- Автором впервые поставлены и решены с использованием междисциплинарной методологии проблемы теоретического осмысления использования зарубежного опыта успешных экономик при проведении российских экономических реформ XVIII-XX веков.
- Проведено исследование институциональных оснований саморегулируемой экономики и границ государственного регулирования, что позволило сформулировать основные положения теории институтов, проанализировать принципы неудач российских реформаторов прошлого, в том числе демократических реформ в постсоветской России. Сформулирован вывод о том что, если реформы не завершаются институциональными изменениями, они обречены на неудачу; чиновники не являются полноценной заменой институтов; деятельность административных моделей «ручного управления» может обеспечить только кратковременный экономический рост и, как правило, уже в среднесрочной перспективе приводит к экономическому застою.
- Разработана концепция саморегулируемой экономики, базирующаяся на институтах гражданского общества, выработанных средним классом в процессе исторической эволюции (идеи защиты жизни, свободы, конкуренции и равенства всех перед законом). При этом раскрыто содержание категории «институциональная демократия», выступающей политическим и экономическим базисом государств с саморегулируемыми экономическими системами. Обосновано, что в формате институциональной демократии государству не надо будет «поддерживать» малый и средний бизнес, который получает механизм полноценной самореализации. Сделан вывод о том, что институциональное мышление для ХХI века более продуктивно, чем известное противопоставление экономики политике, так оно, по сути, является политэкономическим мышлением гражданского общества.
- Показано, что эффект саморегулируемой экономики создают институты системной демократии в целом, а не только институт свободной конкуренции, эффективность которого напрямую связана с эффективностью других институтов, например, местного самоуправления или независимой науки.
- Сформулирована вербальная модель институциональных параметров саморегулирования, на основе исследования характеристик функционирования хозяйств в развитых экономиках мира. В качестве основных элементов модели выделены следующие параметры:- удельный вес государственной собственности (не более 35-40%); - удельный вес малого и среднего бизнеса в ВВП (не менее 50-55%); - независимость и финансовая самодостаточность местного самоуправления, где интересы граждан выступают в непосредственном виде; - независимая, организованная на принципах демократии наука, ориентированная на нерасщепленный результат, когда университеты представляют собой единые исследовательские и технологические центры по разработке опорных технологий;- главная задача институциональных органов - не управление экономическими процессами, а создание институтов. Предложенная модель проанализирована с позиций ее применимости в России.
- Обоснован подход к государственному регулированию, построенному на основе отделения власти от бизнеса.
- Предложена новая модель административной реформы (без революций и политических катаклизмов) в качестве концепции переходного периода. Выделен главный принцип институциональных реформ: создан институт (информационно-правовое «окно» в институциональное поле, где каждый гражданин может реализовать свою жизнь, свободу и экономические интересы) - чиновники должны уйти. Обоснован вывод о том, что соотношение между институтами и чиновниками должно постоянно меняться в пользу институтов.
- Разработана пошаговая программа модернизации российской экономики с учетом необходимых институциональных изменений, направленная на сокращение функций администрирования в сфере экономики, развитие механизмов саморазвития и расширения сферы саморегулирования.
1. Димов В.А. (редактор и автор статей). Открытая книга предпринимательства. - М.: Изд-во «Техинвест», 1991. - 20,0 п.л., в т.ч. автора - 2,5 п.л.
2. Димов В.А Два гиганта (СССР-США). - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 25,0 п.л.
3. Димов В.А. Справедливый либерализм. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 25,0 п.л.
4. Димов В.А. Демократия как наука. Ценности. Институты. Законы. - М.: Изд-во ВШПП, 2008 - 7,5 п.л.
5. Димов В.А. Власть институтов. - М.: Изд-во ВШПП, 2009. - 7,5 п.л.
Статьи, в т.ч. в изданиях, рекомендованных ВАК
6. Димов В.А. Исторические споры вокруг конкуренции / Конкурентная Россия. – М.: Изд-во МГУ, 2004 - 1,0 п.л.
7. Димов В.А. Модель Милютина и современность (из истории местного самоуправления в России) // Экономика и управление собственностью. - 2008. - №2. - 0,5 п.л.
8. Димов В.А. Институты распознают будущее // Вестник Института экономики Российской Академии наук. – 2008. - №3. - 1,0 п.л.
9. Димов В.А. Смена вех: институты вместо бюрократии // Экономика и управление собственностью. – 2008. - №3. - 0,5 пл.
10. Димов В.А. Мировой кризис: сценарий системных изменений // Вестник Института экономики Российской Академии наук. – 2008. - № 4 - 1,0 п.л.
11. Димов В.А. Антикризисная монетарная политика // Экономика и управление собственностью. - 2008. - № 4. - 0,5 п.л.
12. Димов В.А. Взгляды Джона Локка на институт собственности и современность // Экономика и управление собственностью. - 2009. - № 1. - 0,3 п.л.
13. Димов В.А. Глобальная конкуренция и национальные интересы // Вестник СевКавГТУ, вып. 2(19) - 2009. - 0,5 п.л.
14. Димов В.А. Институциональные границы государственного регулирования // Вестник Института экономики Российской Академии наук. - 2009. - №2 - 0,7 п.л.
15. Димов В.А. Экономика социального государства и механизм глобальной конкуренции // Экономика и управление собственностью. – 2009. - №2. - 0,7 п.л.
Выступления и статьи в СМИ
16. Димов В.А. Польский вариант (интервью о ходе выполнения «Плана Бальцеровича») // Правительственный вестник. - № 32 (58), август 1990 года. - 0,2 п.л.
17. Димов В.А. Конкурс номенклатуры или конкуренция производителей? // Контакты. - № 2 (15). - 1992. - 0,2 п.л.
18. Димов В.А. Железнодорожные тарифы: далее без остановок (интервью по вопросам регулирования тарифов на железнодорожном транспорте) // Известия от 23 октября 1999 года. - 0,2 п.л.
19. Димов В.А. Конкуренции – крепкое плечо государства // Бизнес в России. - № 47 (236) от 4 декабря 1999 г. - 0,3 п.л..
20. Димов В.А. Ничто не вечно под луной (интервью по вопросам тарифной политики для естественных монополий) // Российская газета. - № 15 (2379) от 21 января 2000 г. - 0,2 п.л.
21. Димов В.А. Русский транзит в лабиринте реформ // Российская Федерация. - № 25 (123). - 1999. - 0,3 п.л..
Доклады на международных и всероссийских конференциях
22. Димов В.А. Законодательная база по устранению административных барьеров в развитии малого и среднего бизнеса // Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития малого и среднего бизнеса, апрель 2000 года. (стенограмма). - Краснодар, 2000. – 0,2 п.л.
23. Димов В.А. Стратегия реструктуризации российских железных дорог // Итоги реструктуризации национальных железнодорожных компаний: оценки и рекомендации Мирового Банка. - Международная конференция. Октябрь 1999 года. (стенограмма, англ. язык). – Вена, 1999. – 0,2 п.л.
24. Димов В.А. Транссибирская магистраль и проблемы экономического возрождения восточных регионов страны // «Trans Russia – 2000». - Международная конференция по транспорту и логистике. 15-16 мая 2000 года. Сборник докладов. - М.: Издание «Финансовой группы Л и А», 2000. - 0,3 п.л.
25. Димов В.А. Экономика социального государства и механизм глобальной конкуренции // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. - 7-ая Международная научная конференция. 27-29 мая 2009 года. МГУ. Сборник выступлений участников конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2009. - 0,7 п.л.