- С позиции теории экономических интересов уточнена сущность категории «экономическая безопасность». Экономическая безопасность - это состояние многоуровневой системы экономических отношений, выступающее результатом внутренней сбалансированности экономических интересов хозяйствующих субъектов на микро-, мезо- и макро- уровнях национального хозяйства и обеспечивающее самодостаточность (не отрицающую участие в глобализационных процессах) хозяйственной системы на макроуровне и построение динамичной системы сбалансированной реализации экономических интересов регионов на мезоуровне (условие развития интеграционных процессов, снижения уровня дифференциации регионов и формирования единого экономического пространства страны). Обосновано, что критерием, отражающим уровни воспроизводства экономической безопасности (суженное, простое, расширенное) в национальном хозяйстве, выступает способность (или неспособность) экономики возвращаться к сбалансированной реализации экономических интересов на всех ее уровнях в случае внешнего или внутреннего дисбалансирующего воздействия.
- Раскрыт характер взаимосвязей в системе реализации экономических интересов в сфере экономической безопасности на микро-, мезо- и макро- уровнях: каждый хозяйствующий субъект любого уровня обладает собственными экономическими интересами в сфере экономической безопасности, которые могут выходить за пределы сферы национально-государственных и региональных интересов (в том числе и вступать с ними в противоречие). Однако, обеспечение экономической безопасности страны требует соблюдения жесткой иерархии - подчиненного характера интересов регионов, фирм и личности национально-государственным интересам. При этом характер взаимосвязи экономических интересов более низкой степени общности с национально-государственными интересами имеет взаимообусловленный характер, поскольку экономическая безопасность страны (региона) в качестве обязательной составляющей подразумевает безопасность ее граждан и предприятий (стратегического значения). Таким образом, оптимальная реализация экономических интересов в сфере экономической безопасности достижима в случае их сбалансированности на всех уровнях.
- Обосновано, что экономическая безопасность находится в диалектической взаимосвязи с характером реализации экономических интересов в хозяйственной системе. В силу того, что при реализации экономических интересов в сфере экономической безопасности каждый хозяйствующий субъект стремится к ее максимизации (которая одновременно и для всех недостижима в силу ограниченности ресурсов), воспроизводство экономической безопасности на всех уровнях хозяйственной системы подразумевает гармонизацию экономических интересов хозяйствующих субъектов на всех уровнях (в том числе и в сфере экономической безопасности), обеспечивающую оптимальную экономическую безопасность, доступную при существующих возможностях системы. То есть, с одной стороны, гармонизация экономических интересов выступает необходимым условием воспроизводства экономической безопасности на всех уровнях, а с другой означает недостижимость ее максимального значения для каждого отдельного хозяйствующего субъекта.
- В рамках развития общего концептуального взгляда на построение модели реализации региональных экономических интересов определено, что регион как самостоятельный субъект хозяйственной деятельности, включенный в систему социально-экономических связей и отношений более высокого уровня, выступает носителем и выразителем, с одной стороны «собственных» экономических интересов (направленных на удовлетворение потребностей региона в повышении уровня и качества жизни населения территории, и развития инфраструктуры и отраслей, ориентированных на удовлетворение внутренних потребностей региона, усиления геополитического и социально-экономического влияния региона на развитие экономики страны), а с другой - интересов, обусловленных местом данного региона в системе национального хозяйства (прежде всего, развитие производства в рамках внутригосударственной системы разделения труда, создание условий для наиболее эффективного выполнения возложенных государством социально-экономических и политических задач).
- Систематизированы экономические интересы региона в сфере экономической безопасности по признаку их соотнесения с национально-государственными интересами и интересами других регионов: общие - экономические интересы региона в сфере экономической безопасности, присущие любому региону независимо от специфики его экономической системы и соответствующие национально-государственным интересам; специфические - экономические интересы региона в сфере экономической безопасности, обусловленные экономическими и геополитическими особенностями региона, но соответствующие национально-государственным интересам; частные - экономические интересы региона в сфере экономической безопасности, противоречащие единой концепции обеспечения экономической безопасности национального хозяйства.
- Разработаны направления снижения внутренних угроз региональной экономической безопасности, в качестве одной из которых представлен дисбаланс интересов официального и неофициального секторов регионального хозяйства. Для нейтрализации социально-экономических последствий данного дисбаланса на региональном уровне необходима реализация комплекса взаимосвязанных мер по ряду тактических направлений, осуществляемых в рамках поэтапного осуществления ряда стратегических направлений: повышение рисков ведения теневой хозяйственной деятельности (1 этап); проведение активной информационно-образовательной политики региональной администрацией (2 этап); формирование внешних условий для эффективной реализации экономических интересов фирм, переходящих или уже работающих в официальном секторе экономики (3 этап); формирование стратегии развития малого и среднего предпринимательства в регионе на долгосрочный период, построенной в контексте единой концепции снижения уровня поляризации социально-экономического развития регионов (4 этап), обеспечивающее закрепление положительных тенденций.
