Научная тема: «СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: КОНЦЕПЦИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА»
Специальность: 05.13.10
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработанная методика проведения многофакторного анализа формирования научно-педагогического потенциала высшей школы, позволившая выявить ряд проблем в области: возрастной динамики научно-педагогических кадров, структуры научно-педагогической деятельности, научной и инновационной активности, информационной открытости вузов. С помощью модульного и квадратичного критериев оптимизации установлены отклонения существующего возрастного распределения численности научно-педагогического персонала от оптимального, рассмотрены условия реализации оптимума. Обоснована структура фонда рабочего времени научно-педагогических работников с целью повышения их научной и инновационной активности.
  2. Научно-методологические положения и концепция формирования единой системы управления подготовкой научных и научно-педагогических кадров с позиции системного подхода.
  3. Стратифицированная государственно-общественная система управления подготовкой научно-педагогических кадров и развитием кадрового потенциала, состоящая из трех уровней: федерального - регионального - федерального (национального исследовательского) университета.
  4. Обоснование и разработка функционала Центра развития кадрового потенциала, национальных исследовательских университетов двух типов, научно-учебно-методических объединений, профессиональных общественных Советов по развитию кадрового потенциала, позволяющих повысить эффективность системы управления подготовкой научно-педагогических кадров для научно-исследовательских и образовательных учреждений страны.
  5. Разработанные методики прогнозирования потребности в научно-педагогических кадрах с учетом развития регионов, отраслей народного хозяйства и высшей школы.
  6. Научно-методологические основы моделирования управления подготовкой научно-педагогических кадров и развитием кадрового потенциала для вуза (региона, страны), базирующиеся на концепции имитационного динамического моделирования. Имитационно-динамические модели управления подготовкой научно-педагогических кадров и развития кадрового потенциала для вуза (региона, страны), с выявлением внутрисистемных связей. Получаемые результаты позволяют прогнозировать количественные и качественные величины воспроизводства и ротации кадров и управлять этими процессами путем подбора параметров модели.
  7. Методические подходы к оценке мотивации труда и потенциала научно-педагогических кадров как инструментов формирования кадрового состава университета. Стимулирующие факторы поддержки талантливой молодежи для решения одной из главных целей развития научного потенциала - закрепления молодых научных и научно-педагогических кадров в сфере образования и науки.
  8. Разработанные проекты документов (Положение о Федеральном руководящем Совете по развитию кадрового потенциала и подготовке научных и научно-педагогических кадров, Положение о Координационном Совете региона, Положение о Совете по развитию кадрового потенциала вуза, План мероприятий по реализации концепции формирования единой системы управления), регулирующие нормативные правовые отношения предлагаемой государственно-общественной федерально-региональной системы управления подготовкой научно-педагогических кадров.
Список опубликованных работ
Монографии, препринты, научно-исследовательские работы:

1.Научно-исследовательская работа. Формы и методы совершенствования послевузовской подготовки с учетом оптимизации номенклатуры специальностей научных работников, технологий обучения, финансового обеспечения. Руководитель – Виноградова Е.Б. Гос. рег. 0120.0 810674; Инв. № 02. 2.009 02179 - 2006 – 2008 гг., 623 с. (лично автора – 19,0 п.л.)

2.Виноградова Е.Б. Научные кадры – важный ресурс инновационного развития России. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 141 с. – 8,9 п.л.

3.А.В. Белоцерковский, Е.Б. Виноградова, В.Н. Козлов. Российский и международный опыт формирования системы подготовки кадров высшей научной квалификации. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2007. – 210 с. – 13 п.л. (лично автора – 9,2 п.л.)

4.Виноградова Е.Б. Модернизация образования и управление подготовкой научно-педагогических кадров. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2006., 138 с. – 8,6 п.л.

5.Научно-исследовательская работа. Мониторинг возможностей высшей школы в обеспечении предприятий и организаций научными кадрами по приоритетным направлениям науки и высоким технологиям. Руководитель - Башкарев А.Я. Отв. исп. – Виноградова Е.Б. Гос. рег. 01.2.007 01588; Инв. № 02.2.007 00594 – 2005 г., 150 с.- 9,4 п.л. (лично автора – 8,2 п.л.)

6.Виноградова Е.Б. Состояние и перспективы развития научно-педагогического потенциала вуза. Препринт. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003, 32 с. – 2 п.л.

7.Научно-исследовательская работа. Разработка мониторинга потребности научных и научно-педагогических кадров для реализации региональной научно-технической политики. Руководитель - Башкарев А.Я. Отв. исп. – Виноградова Е.Б. Гос. рег. 01.2.001 10036, Инв. № 02.200.201086. 2001 – 2002 гг., 145 с. – 9,1 п.л. (лично автора – 7,5 п.л.)

8.Виноградова Е.Б., Марков С.И., Окороков В.Р., Смирнова О.А. Наука и подготовка научных кадров в вузе: проблемы развития. - СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001 , 182 с. – 11,4 п.л. (лично автора – 6,5 п.л.)

