- Включение институционализма как дополнительного методологического основания экономического исследования объективно обусловило расширение предмета экономической теории за счет институционально-экономических исследований поведения государства и формируемых им в современных условиях новых институциональных образований - квазирынков как специфических институциональных структур, объективно дуалистичных по своей природе и в силу этого нуждающихся в систематической институциональной модернизации. С одной стороны, доминантным субъектом квазирыночных структур выступает государство, привносящее на подобный рынок принципы централизованного управления, а с другой, - квазирынки как специфические институты формируются в рамках общественного сектора с целью обеспечения конкурентного взаимодействия его субъектов.
- Двойственная, государственно-рыночная природа квазирыночных структур и относительно недавнее их включение в предмет экономической науки (последняя четверть ХХ в.) обусловливают необходимость углубления методологии их исследования. Наиболее адекватно девиантность квазирынков описывается с применением методологического инструментария институционального экономического анализа, модернизированного автором по следующим направлениям:- демаркация предметных границ институциональной парадигмы на основе разграничения формального (исходная для экономики аксиома выбора вследствие ограниченности ресурсов) и содержательного (экономика как институционально оформленная целостность) аспектов экономической деятельности, характеризующего полиморфность предметного поля институциональной экономической науки;- выделение в качестве аналитической единицы (типичного отношения) трансакционного взаимодействия экономических субъектов квазирынка или трансакции; - введение в структуру уровней институционального экономического анализа, наряду с традиционными эмпирическим и теоретическим, двух дополнительных аналитических уровней: модельного, реализуемого в соответствующем «субъектном моделировании», и уровня институционального паттерна (усвоения хозяйствующими индивидами значимых констант хозяйственного поведения), т.е. формируемой в процессе исторической эволюции специфических черт национальной ментальности как следствия доминирования устойчивых форм институциональной организации хозяйственной и политической жизни социума.
- Реализация обоснованного автором методологического принципа противоречивости и взаимодействия формального и содержательного аспектов экономической деятельности позволяет определить предметную область институционального экономического анализа как взаимосвязанное единство следующих элементов ее структуры:- сфера производства, включая механизмы воспроизводства экономических отношений;- прагматическая составляющая - алгоритмы выработки хозяйственных решений, обеспечивающих оптимальное, наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов;- ментально-поведенческие модели восприятия экономическими субъектами системы сложившихся экономических и неэкономических связей, определяющих структуру, специфику и эволюцию форм их экономического поведения.
- Квазирыночная структура функционирования общественного сектора в развитой рыночной экономике эффективно обеспечивает непрерывность воспроизводства горизонтальных и вертикальных трансакций его субъектов по поводу организации, воспроизводства и управления процессами купли-продажи товаров и услуг, необходимых для удовлетворения государственных нужд, и отличается от механизма обмена в рамках частного сектора спецификой складывающихся экономических отношений между фирмами и государством. Она проявляется, прежде всего, в том, что государство, наряду с институциональным обеспечением функционирования квазирыночных структур и регламентацией хозяйственного поведения некоммерческих организаций в этой сфере, оценивает и финансирует спрос на продукцию и услуги общественного сектора, занимая при этом доминирующее положение среди субъектов квазирыночных трансакций и создавая тем самым экономическую основу для их оппортунистического поведения.
- Специфика хозяйственного развития России определяется особенностями исторически сформировавшихся базовых институтов (институциональных паттернов), воспроизводящих образцы хозяйственного поведения и стереотипы национального менталитета и адекватно описываемых в рамках концепции мобилизационной редистрибуции, частично совпадающей по своим характеристикам с административно-командной системой. Поскольку на предшествующей траектории развития России доминировала административно-командная модель, несовместимая с основными принципами рыночного хозяйственного порядка, то сложившаяся в силу этого институциональная инерция обусловливает неэффективность проводимых рыночных преобразований общественного сектора России.
- Типовые черты исторически эволюционирующих квазирыночных моделей определяются соответствующими типами основных трансакционных взаимодействий субъектов квазирыночных структур. Такой подход позволяет унифицировать теоретические концепции моделей институционально проектируемых государством конкурентных квазирыночных структур в общественном секторе, выработать общие подходы к их созданию с учётом национальной институциональной специфики и систематической институциональной модернизации, обеспечивающей повышение эффективности их функционирования адекватно императивам развития рыночного хозяйственного порядка. При этом в качестве критериальных признаков классификации многообразных типов, моделей и разновидностей квазирынков также выступают: отраслевая принадлежность, особенности институциональной среды, специфика государственного контроля, диверсификация спроса.
- Наложение основных характеристик квазирыночных структур на сформированные в развитых странах модели тендерных механизмов размещения государственных заказов (а, следовательно, и бюджетных средств) идентифицирует их институциональное сходство, т.е. соответствие параметрам типовой институциональной структуры квазирынков, что позволяет характеризовать конкурентные (тендерные) закупки как квазирыночный институт с существенными особенностями, присущими конкурентной системе размещения государственных заказов как эффективному экономическому механизму распределения бюджетных средств на общесистемном рыночном принципе. Одновременно тендерные закупки выступают в качестве эффективного инструмента целостного институционального механизма функционирования квазирынков в общественном секторе, в частности, в рамках реформируемой сферы здравоохранения.
