- Воспроизводство информации в региональных хозяйственных системах отражает разнообразие их масштабов, внутренней структуры и среды, что позволяет выделить основные циклически повторяющиеся необходимые стадии данного процесса: - освоение множества разнообразных условий и преобразование их в информационные ресурсы, доступные хозяйственным единицам и их агентам;- овладение доступными информационными ресурсами и преобразование их в запасы для использования в качестве действующих эндогенных факторов производства и их резервов;- производительное потребление эндогенных информационных факторов и воплощение их в конечных продуктах в виде информационных свойств или самостоятельных информационных товаров;- рыночная реализация или непосредственное потребление произведенного информационного свойства и продукта, превращение их в ресурсы потребления для последующих циклов производства;- информационные изменения условий производства, жизнедеятельности общества, его среды обитания.
- Совокупные издержки производства информационного продукта следует определять с учетом специфики последовательных стадий его создания в РХС: а) фундаментальных и прикладных исследований, поиска и переработки полученных знаний в информацию, составляющих собственно процесс ее производства и формирования основных издержек, и б) стадии обращения, включающей хранение, обработку, отбор, проверку истинности, передачу, формирующих дополнительные издержки. При прохождении этих стадий создается окончательная форма конечного (единичного, индивидуального и совокупного) информационного продукта, который участвует в производстве экономических благ РХС и удовлетворяет потребности регионального сообщества, органов микроэкономического и мезоэкономического управления.
- Общественный информационный капитал создается и воспроизводится национальным или региональным сообществом вследствие взаимодействия его индивидуальных форм в границах определенных социально-экономических общностей и пространств. В РХС общественный информационный капитал не тождествен сумме индивидуальных капиталов, приобретает корпоративные черты и обладает интегральным эффектом повышения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственных субъектов региона в условиях непрерывных многосторонних изменений внутренней и внешней среды. Чем выше уровень концентрации и консолидации общественного и индивидуального информационного капитала в границах РХС, тем выше эффективность экономической практики и политики субъектов ее управления.
- Основными целями управления информационным развитием РХС являются: создание в ней общего и единого информационного пространства, минимизация трансакционных издержек общественного взаимодействия, удовлетворение информационных потребностей субъектов хозяйствования и населения, модернизация систем регионального и муниципального управления на основе использования информационных продуктов, формирование соответствующей институциональной среды, повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития, реализация инновационной политики в области информационного производства. Повышение эффективности управления РХС зависит от уровня обеспеченности ресурсами и продуктами информационного производства, снижение которого ведет к объектно-субъектной, пространственно-временной и проектно-процессной асимметриям в принятии управленческих решений.
- Механизм управления информационным развитием РХС - система отношений между субъектами РХС по преобразованию внешней и внутренней информации о параметрах ее функционирования в экзогенные и эндогенные факторы их конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития. Данный механизм характеризуется специфическими целями и формами, методами и инструментами, каналами и узлами трансформации и трансакции полезной и доступной информации для эффективного хозяйствования. Он включает также систему баз данных и критериев для анализа, оценки, диагностики и коррекции достигнутого уровня информационного развития, которые должны адекватно отражать масштаб, состояние и тенденции изменения условий, ресурсов и факторов РХС, степень ее территориальной корпоративности.
- Институционально-организационное проектирование механизмов управления информационным развитием РХС целесообразно вести в соответствии с их мезоэкономической спецификой, масштабом и сложным строением. Это позволяет превентивно рационально распределять и концентрировать элементы общей информационной подсистемы функционирования РХС по задачам и компетенциям. Вертикальная и горизонтальная интеграция элементов информационной модели РХС позволяют получить дополнительные интернальные и экстернальные эффекты, способствующие предупреждению негативных и созданию благоприятных изменений среды для функционирования различных хозяйственных субъектов при высокой степени консолидации интересов регионального сообщества. Институционально-организационная структура системы управления информационным развитием РХС имеет стратегический и тактический потенциал воздействия, адекватный ее императивам и приоритетам, ориентирам и горизонтам, кризисам и конфликтам. Иерархическая модель информационной системы управления РХС должна воспринимать и отражать состояние и динамику изменений отношений между хозяйственными субъектами региона по поводу экзогенных ресурсных и эндогенных факторных параметров данной системы в гуманитарном, техническом, материальном, институциональном, организационном и информационном аспектах.
