Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗОМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предложено авторское видение негосударственного вуза как объекта управления в единстве двух уровней: а) образовательного учреждения в целом; б) конкретной сферы функционирования вуза. На первом уровне НВ выступает как единый организм, все элементы внутренней среды которого тесно связаны между собой для обеспечения устойчивого функционирования в условиях постоянно изменяющегося внешнего окружения. На втором уровне выделены следующие сферы: а) образовательная; б) научная; в) международная (комплекс основной деятельности); г) административно-хозяйственная; д) материально-техническая; е) информационная; ж) финансово-экономическая; з) общественных и партнерских связей; и) кадрового и социально-бытового развития; к) безопасности (комплекс обеспечения основной деятельности); л) общего руководства; м) документационной и правовой работы (комплекс общевузовского управления).
  2. Разработан оригинальный подход к построению системы управления НВ по параметрам уровней объекта управления и содержания функций соответствующей деятельности. Вертикаль данной системы охватывает уровни образовательного учреждения в целом и конкретной сферы его функционирования, а горизонталь - следующие блоки: 1) концептуальный, включающий в себя: принципы, цели, модели, программы; 2) организационно-деятельностный, представленный органами управления НВ и соответствующими ресурсами и технологиями; 3) оценочно-аналитический, вбирающий массивы информации, используемые критерии и методы оценки эффективности, а также технологии внесения необходимых корректировок. В свете вышеописанного подхода конкретизировано функционально-уровневое понимание системы стратегического управления НВ. Применительно к вузу в целом и конкретным сферам его жизнедеятельности предложено следующее наполнение соответствующих блоков СУ: а) концептуальный: видение, миссия, имидж НВ; стратегические цели НВ; стратегические модели преподавателя, обучающегося и т.д.; стратегические модели образовательной деятельности, научной школы, партнерских связей НВ и т.д.; программы стратегического развития по направлениям деятельности; б) организационно-деятельностный: действующие органы стратегического управления НВ; имеющиеся кадры стратегического управления; используемые информационные, материально-технические, финансовые ресурсы и технологии в сфере стратегического управления НВ; в) оценочно-аналитический: массивы стратегической информации по сферам жизнедеятельности НВ; используемые методы сопоставления реальных результатов и стратегических целей НВ; критерии эффективности деятельности НВ на стратегических направлениях; технологии внесения необходимых корректировок в первый и второй блоки.
  3. Доказано, что исходным пунктом формирования системы стратегического управления негосударственного вуза является определение видения как наиболее обобщенного понимания предназначения вуза и принципов его деятельности. В этой связи разработано видение социально-ориентированного вуза, функционирующего на основе гармоничного менеджмента. При этом первая составляющая характеризует направленность деятельности вуза на: 1) всемерное удовлетворение общественных запросов образовательного, научного и социального плана; 2) формирование позитивного общественного имиджа вуза; 3) обеспечение реализации социально значимых целей его развития в их тесной взаимосвязи с решением экономических, материально-технических и других задач. Вторая раскрывает сущностные признаки системы управления, обеспечивающей: а) на уровне соответствующей территории - баланс между общественными потребностями и деятельностью вуза; б) на уровне вуза - эффективное сочетание всех видов его деятельности; в) на уровне отдельной личности - ее комплексное развитие, расширенное воспроизводство профессионального и человеческого потенциала.
  4. Дано определение миссии негосударственного вуза как деятельностного проявления его видения, т.е. реализации глобальных целей и функций вуза в контексте основных сфер его жизнедеятельности. Показана взаимосвязь между правильно сформулированными видением и миссией НВ, с одной стороны, и его позитивным имиджем,- с другой. В этой связи раскрыта сущность двух принципиально различных моделей имиджа НВ: а) стихийно складывающегося восприятия его деятельности; б) сознательного, целенаправленно формируемого образа образовательного учреждения. Последний всецело определяется видением и миссией НВ и трактуется соискателем как стратегический имидж вуза, т.е. как его образ, зафиксированный в общественном сознании, во-первых, ключевых социальных групп: обучающихся и членов их семей; работодателей; партнеров; властных структур; институтов гражданского общества; СМИ, во-вторых, коллектива вуза, целенаправленно формируемый и внедряемый по различным информационным каналам. В случае принятия и реализации эффективной стратегии имидж вуза должен в полной мере коррелировать с его видением и миссией.
