- Обоснован методологический подход к исследованию системы государственных закупок как института государственного регулирования экономики. В этой связи уточнены сложившиеся в экономической теории и на практике понятия «государственный заказ», «государственные закупки», «рынок государственных закупок». Разграничены используемые как синонимы понятия «государственный заказ» и «государственные закупки», сущность которых отражает общественные потребности и характер экономических отношений в сфере государственных закупок. Выделены и раскрыты функции системы государственных закупок в современной смешанной экономике, введено понятие «инновационная функция» государственных закупок, аключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
- Разработан концептуальный подход и механизмы трансформации системы государственных закупок на основе комплексного системного реформирования всех этапов процесса государственных закупок от планирования закупок до мониторинга выполнения контрактов, и развития конкурентных, контрактных отношений в сфере государственных закупок для реализации задач обеспечения стабилизации и экономического роста российской экономики.
- Установлено, что доминирующей тенденцией развития рынка государственных закупок выступает образование общего экономического пространства на основе единых юридических норм и регламентирующих требований к процедурам и технологиям государственных закупок. Сформулированы и обоснованы институциональные принципы, определяющие развитие конкурентной среды рынка государственных закупок. Доказана необходимость создания единого информационного электронного пространства государственных закупок и предложены подходы к формированию рыночной аналитической информационной системы государственных закупок на базе общих стандартов и параметров при единой поисковой системе и информационной структуре, что позволит усовершенствовать рыночный механизм контрактации и повысить качество управления государственными закупками.
- Обоснована необходимость создания института контрактного права в качестве самостоятельного раздела хозяйственного права, включающего диверсифицированную систему государственных контрактов, регламентирующих экономические условия, процедуры заключения и обеспечение исполнения контрактов в зависимости от номенклатуры и специфики товаров (работ, услуг). Показано, что действующая единая нормативная модель государственного контракта ограничивает возможности обеспечения государственных нужд в условиях экономического кризиса. Предложено законодательно закрепить гибкие финансовые условия контрактов, обязательное страхование ответственности исполнения контрактов, что позволит более эффективно использовать государственные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики.
- В контексте трансформации институционального механизма государственных закупок разработаны концептуальные положения консолидированной модели управления государственными закупками. Данная модель предполагает создание специального Федерального агентства по государственным закупкам, с наделением его функциями стратегического и оперативного управления на федеральном и региональном уровне для формирования и реализации единой государственной политики в сфере государственных закупок.
- Разработаны методологические основы комплексной оценки государственных закупок, отражающей эффективность закупочной деятельности на разных стадиях общего процесса государственных закупок и позволяющей оценить затраты и результаты в целом для достижения мультипликативного эффекта от государственных расходов.
- Определены направления и предложен механизм развития государственно-частного партнерства в сфере государственных закупок, основанный на передаче государством в лице органов исполнительной власти разных уровней части традиционно выполняемых им функций организациям частного сектора. Предложен комплекс мер для привлечения малого и среднего бизнеса к выполнению государственных контрактов, обеспечивающий создание соответствующих организационных, нормативно-правовых и финансово-экономических условий для предоставления государственных гарантий, льготных кредитов, субсидирования процентных ставок и других преференций.
1. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. – М.:ИЭ РАН,2008. – 14, 5 п.л.
2. Смотрицкая И.И. Развитие рынка государственных заказов: институты и механизмы / Научный доклад / - М.: ИЭ РАН, 2007. – 1,3 п.л.
3. Смотрицкая И.И. . Развитие контрактных отношений в экономической деятельности государства – 1,8 п.л. / Трансформация роли государства в условиях смешанной экономики/ под ред А.Г. Зельднера И.Ю.Ваславской - М.: Наука, 2006.
4. Смотрицкая И. И. Государственные закупки в современной экономике: институциональные проблемы развития - (2,1 п.л.) / Государственный сектор: современные тенденции развития/ под ред. Зельднера А.Г., Черных С.И.- М.: ИЭ РАН, 2008.
Публикации в журналах, рекомендованных ВАК.
5. Абахов Ю.М. Смотрицкая И.И. Горденко Г.В. Трансформация институтов внутрифирменного управления // ЭКО, 2001. № 7 – 0,8 п.л. (лично автора 0,4 п.л.)
6. Смотрицкая И.И. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в России // Вопросы экономики, 2002. № 4 -0,4 п.л.
7. Смотрицкая И.И. Формирование институтов рынка государственных заказов // Экономические науки, 2007. № 3 – 0,8 п.л.
8. Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г., Смотрицкая И.И.и др.
Госкорпорации в экономической системе России // Экономические
науки , 2008. № 2 - 1,5 п.л. (лично автора 0, 3 п.л.)
9. Смотрицкая И.И., Черных С.И. Институт контрактных отношений на рынке государственных заказов // Вопросы экономики. 2008. № 8 – 1 п.л. (лично автора 0,7 п.л.)
10. Смотрицкая И.И. Государственные корпорации как субъекты контрактных отношений //Вестник института экономики РАН, 2008, №4 - 0,8 п.л..
11. Смотрицкая И.И. Концептуальные подходы к развитию консолидированной
системы государственных закупок в России// Экономические науки, 2009. № 1 – 0,7 п.л.
12. Смотрицкая И.И. Государственные закупки в системе мер антикризисного регулирования экономики // ЭКО, 2009. № 7 – 0,7 п.л.
Другие публикации
13. Смотрицкая И.И. Применение элементов маркетинга в условиях оптовой торговли // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования экономического механизма оптовой торговли» - М.: НИИМС Госснаба СССР, 1988.- 0,3 п.л.