- Институциональная модернизация неэффективной конкурсной системы бюджетных закупок, сложившейся в России, в значительной мере обусловлена необходимостью учета институциональной специфики России при имплантации института тендерных закупок как квазирыночной модели развитой рыночной экономики. Деформация импортированного рыночного института в институциональной среде традиционной для России мобилизационно-редистрибутивной системы, специфические характеристики которой усиливаются в условиях глобального финансово-экономического кризиса, привела, в конечном счёте, к прямо противоположным результатам по сравнению с ожидаемыми, - прежде всего, к росту коррупции и расширению других форм оппортунистического поведения рентоориентированных государственных чиновников, персонифицирующих государство на квазирынке бюджетного заказа. Это обусловливает систематические институциональные изменения, подстройку правовой основы на компенсацию провалов государства по формированию квазирыночного механизма распределения бюджетных заказов.
- Сложившаяся специфика неформальных институтов в сфере размещения бюджетного заказа на макро- и мезоуровнях (низкая эффективность, растущий уровень коррупции, невысокое и др.) систематически самовоспроизводится на расширенной основе даже в связи с реализацией мероприятий, направленных на ужесточение борьбы с коррупцией на всех уровнях властной вертикали. Институциональная модернизация квазирынка бюджетного заказа состоит в разрушении сложившихся неэффективных массовых институциональных практик и радикальной трансформации моделей поведения экономически заинтересованных в этом субъектов рынка бюджетного заказа - поставщиков-предпринимателей, через усиление их склонности к обнародованию нарушений процедур размещения бюджетных заказов, легитимному разрешению возникающих конфликтов, ужесточению мониторинга и санкций при выявлении оппортунистического постконтрактного поведения чиновников. Однако для реализации этой модели поведения участников торгов в краткосрочном периоде и в критическом масштабе необходима дополнительная институциональная поддержка государства, профессиональных сообществ и предпринимательских структур
- Сформировавшаяся квазирыночная модель в системе отечественного здравоохранения, воспроизводящая институциональную структуру страховой медицины развитых стран, не обеспечила необходимого роста объемов и качества предоставляемых населению медицинских услуг. Это обусловлено неэффективностью выбранной стратегии импорта развитых рыночных институтов, не позволяющей учесть институциональную наследуемую специфику в процессе их трансплантации. Это требует как институциональной модернизации сложившихся квазирыночных структур в общественном секторе России, так и радикального изменения стратегии его реформирования на основе перехода от импорта институтов к их государственному проектированию и «выращиванию» на почве инвариантной составляющей национальной институциональной структуры.
- 11.Существенным фактором, обеспечивающим формирование эффективных конкурентных квазирыночных структур, является реформирование системы бюджетных учреждений, направленное на формирование мотивационных механизмов, стимулирующих конкурентное экономическое поведение, наряду с наличием эффективных институциональных ограничений, препятствующих распространению оппортунистического поведения и росту злоупотреблений. По сравнению с другими областями общественного сектора отечественной экономики в сфере высшего профессионального образования сформирован ряд значимых предпосылок, способствующих формированию квазирыночной конкурентной модели, в том числе субъекты хозяйствования функционируют в рамках адекватных организационно-правовых форм - в качестве автономных учреждений.
- Приоритетным направлением институциональной модернизации квазирыночных структур общественного сектора является развитие конкурентных отношений в сфере производства общественных и смешанных благ на основе, с одной стороны, более эффективной адаптации сложившихся квазирыночных институтов к институциональным особенностям национального хозяйства, а с другой - через оптимальное сочетание принципов функционирования квазирыночных механизмов в разных отраслях общественного сектора. В этой связи институциональную модернизацию системы здравоохранения Ростовской области целесообразно осуществлять по следующим направлениям: - модернизация страхового принципа финансирования через стимулирование добровольного медицинского страхования его государственного поддержкой;- активное использование механизмов конкурентной системы бюджетных и других разновидностей конкурсных механизмов закупок товаров, необходимых для производства медицинских услуг;- распространение механизма легальных соплатежей потребителей.
1. Корытцев М. А. Белокрылова О. С. Механизмы повышения эффективности государственных расходов. – Ростов-н/Д.: Изд. РГУ, 2006. (7,4/6,0 п.л.).
2. Корытцев М. А. Квазирынки: институциональная структура и механизмы функционирования. - Ростов-н/Д.: Фонд Содействие – ХХI век, 2009. (15,8 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК
3. Корытцев М. А. Парадокс двойственности // Экономический вестник Ро-стовского государственного университета. 2004. Т.2. №3. (0,5 п.л.).
4. Корытцев М. А. Потребность в альтернативе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Т.3. №2. (0,4 п.л.).
5. Корытцев М. А. Квазирынок государственных закупок: варианты организации и потери эффективности // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т.4. № 2. (0,5 п.л.).