Статьи в научных журналах, рекомендованных ВАК, для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук:

9.Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. Информационное пространство рынка труда научно-преподавательских кадров вузов // Проблемы современной экономики, №1, 2009 г., С. 434 – 438 – 0,7 п.л. (лично автора 0,4 п.л.)

10.Виноградова Е.Б., Сиваков В.Л. Многоканальное финансирование высшего образования.// Научно-технические ведомости СПбГТУ», № 4(61), 2008 г. С.282 – 284 – 0,4 п.л. (лично автора 0,2 п.л.)

11.Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. Система оценки организационного подхода подготовки аспиранта за счет бюджетных средств. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, №3(27), 2008 г., С. 487 – 491 – 0,7 п.л. (лично автора 0,3 п.л.)

12.Виноградова Е.Б. Особенности формирования кадрового состава вуза (опыт ФРГ)// Труд и социальные отношения, №1, 2008 г., С.57 - 63 – 0,4 п.л.

13.Виноградова Е.Б. Теоретическая модель определения потребности народного хозяйства в научно-педагогических кадрах высшей квалификации// Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, №3 (23), 2007 г., С.418 – 421 – 0,7 п.л.

14.Виноградова Е.Б. Аксиоматический аппарат и принципы теории модернизации образования. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, №1 (21), 2007 г., С.282 – 286 – 0,7 п.л.

15.Виноградова Е.Б. Отраслевая система оплаты труда как фактор

привлекательности труда преподавателя. // Экономика образования, №1, 2007 г., С. 30 – 37 – 0,5 п.л.

16.Виноградова Е.Б. Тенденции развития образования в ФРГ // Научно-технические ведомости СПбГТУ», №3, 2005 г., С. 207 – 215 – 0,5 п.л.

17.Виноградова Е.Б., Тарабанов В.Н., Тарабанова Т.И. Предварительная оценка труда работников АУП и УВП вузов//Труд и социальные отношения» №2, 2005 г., С. 132 – 135 – 0,2 п.л. (лично автора 0,1 п.л.)

18.Виноградова Е.Б. Социально-экономическая оценка научно-педагогического потенциала вуза // Научно-технические ведомости СПбГТУ», №3, 2004 г., С.98 – 104 – 0,4 п.л.

19.Виноградова Е.Б., Тарабанов В.Н., Тарабанова Т.И. Оценка труда персонала вуза // Труд и социальные отношения. Научный журнал Академии труда и социальных отношений, №4, 2004 г. С.124 – 129 – 0,3 п.л. (лично автора 0,2 п.л.)

20.Виноградова Е.Б. К вопросу финансовой деятельности университета // Университетское управление: практика и анализ. Изд-во УрГУ», №4, 2002, С.47 – 51 – 0,3 п.л.

Научные статьи и материалы конференций:

21.Виноградова Е.Б. «Опыт реализации международных учебных программ: проблемы и перспективы развития двойного диплома с немецкими вузами». Доклад на международной конференции «Культурный, социально-экономический и научный обмен между Россией и Германией: проблемы и перспективы». Санкт-Петербург, СПбГУЭФ, 4 - 6 июня 2009 г.

22.Виноградова Е.Б. Из опыта оценки труда работников вуза. VII международная научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов». Пенза, июнь 2008 г. С.53 – 56 – 0,3 п.л.

23.Виноградова Е.Б. Структура механизма запуска модернизации образования. Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами». Пенза, март 2007г., С. 64- 65 – 0,1 п.л.

24.Виноградова Е.Б. Из опыта формирования научно-педагогической среды в Германии. Международная научная конференция «Россия и ЕС: проблемы формирования общего пространства науки и образования». Воронеж, ВГУ, 13 – 14 декабря 2006 г. С.346 – 350 – 0,3 п.л.

25.Виноградова Е.Б. Особенности формирования кадрового потенциала высшего учебного заведения. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы управления деятельностью предприятий различных отраслей». Москва, МЭСИ, 23 октября 2006 г. С.161 – 166 – 0,3 п.л.

26.Виноградова Е.Б. К вопросу о направлениях и факторах модернизации образования. Российская научно-практическая конференция «Университет как центр инвестиционной привлекательности регионов». Тверь, 19 октября 2006 г. С. 18 – 20 – 0,2 п.л.

27.Виноградова Е.Б. Модернизация образования как тенденция развития мировой экономики. Российская научно-практическая конференция «Университет как центр инвестиционной привлекательности регионов». Тверь, 19 октября 2006 г. С. 16 – 18 – 0,2 п.л.

28.Виноградова Е.Б. К вопросу о повышении качества послевузовского образования. Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления качеством образования в вузе». Пенза, ноябрь 2006 г., С.18 – 22 – 0,3 п.л.

29.Виноградова Е.Б. Методы формирования научно-педагогического персонала вуза. IV Международная научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах». Пенза, декабрь 2006 г., С.145 – 147 – 0,2 п.л.

