- Обосновано содержание общественно значимых результатов деятельности органов исполнительной власти и установлены критерии их определения. При этом важным и общественно значимым результатом деятельности органа исполнительной власти является обобщающий итог реализации государственной функции (выполнения государственной услуги) в стоимостном выражении, показывающий полезность деятельности органа исполнительной власти для общества и государства; в качестве критериев определения общественно значимых результатов следует рассматривать объективность, измеримость и информативность.
- Разработаны теоретические подходы к системе управления экономической эффективностью деятельности органа исполнительной власти как совокупности субъекта, объекта и процессов (планирования, организации, мотивации, управленческого учета и контроля) системы управления, находящихся во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом по поводу наиболее эффективного и результативного использования бюджетных средств, достижения запланированных результатов.
- Предложена информационная модель системы управления экономической эффективностью деятельности Федерального казначейства, отражающая сложную структурированную систему, направленную на эффективное и результативное использование бюджетных средств на его содержание, и представляющая собой совокупность и взаимосвязь затрат на эти цели и результаты осуществляемой им деятельности.
- Установлены и классифицированы 10 основных направлений деятельности Федерального казначейства, среди которых выделены: три основные - обеспечение и кассовое обслуживание исполнения бюджетов; учёт внебюджетных средств; распределение и учет доходов по уровням бюджетов в разрезе администраторов поступлений; два смешанных - правовая защита интересов казны России, распространение информационных технологий во внешней среде; пять внутренних - осуществление внутреннего контроля и аудита; обеспечение режима секретности и безопасности информации; кадровое обеспечение; финансовое обеспечение; административно-хозяйственное обеспечение.
- Определены четыре общественно значимых результата деятельности органов Федерального казначейства, представляющие: объем кассовых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, распределенных, перечисленных и учтенных Федеральным казначейством; объем кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы страны, произведенных и учтенных Федеральным казначейством; сумму бюджетных средств, сохраненных Федеральным казначейством в бюджетах бюджетной системы России в ходе предварительного и текущего финансового контроля от необоснованного и нецелевого использования; сумму бюджетных средств, сохраненных Федеральным казначейством в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации в ходе проводимой работы.
- Многосторонне раскрыто состояние современной системы управления экономической эффективностью деятельности Федерального казначейства:- определена особенность субъекта системы управления экономической эффективностью деятельности Федерального казначейства, состоящая в том, что наибольшее количество его подразделений представлены на уровне отделений Федерального казначейства (далее - ОФК) (около 2200 ОФК, почти 40 тыс. работников, в том числе около 7500 «руководителей»). Самыми «насыщенными» гражданскими служащими категории «руководители» являются ОФК 3-й группы (около 30% от штатной численности); - сформулировано содержание функции планирования в Федеральном казначействе как деятельности субъекта системы управления по определению предполагаемого конечного общественно значимого результата деятельности, декомпозиции целей на направления деятельности и операции в разрезе конкретных исполнителей и сроков, а также требуемых для этого ресурсов;- уточнено содержание функции организации в Федеральном казначействе как деятельности по установлению структуры субъекта системы управления в соответствии с её целями, по декомпозиции целей его функционирования на задачи (операции) и закреплению их за конкретными исполнителями по регламентации деятельности;- конкретизировано содержание функции мотивации в Федеральном казначействе как деятельности по обеспечению заинтересованности казначейских работников в своевременном и качественном выполнении порученных им задач (операций) и делегированных им обязанностей с использованием моральных и материальных стимулов в целях достижения общественно значимых результатов деятельности Федерального казначейства;- охарактеризовано по-новому содержание функции управленческого учета в Федеральном казначействе как деятельности по регистрации, обобщению и анализу управленческой информации в целях создания информационной базы для определения и оценки эффективности и результативности деятельности отдельных работников, структурных подразделений, других органов и системы Федерального казначейства в целом; - представлено авторское понимание функции управленческого контроля в Федеральном казначействе как деятельности по проверке (обследованию, надзору, наблюдению, анализу) затрат, процессов (планирования, организации, мотивации, учета, контроля) и результатов функционирования конкретных работников, структурных подразделений и органов данного института, его системы в целом на соответствие требованиям нормативно-правовых актов и принятым управленческим решениям.
