- адаптирована теория и методология открытых естественно-научных систем к потребительской кооперации, которая в отличие от традиционного подхода, рассматривается как подсистема социально-экономической среды, «мягкая» открытая социально-экономическая система, деятельность которой подчиняется закономерностям развития натуральных систем с ограничениями рациональных систем, обобщенных концепцией развития открытых социально-экономических систем, нацеленных на инновационный эффект (в результате изменений в менеджменте), синергетический эффект флуктуационных процессов системы (за счет нового качества синергетики на базе диссипативных структур), эффект самоорганизации системы, синергетический эффект бифуркации системы (через самоорганизацию к значительной трансформации без соблюдения пропорциональности); обозначены концептуальные рамки для оформления границ применимости различных экономических теорий при исследовании развития потребительской кооперации;
- предложена классификация естественно-научных систем по признакам идентификации их присутствия в открытой социально-экономической системе, которая позволила выявить фундаментальные отличия социально-экономической системы от других типов открытых естественно-научных систем, вытекающие из приоритета не производственных, а человеческих подсистем, ориентированных на интересы и ценности членов социально-экономических сообществ как объектов управления или социального регулирования;
- адаптированы базовые понятия синергетической концепции для получения синергетического эффекта от взаимодействия кооперативных организаций с социальной базой и социальной средой, выявлены общие признаки экономического взаимодействия кооперативных организаций с социально-экономической базой, а также идентификационные признаки социального взаимодействия кооперативных организаций с обществом, установлено, что любые отклонения от кооперативных принципов приводят к бифуркациям и непредсказуемому изменению кооперативных систем;
- сформулированы концептуальные основы, объединяющие теории П. Сенджа, А. Джона и Г. Ланда применительно к условиям развития кооперативных систем в транзитивной экономике. В терминологии синергетической концепции выражены закономерности развития потребительской кооперации Таджикистана как открытой социально-экономической системы; конкретизировано во времени возникновение точек бифуркации, разделяющих периоды эволюционного развития системы, выделены этапы развития системы;
- разработана методика идентификации организаций потребительской кооперации, предложена система экономических показателей индикаторов и система показателей идентификаторов для оценки соответствия кооперативов идентификационным показателям, апробирована методика в Республике Таджикистан, полученные идентификационные модели сопоставлены с идентификационными моделями зарубежных кооперативов; выявлены тенденции развития потребительской кооперации с позиций ее оценки как открытой социально-экономической системы, вскрыты резервы ее проактивного развития за счет управления синергетическим эффектом, возникающим от социально-экономического взаимодействия системы потребительской кооперации со своей социальной базой;
- научно обоснован механизм привлечения членов к финансово-хозяйственной деятельности, который учитывает данные их мониторинга о мотивации экономического участия и дополняет систему традиционных мер целевым микрокредитованием и созданием в рамках потребительской кооперации неформальных объединений (товариществ) взаимопомощи в производстве и сбыте продукции личных подсобных хозяйств на основе долговременных индивидуальных договоров;
- обоснована стратегическая концепция развития потребительской кооперации Таджикистана как открытой социально-экономической системы, которая представляет собой совокупность решений, определяющих характер деловой активности, тип экономической и социальной ориентации, сущность экономического и социального взгляда на уровень и качество жизни пайщиков и обслуживаемого населения, отличие которой от традиционно принятых состоит в том, что она базируется на деловых процессах и процессах принятия решений в рамках модели «радара», адаптивном к изменениям социально-экономической среды, и допускает корректировку изменений показателей промежуточных этапов и даже самой цели системы.
1. Газибеков С.А. Методика совершенствования развития системы потребительской кооперации в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан // Доклады Академии сельскохозяйственных наук Республики Таджикистан. – 2009. – № 1. – 1,0 п.л.
2. Газибеков С.А. Механизм совершенствования управления потребительской кооперацией Республики Таджикистан в условиях транзитивной экономики (вопросы теории) // Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 2008. – № 4. – 0,8 п.л.
3. Газибеков С.А. Вопросы развития системы потребительской кооперации Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 2008. – № 1. – 1,0 п.л.
4. Газибеков С.А., М.К. Хусаинов. Роль государства в развитии социально-ориентированной кооперативной системы // Современное управление. – 2007. – № 2. – 1,0 п.л. (авт. 0,8 п.л.) (принята в печать 05.12.2006 г.).
5. Газибеков С.А., Комарова Г.Б. Роль потребительской кооперации в реализации социальной политики в Республике Таджикистан // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: экономика. – 2007. – № 1-2 (25-26). – 1,0 п.л. (авт. – 0,7 п.л.).
6. Газибеков С.А. Теоретическая оценка современного управления потребительской кооперации // Современное управление. – 2006. – № 1. – 0,7 п.л.
7. Газибеков С.А. Потребительская кооперация Таджикистана в условиях рыночной экономики // Экономика Таджикистана: стратегия развития. – 2005. – № 4. – 1,0 п.л.
8. Газибеков С.А. Реализация принципов кооперации в системе потребительской кооперации Республики Таджикистан в условиях рыночной экономики // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2005. – № 3. – 1,0 п.л.