- Приоритетными направлениями регулирующего воздействия на воспроизводство информации в РХС являются: прямое и косвенное стимулирование путем прямого бюджетного финансирования, частных инвестиций, налоговых и кредитных механизмов; создание макроэкономических предпосылок роста совокупного спроса на инновации в информационных и наукоемких производствах; формирование благоприятной институциональной среды для функционирования механизма управления информационным развитием РХС; организация системы непрерывного повышения квалификации и расширения компетенций кадров, накопления человеческого капитала, соответствующего информационным потребностям развития производства.
- Одним из компонентов системы управления информационным развитием РХС выступает электронное правительство региона, как особый институт регионального управления. Этот институт трансформирует внутренние и внешние отношения органов государственной власти субъектов РФ и учреждений на основе IT-технологий и Интернета для оптимизации предоставляемых услуг, расширения социальной субъектной базы государственного управления и рационализации внутренних процессов организаций. В соответствии с условиями мезоэкономического пространства базовые подсистемы электронного правительства (информационно-справочный портал, информационно-аналитическая региональная система, межведомственный электронный документооборот) изменяются по составу, иерархическим уровням, способам координации и масштабу.
- Для регулирования воспроизводства информации в РХС и принятия эффективных управленческих решений необходим комплексный мониторинг, включающийформирование системы показателей по эндогенным факторам данного процесса для системного анализа его результатов; организацию сбора и создание многоаспектных баз данных; дескриптивный анализ состояния и динамики информационных процессов; интегральную рейтинговую оценку достигнутого уровня развития и потенциала. Это позволяет проводить интерпретацию, пространственный и временной компаративный анализ профильных и общих, локальных и региональных информационных систем в РХС, в макрорегионах и национальной экономике, определять тенденции и перспективы, обосновывать коррекцию концепций и целевых программ информационного развития отдельных РХС и их макрорегиональных групп.
- Уровень информационного развития РХС следует определять агрегированием стандартизированных значений частных и общих показателей его состояния с использованием аддитивной схемы их свертки. Ранжирование территорий по уровням и факторам информационного развития является основой для проведения адекватной политики органов управления субъекта РФ. Многомерный корреляционно-регрессионный анализ раскрывает устойчивое взаимовлияние и взаимообусловленность уровней социально-экономического и информационного развития региона. Количественные параметры этих взаимосвязей достаточно отражает линейная модель множественной регрессии, показывая наибольшую корреляцию между уровнями безработицы и информационного развития РХС.
- Региональная интегрированная информационно-аналитическая система аккумулирует данные комплексного мониторинга развития РХС; предоставляет сведения о региональных информационных потребностях и уровне их удовлетворения; фиксирует состояние информационных ресурсов и факторов производства хозяйственных субъектов; создает интерфейс, ориентированный на различные группы пользователей и сервис поиска данных; предлагает средства графического анализа с тематическими картами и диаграммами для визуализации представления результатов анализа ситуации; обеспечивает удаленный многоаспектный доступ к актуальным данным.
1.Петрова, Е. А. Методологические аспекты формирования и развития электронного правительства региона / Е. А. Петрова, А. Э. Калинина // Экономика региона. – 2008. – № 4 (16). – С. 188-200. – 1,2/ 0,6 п.л.
2.Петрова, Е. А. Электронное правительство как институт управления региональной экономикой / Е. А. Петрова, А. Э. Калинина // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – Том 6. – № 2. – Часть 2. – С. 298-306. – 1/0,5 п.л.
3.Петрова, Е. А. Методологические подходы к оценке уровня информационного развития региона /Е. А. Петрова // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 7(112). – С. 36-40. – 0,5 п.л.
4.Петрова, Е. А. Информационный механизм развития региональных хозяйственных систем /Е. А. Петрова, А. Э. Калинина // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 11(68). – С. 57-64. – 1/0,5 п.л.
5.Петрова, Е. А. Многопараметрическая оценка состояния и развития информационных процессов региона /Е. А. Петрова // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 10(49). – С. 76-81. – 0,6 п.л.
6.Петрова, Е. А. Комплексная методика мониторинга и оценки информационного развития региона /Е. А. Петрова // Регионология. – 2007. – № 4. – С. 259-268. – 1,1 п.л.
7.Петрова, Е. А. Интегральная оценка уровня информационного развития макрорегиона (на примере ЮФО) /Е. А. Петрова // Интеграл: научно-практический межотраслевой журнал. – 2007. – № 1 (33). – С. 58-61. – 0,6 п.л.
