- Раскрыта сущность социального государства, как сложной социально-экономической конструкции, имеющей особую социально-политическую и морально-этическую логику и предполагающей диалектическую связь между экономическим и социальным развитием.
- Показано, что во всех современных социальных государствах, к какой бы модели они ни принадлежали, используется известная триада сглаживания социальной дифференциации (налогообложение доходов, собственности и наследования по прогрессивной шкале). На основе экономического анализа и международной статистики показана необоснованность исключения системы прогрессивного налогообложения из российской практики под предлогом ее негативного влияния на экономический рост.
- На основе анализа социально-экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-финансовой, антимонопольной, промышленной) показано, что реального поворота в сторону социального государства как субъекта, принимающего на себя финансирование значительной доли социальных расходов и создающего условия для эффективной и приемлемо оплачиваемой занятости населения в научно-производственных отраслях пока не происходит.
- Выявлены институциональные основы эффективного функционирования механизма, обеспечивающего солидарное и добросовестное поведение граждан в налоговой сфере. Доказано, что вопрос формирования прочной экономической основы социального государства тесно связан с его социально-политической конструкцией - с тем, насколько она позволяет гражданам участвовать в определении социально-экономической политики и обеспечивает действенный демократический контроль, призванный гарантировать достаточную добросовестность власти при распоряжении общими ресурсами.
- Показано, что в силу влияния на институты постсоветской России траектории предшествующего развития (конвертации власти в собственность при изначальной идейно-организационной слабости общества) «институциональный остаток» неизменно складывается в пользу поощрения деятельности по перераспределению материальных благ, а не их производству, формирования монополий, а не конкурентной среды. По этой причине так и не реализовался продекларированный в начале реформ макроэкономический сценарий, согласно которому политико-экономическая концентрация в первоначальный период реформ должна была привести к росту доходов населения за счет стимулирования производства потребительским поведением формирующегося среднего класса.
- Сложившаяся в современной России институциональная среда, имманентная «авантюристическому» (по Веберу) капитализму, генерирует и расширяет заинтересованные в ее сохранении и упрочении группы и институты, что становится препятствием для создания институциональных условий, включая правовое государство, реальную парламентскую демократию и т.д., требующихся для становления производительного капитализма и социального государства.
- Показано, что реформа высшей школы, будучи наложена на низкую платежеспособность значительной части населения и недофинансирование системы образования без внедрения инструментов, повышающих доступность качественного образования для представителей малообеспеченных слоев, породила ряд перверсивных эффектов: снижение качества образования, повышение барьеров его доступности и, в конечном итоге, - неравенство жизненных шансов. В силу этого Россия движется в направлении, обратном от решения стоящей перед ней задачи удержания от скатывания на периферию мирового развития и перехода на позиции одного из лидеров наукоемкого производства. Все это дополнительно проблематизирует возможность создания устойчивой экономической основы социального государства.
- Изучение поведения выпускников вузов на сложившемся рынке труда указывает на массовое перепрофилирование дипломированных специалистов, получивших образование в области точных и естественных наук. Анализ институционального контекста позволяет выстроить цепочку факторов, ведущую к серьезному недоиспользованию кадрового потенциала, и, в конечном итоге, к консервации неэффективной экономики, не способной обеспечивать устойчивый поток поступлений в бюджет с соответствующими последствиями для становления социального государства. Главным звеном является отсутствие действенных стимулов к востребующей высококвалифицированный труд инновационной деятельности, и, напротив, наличие препятствий в виде дискриминирующих высокотехнологичные отрасли ценовых диспропорций, нестабильности прав собственности, широкого применения внеэкономических способов получения конкурентных преимуществ.
1. Институциональные проблемы становления социального государства в России. М. М-Студио. 2009 – 11 п.л.
Главы в монографиях:
1. Российский средний класс в глобализирующемся мире// Россия в глобализирующемся мире. - М. Наука. 2004. (в соавт. с Авраамовой Е.М., Логиновым Д.М) – 1,0 п.л.
2. Российский средний класс: перспективы расширения // Качество жизни населения. Россия 2015. - М. Наука. 2005 (в соавт. с Авраамовой Е.М., Вершинской О.Н. и др.) – 0,9 п.л.
3. Конкурентные позиции российского среднего класса в глобализирующемся мире// Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. -М. Наука. 2005 (в соавт.с Авраамовой Е.М.) – 0,9 п.л.
