Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Раскрыта сущность социального государства, как сложной социально-экономической конструкции, имеющей особую социально-политическую и морально-этическую логику и предполагающей диалектическую связь между экономическим и социальным развитием.
  2. Показано, что во всех современных социальных государствах, к какой бы модели они ни принадлежали, используется известная триада сглаживания социальной дифференциации (налогообложение доходов, собственности и наследования по прогрессивной шкале). На основе экономического анализа и международной статистики показана необоснованность исключения системы прогрессивного налогообложения из российской практики под предлогом ее негативного влияния на экономический рост.
  3. На основе анализа социально-экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-финансовой, антимонопольной, промышленной) показано, что реального поворота в сторону социального государства как субъекта, принимающего на себя финансирование значительной доли социальных расходов и создающего условия для эффективной и приемлемо оплачиваемой занятости населения в научно-производственных отраслях пока не происходит.
  4. Выявлены институциональные основы эффективного функционирования механизма, обеспечивающего солидарное и добросовестное поведение граждан в налоговой сфере. Доказано, что вопрос формирования прочной экономической основы социального государства тесно связан с его социально-политической конструкцией - с тем, насколько она позволяет гражданам участвовать в определении социально-экономической политики и обеспечивает действенный демократический контроль, призванный гарантировать достаточную добросовестность власти при распоряжении общими ресурсами.
  5. Показано, что в силу влияния на институты постсоветской России траектории предшествующего развития (конвертации власти в собственность при изначальной идейно-организационной слабости общества) «институциональный остаток» неизменно складывается в пользу поощрения деятельности по перераспределению материальных благ, а не их производству, формирования монополий, а не конкурентной среды. По этой причине так и не реализовался продекларированный в начале реформ макроэкономический сценарий, согласно которому политико-экономическая концентрация в первоначальный период реформ должна была привести к росту доходов населения за счет стимулирования производства потребительским поведением формирующегося среднего класса.
  6. Сложившаяся в современной России институциональная среда, имманентная «авантюристическому» (по Веберу) капитализму, генерирует и расширяет заинтересованные в ее сохранении и упрочении группы и институты, что становится препятствием для создания институциональных условий, включая правовое государство, реальную парламентскую демократию и т.д., требующихся для становления производительного капитализма и социального государства.
  7. Показано, что реформа высшей школы, будучи наложена на низкую платежеспособность значительной части населения и недофинансирование системы образования без внедрения инструментов, повышающих доступность качественного образования для представителей малообеспеченных слоев, породила ряд перверсивных эффектов: снижение качества образования, повышение барьеров его доступности и, в конечном итоге, - неравенство жизненных шансов. В силу этого Россия движется в направлении, обратном от решения стоящей перед ней задачи удержания от скатывания на периферию мирового развития и перехода на позиции одного из лидеров наукоемкого производства. Все это дополнительно проблематизирует возможность создания устойчивой экономической основы социального государства.
  8. Изучение поведения выпускников вузов на сложившемся рынке труда указывает на массовое перепрофилирование дипломированных специалистов, получивших образование в области точных и естественных наук. Анализ институционального контекста позволяет выстроить цепочку факторов, ведущую к серьезному недоиспользованию кадрового потенциала, и, в конечном итоге, к консервации неэффективной экономики, не способной обеспечивать устойчивый поток поступлений в бюджет с соответствующими последствиями для становления социального государства. Главным звеном является отсутствие действенных стимулов к востребующей высококвалифицированный труд инновационной деятельности, и, напротив, наличие препятствий в виде дискриминирующих высокотехнологичные отрасли ценовых диспропорций, нестабильности прав собственности, широкого применения внеэкономических способов получения конкурентных преимуществ.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Институциональные проблемы становления социального государства в России. М. М-Студио. 2009 – 11 п.л.

Главы в монографиях:

1. Российский средний класс в глобализирующемся мире// Россия в глобализирующемся мире. - М. Наука. 2004. (в соавт. с Авраамовой Е.М., Логиновым Д.М) – 1,0 п.л.

2. Российский средний класс: перспективы расширения // Качество жизни населения. Россия 2015. - М. Наука. 2005 (в соавт. с Авраамовой Е.М., Вершинской О.Н. и др.) – 0,9 п.л.

3. Конкурентные позиции российского среднего класса в глобализирующемся мире// Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. -М. Наука. 2005 (в соавт.с Авраамовой Е.М.) – 0,9 п.л.

