- Разработаны методологические основы повышения качества и объема предоставления государственных услуг здравоохранения, отличающиеся активизацией использования инструментов межбюджетных отношений. При этом раскрыты адаптационные возможности их применения в условиях глобального финансового кризиса. В рамках предлагаемой методологии:- сформулированы методологические принципы построения механизма предоставления государственных услуг здравоохранения, предусматривающего прямую и обратную связи между государством и производителями-поставщиками услуг здравоохранения и их конечными потребителями - населением, что позволяет реализовать обратное воздействие населения на качество предоставляемых услуг. При этом проведено разграничение базовых понятий «межбюджетные отношения», «механизм межбюджетных отношений», «модель межбюджетных отношений». Введены в категориальный ряд межбюджетных отношений понятия: «деволюция» как процесс разграничения и передачи доходных и расходных полномочий между уровнями власти, «деконцентрация» как процесс взаимодействия между уровнями власти в современных российских условиях, характеризуемый территориально-административным делением без предоставления реальной финансовой автономии;- на основе сформулированных методологических принципов разработана структурная модель механизма предоставления государственных медицинских услуг с использованием межбюджетного инструментария, адекватного особенностям модернизации отечественного здравоохранения - разграничению бюджетных полномочий и реализации целевых межбюджетных грантов. При этом обоснованы методологические принципы, описана модель, предложена классификация видов деволюции, раскрывающей инструментальную структуру механизма предоставления медицинских государственных услуг. Структура финансовой помощи (межбюджетных грантов) субординирована в разрезе форм, функций, степени влияния на решения субфедеральных властей по предоставлению государственных услуг в убывающей последовательности: целевые (условные) - нелимитированные - безусловные гранты.
- Выявлены ключевые противоречия иерархической структуры предоставления государственных услуг, действия которых усиливаются в условиях глобального финансового кризиса. В их числе:- разнонаправленные воздействия тенденций в предоставлении государственных услуг здравоохранения (централизация доходов и децентрализация расходов) в условиях глобального кризиса обостряют проблему дефицитности публичных финансов; - возможности федеральной поддержки выравнивающей функции межбюджетных отношений в ущерб стимулирующей сужаются в условиях финансового кризиса, что может увеличить число регионов-реципиентов и негативно отразиться на поддержке и реализации социальных гарантий государства по медицинскому обслуживанию населения.
- Доказано, что реализация реформы местного самоуправления укрепляет модель ограниченной финансовой автономии муниципалитетов с ориентацией субрегионального бюджетного регулирования на «дефицитопокрытие», что свидетельствует об ограниченной возможности финансирования производства государственных услуг в объемах, характеризующих минимально допустимый уровень их предоставления.
- Научно обоснованы и сформулированы конкретные рекомендации по трансформации механизма предоставления государственных услуг здравоохранения. В частности:- реализация целевых межбюджетных грантов в рамках ПНП «Здоровье», в условиях разграничения полномочий в отрасли здравоохранения, порождает распространение синдромов «взаимозаменяемости ресурсов» и «вертикального люфта», усиливающих процесс латентного недофинансирования муниципального здравоохранения. В целях нейтрализации выявленных синдромов рекомендовано законодательное закрепление ограничений на сокращение собственных (территориальных) источников финансирования при реализации целевого федерального финансирования предоставления государственных услуг (предусмотренного в рамках ПНП);- предложена методика мониторинга экспертной оценки модернизации предоставления медицинских услуг, в апробации которой были выявлены ключевые проблемы - ограничители предоставления медицинской помощи, порожденные сегментацией здравоохранения. В числе последних: снижение научного статуса городских учреждений здравоохранения, сужающее их конкурентные преимущества относительно лечебных учреждений республиканского уровня; ограничение выбора пациентами лечебных учреждений и получения независимой экспертизы; снижение маневренности управления крупным специализированным медицинским учреждением.
- Установлено, что реализация публичных новаций в отрасли здравоохранения существенно не повлияла на рост качества медицинских услуг. С использованием рекомендаций специалистов ГУ «Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан» разработана программа и по репрезентативной выборке проведен опрос потребителей удовлетворенностью качеством медицинской помощи в Республике Татарстан. В результате опроса установлено: наличие существенного разрыва в удовлетворенности медицинской помощью по отобранным критериям по сравнению с официальными данными Министерства здравоохранения Республики Татарстан; нарастающее отставание мощности амбулаторно-поликлинических учреждений от потребностей первичного здравоохранения, особенно в сельской местности; снижение уровня и доступности медицинских услуг, в частности, из-за дефицита помещений при низких темпах их строительства.
- Предложена функционально-структурная модернизация механизма самоорганизации в предоставлении государственных услуг здравоохранения на основе межбюджетных отношений, предполагающая:- сокращение величины межбюджетных переливов с одновременным стимулированием повышения субфедеральной финансовой автономии на основе активизации мотивации к саморазвитию; разработку системы индикаторов для мониторинга развития отрасли здравоохранения и результативности использования ресурсов. В этих целях, в частности, предлагается создание централизованной единой информационной базы отрасли здравоохранения.
1. Кулькова В.Ю. Межбюджетный механизм финансирования государственных услуг в отрасли здравоохранения Республики Татарстан. – М.: Креативная экономика, 2008 (14 п.л.).
2. Кулькова В.Ю. Методические аспекты оценки налогового потенциала территории в контексте совершенствования межбюджетных отношений в РФ //Формирование российской модели межбюджетных отношений: взгляд из Татарстана – Казанский федералист, 2005.- № 2 (18). – Гл 3. – (5 п.л., авторская часть 1,2 п.л).
