Научная тема: «РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННОГО АНАЛИЗА»
Специальность: 08.00.01; 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. систематизированы источники инвестиций и раскрыта специфика инвестиционных проектов воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров. Автором показано, что инвестиционный процесс в интеллектуальный капитал научно-инновационных кадров длится 25-30 лет и включает все уровни образования: общее среднее, высшее, послевузовское. Обоснована методология оценки потребности в инвестициях по уровням образования, включая аспирантуру, преддокторантуру, докторантуру и постдокторантуру (п. 4.21. Паспорта специальности 08.00.05).
  2. предложена уточненная структура показателей эффективности послевузовского профессионального образования в национальной инновационной системе по сроку окупаемости, внутренней норме отдачи, способам дисконтирования. Обоснованы меры по повышению эффективности подготовки научно-инновационных кадров, включающие совершенствование законодательства и институтов послевузовского образования; повышение роли научных школ в подготовке научно-инновационных кадров; увеличение объемов и оптимизацию структуры инвестиций в проекты послевузовского образования; активизацию госкорпораций, наукоемких и инновационных предприятий в финансировании и обеспечении качества подготовки диссертационных работ по реальным проблемам развития наукоемкого сектора экономики России (п. 4.10. Паспорта специальности 08.00.05).
  3. разработана модель, показатели и методика оценки эффективности социальных инвестиций в человеческий капитал научно-инновационных кадров. Раскрыты особенности оценки эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал научно-инновационных кадров, включающие: учет инвестиционного лага, под которым понимается период от начала исследовательских работ до защиты диссертации, влияние инфляционных процессов, своеобразие эффектов инвестиций по источникам и субъектам (п. 4.22. Паспорта специальности 08.00.05).
  4. разработана модель системы обеспечения качества услуг послевузовского профессионального образования. Творческий процесс работы над диссертацией представлен как инновационно-инвестиционный проект, качество выполнения которого обеспечивается уровнем личного творческого потенциала и мотивации соискателя, выбором адекватных исследовательских форм и методов разработки диссертационного проекта, информационной доступности интеллектуальных и статистических источников, необходимой инструментально-лабораторной базой. Показано, что требования к качеству образовательных услуг послевузовского профессионального образования не поддаются однозначному формализованному описанию. Выделено два направления фиксации и контроля выполнения требований к качеству образовательных услуг послевузовского профессионального образования: первое - заключается в фиксации отдельных факторов и условий предоставления образовательных услуг посредством развития системы сертификации, а также путем оценки соответствия качества образовательных услуг МС ISO серии 9000; второе - вовлечением инновационного бизнеса в оценивание качества образовательных услуг на основании свободы выбора вузов и научных организаций (п. 4.24. Паспорта специальности 08.00.05).
  5. обоснованы предложения по совершенствованию институциональной системы государственной поддержки проектов и программ подготовки научно-инновационных кадров с учетом опыта развитых стран, которые позволят реализовать стратегические конкурентные преимущества России, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая научную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Обоснована целесообразность расширения в России практики конкурсов на получение именных стипендий и грантов от государства, госкорпораций и бизнеса, включение аспирантов и докторантов в исследовательские группы и программы, более демократичные формы аттестации и присвоения ученых степеней и ученых званий (п. 4.9. Паспорта специальности 08.00.05).
  6. разработана концепция, проект и система управления единой государственно-общественной системой отбора и подготовки научно-инновационных кадров России, которая позволит объединить все уровни образования в единую непрерывную систему формирования и развития интеллектуального капитала научно-инновационных кадров России. Определены цель и задачи системы, последовательность действий, принципы ее функционирования. Обоснованы критерии эффективности работы системы на «выходе». Разработана институциональная инфраструктура на всех уровнях образования: общеобразовательных школ, в вузах и послевузовском профессиональном образовании. Обоснована система софинансирования системы, информационно-программное сопровождение. Предложены меры по повышению качества экспертно-консультационных услуг в системе послевузовского профессионального образования (п. 4.9. Паспорта специальности 08.00.05).