- Обоснован вывод о том, что анализ эффективности и результативности работы органов исполнительной власти является основой для управления изменениями в этой системе, направленными на минимизацию общественных издержек её функционирования в условиях обеспечения максимального народнохозяйственного эффекта и основанными на внедрении в практику государственного управления организационно-управ-ленческих инноваций.
- Разработана новая парадигма целей реформирования системы органов исполнительной власти - повышение эффективности и результативности их деятельности при безусловном качественном и своевременном оказании государственных услуг, выполнении государственных функций. При этом в качестве объекта управления предложено рассматривать не только производственный подход, основанный на делении экономики страны на отрасли, комплексы и/или кластеры, но и всю совокупность социально-экономических отношений, структурированных по пяти секторам экономики: нефинансовых и финансовых корпораций; государственного управления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; сектор домашних хозяйств и государственный сектор.
- Уточнена методология оценки эффективности и результативности функционирования органов исполнительной власти России на основе комплексного анализа: - структуры органов как системы (на уровне всей их совокупности), состоящей из взаимосвязанных элементов; наличия обратных связей объекта с субъектом управления, на основе которых принимаются управленческие решения; показателей эффективности и результативности функционирования системы в целом; - реализации функций качественного управления органов исполнительной власти (на уровне отдельных органов) - от планирования до оценки результатов их деятельности за отчетный период; динамики показателей эффективности и результативности, обосновывающей целесообразность продолжения деятельности или реорганизации того или иного органа исполнительной власти.
- Выявлено, что существенным резервом повышения эффективности и результативности функционирования органов исполнительной власти является формирование фундаментальных научных методов управления изменениями их системы, для реализации которых: - разработана методика изучения эффективности и результативности деятельности органа исполнительной власти (подразделений и работников), которая состоит в идентификации и анализе выполнения функций и полномочий, в оценке эффективности реализации управленческого цикла на основе функционального и процессного подходов, а также в применении оценки рациональности организационной структуры управления и в определении стоимостных критериев эффективности деятельности органа исполнительной власти на основе соотнесения результатов и затрат;- предложена система показателей эффективности и результативности деятельности органа исполнительной власти (подразделений и работников): соотношение стоимостного выражения общественно значимых результатов их деятельности и стоимости затрат на их содержание; показатели результативности деятельности, рассматриваемые как степень достижения запланированных результатов.
1.Демидов А.Ю. Повышение эффективности управления, ориенти-рованного на результаты, в системе Федерального казначейства. – М.: Финансы, 2008. (9,5 п.л.)
2.Демидов А.Ю. Совершенствование управления Федерального казначейства, ориентированного на результаты. – М.: Финансы, 2008. (7,5 п.л.)
3.Демидов А.Ю., Колесов А.С., Ревайкин А.С., Гуртов В.А. Некоторые аспекты методологии управления в Федеральном казначействе, ориентированном на результаты. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводский государственный университет, 2008. (27 п.л., в т.ч. автора 0,35 п.л.).
4.Демидов А.Ю. Казначейское обслуживание Вооруженных сил в России. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2005. (17.7 п.л.)
5.Демидов А. Ю., Мальцев А.А. Организация финансового обеспе-чения Вооруженных Сил России через систему специальных органов федерального казначейства. – Самара: Издательство СНЦ РАН, 2002. (9,18 п.л., в т.ч. автора 4.94 п.л.)
6.Мальцев А.А., Демидов А. Ю., Клочков И.А. Методологические вопросы системы финансового обеспечения Вооруженных Сил. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. (11,2 п.л., в т.ч. автора 5,29 п.л.)
Статьи в журналах из перечня ВАК Минобрнауки РФ (экономика):
7.Демидов А.Ю. Эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – август. - 15(48). (0,7 п.л.)
8.Демидов А.Ю. Системный, функциональный и процессный подходы к функционированию органов исполнительной власти в условиях ориентации их деятельности на конечные результаты. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – август. - 16(49). (0,5 п.л.)