30.Виноградова Е.Б. Некоторые аспекты развития системы высшего образования Германии. II Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы», Пенза, ноябрь 2006 г. , С. 239 – 242 – 0,3 п.л.

31.Виноградова Е.Б. Механизм согласования потребностей и возможностей высшей школы в подготовке кадров высшей научной квалификации. Всероссийская научно-теоретическая конференция «Коммуникативные стратегии информационного общества», СПб, 17 – 19 октября 2006 г., С.141 – 144 – 0,2 п.л.

32.Виноградова Е.Б. Роль высшего образования в современной системе мирохозяйственных связей. XI Международная научно-практическая конференция «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей», СПб, 24-26 октября 2006 г. , С.116 – 119 – 0,2 п.л.

33.E.Vinogradova. He that travels far knows much. //Reflections. Alexsander von Humboldt-Stiftung. Bonn, 2006. S. 145 – 153 – 0,5 п.л.

34.Виноградова Е.Б. Подготовка кадров высшей научной квалификации: европейский и российский опыт. Доклад на конференции ГУ ВШЭ: «Деловое, научное и культурное пространство: Россия – Германия», Москва, 12 мая 2006 г.- 12 с. – 0,2 п.л.

35.Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. К вопросу о подготовке научных кадров // Материалы 9-й всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах» 18-19 мая 2005 г. , СПб., С.62 – 66 – 0,25 п.л. (лично автора 0,2 п.л.)

36.Виноградова Е.Б., Башкарев А.Я., Цикин И.А. Разработка мониторинга потребности научных и научно-педагогических кадров для реализации региональной научно-технической политики // Материалы 4-ой международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия». – СПбГПУ, 2002, С. 273 – 274 - 0,1 п.л.

37.Виноградова Е.Б., Окороков В.Р., Марков С.И. Принципы управления наукой и образованием для повышения конкурентоспособности национальной экономики России// Материалы 8-ой международной научно-практической конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки».. – СПбГТУ, 2001, С. 246 – 251 – 0,3 п.л. (лично автора 0,2 п.л.)

38.Виноградова Е.Б. Качество образования как стратегическая цель развития высшей школы // Материалы 2-ой международной научно-практической конференции. «Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия». СПбГТУ, 2000, С.462 – 463- 0,1 п.л.

39.Виноградова Е.Б. К вопросу управления качеством. // Материалы научно-методической конференции «Современное образование: качество и новые технологии». – Томск, 2000, С. 212 – 213- 0,1 п.л.

40.Виноградова Е.Б., Окороков В.Р. Подход к совершенствованию управления системой образования путем нахождения дополнительных ресурсов // Материалы научно-практической конференции «28 неделя науки СПбГТУ» . – СПбГТУ, 2000, С. 140 – 141- 0,1 п.л.

41.Виноградова Е.Б., Счисляева Е.Р., Сурыгин Е.А. Функциональная модель маркетинга международной деятельности российского вуза // Материалы научно-практической конференции «28 неделя науки СПбГТУ» . – СПбГТУ, 2000, С. 136 – 137- 0,1 п.л.

42.Виноградова Е.Б., Харчева В.Г. Реформа системы высшего образования как необходимое условие повышения качества подготовки кадров. Актуальные проблемы образования / под ред. проф. Харчевой В.Г. – М.:Изд-во “Academia”, - 1999, С.23 – 59 – 2,3 п.л. (лично автора 2,0 п.л.)

43. Виноградова Е.Б., Окороков В.Р. Анализ тенденций развития высшей школы и подготовки специалистов в России и зарубежных странах // Материалы научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия». – СПбГТУ, 1999, С.166 –167 – 0,1 п.л. (лично автора 0,1 п.л.)

44.Виноградова Е.Б. Реформа высшей школы в России: результаты и проблемы // Материалы научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия». – СПбГТУ, 1999, С.170 – 171 - 0,1 п.л.

45.Виноградова Е.Б. Организация маркетинговых служб в вузах – путь к трудоустройству специалистов // Материалы научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России на пороге 21-го столетия». – СПбГТУ, 1999, С.179 – 180 - 0,1 п.л.

46.Виноградова Е.Б., Счисляева Е.Р., Сайченко О.А. К вопросу о значимости второго образовательного уровня // Материалы III Всероссийской научно-технической конференции «Фундаментальные исследования в технических университетах» - СПбГТУ, 1999, С. 212 – 213- 0,1 п.л.

47.Виноградова Е.Б., Счисляева Е.Р., Сайченко О.А. Анализ места высшей школы в развитии рыночных отношений в России // Материалы VI Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». – СПбГТУ, 1999, С.42- 0,1 п.л.

48.Виноградова Е.Б., Счисляева Е.Р., Сайченко О.А. Опыт подготовки специалистов-менеджеров в РАВШУ // Материалы VI Международной научно-методической конференции « Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». – СПбГТУ, 1999, С.63 – 64- 0,1 п.л.