  5. Раскрыты основные параметры стратегических целей как проекций видения и миссии вуза на конкретную сферу его жизнедеятельности, в числе которых характеристики: а) качественного; б) содержательного; в) количественного; г) временного; д) субъектно-исполнительского; е) технологического плана. Подчеркнуто, что стратегические цели комплекса основной деятельности приоритетны по отношению к целям обслуживающего и управленческого блоков, т.е. последние являются инструментами достижения первых. Вскрыта взаимосвязь между стратегическими целями и соответствующими моделями, отражающими идеальное представление о главных средствах достижения поставленных долгосрочных задач. Предложены стратегические модели применительно к: а) основным субъектам вуза (преподавателям, руководителям, студентам); б) ключевым сферам деятельности НВ (научной школе, партнерским связям и т.д.). В контексте разработки долгосрочных целей и моделей показано место программ стратегического развития как развернутого описания технологий, процессов и будущих результатов. Акцентировано приоритетное значение следующих программ: а) повышения качества образовательной деятельности; б) обеспечения разнообразных траекторий непрерывного профессионального обучения; в) формирования признанной научной школы; г) полномасштабной интеграции вуза в международное научно-образовательное пространство; д) расширенного воспроизводства кадрового потенциала вуза; е) системного развития материально-технической и информационной базы; ж) обеспечения комплексной безопасности; з) достижения долгосрочной финансовой стабильности на основе оптимизации доходной и расходной базы; и) формирования позитивного имиджа вуза и эффективной системы партнерских связей; к) развития современной системы управления со зрелой корпоративной культурой, действенной обратной связью, электронным документооборотом и адекватной правовой базой.
  6. Комплексно охарактеризованы возможные формы стратегического интеграционного взаимодействия по критерию содержания деятельности субъектов кооперационных связей (предприятий и организаций различных форм собственности; других вузов; образовательных учреждений иных уровней; международных вузов и организаций; научно-исследовательских образований; властных структур и органов местного самоуправления; институтов гражданского общества). Стратегическая модель интеграционных связей негосударственного вуза определена как конкретная комбинация перспективных кооперационных контактов НВ с субъектами внешней среды и представлена следующими формами (либо их сочетаниями): а) многоуровневый образовательный комплекс непрерывного обучения; б) научно-исследовательский альянс; в) научно-образовательное сообщество вузов; г) международный научно-образовательный консорциум; д) общественно-политический альянс экспертно-научного плана.
  7. Раскрыта структура органов стратегического управления НВ по критериям уровня (общевузовские институты; структуры по конкретной сфере деятельности) и характера функций (нормотворческие и исполнительные органы СУ). Показана ключевая роль координационного совета по стратегическому развитию как общевузовского органа, призванного объединить всех заинтересованных субъектов СУ (в т.ч. из институтов внешней среды) и создать локальную нормативную базу формирования, реализации и мониторинга стратегического развития вуза. Основными функциями вышеназванного совета предложено считать: а) определение видения, миссии, имиджа НВ; б) формулирование стратегических целей по сферам; в) принятие решений о создании органов стратегического управления; г) наделение их соответствующими ресурсами; д) анализ эффективности реализации концепции стратегического развития НВ; е) принятие решений о необходимых корректировках в системе стратегического управления НВ. Обоснована необходимость создания исполнительной дирекции программ стратегического развития как главной общевузовской структуры по реализации концепции стратегического развития НВ в контексте установок координационного совета, а также рабочих групп по утвержденным программам стратегического развития НВ.
  8. Исследованы основные причины сопротивления стратегическим изменениям в негосударственном вузе, а именно: а) неадекватность формата реформ традициям и тенденциям развития НВ; б) неэффективность внешних и внутренних коммуникаций, неразвитость обратной связи; в) противоречия между социальными группами, типами, различная степень мотивации категорий персонала к изменениям. Для решения последней проблемы рекомендовано использовать механизмы партнерства руководства, коллектива и субъектов внешней среды на базе выявления общих интересов и активной роли первичной профсоюзной организации. Последнее обосновывается следующим образом: 1) профорганизация, являясь хранителем традиций академической свободы и важнейшей формой самоуправления коллектива, призвана активно участвовать в демократизации стратегического управления; 2) она, реализуя защитную и представительскую функции, уже накопила богатый опыт взаимодействия с администрацией, местным самоуправлением, властными структурами; 3) профсоюзы, ориентируясь на базовые ценности «защита» «зарплата», «занятость», «здоровье», должен выступать гарантом социальной направленности концепции стратегического развития негосударственного вуза.
  9. Выделены три главных составляющих стратегического контроля: а) учетно-информационная (т.е. сбор информации о реализации стратегических целей); б) аналитически-систематизирующая (т.е. анализ данных, их сравнение с установленными плановыми показателями и определение эффективности систему СУ); в) коррекционно-управленческая (т.е. принятие решений о необходимых корректировках контрольных показателей и механизмов их достижения). Главная цель стратегического контроля определена как обеспечение максимально возможной корреляции между стратегическими целями НВ и результатами мероприятий по их достижению. В свете вышесказанного принципами СК должны стать: а) полнота и своевременность получаемой информации; б) глубина и системность анализа; в) быстрота и адекватность принимаемых решений; г) демократический характер стратегического контроля, его незабюрократизированность, наличие обратной связи. Подчеркнуто, что стратегический контроль развития внутренней среды НВ имеет своим содержанием оценку уровня конкурентоспособности вуза в отдельных сферах его функционирования, а внешней среды - отслеживание потенциальных рисков и угроз в перспективном плане.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Никулин А.А. Становление системы управления негосудар-ственным вузом: российский опыт. М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2006. (8 п.л.).