4. Социальная мобильность выпускников вузов// Социальная дифференциация высшего образования/ Под ред. С.В.Шишкина. - М.: НИСП. 2005 (в соавт. с Аврамовой Е.М., Логиновым Д.М.) - 3,0 п.л.

5.Проблемы социального обеспечения населения в контексте глобализации// Россия в глобализирующемся мире: социальные аспекты/ Под ред. А.Ю.Шевякова. - Тверь: Издательство Тверского государственного университета. 2006 - 0,5 п.л.

3.Глобальные вызовы и реформа образования: проблемы соответствия//

Социальные проблемы в контексте национальных проектов/ Под ред. А.Ю. Шевякова. - М. ИСЭПН РАН. 2007 (в соавт. с Верпаховской Ю.Б.) – 0,9 п.л.

4.Перспективы формирования образовательных стратегий домохозяйств в условиях модернизации системы высшего профессионального образования//Образовательные ресурсы домохозяйств/ Под ред. Е.М.Авраамовой. - М.: М-Студио.2008 – 0,8 п.л.

5.Социальное государство как генератор массовой восходящей мобильности// Вертикальная мобильность российского общества: 2000-е годы/ Под ред. Е.М.Авраамовой. - М.:М-Студио. 2008 - 1,0 п.л.

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК

1.Средний класс в современном обществе //Общество и экономика. 1996. №6. - 1,0 п.л.

2. Адаптация и перемена статуса: вниз по лестнице, ведущей вверх// Народонаселение. 1998. №2 (в соавт. с Авраамовой Е.М.) - 0,3 п.л.

3.Идейный фон становления российского среднего класса// Общественные науки и современность. 1999. №1. - 0,5 п.л.

4.Российский средний класс: идейный контекст становления// Общественные науки и современность. 2002. №1 - 0,8 п.л.

5. Статусная несовместимость и перспективы социальной мобильности// Народонаселение. 2003. № 4 - 0,7 п.л.

6.Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности// Общественные науки и современность. 2004. № 6 (в соавт. с Авраамовой Е.М., Логиновым Д.М.) - 0,7 п.л.

7.Образование: доступность или качество - последствия выбора из альтернативы // Знание. Понимание. Умение. 2005. №2. - 1,1 п.л.

8. Экономика образования и экономическая политика государства// Экономика образования. 2006. №3 - 0,8 п.л.

9.Проблемы модернизации образования – в структуре российской экономики// Высшее образование в России. 2006. №5 - 0,8 п.л.

10.Институциональный контекст экономики знаний// Актуальные проблемы Европы. 2007. №2 - 0,9 п.л.

11.Мотивы выбора образовательных стратегий на новом этапе реформы высшей школы // Высшее образование. 2008. №9 - 0,4 п.л.

12.К оценке российского крупнокорпоративного бизнеса как субъекта социальной политики//Российский экономический журнал. 2008.№ 11- 0,6 п.л.

Другие публикации

1.Процессы социальной стратификации и социальной интеграции. Проблемы формирования «среднего класса»// Россия: проблемы социальной адаптации. -М.: ИСЭПН РАН. 1996 - 2,0 п.л.

2.Российский средний класс в глобальном контексте// Россия в центро-периферическом мироустройстве. - М. Московское представительство Фонда Ф.Эберта. 2003 - 0,4 п.л.

3. Новые поколения россиян на рынке образования и труда: с кем войдем в глобальную экономику?// Социальные аспекты экономических реформ. - М. ИЭ РАН. 2005 - 0,5 п.л.

4. Молодые россияне в сфере образования и труда и глобальные вызовы// Молодежь и будущая Россия. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН РАН. 2006 - 0,6 п.л.

5.Станет ли поколение «пепси» поколением «next»?// Человеческий потенциал модернизации России. Стратегия опережающего развития – 2006. - М. URSS. 2006 - 0,3 п.л.

6. Социально-политические и культурные основы экономической эффективности// Социальная справедливость и экономическая эффективность: Опыт, проблемы, теория. Материалы научной конференции. - М.: ЛЕНАНД, 2007. 0,3 п.л.

7. Цели развития тысячелетия. Актуальность для республики Адыгея// Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2006-2007 гг. - М. Весь Мир. 2007 - 0,8 п.л.

8.Социально-культурный контекст становления молодежных генераций и перспективы инновационного развития// Россия: приоритетные национальные проекты – инновации – молодежь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в соавт. с Верпаховской Ю.Б.) - М. ИНИОН РАН. 2006 – 0,3 п.л.