3. Кулькова В.Ю. Особенности формирования и развития человеческого капитала в Республике Татарстан //Основы экономической теории человеческого капитала, под ред.Ф.Г. Хамидуллина. – Казань: ФЭН, 2007.- . Гл.10.- (16,25 п.л., авторская часть 1,5 п.л.).
4. Кулькова В.Ю. Основы рыночной экономики: учебно-методическое пособие / Под ред. В.В. Авиловой. - Казань: Изд-во КГТУ,1998. - Часть 1.- ( 4,2 п.л., авторская часть 3,0 п.л.).
5. Кулькова В.Ю. Социальная демография: учебное пособие (гриф УМО).-Казань: Изд-во КГМУ, 2003 (5,9 п.л.).
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК
6. Кулькова В.Ю. Технология совершенствования межбюджетных отношений в условиях асимметрии регионального развития в Российской Федерации //Наукоемкие технологии.- 2005.- № 8-9. Т.6 (1,1 п.л.).
7. Кулькова В.Ю. Подходы к определению налогового потенциала в контексте совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации //Налоги.- 2005.- Вып.2 (1 п.л.).
8. Кулькова В.Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в РФ // Финансы и кредит. – 2005. - № 28 (1,4 п.л.).
9. Кулькова В.Ю. Формирование модели межбюджетных отношений в Российской Федерации: этапы, тенденции, проблемы // Вестник Казанского технологического университета. – 2006.- № 1 (1,1 п.л.).
10. Кулькова В.Ю. Теоретические основы становления института деволюции в контексте формирования межбюджетных отношений // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. - № 5 (44) (1,25 п.л.).
11. Кулькова В.Ю., Мухарямова Л.М. Формирование индикаторов мониторинга развития отрасли здравоохранения: опыт Республики Татарстан // Вопросы статистики. - 2007. - №3 ( 0,4 п.л., авторская часть 0,3 п.л.).
12. Кулькова В.Ю. Предоставление межбюджетных грантов в реализации бюджетного регулирования на субнациональном уровне // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2008.- № 1 (1,25 п.л.).
13. Кулькова В.Ю. Анализ состояния бюджетов муниципальных образований в РТ в условиях муниципальной реформы и разграничения доходных и расходных полномочий // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - 1(58) (1,25 п.л.).
14. Кулькова В.Ю., Мухарямова Л.М. Реформирование местного самоуправления: российские практики в контексте мирового опыта //Экономика региона. – 2008.- № 2 (14) (1,1 п.л., авторская часть 1 п.л.).
15. Кулькова В.Ю., Мухарямова Л.М., Шулаев А.В. Финансовые аспекты трансформации отрасли здравоохранения на субрегиональном уровне в условиях реформирования местного самоуправления и реализации нац.проекта «Здоровье» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 11 (34) (0,75 п.л., авторская часть 0,5 п.л.).
Публикации в других изданиях
16. Кулькова В.Ю. Основные проблемы межбюджетных отношений в субъектах РФ как пути реформирования системы местного самоуправления // Материалы международной научно практической конференции «Организационно-экономические проблемы муниципального управления». - Набережные Челны: Камский ИД, 2000 (0,1 п.л.).
17. Kulkova V. Multinational integrity of social work of Europe in conditions of globalization //Social work. - Copenhagen, 2003 (0,1 п.л.).
18. Кулькова В.Ю. Сравнительный анализ методик оценки налогового потенциала региона // Совершенствование законодательства в условиях социально-экономического развития России. - Калуга: ИГС, 2004 (0,3 п.л.).
19. Кулькова В.Ю. Реформирование межбюджетных инструментов регулирования асимметрии регионального развития в РФ //Судьба реформ и реформаторство в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Коломна: КГПИ, 2006 (0,4 п.л.).
20. Кулькова В.Ю. Межбюджетный механизм финансирования социальной сферы (на примере Республики Татарстан) // Социальная жизнь регионов: между прошлым и будущим (сборник материалов по итогам семинаров, проведенных Координационным советом по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ в центральном, сибирском и северо-западном федеральных округах). - М., 2007 (1,5 п.л.).
21. Кулькова В.Ю. Институциональный анализ воздействия механизма целевых межбюджетных трансфертов на решение субнациональных властей (на примере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье») // Сборник работ Летней школы институционального анализа. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007 (1 п.л.).
22. Кулькова В.Ю., Мухарямова Л.М., Петрова Р.Г. Социальная политика в сфере здравоохранения в условиях разграничения бюджетных полномочий в Республике Татарстан и Республике Марий Эл // Социальная политика реалии XXI века. – М.: НИСП, 2007. – Вып. 3: GP3/2007 (1,9 п.л., авторская часть 0,3 п.л.).
23. Кулькова В.Ю. Применение регрессионного анализа в диагностике бюджетного регулирования на субнациональном уровне// Сибирская финансовая школа. – 2008. - № 2 (0,4 п.л.).
24. Кулькова В.Ю. Формирование предоставления медицинских услуг: концептуальное осмысление в контексте агентской теории // Проблеми та перспективи розвитку пiдпримництва в Украiнi. – Киiв.: Нац.торг.екон.ун-т, 2008 (0,1п.л.).
25. Кулькова В.Ю. Концепция поощрения коллективных действий в обосновании направлений развития межбюджетных отношений //Общественный сектор в экономике России: теория и практика реформ: Доклады и выступления конференции. – М.: МАКС Пресс, 2008 (0,5 п.л.).