2.Никулин А.А. Развитие механизмов и институтов стратегического управления негосударственным вузом: вопросы теории и практики. М.: Издательство «Перспектива». 2008. (12 п.л.).

Учебники и учебные пособия

3. Коротков И.А., Никулин А.А., Пахомов А.М. Организация и ме-неджмент машиностроительного производства. М: «Славянская школа», 2004. (11,6 п.л. в соавторстве, в т.ч. лично автора – 1,9 п.л.).

4.Коротков И.А., Никулин А.А., Пахомов А.М. Управление каче-ством и персоналом на промышленных предприятиях. М: «Глобус», 2004. (10,5 п.л. в соавторстве, в т.ч. лично автора – 3,5 п.л.).

Публикация в изданиях, содержащихся в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованном ВАК РФ

5. Маренков Н.Л., Никулин А.А. Использование методологии стратегического управления в России в контексте обеспечения социально-экономического развития страны // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 9 (0,3 п.л. в соавторстве, в т.ч. лично автора – 0,15 п.л.).

6. Маренков Н.Л. Никулин А.А. Государственная поддержка интеграции образования, науки и экономики в рамках инновационного пути развития // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 11 (0,35 п.л. в соавторстве, в т.ч. лично автора – 0,2 п.л.).

7. Никулин А.А.: Стратегическое управление вузом: вариант системного подхода // Вестник Университета. ГУУ. – 2009. – №3 (0,3 п.л.).

8. Никулин А.А. Вуз как социально-экономическая система: стра-тегия развития // Вестник Университета. ГУУ. – 2009. – №17 (0,3 п.л.).

9. Никулин А.А. К характеристике развития негосударственного сектора образовательной системы России // Российский экономический журнал. – 2009. – №6 (0,35 п.л.).

10. Никулин А.А. Стратегическое управление негосударственным ву-зом: о сущности и направлениях совершенствования // Российский экономический журнал. – 2009. – №7-8 (0,3 п.л.).

11. Никулин А.А. Миссия и имидж в системе стратегического управления негосударственным вузом. // Вестник Университета. ГУУ. – 2009. – №19 (0,3 п.л.).

12. Никулин А.А. Долговременные цели в системе стратегического управления негосударственным вузом // Труд и социальные отношения. – 2009. – № 9 (0,3 п.л.).

Статьи и доклады в других научных сборниках и журналах

13.Никулин А.А. Формулирование видения и миссии негосудар-ственного вуза: методологические аспекты. В сб.: Совершенствование форм и методов управления на этапе становления рыночных отношений. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2002. (0,6 п.л.).

14.Никулин А.А. Стратегический имидж вуза: понятие, функции, технологии. В сб.: Управление процессами рыночной трансформации в постсоветской России: вопросы методологии, теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2002. (0,5 п.л.).