14. Смехова Г.Б Смотрицкая И.И.. Новые принципы организации материально-технического обеспечения на примере межотраслевого государственного объединения «Квантемп» // НИИМС Госснаба СССР, 1989. Труды вып. 94 – 0,8 п.л. (лично автора 0,4 п.л.)
15. Смотрицкая И.И. Экономическая деятельность государства и формирование цивилизованной рыночной среды // РИСК. 1996. №4-5 – 0,7 п.л.
16. Смотрицкая И.И. Формирование и развитие рынка государственных заказов
/ Препринт доклада / М.: ИЭ РАН, 1996.- 1,1 п.л.
17.Смотрицкая И.И. Организационные аспекты формирования и функционирования товарного рынка /Препринт доклада/ М.: ИЭ РАН, 1998.- 2п.л.
18.Смотрицкая И.И. Проблемы развития государственного предпринимательства в России / Управление экономикой в переходный период/ Под ред. Ю.М. Абахова – М.: ИЭ РАН, 1996.- 0,7 п.л.
19. Смотрицкая И.И. Механизм и институты функционирования системы государственных заказов /Государство и госсобственность: институты и механизмы функционирования/ Под ред. А.Г. Зельднера – М.: ИЭ РАН, 1998.- 0,4 п.л.
20. Смотрицкая И.И. Маркетинг и финансовый менеджмент в системе управления предприятием /Анализ основных процессов в организации внутрифирменного управления/ Препринт доклада – М.: ИЭ РАН, 1998.- 1, 4 п.л. (лично автором 0,6 п.л.)
21. Смотрицкая И.И. Государственный заказ как элемент системы антикризисного управления экономикой /Государственное регулирование и преодоление экономического кризиса/ Под ред. А.Г. Зельднера - М.: ИЭ РАН, 1999.- 0,4 п.л.
22. Абахов Ю.М., Лукашенко О.В. Смотрицкая И.И. Сущность, разновидности и формирование корпоративных структур / Препринт доклада/ - М.: ИЭ РАН, 2001.-1, 3 п.л. (лично автором 0,6 п.л.)
23. Смотрицкая И.И. Корпорации в системе управления предприятиями государственного сектора /Государство в условиях формирования смешанной экономики/ Под ред. А.Г.Зельднера – М.: ИЭ РАН, 2001. – 0,5 п.л.
24. Смотрицкая И.И. Круглый стол по вопросам формирования системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. 2002. № 3 – 0,3 п.л.
25. Смотрицкая И.И. Особенности становления корпоративного сектора в России /Финансово-кредитные механизмы повышения инвестиционной деятельности / Под ред. В.К. Сенчагова, А.А. Дерябина - М.: ИЭ РАН, 2003.- 0,9 п.л.
26. Абахов Ю.М. Лукашенко О.В. Смотрицкая И.И. Стратегия формирования конкурентоспособных корпораций /Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Под ред. Д.С. Львова , Д.Е. Сорокина - М. : Наука, 2005г.- 1,2 п.л (лично автором 0,6 п.л.)
27. Смотрицкая И.И. Государственно-частное партнерство в системе приоритетов экономического развития России / Приоритеты в системе факторов экономического роста/ Под ред. А.Г. Зельднера – М.: ИЭ РАН, 2006. – 0,9 п.л.
28. Абахов Ю.М. Смотрицкая И.И. Конкурентоспособность корпорации: факторы и конкурентные преимущества /Стратегия формирования конкурентоспособности корпораций/ Под ред Ю.М. Абахова – М.: ИЭ РАН, 2006. - 1,4 п.л (лично автора 0,7 п.л.)
29. Смотрицкая И.И..Экономическая деятельность и социальная политика государства /Материалы XIV Кондратьевских чтений «Инновационное обновление социального сектора России: перспективы и последствия»/ - М.: МФК,2006г.- 0, 4 п.л.
30. Смотрицкая И.И. Современные формы государственно-частного партнерства // Проблемы экономики и менеджмента М.: 2006. выпуск 16 –0,8 п.л.
31. Смотрицкая И.И. Государственный заказ в системе государственного регулирования экономики /Институты государственного регулирования экономики/ Под ред. А.Г. Зельднера, И.Ю. Ваславской – М.: ИЭ РАН,
2007 – 0, 7п.л.
32. Смотрицкая И.И. Инновационная функция государственного заказа в условиях смешанной экономики / Государственно-частное партнерство в инновационных системах / Под ред. С.Н. Сильвестрова - М.: ИЭ РАН, 2007.- 0,6п.л.
33. Смотрицкая И.И. Развитие рынка государственных заказов: проблемы и перспективы // Вестник Института экономики РАН .2007.№ 3 – 0,7 п.л.
34. Смотрицкая И.И. Корпорации в системе государственных заказов: проблемы взаимодействия / Госкорпорации России: правовые и экономические проблемы/ Под ред. С.Н. Сильвестрова, А.Г. Зельднера А.Г. И.Ю. Ваславской.- М.: ИЭ РАН, 2008. – 0,6 п.л.
35. Смотрицкая И.И. Развитие инновационной функции государственного заказа в условиях смешанной экономики // Технопарк. 2008. №1 - 0,7п.л.
36. Смотрицкая И.И. Проблемы привлечения малого предпринимательства к реализации государственных контрактов / Государственно-частное партнерство в условиях кризиса / Материалы конференции – М. : ИЭ РАН, 2009. – 0, 5 п.л.