Научная тема: «ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗЕМПЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Земельная политика является важнейшей составной частью социально-экономической политики, позволяющей реализовать ее основные направления. Формирование той или иной земельной политики связано с необходимостью эффективного использования территории региона, основанного на повышении ее доходности.
  2. Цена конкретного земельного участка является концентрированным выражением всех факторов развития территории. Эффективность использования территории ассоциируется с общей социально-экономической эффективностью региона. Следовательно, нельзя оценить социально-экономическую эффективность развития региона, не рассматривая эффективность использования земельных ресурсов.
  3. Понятие эффективности использования земель города основано на комплексности выполняемых городом функций. Экономический эффект от использования городских земель является определяющим при комплексной оценке их использования. Государственная земельная политика направлена на обеспечение решения социально-экономических задач государства. Экономические, социальные, градостроительные, экологические «результаты» деятельности на территории являются выражением этого решения. Результаты эти не являются эффектом в общепринятом понимании. Земля является материальной основой их реализации. Поэтому можно говорить о соответствующей роли земли в решении социально-экономических задач государства, которые традиционно решаются в том числе за счет достижения экономической эффективности, понимаемой как соотношение затрат и полученных результатов. При этом одно из средств повышения экономической эффективности - это инвестиции. Оценка эффективности использования земель становится комплексным фактором определения эффективности развития территорий. Эта сторона обоснования выработки земельной политики в регионах призвана стать определяющей с точки зрения реализации системного подхода к обеспечению поступательного социально-экономического развития регионов и городов.
  4. При формировании земельной политики необходимо исходить из особой роли земельной ренты в социально-экономическом развитии территории и обеспечении повышения ее совокупной доходности. Рента является основным фактором земельной политики, так как ее увеличение повышает эффективность использования земли. Теоретическое обоснование существования абсолютной государственной земельной ренты позволяет решить ряд насущных проблем экономической политики государства. По нашему мнению, собственник земли - государство реализует абсолютную ренту через передачу ее в аренду, дифференциальная же возникает в силу появления дохода, связанного с функциональным использованием территории. Рента, получаемая на участках, находящихся в частной собственности, регулируется соответствующим налогообложением. Поэтому на первый план выходит не перераспределение ренты, а регулирование ее использования с учетом характера собственности. Должна существовать гибкая система регулирования с использованием института частной собственности и аренды. Главным критерием при этом является эффективность использования земли, рассчитываемая на основе доходности территории.
  5. Для повышения доходности территории необходимо использование работающих на инвестиции инструментов земельной политики, способствующих увеличению рыночной стоимости земельных участков, а значит их доходности. Инвестиции как инструмент повышения доходности территории являются основным фактором эффективной земельной политики в регионах.
  6. Использование инструментов земельной политики в регионе должно осуществляться с учетом необходимости реализации  инвестиционного потенциала земельно-имущественного комплекса региона. Для привлечения инвестиций в данный комплекс используется интегральный подход, включающий в себя меры по управлению земельными ресурсами, способствующие стимулированию инвестиционных процессов: меры, связанные с четкой реализацией на территории функций органов власти и управления; практические задачи, связанные с организацией взаимодействия на территории органов власти и коммерческих организаций; технические вопросы, связанные с подготовкой земельных участков к практическому освоению; задачи законотворческого характера, связанные с необходимостью четкого законодательного обеспечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс.
  7. Концепция землепользования в муниципальных образованиях регионов должна формироваться с учетом документов территориального планирования в этих муниципальных образованиях. Это позволит развивать территории муниципальных образований в каждом регионе за счет эффективного использования земельного фонда. В этих условиях становится очевидной необходимость упорядочения земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований, что в конечном итоге является главным «инструментом» повышения эффективности использования земельных ресурсов. Ядром такого упорядочения является разработка и подготовка к внедрению типовых положений по регулированию земельных отношений в регионе с учетом взаимодействия и распределения полномочий между региональными органами власти и органами местного самоуправления.
  8. Необходим переход к таким рыночным механизмам реализации земельного потенциала регионов, городов, которые позволили бы систематизировать процесс предоставления земельных участков, обеспечить законность всех процедур и прозрачную систему выделения участков под строительство. Проведение земельных торгов, а также процесс подготовки документации к ним должны осуществляться с учетом специфики местных условий. Особая роль нормативно-правовой базы регионов заключается в обеспечении создания методической базы проведения торгов земельными участками для их инвестиционного освоения, что должно обеспечить стимулирование развития инвестиционной активности предпринимателей за счет решения следующих задач: усовершенствование существующего порядка и сокращение срока оформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности; обеспечение публичности и открытости процедуры предоставления земельных участков, на основе аукционного (конкурсного) способа предоставления земельных участков и создания специализированной организации с передачей функций организатора торгов (конкурсов, аукционов); создание банка данных свободных земельных участков с целью их активного вовлечения в хозяйственный оборот.
Список опубликованных работ
Монографии и статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

1.Эффективное развитие земельно-имущественного комплекса региона (монография). Изд-во СЗАГС, 2007. 8,0 п.л.

2.Основы земельного законодательства (раздел в книге). Управление земельными ресурсами. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. 2,0 п.л.