4. Социальная мобильность выпускников вузов// Социальная дифференциация высшего образования/ Под ред. С.В.Шишкина. - М.: НИСП. 2005 (в соавт. с Аврамовой Е.М., Логиновым Д.М.) - 3,0 п.л.
5.Проблемы социального обеспечения населения в контексте глобализации// Россия в глобализирующемся мире: социальные аспекты/ Под ред. А.Ю.Шевякова. - Тверь: Издательство Тверского государственного университета. 2006 - 0,5 п.л.
3.Глобальные вызовы и реформа образования: проблемы соответствия//
Социальные проблемы в контексте национальных проектов/ Под ред. А.Ю. Шевякова. - М. ИСЭПН РАН. 2007 (в соавт. с Верпаховской Ю.Б.) – 0,9 п.л.
4.Перспективы формирования образовательных стратегий домохозяйств в условиях модернизации системы высшего профессионального образования//Образовательные ресурсы домохозяйств/ Под ред. Е.М.Авраамовой. - М.: М-Студио.2008 – 0,8 п.л.
5.Социальное государство как генератор массовой восходящей мобильности// Вертикальная мобильность российского общества: 2000-е годы/ Под ред. Е.М.Авраамовой. - М.:М-Студио. 2008 - 1,0 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
1.Средний класс в современном обществе //Общество и экономика. 1996. №6. - 1,0 п.л.
2. Адаптация и перемена статуса: вниз по лестнице, ведущей вверх// Народонаселение. 1998. №2 (в соавт. с Авраамовой Е.М.) - 0,3 п.л.
3.Идейный фон становления российского среднего класса// Общественные науки и современность. 1999. №1. - 0,5 п.л.
4.Российский средний класс: идейный контекст становления// Общественные науки и современность. 2002. №1 - 0,8 п.л.
5. Статусная несовместимость и перспективы социальной мобильности// Народонаселение. 2003. № 4 - 0,7 п.л.
6.Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности// Общественные науки и современность. 2004. № 6 (в соавт. с Авраамовой Е.М., Логиновым Д.М.) - 0,7 п.л.
7.Образование: доступность или качество - последствия выбора из альтернативы // Знание. Понимание. Умение. 2005. №2. - 1,1 п.л.
8. Экономика образования и экономическая политика государства// Экономика образования. 2006. №3 - 0,8 п.л.
9.Проблемы модернизации образования – в структуре российской экономики// Высшее образование в России. 2006. №5 - 0,8 п.л.
10.Институциональный контекст экономики знаний// Актуальные проблемы Европы. 2007. №2 - 0,9 п.л.
11.Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы // Высшее образование. 2008. №9 - 0,4 п.л.
12.К оценке российского крупнокорпоративного бизнеса как субъекта социальной политики//Российский экономический журнал. 2008.№ 11- 0,6 п.л.
Другие публикации
1.Процессы социальной стратификации и социальной интеграции. Проблемы формирования «среднего класса»// Россия: проблемы социальной адаптации. -М.: ИСЭПН РАН. 1996 - 2,0 п.л.
2.Российский средний класс в глобальном контексте// Россия в центро-периферическом мироустройстве. - М. Московское представительство Фонда Ф.Эберта. 2003 - 0,4 п.л.
3. Новые поколения россиян на рынке образования и труда: с кем войдем в глобальную экономику?// Социальные аспекты экономических реформ. - М. ИЭ РАН. 2005 - 0,5 п.л.
4. Молодые россияне в сфере образования и труда и глобальные вызовы// Молодежь и будущая Россия. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН РАН. 2006 - 0,6 п.л.
5.Станет ли поколение «пепси» поколением «next»?// Человеческий потенциал модернизации России. Стратегия опережающего развития – 2006. - М. URSS. 2006 - 0,3 п.л.
6. Социально-политические и культурные основы экономической эффективности// Социальная справедливость и экономическая эффективность: Опыт, проблемы, теория. Материалы научной конференции. - М.: ЛЕНАНД, 2007. 0,3 п.л.
7. Цели развития тысячелетия. Актуальность для республики Адыгея// Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006-2007 гг. - М. Весь Мир. 2007 - 0,8 п.л.