15.Никулин А.А. Стратегические модели как основа разработки программ долгосрочного развития вуза. В сб.: Управление современными социально-экономическими процессами: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Социальные отношения», 2004. (0,6 п.л.).

16.Никулин А.А. Органы стратегического управления негосудар-ственным вузом: варианты построения. В сб.: Механизмы функциони-рования экономических систем в рыночных условиях. – М.: Издательство «Перспектива», 2004. (0,7 п.л.).

17.Никулин А.А. Механизмы партнерства менеджмента и кол-лектива в сфере стратегического управления негосударственным вузом. В сб.: Социально-экономические и организационно-управленческие аспекты рыночной трансформации. Издательский дом «Экономический журнал», 2005. (0,8 п.л.).

18.Никулин А.А. Особенности социально-психологического уровня управления персоналом в условиях комплексного менеджмента качества. Материалы научно-практической конференции «Инновационные технологии социально-экономического комплекса» (Институт экономики, Подольск, 22-24 апреля 2005 г.), (0,2 п.л.).

19.Никулин А.А. Проблема сопротивления изменениям в ходе реализации программ стратегического развития. В сб.: Регулирование со-циально-экономических процессов в современных условиях. – М.: Академия труда и социальных отношений, 2005. (0,5 п.л.).

20.Дубовик М.В., Никулин А.А., Пахомов А.М. Совершенствование документационного обеспечения деятельности муниципального образования. Материалы II международной научно-практической конференции “Инновационные технологии социально-экономического комплекса» (Институт экономики, Подольск, 2-4 марта 2006 г.). (в соавторстве 0,25 п.л., в т.ч. лично автора – 0,15 п.л.).

21.Дубовик М.В., Никулин А.А., Пахомов А.М. Рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных технологий (на английском языке). Доклад на Второй международной конференции по бизнесу, менеджменту, экономике. Измир, Турция, 2006. – Издательство Университета Ясар, 2006. (в соавторстве 0,25 п.л., в т.ч. лично автора – 0,1 п.л.).

22.Никулин А.А., Пахомов А.М. Инновационные формы интегра-ции высшего образования в регионах». Доклад на 5-й Международной конференции «Перспективы развития единого образовательного про-странства: Запад – Восток». (Мадрид, Испания, 2006). – Издательство Университета Мадрида, 2007. (в соавторстве 0,35 п.л., в т.ч. лично автора – 0,2 п.л.).

23.Никулин А.А. Стратегия России на рынке труда в условиях глобализации. Доклад на третьей международной научно-практической конференции «Инновационные технологии социально-экономического комплекса» (Институт экономики, Подольск, 2007 г.). – Подольск: Издательство Института экономики, 2007. (0,5 п.л.).

24.Никулин А.А. Стратегический контроль в системе перспек-тивного управления вузом. В сб.: Социально-экономические и организа-ционно-управленческие аспекты становления рыночной экономики России. Издательство «Социальные отношения», 2007. (0,7 п.л.).

25.Никулин А.А. Негосударственный вуз как объект управления: вопросы теории и методологии. В сб.: Реформирование российской эко-номики: современные подходы. Издательский дом «Экономический журнал», 2007. (0,8 п.л.).

26.Никулин А.А. Использование компьютерных бизнес-игр в экономическом образовании (на англ. языке). Доклад на международной научной конференции «Информатика в научном знании» (Варна, Бол-гария, 2008). – Издательство Свободного университета в Ване, 2008. (0,2 п.л.).

27.Никулин А.А. Форсайт как метод стратегического управления. В сб.: Современные технологии управления: социоэкономические аспекты – М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2008. (0,5 п.л.).

28.Никулин А.А. Форсайт-философия: основные понятия и катего-рии. В сб.: Современные технологии управления: социоэкономические ас-пекты – М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2008. (0,6 п.л.).

29.Никулин А.А. К вопросу о сущности и уровнях стратегического управления негосударственным вузом. В сб.: Стратегическое управление в современной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2009. (0,75 п.л.).

30.Никулин А.А. Методические подходы к определению эффективности стратегического управления негосударственным вузом. В сб.: Стратегическое управление в современной экономике: вопросы теории и практики. – М.: Издательство «Перспектива», 2009. (0,55 п.л.).