8.Петрова, Е. А. Информация как фундаментальная научная категория в экономической теории развития хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Научная мысль Кавказа. – 2006. – № 11. – С. 163-173. – 0,8 п.л.
9.Петрова, Е. А. Эволюция теоретических представлений об информации в экономической теории /Е. А. Петрова // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 8. – С. 74-85. – 0,8 п.л.
10.Петрова, Е. А. Проблемы информатизации региональных хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. статей. Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики. – 2006. – № 3. – С. 185-190.– 0,5 п.л.
Монографии и главы в коллективных монографиях
11.Петрова, Е. А. Воспроизводство информации в региональных хозяйственных системах: теория, методология, практика /Е. А. Петрова – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 17,9 п.л.
12. Петрова, Е. А. Информационное развитие региона / О. В. Иншаков, М. Ф. Мизинцева, А. Э. Калинина, Е. А. Петрова – М.: Финансы и кредит, 2008. – 18,6/5 п.л.
13.Петрова, Е. А. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Волгоградской области // Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области (2008 – 2025 гг.) / под ред. д-ра экон. наук, проф. О.В. Иншакова; РАН, Отд-ние обществ. наук, Юж. секция содействия развитию экономики. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – С. 238-262, 341-343. – 22,3/1,2 п.л.
14.Петрова, Е.А. Проектирование региональных экономических информационных систем /Е. А. Петрова, А. Э. Калинина, В. В. Калинина – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 17,7/5,2 п.л.
15.Петрова, Е. А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития /Е. А. Петрова – М.: Гелиос АРВ, 2004. – 6 п.л.
Статьи в научных журналах и изданиях
16.Петрова, Е. А. Механизм реализации программ электронного правительства региона /Е. А. Петрова // Современные проблемы информатизации в экономике и обеспечении безопасности: сб. трудов. Вып. 13. – Воронеж: Научная книга, 2008. – С. 85-87. – 0,3 п.л.
17.Петрова, Е. А. Электронное правительство региона: проблемы формирования и развития /Е. А. Петрова // Материалы 1-й международной научно-практической конференции «Современные проблемы науки». – Тамбов: Изд-во ТАМБОВПРИНТ, 2008. – С. 87-89.– 0,3 п.л.
18.Петрова, Е. А. Социально-экономические факторы и условия информатизации региональных хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12. – Приложение. – С. 89-91. – 0,4 п.л.
19.Петрова, Е. А. Тенденции развития информационной инфраструктуры Южного Федерального округа /Е. А. Петрова // Материалы 7-ой международной конференции НТИ-2007. – М.: ВИНИТИ, 2007. – С. 366-371. – 0,6 п.л.
20.Петрова, Е. А. Информационные ресурсы региона: проблемы формирования и использования /Е. А. Петрова // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды международной науч.-теор. конф. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. – С. 106-108. – 0,3 п.л.
21.Петрова, Е. А. Электронное правительство региона: опыт реализации программ в Волгоградской области /Е. А. Петрова // Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века: материалы международной научно-практической конференции. – Астрахань: ООО КПЦ «ПолиграфКом», 2007. – С. 62-66. – 0,3 п.л.
22.Петрова, Е. А. Построение интегрального показателя оценки уровня информатизации региональных хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Обозрение прикладной и промышленной математики. – 2007. – Т. 14. – Выпуск 1. – С. 138-140. – 0,3 п.л.
23.Петрова, Е. А. Зарубежный опыт информатизации и особенности его реализации в России /Е. А. Петрова // Фундаментальные исследования – 2007. – № 11. – С. 31-36. – 0,5 п.л.
24.Петрова, Е. А. Сравнительный анализ методов оценки уровня информационного развития региона /Е. А. Петрова // Вопросы экономических наук. – 2007. - № 3(25). – С. 139-147. – 0,7 п.л.
25.Петрова, Е. А. Совершенствование системы управления региональной информатизацией на основе функционально-целевого подхода /Е. А. Петрова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3 Экономика. Экология. Вып. 11. – 2007. – С. 95-101. – 0,6 п.л.
26.Петрова, Е. А. Особенности формирования и использования человеческого капитала в процессе информатизации /Е. А. Петрова // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 11. – С. 42-45. – 0,5 п.л.