- В контексте формирования концепта обеспечения экономической безопасности национального хозяйства разработана многополярная модель реализации экономических интересов регионов, основой которой выступает выделение полюсов социально-экономического развития территорий (в различных частях страны) (промышленных, аграрных, транспортных, туристских, социокультурных, центров добывающей промышленности и т.п.), обеспечивающих развитие соответствующих секторов экономики в различных территориальных, климатических, географических условиях, присущих российским регионам. Полюсами могут быть как территории, уже являющиеся лидерами в том, или ином сегменте экономики, так и регионы обладающие потенциалом развития в специализированной сфере, выступающие центром интеграционных процессов с соседними регионами.
- На основе проведения сравнительного анализа социально-экономического развития российских регионов, отражающего высокий уровень внешних и внутренних угроз экономической безопасности в стране, выделены условия возникновения и существования полюсов социально-экономического развития (значительное разнообразие российских территорий; специфика государственной региональной политики, проводимой в советский период; разрушение инфраструктуры и системы хозяйственных связей в период реформирования экономики; неоднородный характер развития внешнеэкономических связей) и определены предпосылки интеграции регионов вокруг этих полюсов (необходимость диверсификации регионального хозяйственного комплекса, наиболее проявившаяся в период кризиса; высокий уровень дифференциации смежных территорий; необходимость сокращения времени внедрения инновационных разработок в научную деятельность, низкий уровень развития перерабатывающих отраслей в нефтегазовой сфере, снижающий экспортную стоимость данного сырья; низкий уровень развития инфраструктуры, как сдерживающий фактор развития внешнеэкономических (торговых и туристических) связей).
- Определена система критериев выделения регионов-полюсов: 1) регион должен являться лидером в одной из сфер хозяйственной деятельности (инновационной, туристической, социокультурной, инфраструктурной, промышленной и т.п.) или обладает значительным потенциалом ее развития (оценка потенциала определяется особенностями той сферы, в которой регион может стать лидером); 2) регионы-полюсы (не менее двух по стране) в одной и той же сфере должны быть расположены в различных федеральных округах, что позволит обеспечить территориальный баланс сил (исключение составляют регионы, ориентированные на развитие добывающей промышленности, поскольку их расположение определяется расположением полезных ископаемых); 3) развитие экономики региона-полюса должно способствовать повышению уровня одного из видов экономической безопасности национального хозяйства (продовольственной, научно-технической, энергетической и т.д.).
- В качестве необходимого условия снижения уровня внутренних угроз экономической безопасности представлено выделение «точек роста» (совокупности мер и направлений регионального развития, согласованная реализация которых приведет к увеличению эффекта от их осуществления (в том числе и на смежных территориях), по сравнению с результатом, достижимым при реализации каждого направления в отдельности или их неупорядоченной совокупности). Выделение «точек роста», с одной стороны, способствует развитию процессов интеграции регионов, а с другой, выступает стратегическим ориентиром их осуществления.
- Применение кластерного подхода распространено на мезоуровень экономики, что потребовало соответствующей трансформации понятия кластер. Межрегиональный кластер - это интегрированная структура, включающая экономические системы двух (или более) регионов территориально граничащих друг с другом, но обладающих собственными инновационными, промышленными, аграрными, ресурсными и инфраструктурными особенностями, за счет наличия взаимного дополнения которых объединение данных территорий способно обеспечить проявление синергетического эффекта, в том числе (и преимущественно) за счет инновационного прорыва. Предложен алгоритм построения межрегионального кластера, как промежуточного этапа на пути к формированию единой стратегии развития интегрируемых регионов.
1.Чернова В. В. Критериальный подход к оценке экономической безопасности региона / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 11 (67). – 0,5 п.л.
2.Чернова В. В. Экономическая безопасность системы образования в современных условиях / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 12 (68). – 0,5 п.л.
3.Чернова В. В. Экономическая безопасность региона: сущностная характеристика, механизм формирования и специфика реализации / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69). – 1,0 п.л.
4.Чернова В. В. Национально-государственные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 2 (70). – 0,6 п.л.
5.Чернова В. В. Экономическая безопасность страны как отражение равновесной реализации ее национально-государственных интересов / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 3 (71). – 0,7 п.л.
6.Чернова В. В. Параметры экономической безопасности: проблемы методологии / В. В. Чернова // Экономика образования: науч.-метод. журнал. Вып. 1. Кострома, 2009. – 0,6 п.л.