  7. выявлены преимущества подготовки научно-инновационных кадров через научно-исследовательскую деятельность в составе научных школ, выступающих важнейшим звеном в системе воспроизводства интеллектуального потенциала страны. Определен статус и роль научных школ как самостоятельных институтов, основные характеристики научной школы, выполняемые функции. Предложена классификация научных школ по стадиям научного творчества, по отраслям наук, по приоритетным функциям. Обоснованы формы и дана оценка преимуществ программно-целевого подхода в процессах управления подготовкой научно-педагогических кадров в университетских учебно-научно-производственных комплексах (п. 4.10. Паспорта специальности 08.00.05).
  8. обоснованы методологические принципы и специфические методы исследования категории «человеческий капитал научно-инновационных кадров» на основе институционально-эволюционного анализа. Выявлены особенности творческого труда, характер деятельности ученых-инноваторов. Производство новых научных знаний и высокое качество персонала науки отнесены автором к эндогенным ресурсам и факторам экономического роста. Доказано, что способность вырабатывать новые знания, создавать приоритетные технологии, сохранять постоянное лидерство определяется исключительно внутренними возможностями и условиями развития государства (п.4.4. Паспорта специальности 08.00.01).
  9. определены приоритетные направления и институты, обеспечивающие повышение эффективности воспроизводства интеллектуального капитала. Дана качественная характеристика институтов аспирантуры, докторантуры, соискательства и их роли в выполнении целевой функции воспроизводства и накопления интеллектуального капитала научно-инновационных кадров. Раскрыто интегрирующее влияние института научных школ в обеспечении качества и эффективности кадрового обеспечения науки и высшего образования, включая отбор и целевую ориентацию молодежи в подсистемах общего среднего, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Показана необходимость системного подхода к выстраиванию социальной среды, способствующей мотивации и закреплению молодых ученых с перспективой устойчивого профессионального роста (п.1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
  10. теоретически обоснованы методологические принципы оценки интеллектуального капитала научно-инновационных кадров, которые выражаются: в единстве процессов формирования, аттестации, накопления и обновления интеллектуального капитала научно-инновационных кадров; в приоритете личностного подхода к оценке накопленного и используемого интеллектуального капитала; в учете синергического эффекта использования коллективного (фирменного) интеллектуального капитала в инновационных проектных группах; в соответствии с информационной базой для оценки интеллектуального потенциала и той его доли, которая включена и используется в бизнесе как интеллектуальный капитал; в социальном согласии всех участников инновационного процесса о методах, процедурах и результатах оценки интеллектуального капитала на основе законов и норм социального партнерства; в доверии и ответственности за нарушение договорных соглашений по оценке, условиям использования и вознаграждения интеллектуального капитала (п.1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
  11. раскрыто специфическое содержание и формы проявления категории «интеллектуальный капитал ученого-инноватора» как системы социально-экономических отношений по воспроизводству нематериальных активов науки и высшей школы. Обосновано, что главная функция интеллектуального капитала в современной экономике - увеличивать прирост доходов за счет формирования и реализации необходимых инновационной организации систем знаний, объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов, которые, обеспечивают опережающий темп и характер обновления технологий производства и ассортимента продукции, определяющих ее конкурентные преимущества на рынке. Доказано, интеллектуальный капитал выражает систему конкурентных интеллектуальных преимуществ инноватора и инновационно активного предприятия в производстве и реализации наукоемкой продукции (п.1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
  12. обоснованы качественные характеристики социально-экономических институтов и процессов послевузовского профессионального образования как подсистемы национальной инновационной инфраструктуры, отличительными чертами которой являются: превращение послевузовского профессионального образования в экономически выгодную сферу приложения интеллектуального капитала; согласованное взаимодействие науки, образования и инновационного бизнеса; тесная взаимосвязь научно-технической, кадровой и инвестиционной политики; правовая защищенность интеллектуальной деятельности и ее результатов; закрепление нового инновационного подхода к развитию сферы послевузовского профессионального образования с обязательным контролем качества ее услуг; стимулирование притока в науку талантливой молодежи и дальнейшее ее закрепление в науке; востребованность научно-исследовательских результатов со стороны реального сектора экономики и бизнеса; осознание на индивидуальном уровне того, что самообразование - основа всего образования (п. 1.1. Паспорта специальности 08.00.01).
Список опубликованных работ
Монографии