9. Газибеков С.А. Роль кооперативной собственности в условиях рыночной экономики // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: экономика. –1992. – № 1. – 1,0 п.л.
МОНОГРАФИИ
10. Газибеков С.А. Потребительская кооперация Республики Таджикистан: состояние, концепция развития. – Душанбе: Изд-во «Деваштич», 2008. – 16,0 п.л.
11. Газибеков С.А. Управление потребительской кооперацией в условиях перехода к рыночной экономике. – Душанбе: Изд-во «Ирфон», 2007. – 10,0 п.л.
12. Газибеков С.А. Современное состояние потребительской кооперации (на тадж. языке). – Худжанд: Изд-во им. Р. Джалиля, 2007. – 4,0 п.л.
13. Газибеков С.А., Ефремова Г.М. Социально-экономические основы кооперативных систем. – Худжанд: Изд-во им. Р. Джалиля, 2006. – 5,5 п.л. (авт. – 3,2 п.л.).
Статьи в научных изданиях
14. Газибеков С.А. Сущность и этапы развития потребительской кооперации Республики Таджикистан // Материалы международной конференции, посвященной 20-летию ТГУК. – Душанбе, 2007. – 0,8 п.л.
15. Газибеков С.А., Газибекова М.Х. Особенности развития и роль потребительской кооперации в современной экономике Таджикистана // Современное развитие потребительской кооперации. – Душанбе: Изд-во «Ирфон», 2007. – 0,8 п.л. (авт. – 0,6 п.л.).
16. Газибеков С.А., Хусаинов М.К. Роль социальных партнёров в развитии социально-ориентированной кооперативной системы // Бизнес – команда и ее лидер. – 2007. – № 1. – 1,0 п.л. (авт. – 0,8 п.л.).
17. Газибеков С.А., Ефремова Г.М. Кооперация как форма социально-экономической деятельности // Ускорение развития Казахстанского общества в условиях экономической, политической и социальной модернизации: стратегия инновационного прорыва: Материалы международной научно-практической конференции. – Караганда, 2006. – 0,5 п.л. (авт. – 0,3 п.л.).
18. Газибеков С.А., Ефремова Г.М. Роль кооперативных принципов в сохранении целостности национальных кооперативных систем // Кооперация Сибири: история и современное состояние: Сборник научных трудов. – Вып. 5; Сибирское отделение Российской академии наук, Институт истории, СибУПК. – Новосибирск, 2006. – 1,0 п.л. (авт. – 0,6 п.л.).
19. Газибеков С.А., Хусаинов М.К. Потребительская кооперация в решении социальных проблем общества // Управление бизнесом. – 2006. – № 2. – 1,0 п.л. (авт. – 0,7 п.л.).
20. Газибеков С.А. Идентификационные возможности кооперативных принципов // Экономика 21 века. – 2006. – № 1. – 0,5 п.л.
21. Газибеков С.А. Ресурсный потенциал оптовой торговли потребительской кооперации Республики Таджикистан // Вопросы экономических наук. – 2006. – № 1. – 0,5 п.л.
22. Газибеков С.А. Идентификационные возможности кооперативных принципов // Ноу-Хау бизнеса. – 2006. – № 1. – 0,5 п.л.
23. Газибеков С.А. Современные проблемы кооперативной статистики // Аспирант и соискатель. – 2005. – № 6 (31). – 0,5 п.л.
24. Газибеков С.А. Проблемы совершенствования организационных структур оптовых торговых фирм // Проблемы экономики. – 2005. – № 6. – 0,5 п.л.
25. Газибеков С.А. Формирование кооперативной собственности в условиях рынка // Вопросы экономических наук. – 2005. – № 6. – 0,6 п.л.
26. Газибеков С.А. Роль руководителя в трудовом коллективе // Год «Чистой воды»: Материалы научно-практической конференции. – Худжанд: ЕУК ТГУК, 2004. – 0,5 п.л.
27. Газибеков С.А. Потребительская кооперация Таджикистана в системе рыночных экономических отношений // 2003 – год чистой воды: Материалы научно-практической конференции. – Худжанд: ТГУК, 2003. – 0,8 п.л.
28. Газибеков С.А., Хусаинов М.К., Шарипов М.М. Проблемы динамичного развития экономики Республики Таджикистан и пути их решения // Сборник докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава. – Худжанд: ЕУК ТГУК, 2003. – 0,6 п.л. (авт. – 0,5 п.л.).
29. Газибеков С.А. Развитие кооперативов по производству товаров народного потребления в республике. // Экономика промышленных предприятий Таджикистана в условиях рыночных отношений. – Душанбе: РДЭНТП Изд-во «Дониш», 1992. – 0,6 п.л.
Учебные пособия
30. Газибеков С.А., Усманов И.У., Хусаинов М.К. Управление кооперативным предпринимательством. – Москва: Изд-во «Компания Спутник+», 2006. – 7,5 п.л. (авт. – 5,3 п.л.).
31. Газибеков С.А., Усманов И.У. История развития теории менеджмента. – Худжанд: Изд-во «Наргис», 2002. – 2,6 п.л. (авт. – 1,9 п.л.)