе региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6. №2 – 0,5 п.л.
15. Хутыз З.М., Баликоев А.А. Инфраструктурные кризисы в социально-экономической системе региона // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т.6. №1. Ч.3. – 0,8/0,4 п.л.
16. Хутыз З.М. Региональные аспекты рыночной трансформации и ее институционализация // Аудит и финансовый анализ. 2008. №4. – 0,8 п.л.
17. Хутыз З.М., Торчинова О.В. Социальная ответственность в кризисных условиях хозяйствования: региональный уровень // Аудит и финансовый анализ. 2009. №1. – 0,8/0,4 п.л.
Статьи в научно-тематических сборниках и материалы научных конференций
18. Хутыз З.М. Динамическая имитационная модель как эффективный инструмент стратегического анализа // Вестник КИМПИМ. 2004. №6. – 0,3 п.л.
19. Хутыз З.М. Методические основы стратегического антикризисного управления // Материалы Всероссийской конференции «Юг России»: перекрестье напряжений – 2». Волгоград, 2004. – 0,3 п.л.
20. Хутыз З.М. Особенности стратегического планирования на основе динамического моделирования // Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества. 2004. № 2. – 0,3 п.л.
21. Хутыз З.М. Современные подходы к моделированию систем управления предприятиями // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы Всерос. конф. / под общ. ред. проф. В.Л. Василенка. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2006. – 0,4 п.л.
22. Хутыз З.М. К определению кризисной ситуации в развитии региона // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 1. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,3 п.л.
23. Хутыз З.М. Кризисные характеристики в развитии социально-экономической системы // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 13. Краснодар: ЮИМ, 2007. – 0,3 п.л.
24. Хутыз З.М. Антикризисное управление территорией // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 13. Краснодар: ЮИМ, 2007. – 0,4 п.л.
25. Хутыз З.М. Кризисные явления в развитии системы региона // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 2. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,4 п.л.
26. Хутыз З.М. Подходы к развитию кризисной системы региона // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 2. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,4 п.л.
27. Хутыз З.М. Актуальность исследования процесса антикризисного управления системой региона на современном этапе // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 15. Краснодар: ЮИМ, 2007. – 0,3 п.л.
28. Хутыз З.М. К определению системы региона // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 15. Краснодар: ЮИМ, 2007. – 0,4 п.л.
29. Хутыз З.М. Функции и структура антикризисного управления // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 15. Краснодар: ЮИМ, 2007. – 0,4 п.л.
30. Хутыз З.М. Антикризисное администрирование и антикризисное управление в пространстве региона // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 3. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,3 п.л.
31. Хутыз З.М. Антикризисное управление в социальной сфере региона // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 3. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,3 п.л.
32. Хутыз З.М. Собственность в процессе антикризисного управления // Социальная экономика: проблемы реформирования. Выпуск 3. Владикавказ: СКГМИ, 2007. – 0,3 п.л.
33. Хутыз З.М. О системе антикризисного управления регионом // Социально-экономический ежегодник Южного института менеджмента. 2008. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,4 п.л.
34. Хутыз З.М., Баликоев А.А. Инфраструктурный фактор кризисных ситуаций в системе региона // Социально-экономический ежегодник Южного института менеджмента. 2008. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,4/0,2 п.л.
35. Хутыз З.М. К спецификации антикризисного управления системой региона // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 17. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,3 п.л.
36. Лолаева Б.Х., Хутыз З.М. Человеческий капитал как фактор развития региональной системы // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 17. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,4/0,2 п.л.
37. Хутыз З.М., Сутаева П.А. Социально-экономическая политика на уровне субрегиональной системы // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 18. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,4/0,2 п.л.
38. Хутыз З.М., Сапиев В.Д. Ресурсы развития региональной системы // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 18. Краснодар: ЮИМ, 2008. – 0,4/0,2 п.л.