27.Петрова, Е. А. Некоторые аспекты управления информационными ресурсами хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Управление инновациями – 2006: материалы международной научно-практической конференции. – М.: Доброе слово, 2006. – С. 65-68. – 0,3 п.л.
28.Петрова, Е. А. Проблемы регулирования процессов информатизации регионов /Е. А. Петрова // Экономика, управление и право. – 2006: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МЦНИП, 2006. – С.127-131. – 0,3 п.л.
29.Петрова, Е. А. Информационное обеспечение функционирования предприятия /Е. А Петрова // Управление изменениями и инновации в экономических системах: Межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. – С. 684-687. – 0,3 п.л.
30.Петрова, Е. А. Информационный фактор развития региональных хозяйственных систем /Е. А. Петрова // Актуальные проблемы современного управления. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 176-184. – 0,5 п.л.
31.Петрова, Е. А. Мониторинг состояния информационных ресурсов хозяйственной системы региона /Е. А. Петрова // Управление устойчивым развитием экономических систем / Под ред. А. В. Бабкина: Межвуз. сб. науч. тр. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006. – С. 676-678. – 0,3 п.л.
32.Петрова, Е. А. Проблемы и перспективы развития современного рынка корпоративных информационных систем /Е. А. Петрова // Вопросы экономических наук. – 2005.– №3 (13). – С. 133-137. – 0,4 п.л.
33.Петрова, Е. А. Организация информационной системы предприятия /Е. А. Петрова // Информационные технологии и математическое моделирование. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – С. 55-58. – 0,3 п.л.
34.Петрова, Е. А. Интернет технологии как средство повышения конкурентоспособности и устойчивости предприятия /Е. А. Петрова // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1. – С. 37-40. – 0,4 п.л.
35.Петрова, Е. А. Электронная коммерция как средство повышения эффективности бизнеса /Е. А. Петрова // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. – С. 147-150. – 0,2 п.л.
36.Петрова, Е. А. Информатизация как фактор становления и развития информационного рынка России / Е. А. Петрова // Юг России в перекрестье напряжений – 2. Южнороссийский регион: потенциал и перспективы. Ч. 1. – Краснодар: ЮИМ, 2004. – С. 392-44. – 0,5 п.л.
37.Петрова, Е. А. Особенности функционирования рынка информации в России /Е. А. Петрова, Г. В. Тимофеева // Экономический журнал. – 2003. – № 6. – С. 125-132.– 0,5/0,3 п.л.
38.Петрова, Е. А. Информатизация и эффективность управления предприятием /Е. А. Петрова // Прикладные информационные технологии в науке, технике, экономике: материалы Научной сессии, г. Волгоград, 24-25 апреля 2003 г. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 12-17. – 0,4 п.л.
39.Петрова, Е. А. Развитие информационной инфраструктуры как фактор роста агропромышленного производства /Е. А. Петрова, Г. В. Тимофеева // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. – Вып. 3. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 441-456. – 1,5/0,8 п.л.
40.Петрова, Е. А. Особенности становления рынка информации в России /Е. А. Петрова // VII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области, г. Волгоград, 12-15 ноября 2002 г. Вып. 1: Экономика и финансы: Тезисы докладов. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – С. 53-55.– 0,2 п.л.
41.Петрова, Е. А. Взаимосвязь глобализации и информационной экономики /Е. А. Петрова // Социально-экономическое развитие России в ХХI веке: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2002. – С. 9-11.– 0,3 п.л.
42.Петрова, Е. А. Информационные системы как резерв экономического роста промышленного предприятия /Е. А. Петрова // Проблемы и перспективы Российской экономики. Сборник статей. – Пенза, 2002 – С. 301-303. – 0,3 п.л.
43.Петрова, Е. А. Система В2В (business to business) как система электронной коммерции /Е. А. Петрова // Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 22-28 апреля 2002 года. Вып.1.: Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – С. 31-33.– 0,2 п.л.
44.Петрова, Е. А. Информация как аспект экономических исследований /Е. А. Петрова // Материалы научной конференции Проблемы развития и саморегулирования рыночных отношений: в 3-х частях. Ч.1 – Краснодар, 2002. – С. 303-309.– 0,3 п.л.
45.Петрова, Е. А. Становление новой структуры общественного производства. Информация и знания как фактор современного производства /Е. А. Петрова // Материалы Научной сессии Волгоградского государственного университета, г. Волгоград, 16-23 апреля 2001 года. Вып. 1 Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001 – С. 4-8. – 0,25 п.л.