- Доказано, что основная часть современных теорий, исследующих человеческие ресурсы, направлена на обоснование стоимостной оценки рабочей силы: стоимостная оценка человеческих ресурсов стала актуальной характеристикой процесса их воспроизводства в современных условиях. Показано, что при всей значимости такого подхода, он ограничен, ибо приоритеты социального развития в современных условиях предполагают рассмотрение воспроизводства человеческих ресурсов как альтернативы потребительского к ним отношения.
- Обосновано положение о том, что воспроизводство человеческих ресурсов не может ограничиваться повышением их материального или экономического благосостояния, а должно базироваться на расширении возможностей для развития всех человеческих способностей. Показано, что в анализе воспроизводства человеческих ресурсов акцент начинает смещаться в сторону их личностных характеристик. Важнейшей составляющей воспроизводства человеческих ресурсов становится категория развитие - закономерное изменение явления или процесса во времени, его количественное, качественное и структурное преобразование.
- Выявлено, что в российской практике наличествует значительный разрыв между возможностями регулирования затрат на рабочую силу и устранением от реализации этих возможностей государства и работников, что приводит к неограниченной свободе решения этих вопросов работодателями и создаются условия для конфликта интересов между различными участниками трудового процесса.
- Определена важность рассмотрения процесса воспроизводства
человеческих ресурсов не только с позиции заработной платы как основной части личных доходов работников в период трудовой деятельности, но и пенсий, пособий и других выплат т.е. всего комплекса вопросов формирования доходов и потребления населения. - Доказано, что в процессе воспроизводства человеческих ресурсов в современных условиях особую значимость имеет обеспечение условий проживания населения с целью достижения более высокого качества жизни. В связи с чем уточнено и дополнено содержание категории «качество жизни», характеризующей сущность развития личности, социальных групп и всего общества, определяющими для которой в современных условиях становится взаимосвязь среды обитания человека и направленности его развития.
- Раскрыта структура качества жизни с точки зрения взаимодействия личности и общества (качество общественного развития; качество личности), а также среды жизнедеятельности (качество предпринимательской среды; качество занятости населения; качество социальной инфраструктуры; качество окружающей среды; качество безопасности жизни). Каждая из составляющих структуры через набор определенных характеристик создает условия для оценки уровня и качества жизни.
- Сформулированы положения о том, что в процессе воспроизводства человеческих ресурсов все большую роль играет общее и профессиональное образование, которое составляет Основу для раскрытия человеческого потенциала в повышении уровня доходов и качества жизни людей. При этом прослеживается прямая взаимосвязь, с одной стороны, между уровнем
полученного образования и уровнем доходов работника, а с другой (на макроэкономическом уровне) - между названными факторами и темпами экономического роста страны. - Показана неразвитость механизмов взаимодействия системы образования, рынка труда и общественных институтов, неэффективность методов достижения выбранных приоритетов. Доказана необходимость проведения системной модернизации образования, где основной акцент должен быть сделан на ее развитии в регионах. Предложен региональный механизм сбалансированности образования и занятости, базирующийся на определенной последовательности мероприятий, обеспечивающих тесное взаимодействие службы занятости и образовательных учреждений, целью которого является создание условий для образовательной и профессиональной мобильности трудоспособного населения региона.
- Предложена модель формирования взаимосвязи между учебными заведениями и рынком труда на основе внедрения социального партнерства. Основными элементами ее реализации являются: практическое обучение студентов, их стажировки на реальных рабочих местах; проведение учебных занятий работниками предприятий; участие работодателей в разработке учебно-программной документации, методик организации учебного процесса, в анализе и оценке качества подготовки специалистов; оценке рынка труда с целью прогнозирования спроса на специалистов для осуществления трудоустройства выпускников образовательных учреждений.
- Аргументированы положения о необходимости внедрения в региональную практику модели непрерывного образования, базирующейся на предложенном автором концептуальном подходе, согласно которому принципы и формы формирования системы непрерывного образования являются составными элементами процесса воспроизводства человеческих ресурсов в современных условиях и проявляются как через многоуровневость, преемственность образовательных программ разных уровней и образования; региональность. Практическая значимость предлагаемой модели состоит в том, что выстроенная по выделенным принципам система, с одной стороны, создает условия, обеспечивающие высокую степень доступности образования различным слоям населения, а, с другой - равноценно представляет интересы всех сторон отношений по поводу осуществления, потребления и использования результатов обучения.
1.Ващенко А.А. Образование и человеческие ресурсы России в XX веке. -Волгоград: Изд-во ПринТерра, 2007. - 20,75 п.л.
2.Ващенко А.А. Управление человеческими ресурсами в России.Теоретические аспекты и инновации в управлении регионом. - М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. - 9,75 п.л.
3.Ващенко А.А. Образование и человеческие ресурсы региона (на примере Волгоградской области). - Волгоград.: Изд-во ПринТерра, 2006. – 8/4 п.л.
4.Ващенко А.А. и др. Развитие и реформирование образования в России X-XIX вв. - Волгоград: Изд-во ПринТерра, 2006. – 15/10 п.л.
5.Ващенко А.А. Развитие потенциала персонала управления в организациях потребительской кооперации. - Волгоград.: Изд-во ВФ МУПК, 2000. - 12,3 п.л.
2. Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:
6.Ващенко А.А. Формирование регионального механизма воспроизводства человеческих ресурсов (на примере Волгоградской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2009.-№2. - 0,6 п.л.
7. Ващенко А.А. Качество жизни как важнейший приоритет экономического развития// Креативная экономика. – 2008. - № 10. – 0,5 п.л.
8. Ващенко А.А. Волгоградская область: особенности рынка труда и политики занятости//Человек и труд. – 2008. - № 11. – 0,4 п.л.
9. Ващенко А.А. Уровень и качество жизни в России: новые акценты в содержании и оценке// Экономические науки. – 2008. - № 7. – 0,5 п.л.
10. Ващенко А.А. Воспроизводство человеческих ресурсов как основная цель общественного развития// Экономические науки. - 2008. - № 8. - 0,5 п.л.
11. Ващенко А.А. Национальное наследство: о социально-экономическом развитии человеческого ресурса нового поколения // Предпринимательство. - 2007. - № 4. - 0,4 п.л.
12.ВащенкоА.А. Человеческие ресурсы: региональный аспект // Предпринимательство. - 2007. - № 5. - 0,4 п.л.
3. Публикации в журналах, коллективных монографиях, сборниках, материалах научных конференций:
13. Ващенко А.А. Повышение квалификации персонала управления - как экономический ресурс развития потребительской кооперации // Проблемы устойчивого развития рынка товаров и услуг. Матер, межрег. научн.-практ. конф. - Волгоград: ВФ МУПК, 1998. - 0,56 п.л.
14. Ващенко А.А. Особенности кооперативных форм хозяйствования и системы управления кооперативными организациями // Потребительская кооперация в системе рыночных отношений. Сб. научн. Статей. – Волгоград: Изд-во – ВФ МУПК, 1999. – 0,56 п.л.
15. Ващенко А.А. Актуальные проблемы молодежи в формировании гражданского общества в России // Матер, первой общероссийской научн.-практ. Конфер. «Молодежь и формирование гражданского общества в России». – Волгоград: Изд-во «Панорама», 2005 – 0,6 п.л.
16. Ващенко А.А. О необходимости правового просвещения детей и взрослых//Матер. первой Общероссийской научн.-практ. конфер. «Молодежь и формирование гражданского общества в России».- Волгоград: Изд-во «Панорама», 2005 - 0,3 п.л.
17. Ващенко А.А., Пилипенко Н. Н., Щербакова В. Н. и др. Экономическая теория (Политическая экономия): учебник. В 2 ч. / под ред. И. К. Ларионова -М.: ИТК «Дашков и К°», 2005. – 80/6,9 п.л.
18. Ващенко А.А. Государственное инвестирование персонального социально-экономического развития граждан нового поколения (Национальное наследство) // Матер. второй Общероссийской научн.-практич. конфер. «Молодежь и формирование гражданского общества в России». - Волгоград: Изд-во ПринТерра, 2006 - 0,8 п.л.
19.Ващенко А.А. Бизнес-образование как фактор повышения
конкурентоспособности потребительского рынка // Матер, научн.-практич. конфер. «Потребительский рынок Волгограда: современное состояние и перспективы развития».- Волгоград: Изд-во ПринТерра, 2007 - 0,2 п.л.
20. Ващенко А.А., Жабина СБ. Общий курс логистики: Учебное пособие. –Волгоград.: ВФ МУПК, 1997. – 5/1,7 п.л..
21. Ващенко А.А., Бородин И.Б. Функциональный менеджмент – основа управленческой деятельности в системе потребительской кооперации. –Волгоград: ВКПК, 1998. – 0,7 п.л.
22. Ващенко А.А. Программа диагностики профессионально-значимых качеств руководителей ОПС, РПО, РПС, ПО и комплект тестов по методике «Центров Оценки». – Волгоград: ВКПК, 1998 – 1,1 п.л.
23. Ващенко А.А., Ващенко А.Н., Бородин И.Б., Дудукалова Г.Н. Программа развития кадрового потенциала потребительской кооперации на 1998-2002 годы. - Волгоград: ВКПК, 1998. - 0,4 п.л.
24.Ващенко А.А. Потенциал управления потребительской кооперации Волгоградской области. Научно-методический материал. – Волгоград.: ВКПК, 2000. – 1,3 п.л.
25. Ващенко А.А. Рекомендации по организации подготовки резерва кадров управления в системе потребительской кооперации. – Волгоград: ВФ МУПК, 2000. – 0,5 п.л.
26. Ващенко А.А., Бородин И.Б. Метод «Центров Оценки» в системе развития кадрового потенциала потребительской кооперации. - Волгоград: ВФ МУПК, 2000.- 0,7 п.л.
27.Ващенко А.А. Региональная программа развития системы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки руководителей, специалистов и работников потребительской кооперации Волгоградской области до 2004 года. - Волгоград: ВКПК, 2000. - 0,8 п.л.
28.Ващенко А.А. Учебная программа повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий розничной торговли, подлежащих сертификации. - Волгоград: ВФ МУПК, 2000. - 0,5 п.л.
29.Ващенко А.А. Социальный партнер - молодая Россия: Непрерывное профессиональное образование в малых городах и районах региона: научно-практическое пособие / А.А. Ващенко и др. - М.: ИТК «Дашков и К0», 2004. -18 /4,5п.л.