1.Родионова Е.М. Послевузовское образование: новые условия и качество: монография / Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская – М.: «Машиностроение-1», 2004. - 273 с. - 17 п.л. (авт. 6 п.л.)

2.Родионова Е.М. Аспирантура и докторантура: проблемы модернизации: монография/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская – Орел, 2004. - 315 с. - 20 п.л. (авт. 6 п.л.).

3.Родионова Е.М. Анализ инновационного поведения и выбора в институциональной среде: монография /Е.М. Родионова, Г.В. Барсуков// Интеллектуальные силы человечества и гармония мирового развития (Выпуск I. Планетарная рента: источники, виды, методология оценки) – Санкт-Петербург-Орел, 2006. – 349 с. – 17,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

4.Родионова Е.М. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России: принципы и технология воспроизводства: монорафия/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков, С.И. Пахомов, Е.Ю. Степанова Е.Ю. – М.: ООО «Прогресс ИД» 2007. - 212 с. - 13,25 п.л. (авт. 4 п.л.)

5.Родионова Е.М. Генерирование идей – стержневой процесс в инновационном бизнесе /Е.М. Родионова//Интеллектуальные силы человечества и гармония мирового развития (Выпуск II. Планетарная рента: источники, виды, методология оценки) – Орел, 2007. – 355 с. – 17,75 п.л. (авт. 4 п.л.)

6.Родионова Е.М. Подготовка инноваторов в аспирантуре Орловского государственного технического университета: монография/Е.М. Родионова//Интеллектуальный капитал – основа опережающих инноваций – Санкт-Петербург-Орел, 2007. – 334 с. – 16,7 п.л. (авт. 0,5 п.л.)

7.Родионова Е.М. Научно-инновационные кадры России: интеллектуальный капитал, инвестиции, инновации, институты, инфраструктура: монография/С.И.Пахомов, Г.В. Барсуков, Е.М. Родионова, Ю.Е. Степанова, В.В. Смирнов - ООО «Прогресс ИД» 2009. - 242 с. - 15,1 п.л. (авт. 4,2 п.л.)

Публикации в изданиях, рекомендуемых ВАК России на соискание ученой степени доктора наук

8.Родионова Е.М. Система подготовки инновационных кадров. Оценка качества /Е.М. Родионова//Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2009 - № 1(37). - 0,4 п.л.

9.Родионова Е.М. Источники инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников/ Е.М. Родионова// Всероссийский аграрный научный журнал. – 2008 - №9 (51). - 0,25 п.л.

10.Родионова Е.М. Национальная доктрина и направления модернизации системы послевузовского профессионального образования/Е.М. Родионова// Всероссийский аграрный научный журнал. – 2008 - №10 (52). - 0,25 п.л.

11.Родионова Е.М. Инновационная экономика – основа развития страны/Е.М. Родионова//Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2008 - № 3(35) - выпуск 2. - 0,3 п.л.

12.Родионова Е.М. Оценка качества образования - квалиметрический подход/Е.М. Родионова, Т.Н. Козлова//Стандарты и качество. – 2007. - №4. - 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

13.Родионова Е.М. Факторно-балльная оценка интеллектуального потенциала преподавателя высшей школы/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков, Е.Ю.Степанова // Управление персоналом. – 2007. - №16 (170). – 0,3 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

14.Родионова Е.М. Институциональные инновации на рынке человеческого капитала/Е.М. Родионова, Е.Е. Кузьмина// Инновации. – 2007. - №10 (108). – 0,5 п.л. (авт. 0,3 п.л.).

15.Родионова Е.М. Понятие, структура и классификация источников инвестиций в интеллектуальный капитал научных работников//Известия ОрелГТУ. Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2008. - №1-2/203 (541). - 0,5 п.л.

16.Родионова Е.М. Лидерские способности преподавателя и научного сотрудника высшей школы. Мотивация творческого труда// Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков Всероссийский аграрный научный журнал. – 2008 - №12 (54). - 0,25п.л. (авт. 0,1 п.л.).

17.Родионова Е.М. Оценка инвестиций в послевузовское профессиональное образование/Е.М. Родионова//Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. – 2008 - выпуск 16 - №29 (130). – 0,5 п.л.

18.Родионова, Е.М. Проблемы и необходимость повышения эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал научных сотрудников/Е.М. Родионова//Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. – 2008 - выпуск – 16 - № 19 (141). - 0,5 п.л.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах конференций

19.Родионова Е.М. Российская ментальность: некоторые проблемы образования/Е.М. Родионова, О.П. Овчинникова//Менталитет: региональная специфика модернизационных процессов и проблемы выхода из духовного кризиса: Материалы международного научного симпозиума. – Орел, 1999. - 0,4 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

20.Родионова Е.М. Оценка качества высшего образования/Родионова Е.М., О.П. Овчинникова, Л.Н. Пенькова// Актуальные проблемы проектирования и реализации современного образовательного процесса в вузе. – Орел, 2001. С.96-102.– 0,3 п.л. (авт. 0,1 п.л.).