9.Демидов А.Ю. Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств. // Финансы. – 2009. – № 2. (0,3 п.л.)
10.Демидов А.Ю. Управленческий контроль деятельности Федерального казначейства. // Вестник Казанского гос. техн. ун-та. – 2009. – № 1. (0,8 п.л.)
11.Демидов А.Ю. Управленческий учет в органах Федерального казначейства. // Финансы. – 2008. – № 5. (0.4 п.л.)
12.Демидов А.Ю. Вопросы управленческого учета в органах Федерального казначейства. // Вестник Самар. гос. эконом. ун-та. – 2008. – № 3 (41). (0,8 п.л.)
13.Демидов А.Ю. Мотивация в деятельности органов Федерального казначейства Самарской области. // Вестник Саратов. гос. соц.-эконом. ун-та. – 2008. – № 2 (21). (0.31 п.л.)
14.Демидов А.Ю. Общественно значимые результаты деятельности Федерального казначейства. // Финансы. – 2007. - № 11. (0,1 п.л.)
Статьи в других журналах из перечня ВАК Минобрнауки РФ:
15. Демидов А.Ю. Роль аудита в повышении эффективности деятельности территориального органа Федерального казначейства. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. – Т. 8. – 2006. – № 2. (0,43 п.л.)
16.Демидов А.Ю. Актуальные вопросы взаимодействия Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса Российской Федерации. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. – Т. 8. – 2006. – № 3. (0,47 п.л.)
17.Демидов А.Ю. Модели исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства. Региональное развитие в России: перспективы, конкурентоспособность, политика: Материалы Междунар. науч. форума 16-18 мая 2005 года. Часть 2. – Самара: Самар. гос. эконом. академия, 2005 (0.67 п.л.)
18.Демидов А.Ю. Анализ исполнения федерального бюджета на территории Самарской области в 2004 году. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. Спец. вып. «Новые гуманитарные исследования». – Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2005. (0,4 п.л.)
19.Демидов А.Ю. Становление и развитие казначейства в России. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. Спец. вып. «Экономика и управление народным хозяйством». – Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2004. (0,4 п.л.)
20.Демидов А.Ю. Исполнение расходов федерального бюджета воинских формирований и других подразделений силовых министерств и ведомств в условиях единого казначейского счета. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики и права». – Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003. (0,4 п.л.)
21.Демидов А.Ю. Анализ результатов проведения эксперимента по финансированию войск Приволжского военного округа через систему органов федерального казначейства. // Известия Самар. науч. центра Российской Академии наук. Спец. вып. «Актуальные проблемы экономики». – Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2002. (0,4 п.л.)
Научные публикации в иных изданиях:
22.Демидов А.Ю. Некоторые вопросы управления результатами в органах Федерального казначейства. // Бюджет. – 2007. - Сентябрь. (0,1 п.л.)
23.Демидов А.Ю. Практика применения внутреннего аудита в целях оптимизации деятельности Управления Федерального казначейства по Самарской области. Государственный контроль (1656-2006). Практика осуществления ведомственного финансового контроля и аудита: Сборник матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Уфа: Белая Река. 2006. – 192 с. (0.8 п.л.)
24.Демидов А.Ю. Внутренний аудит как инструмент оптимизации деятельности Управления Федерального казначейства по Самарской области. // Бюджет. – 2006. - Октябрь. (0.1 п.л.)
25.Демидов А. Ю. Федеральное казначейство как краеугольный камень экономической системы страны // Бюджет. – 2006. - Июнь. (0.2 п.л.)
26.Демидов А. Ю. Анализ эксперимента по финансированию войск Приволжского военного округа через органы федерального казначейства Самарской области. – М.: 46 ЦНИИ МО РФ, 2004. (0,4 п.л.)
Учебные пособия:
27. Демидов А.Ю., Котяков А.О., Губина Л.Е., Антипов С.Г., Лукин А.Г. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учеб. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008. (4.7 п.л., в т.ч. автора 1,1 п.л.)
28.Демидов А.Ю. Финансовый контроль при казначейском исполнении федерального бюджета: Учеб. пособие. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2005. – (6,8 п.л.).