6. Корытцев М. А. Методологический ликбез // Экономический вестник Ро-стовского государственного университета. 2007. Т.5. № 1. (0,3 п.л.).
7. Корытцев М. А. Институциональный экономический анализ в контексте методологической проблематики экономической науки // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3. (1 п.л.).
8. Корытцев М. А. Реформирование общественного сектора и становление квазирыночных институтов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. (0,3 п.л.).
9. Корытцев М. А. Модернизация квазирыночной модели в системе отече-ственного здравоохранения // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2009. № 2 (28) (0,4 п.л.).
10. Корытцев М. А. Эволюция теоретической концепции квазирынков в контексте реформирования общественного сектора национальной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. (Terra economicus). 2009. Т. 7. № 1. (0,3 п.л.).
Статьи в других изданиях и тезисы научных докладов на конференциях
11. Корытцев М. А. Об основаниях историко-философского базиса политической экономии. Депонировано в ИНИОН РАН - № 54514 от 13. 08.99 г. (0,7 п.л.).
12. Корытцев М. А. Объявление и приглашение // Информационно-аналитический бюллетень «Торги и конкурсы». 2000. №№ 4-6. (1,2 п.л.)
13. Корытцев М. А. Проблемы законодательного обеспечения сферы госу-дарственных закупок. / Материалы международной научно-практической конференции «Борьба с коррупцией на Юге России как системная проблема. Препятствия и стратегии.». – Ростов-н/Д.: ЦПИИС, 2001. (0,4 п.л.).
14. Корытцев М. А. Этическая составляющая экономического поведения и её отражение в экономической теории. / Экономическая теория и хозяйственная практика сквозь призму альтернативных исследовательских подходов. Сб. статей. – Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 2002. (0,3 п.л.).
15. Корытцев М. А. Механизм формирования регионального заказа: тео-рия и практика / Информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги». 2002. №3. (0,4 п.л.).
16. Корытцев М. А. Современная глобализация и её влияние на внешнюю торговлю национальной экономики / Факторы экономического развития в эпоху радикальных реформ. – Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 2003. (0,3 п.л.).
17. Корытцев М. А. Роль и функции специализированного организатора конкурса // Бюджет. 2003. № 4 (Апрель). (0,3 п.л.).
18. Корытцев М. А., Белокрылова О. С., Гуцелюк Е. Ф. Кодекс лучшей практики бюджетных закупок. Разработка по субпроекту «Региональная система бюджетных закупок» в рамках проекта МБРР и Минфина РФ «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне». – М., 2004. (5 /1,8 п.л.).
19. Корытцев М. А. Гуцелюк Е. Ф. Этика госзакупок: коррупция и её профилактика / Материалы 2-ой международной интернет-конференции экономического факультета РГУ. – Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 2004. (0,4 /0,3 п.л.).
20. Корытцев М. А. Этика госзакупок: коррупция и механизмы её профилактики / Совершенствование системы бюджетных закупок. Материалы итогового семинара по проекту «Региональная система бюджетных закупок» /под ред. Азимова Л.Б., Усковой Е.А., Корнева К.О. – М.: ООО «Компания «Мюрэл», 2005. (0,3 п.л.)
21. Корытцев М. А. «Провалы» государства и современные механизмы регулирования общественного сектора / Материалы 3-ой международной интернет-конференции экономического факультета РГУ. – Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2006. (0,4 п.л.).
22. Белокрылова О. С., Корытцев М. А. Новые формы участия государства в современной экономике смешанного типа / Экономическая политика государства на Юге современной России. Материалы международной конференции. Ч. 1. – Краснодар: Изд. КГАУ, 2006. (0,4/0,3 п.л.).
23. Корытцев М. А. Механизмы перераспределения и мобилизации в контексте господства института власти-собственности в России: исторические параллели и вызовы современности / Журнал историко-экономических исследований. 2007. № 2. (1,1 п.л.).
24. Корытцев М. А. Проблемы институционального регулирования подрядных закупок в России / Трансформация институциональной среды в глобализирующемся мире: Материалы 6-й международной ин¬тернет-конференции экономического факультета РГУ. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Фонд Содействие-21 век», 2008. (0,3 п.л.).
25. Корытцев М. А., Белокрылова О. С. Получение административной ренты и минимальная граница заключения теневых сделок в сфере размещения госзаказа // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2008. № 13, июль/сентябрь. (0,6 /0,4 п.л.).
26. Корытцев М. А. Процессы разгосударствления социальной сферы в России: проблемы и перспективы / Развитие России в условиях глобализации мировой экономики: Материалы международной конференции. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008 (0,4 п.л.).
27. Корытцев М. А. Мобилизационный механизм и цикличность развития хозяйства России / Сборник научных трудов. Конференция-семинар «Перспективы эволюционной экономики». - Волгоград, 2008. (0,7 п.л.).
28. Корытцев М. А. Институциональная эволюция конкурентной среды си-стемы бюджетных закупок как квазирыночной структуры / Конкурентоспособность российской экономики: факторы роста и императивы развития. Материалы ХХУ1 международной научно-практической конференции. – Краснодар: Изд. КГАУ, 2008 (0,4 п.л.).