21.Родионова Е.М. Система послевузовского образования в условиях глобализации общественной жизни/Е.М. Родионова//Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – С-Пб – 2002. С. 126-130. – 0,3 п.л.

22.Родионова Е.М. Демократия и личные свободы научного творчества/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции - Пенза – 2003. С. 298-301. - 0,3 п.л. (авт. 0,15 п.л.)

23.Родионова Е.М. Самофинансирование послевузовского образования / Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов// Россия в глобальном мире. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - С-Пб – 2003. - С. 313-324. – 0,7 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

24.Родионова Е.М. Инновационная экономика и новая роль социальной сферы/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская//Формирование профессиональной культуры специалистов 21 века в техническом университете. Труды 3-й Международной научно-практической конференции. – С-Пб – 2003. - С. 99-110 – 0,8 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

25.Родионова Е.М. Качественные особенности послевузовского образования в 21 веке/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов// Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Сборник статей X Международной научно-методической конференции. – Пенза – 2003. - С. 408-410. – 0,2 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

26.Родионова Е.М. Демократическому обществу – открытое и эффективное образование/Е.М.Родионова, С.П. Вигурская// Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Орел – 2003. - С. 42-50. – 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

27.Родионова Е.М. Социальная сфера в условиях рынка/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов// Основные направления повышения эффективности экономики, управления и качества подготовки специалистов. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. - Пенза - 2003. - С. 109-112. – 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

28.Родионова Е.М. Синергическая парадигма послевузовского образования/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Вузовская наука – региону. Сборник материалов первой общероссийской научно-технической конференции Вологда. – 2003. - С. 721-723. – 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

29.Родионова Е.М. Инновационные процессы в сфере образования/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов// Инновационные процессы в управлении предприятием. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза – 2003. – С. 35-37. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

30.Родионова Е.М. Проблемы инновационной сферы в образовании/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Проблемы информатизации в образовании, управлении, экономике и технике. Сборник статей III Всероссийской научно-технической конференции. - Пенза – 2003. – С. 83-85. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

31.Родионова Е.М. Особенности послевузовского образования в XXI веке/Е.М. Родионова//Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права. Научные труды IV международной научно-практической конференции. - Часть 2. Москва – 2003. – С. 188-193. - 0,4 п.л.

32.Родионова Е.М. Роль государства в регулировании инновационных процессов в сфере образования/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Роль в становлении и регулировании рыночной экономики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза – 2003. – С. 54-57. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

33.Родионова Е.М. Информационные технологии при управлении инновационными процессами/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. Сборник статей XII Международной научно-технической конференции. - Пенза – 2003. - С. 285-288. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

34.Родионова Е.М. Инновационная экономика и новая роль социальной сферы/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Наука и инновационные технологии для регионального развития. Сборник статей XII Международной научно-технической конференции. - Пенза – 2003. – С. 50-52. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

35.Родионова Е.М. Источники и системы финансирования инвестиций в послевузовское образование/Е.М. Родионова//Международный форум по проблемам науки, техники и образования. Труды международного форума по проблемам науки, техники и образования. - Москва – 2003. - Том 1. - С. 142-144. – 0,25 п.л.

36.Родионова Е.М. Концепция и модель оценки качества послевузовского образования/ Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Экономика и управление в современных условиях. Материалы всероссийской научно-практической конференции - Красноярск – 2003. – С. 170-173. - 0,25 п.л. (авт. 0,1 п.л.)

37.Родионова Е.М. Еще раз о качестве диссертаций и порядке их защиты/Е.М. Родионова, Ю.С.Степанов, В.Г. Садков//Подготовка научных и научно-педагогических кадров и присуждение ученых степеней в России и Западной Европе: теория, история, опыт и тенденции развития. Материалы международной научно-практической конференции. - Пятигорск – 2003. - С. 181-192. - 0,75 п.л. (авт. 0,25 п.л.)