3.Региональная собственность как важнейший фактор развития экономики (раздел в коллективной монографии). Управление социально-экономическим развитием и региональное планирование в Санкт-Петербурге. Научное издание. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. 0,7 п.л.

4.Стратегия использования земельных ресурсов и недвижимости в регионе (раздел в коллективной монографии). Выбор стратегии и моделирование региональной экономики. Научное издание. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2001. 0,8 п.л.

5.Организационные формы реализации эффективной земельной политики в регионе (статья). Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Т.IX. Вып.1 (34). – М., 2007. 0,4 п.л.

6.Политика в сфере землепользования в регионах и эффективное развитие муниципальных образований (статья). Проблемы современной экономики. Евразийский международный аналитический журнал. №3, 2009. 0,4 п.л.

7.Цели управления земельными ресурсами (региональный аспект). Экономика и управление. Российский научный журнал. №2 (41), 2009. 0,4.п.л.

8.Государственная политика в сфере землепользования и территориальное развитие муниципальных образований. Территориальное планирование. Новые функции, опыт, проблемы, решения. Сборник статей. Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. 0,5 п.л.

9.Зонирование территории крупных городов как инструмент земельной политики. Экономика и управление. Российский научный журнал. №3 (43), 2009. 0,5 п.л.

Прочие публикации

1.Земельно-ресурсный потенциал экономического развития (тезисы). Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ: на рубеже XXI века (проблемы и перспективы). Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2000 года. – СПб.: Межрег. организ. ВЭО России, 2000. 0,2 п.л.

2.Актуальные проблемы управления земельными ресурсами и недвижимостью (тезисы). Государственная служба и общество. Сборник тезисов итоговой научно-методической конференции СЗАГС-2000. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. 0,4 п.л.

3.Земельная реформа в Ленинградской области как фактор стабильного экономического развития (тезисы). Государственность и социально-экономическое устройство жизни России. Материалы III Российской научно-практической конференции. – СПб.: ЛОИРО, 2000. 0,2 п.л.

4.Новый финансовый инструмент – инвестиционный земельный заем (статья). Земельный вестник России. 2000. № 2. 02 / 0,1 п.л. (Иванов Ю.М.)

5.Собственность Санкт-Петербурга и Ленинградской области и ее роль в обосновании социально-экономи-ческого развития региона (статья). Петербургский аналитик. Информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 10 (19). 0,5 п.л.

6.Реализация государственной концепции земельно-имущественных отношений на региональном уровне (тезисы). Современное экономическое и социальное развитие стран СНГ на рубеже XXI века (проблемы и перспективы). Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области – Петербургскому экономическому форуму 2001 года. – СПб.: Межрег. организ. ВЭО России, 2001. 0,15 п.л.

7.Управление земельными ресурсами в Ленинградской области (тезисы). Государственное и муниципальное управление в России: история и современность. Сборник тезисов юбилейной научно-практической конференции СЗАГС-2000. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. 0,2 п.л.

8.Новое земельное законодательство и инвестиционная привлекательность территорий (статья). Управление недвижимостью и земельными ресурсами предприятий. – СПб.: ГП МЦСЭН «Леонтьевский центр», 2002. 0,4 п.л.

9.Проблемы реализации нового земельного законодательства в Ленинградской области (статья). Новое в законодательстве о земле. Спецвыпуск. – СПб.: Учебно-правовой центр «Вердикт», 2002. 0,2 п.л.

10.Региональная политика и эффективность использования территорий (тезисы). Факторы экономического роста в изменяющейся России. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: ЛОИРО, 2003. 0,1 п.л.

11.Роль Агентств развития и реконструкции территорий в реализации городской программы вывода промышленных предприятий из исторического центра города (тезисы). Система государственной власти и управления в России: история, традиции и современность. Ежегодный международный научный форум. Санкт-Петербург, май 2003 года – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2003. 0,2 п.л.

12.Земельная политика и инвестиции в Санкт-Петербурге (тезисы). Пятые петровские чтения. Сборник научных трудов. – СПб.: Петровская академия наук и искусств, 2004. 0,1 п.л.

13.Концепция эффективного привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс крупного города (статья). Научно-практический журнал СЗАГС «Управленческое консультирование». 2005. №2. 0,75 п.л.

14.Проблемы информационного обеспечения эффективного управления имуществом в регионе (статья). Актуальные проблемы управления крупным городом и территориальными сообществами. Сборник научных трудов материалов Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2005. – СПб., 2005. 0,5 п.л.

15.Экономическое зонирование как инструмент эффективного использования территорий в современной России (тезисы). Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России. Межвуз. сборник науч. трудов Вып.5. – СПб.: «Диалог», 2006. 0,15 п.л.

16.Управление территориальным развитием в крупных городах (статья). Социально-экономическая политика и управление территориальным развитием. Сб. научных статей. – СПб.: РАГС при Президенте РФ, 2006. 0,3 п.л.

17.Земельно-имущественный комплекс как объект институционального управления (статья). Экономические институты информационного общества. Сб. научных трудов. – СПб., 2007. 0,3 п.л.

18.Факторы эффективной земельной политики в регионе (статья). Научно-практический журнал СЗАГС «Управленческое консультирование». 2007, №2. 1,0 п.л.

19.Земельное законодательство России и его роль в экономическом развитии (статья). «Журнал Пекинского административного института». 2009, №6 (сер. № 64). 0,4 п.л.