8.Социально-культурный контекст становления молодежных генераций и перспективы инновационного развития// Россия: приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в соавт. с Верпаховской Ю.Б.) - М. ИНИОН РАН. 2006 – 0,3 п.л.
9. Высшее образование молодых россиян как ресурс экономики знаний// Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы. Тезисы I Международной научно-практической конференции. - М. СГА. 2006 – 0,4 п.л.
10. Модернизация образования и перспективы конкурентоспособности страны// Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия. Материалы XIV Кондратьевских чтений. М. МФК.2006 - 0,4 п.л.
11.Современные тенденции на рынках образования и труда: проблема кадров для экономики знаний//Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 2. – М., 2007 - 0,6 п.л.
12. Контур социальной политики в условиях субрегиональной дифференциации и реформы местного самоуправления// Социальная политика: реалии ХХI века. Выпуск 3. (в соавт. с Кутеевой М.В.) - М.: НИСП, 2007– 1,2 п.л.
13.Задача – привлечь естественных союзников// Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность. Сборник материалов расширенного заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации ФС РФ. - М. Издание Совета Федерации. 2007 - 0,4 п.л.
14. Государство и средний класс: торжество старых мифов? // 1917-2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно–энергетические, экономико–политические и социокультурные параметры): Доклады и выступления. - М. ЛЕНАНД. 2007 - 0,5 п.л.
15. Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий// Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. - М. ИНИОН РАН. 2007 - 0,5 п.л.
16. Россия в поисках социального государства: социальное конструирование реальности в зрительском обществе// Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. – М., ИНИОН РАН. 2007 - 0,5п.л.
17.Российские и американские студенты об «американской мечте»// Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы// Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. - М.СГА. 2007 – 0,3 п.л.
18.Экономические и социальные причины рассогласования рынка труда и сферы образования// Стратегическое управление социально-экономическими системами: Материалы всероссийской научно-практической конференции - Н.Новгород: НИМБ, 2007 - 0,5 п.л.
19. Опыт новых поколений и движение исторической эволюции// Есть ли у России несырьевое будущее? Тезисы VI Международной Кондратьевской конференции. - М. МФК. 2007 - 0,4 п.л.
20.Отраслевая дискриминация как препятствие эгалитарности образования// Социальная функция государства в экономике ХХI века. Материалы конференции – М.: МАКС Пресс. 2007 - 0,3 п.л.
21. Социальное государство в России: выбор модели в свете зарубежного опыта// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 3. Часть I. – М.: ИНИОН РАН. 2008. - 0,3 п.л.
22. Профессиональные и ценностные ориентации новых генераций россиян и перспективы инновационного развития// Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции. Том 2. - МАКС Пресс. 2008.- 0,3 п.л.
23.Социальное государство и экономика знаний: система взаимосвязей в российском контексте// Стратегии России: общество знаний или новое средневековье? - М.: ЛЕНАНД, 2008 - 0,3 п.л.
24. Образовательные стратегии домохозяйств в условиях перехода на двухступенчатую систему высшего образования// Материалы IV Международной конференции «Россия и мировое образовательное
пространство». - М. МИЭМП. 2008 – 0,4 п.л.
25.Двухуровневое образование: каков будет выбор потребителей образовательных услуг?//Молодежь и будущая Россия. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН РАН. 2008. - 0,3 п.л.
26. Институциональные проблемы становления эффективного местного самоуправления//Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» Часть 1-2. - М. ИНИОН. 2009 - 0,3 п.л.
27.Фундаментальный социальный компромисс, как основа социального государства, и перспективы его достижения в России// Россия: путь к социальному государству. Материалы Всероссийской научной конференции – М.: Научный эксперт. 2008 - 0,7 п.л.
28. Семьи выбирают: бакалавриат или магистратура// Материалы международной научной конференции «Население, семья, уровень жизни». - М.: М-Студио, 2008 - 0,3 п.л.
29. Социальное государство: кто заплатит за человеческий капитал?// Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика. Тезисы XVI Кондратьевских чтений. - М. МФК. 2008 - 0,3 п.л.
30. Экономическая основа социального государства: проблемы формирования в России// Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» Часть 1-2. - М. ИНИОН.- 0,7 п.л.
31. Российский бизнес о проблемах и перспективах частно-государственного партнерства в сфере образования// Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. М. МГУ. 2009 - 0,3 п.л.