38.Родионова Е.М. Социальные инновации/Е.М. Родионова//Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов. Сборник статей II Международной научно-технической конференции. - Пенза – 2004. – С. 201-205. - 0,25 п.л.

39.Родионова Е.М. Качество образования: подходы к оценке/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская//Национальная идея в контексте Российской ментальности. Материалы международной научно-практической конференции. - Орел – 2004. – С. 318-326. - 0,6 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

40.Родионова Е.М. Социальная сфера экономики в современных условиях хозяйствования/Е.М. Родионова//Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании. Сборник статей XIII Международной научно-технической конференции. - Пенза – 2004. – С. 347-350. - 0,25 п.л.

41.Родионова Е.М. Инновации в социальной сфере и их роль в обществе/Е.М. Родионова// Энергия молодых – экономике России. Труды V Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной столетию экономического образования в Томском политехническом университете. - Томск – 2004. – С. 135-137. - 0,25 п.л.

42.Родионова Е.М. Эволюция понятия о сущности роли человеческого капитала в экономической теории/Е.М. Родионова//Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права. Научные труды VII Международной научно-практической конференции. - Москва – 2004. – С. 152-158. - 0,5 п.л.

43.Родионова Е.М. К вопросу о качестве диссертаций и порядке их защиты/Е.М. Родионова//Экономика и образование. Научные труды межвузовского сборника научных трудов. - Москва - 2005. - С. 42-54. - Выпуск №2. – 0,9 п.л.

44.Родионова Е.М. Воспроизводство и накопление индивидуального человеческого капитала/Е.М. Родионова, В.Т. Смирнов//Экономика и образование. Научные труды межвузовского сборника научных трудов. - Москва - 2005. - Выпуск №2. – С. 54-62. - 0,5 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

45.Родионова Е.М. Назначение и развитие послевузовского образования в России/Е.М. Родионова//Наука и образование. Научные труды межвузовского сборника научных трудов. - Москва – 2005. Выпуск №6. - С. 216-220. - 0,3 п.л.

46.Родионова Е.М. Индивидуальный человеческий капитал. Воспроизводство и накопление//Образование и общество. - Орел – 2005. №5 (34). - С. 87-92. - 0,25 п.л.

47.Родионова Е.М., Киселева О.В., Козлова Т.Н. Формирование человеческого капитала – экономическая цель реформы образования//Социология и образование. - Москва – 2005. Выпуск №6. - С. 210-217. - 0,5 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

48.Родионова Е.М. Анализ инновационного поведения и выбора в институциональной среде /Е.М. Родионова, Г.В. Барсуков//Интеллектуальные силы человечества и гармония мирового развития. Материалы международной интернет-конференции. - С-Пб – 2006. - №1 – С. 103-112. - 0,6 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

49.Родионова Е.М., Барсуков Г.В. Человеческий капитал специалистов высшей квалификации//Образование и общество. Орел – 2006. №2 (37). – С. 81-85. - 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

50.Родионова Е.М., Барсуков Г.В. Новая парадигма университетского образования и науки// Образование и общество. Орел – 2006. №5 (40). – С. 91-95. - 0,3 п.л. (авт. 0,2 п.л.)

51.Родионова Е.М. Социально-экономические условия и концепция модернизации подготовки инновационных кадров в России /Е.М. Родионова, Г.В. Барсуков//Наука и образование. Социология и образование. Межвузовский сборник научных трудов. - Москва – 2006. Выпуск 2. – С.78-88. - 0,7 п.л. (авт. 0,4 п.л.)

52.Родионова Е.М., Барсуков Г.В. Оценка и пути повышения эффективности инвестиций в интеллектуальный капитал//Новые технологии – основа развития профессионального образовательного пространства учебно-научно-производственного комплекса. Материалы региональной науч.-практ. конф. – Ливны, 2007. – http//www.ostu.ru/livny/ntunpk07/

53.Родионова Е.М., Барсуков Г.В., Степанов Ю.С. Интеллектуальный потенциал личности при оценке качества образовательных услуг//Перспективы развития современной школы. №1. – Воронеж, 2007. – С. 35-49. - 1 п.л. (авт. 0,3 п.л.)

54.Родионова Е.М., В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков Инновационный путь развития России как основа формирования институциональной инфраструктуры рынка человеческого капитала//Образование и общество. №1 (48). – Орел, 2008. – 87-93. - 1 п.л. (авт. 0,3 п.л.)