9. Высшее образование молодых россиян как ресурс экономики знаний// Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы. Тезисы I Международной научно-практической конференции. - М. СГА. 2006 – 0,4 п.л.

10. Модернизация образования и перспективы конкурентоспособности страны// Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия. Материалы XIV Кондратьевских чтений. М. МФК.2006 - 0,4 п.л.

11.Современные тенденции на рынках образования и труда: проблема кадров для экономики знаний//Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 2. – М., 2007 - 0,6 п.л.

12. Контур социальной политики в условиях субрегиональной дифференциации и реформы местного самоуправления// Социальная политика: реалии ХХI века. Выпуск 3. (в соавт. с Кутеевой М.В.) - М.: НИСП, 2007– 1,2 п.л.

13.Задача – привлечь естественных союзников// Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность. Сборник материалов расширенного заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации ФС РФ. - М. Издание Совета Федерации. 2007 - 0,4 п.л.

14. Государство и средний класс: торжество старых мифов? // 1917-2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно–энергетические, экономико–политические и социокультурные параметры): Доклады и выступления. - М. ЛЕНАНД. 2007 - 0,5 п.л.

15. Качество государственного управления как фактор социально-экономического развития территорий// Приоритетные национальные проекты: первые итоги и перспективы реализации. - М. ИНИОН РАН. 2007 - 0,5 п.л.

16. Россия в поисках социального государства: социальное конструирование реальности в зрительском обществе// Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение стратегического управления, разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ. – М., ИНИОН РАН. 2007 - 0,5п.л.

17.Российские и американские студенты об «американской мечте»// Трансграничное образование и образовательные формации: модели, опыт, перспективы// Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. - М.СГА. 2007 – 0,3 п.л.

18.Экономические и социальные причины рассогласования рынка труда и сферы образования// Стратегическое управление социально-экономическими системами: Материалы всероссийской научно-практической конференции - Н.Новгород: НИМБ, 2007 - 0,5 п.л.

19. Опыт новых поколений и движение исторической эволюции// Есть ли у России несырьевое будущее? Тезисы VI Международной Кондратьевской конференции. - М. МФК. 2007 - 0,4 п.л.

20.Отраслевая дискриминация как препятствие эгалитарности образования// Социальная функция государства в экономике ХХI века. Материалы конференции – М.: МАКС Пресс. 2007 - 0,3 п.л.

21. Социальное государство в России: выбор модели в свете зарубежного опыта// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 3. Часть I. – М.: ИНИОН РАН. 2008. - 0,3 п.л.

22. Профессиональные и ценностные ориентации новых генераций россиян и перспективы инновационного развития// Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции. Том 2. - МАКС Пресс. 2008.- 0,3 п.л.

23.Социальное государство и экономика знаний: система взаимосвязей в российском контексте// Стратегии России: общество знаний или новое средневековье? - М.: ЛЕНАНД, 2008 - 0,3 п.л.

24. Образовательные стратегии домохозяйств в условиях перехода на двухступенчатую систему высшего образования// Материалы IV Международной конференции «Россия и мировое образовательное

пространство». - М. МИЭМП. 2008 – 0,4 п.л.

25.Двухуровневое образование: каков будет выбор потребителей образовательных услуг?//Молодежь и будущая Россия. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции. - М.: ИНИОН РАН. 2008. - 0,3 п.л.

26. Институциональные проблемы становления эффективного местного самоуправления//Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» Часть 1-2. - М. ИНИОН. 2009 - 0,3 п.л.

27.Фундаментальный социальный компромисс, как основа социального государства, и перспективы его достижения в России// Россия: путь к социальному государству. Материалы Всероссийской научной конференции – М.: Научный эксперт. 2008 - 0,7 п.л.

28. Семьи выбирают: бакалавриат или магистратура// Материалы международной научной конференции «Население, семья, уровень жизни». - М.: М-Студио, 2008 - 0,3 п.л.

29. Социальное государство: кто заплатит за человеческий капитал?// Человеческий капитал: мировые тенденции и российская специфика. Тезисы XVI Кондратьевских чтений. - М. МФК. 2008 - 0,3 п.л.

30. Экономическая основа социального государства: проблемы формирования в России// Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, приоритетных национальных проектов и программ» Часть 1-2. - М. ИНИОН.- 0,7 п.л.

31. Российский бизнес о проблемах и перспективах частно-государственного партнерства в сфере образования// Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение. М. МГУ. 2009 - 0,3 п.л.