7.Чернова В. В. Экономическая безопасность России в условиях глобализации / В. В. Чернова // Экономика образования: науч.-метод. журнал. Вып. 1. Кострома, 2009. – 0,4 п.л.
8.Чернова В. В. Повышение уровня жизни населения в контексте обеспечения экономической безопасности России / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 4 (72). Тамбов, 2009. – 0,5 п.л.
9.Чернова В. В. Реализация региональных экономических интересов: специфика и вопросы гармонизации / В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 7 (75). Тамбов, 2009. – 0,5 п.л.
10.Колесниченко Е. А. Снижение дифференциации развития регионов как условие гармонизации национальных интересов / Е. А. Колесниченко, В. В. Чернова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 7 (75). Тамбов, 2009. – 1,2 п.л. (авт. – 0,7 п.л.).
Авторские и коллективные монографии по теме диссертации:
11.Степичева О. А. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России / О. А. Степичева, В. В. Чернова, С. П. Юхачев, Р. М. Енгалычев // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2007. – 25 п. л. (авт. – 7 п.л.).
12.Чернова В. В. Многополярная модель реализации экономических интересов регионов России // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 22,5 п.л.
13.Чернова В. В. Политическая экономика. Кн. 2. Экономическая безопасность России: внешние и внутренние угрозы: коллективная монография / под науч. ред. проф. В. М. Юрьева // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 2009. – 18,37 п.л. (авт. – 3 п.л.).
14.Чернова В. В. Политическая экономика. Кн. 3. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики: коллективная монография / под науч. ред. проф. В. М. Юрьева // Тамбов:
Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. – 23 п.л. (авт. – 5 п.л.).
Кроме того, некоторые вопросы диссертационного исследования нашли отражение в других публикациях автора, основные из которых приводятся далее:
15.Чернова В. В. Методологические особенности анализа процессов обеспечения экономической безопасности / В. В. Чернова // Ступени роста. Сборник научных трудов молодых ученых. Кострома, 2002. – 0,4 п.л.
16.Чернова В. В. Экономическая безопасность как составляющая национальной безопасности / В. В. Чернова // Проблемы развития российского экономического образования в XXI веке: теория и практика. Смоленск, 2002. – 0,3 п.л.
17.Чернова В. В. Экономическая безопасность как предмет экономического анализа / В. В. Чернова // Факторы устойчивого развития экономики России на современном этапе (федеральный и региональный аспекты): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2003. – 0,5 п.л.
18.Чернова В. В. Взаимообусловленность экономической безопасности регионов и учреждений образования / В. В. Чернова // Современное состояние и перспективы развития экономики России: мат-лы всероссийской науч.-практ. конф. Пенза, 2003. – 0,3 п.л.
19.Чернова В. В. Экономическая безопасность Российской Федерации сквозь призму регионального развития / В. В. Чернова // Сб. тр. каф. эконом. теории. Вып. 3. Тамбов 2005. – 0,4 п.л.
20.Чернова В. В. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / В. В. Чернова // Сб. тр. каф. эконом. теории. Вып. 2. Тамбов 2006. – 0,4 п.л.
21.Чернова В. В. Качество жизни населения как составляющая конкурентоспособности региона / В. В Чернова // Маркетинговая деятельность в образовательных учреждениях: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – 0,3 п.л.
22.Чернова В.В. Повышение роли институтов в социально-экономическом развитии общества / В. В. Чернова // Современное состояние и перспективы развития экономики России: мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2008. – 0,3 п.л.
23.Чернова В. В. Структурные проблемы кризисной динамики региона / В. В. Чернова // Управление региональными системами: мат-лы всероссийской науч.-практ. конф. Волгоград, 2008. – 0,3 п.л.
24.Степичева О. А. Сглаживание социально-экономических последствий теневой деятельности в регионе в контексте обеспечения его экономической безопасности / О. А. Степичева, В. В. Чернова // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 3. Тамбов, 2008. – 0,9 п.л. (авт. – 0,6 п.л.)
25.Чернова В. В. Взаимосвязь коррупции и теневой экономики в России: социально-экономические проявления и последствия / В. В. Чернова // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 4. Тамбов, 2008. – 0,5 п.л.
26.Чернова В. В. Экономическая безопасность Российской Федерации: противодействие «финансовым пирамидам» / В. В. Чернова // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 1. Тамбов, 2009. – 0,5 п.л.
27.Чернова В. В. Особенности обеспечения экономической безопасности в сфере кредитно-банковской системы Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 2. Тамбов, 2009. – 0,6 п.л.
28.Чернова В. В. «Откаты» как проявление коррупционной угрозы национальной безопасности Российской Федерации / В. В. Чернова // Сб. тр. каф. эконом. теории. Вып. 2. Тамбов 2009. – 0,5 п.л.