Научная тема: «ТРАНФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»
Специальность: 08.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Распространение принципа разделения земельного капитала на капитал-собственность, являющуюся достоянием обладателя титула собственника, и капитал-функцию, реализуемую в хозяйственном обороте субъектом предпринимательской деятельности, на весь спектр капитальных активов (и объектов) земельно-имущественного комплекса позволил очертить границы предметного поля категории (объем понятия) «земельно-имущественные отношения», охватывающие всю совокупность отношений присвоения: распоряжения, владения, пользования земельными участками, участками недр, обособленными водными объектами и всеми находящимися на территории земельно-имущественного комплекса неперемещаемыми объектами (леса и многолетние насаждения, здания, сооружения, ирригационно-мелиоративные системы, энергосети, дорожно-транспортная сеть, передаточные устройства и т.д.), являющимися объектами собственности и хозяйственной деятельности.
  2. Субъектная определенность земельно-имущественных отношений характеризуется тем, что один полюс их персонифицирован собственником земельно-имущественных благ, получающим с них доход в форме земельно-имущественной ренты, а другой субъектами, желающими приобрести (для хозяйственного пользования) их в собственность, взять в аренду, в имущественный наем, лизинг и т. д., что порождает многообразие форм реализации прав собственности на земельно-имущественные блага: продажа, дарение, потомственное наследование, сдача в аренду, лизинг, имущественный наем (прокат), использование в качестве объекта залога при ипотечных операциях и т.д. Сделка между субъектами земельно-имущественных отношений регулируется процедурами гражданско-рыночного оборота земли и имущественных прав на земельно-имущественные блага.
  3. Господствующие отношения собственности на землю определяют социальный генотип и экономическую природу земельного строя общества, а отношения хозяйствования регулируют воспроизводственный кругооборот капитальных активов земельно-имущественного комплекса. В этой подсистеме отношений производственного землепользования в природохозяйственных системах базовые связи в системе «хозяйствующий субъект - непосредственный производитель» персонифицированы предпринимателем, организующим производственно-хозяйственную деятельность в воспроизводственном режиме, кругооборот и оборот капитальных активов, охватывающие сферы производства, распределения, обмена и потребления, а также наемным работником - носителем функций рабочей силы.
  4. Основные социально-экономические результаты процесса рыночной трансформации системы земельно-имущественных отношений России можно интерпретировать следующим образом: ликвидация монополии государственной собственности на земельно-ресурсные блага; разрешение вопросов обеспечения граждан земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, а также индивидуального жилищного и дачного строительства; утверждение в законодательном порядке права собственности граждан и юридических лиц практически на все виды земель; введение системы платежей за землепользование; дифференциация ставок земельного налога и арендной платы в зависимости от местоположения и качества земельных участков; формирование институционально-инновационных основ земельного рынка и его инфраструктуры.
  5. Процесс рыночно-институциональных преобразований системы земельно-имущественных отношений Российской Федерации предопределил многообразие форм современного землепользования, а именно постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, пожизненно наследуемого владения земельными участками, аренды земельных участков, ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутами), безвозмездного срочного пользования земельными участками, а также формирование экономического механизма хозяйственного освоения, рыночного оборота земельно-имущественных благ и введение института платности землепользования, который может быть реализован посредством таких рыночно-институциональных инструментов как земельный налог; арендная плата и нормативная цена земли.
  6. Сущность категории «земельно-имущественный комплекс» означает совокупность земельно-имущественных благ в многообразии форм их присвоения и хозяйственного использования, специфицированных в силу уникальности сочетания свойств земли как природохозяйственного ресурса, пространственно-экономической основы развития общества, а также как императивного условия организации его производительных сил и основополагающего фактора создания разнообразных продуктов и услуг. Земельно-имущественный комплекс страны представляет собой важнейшую объектно-ресурсную подсистему национального хозяйства, характеризующуюся в настоящее время институциональными преобразованиями, обусловленными глубинным изменением принципиальных основ организации, функционирования и развития отечественной экономики в целом и системы земельно-имущественных отношений, в частности.
  7. Закономерным следствием вышеозначенного природохозяйственного феномена является уникальность тройственной ипостаси земельно-имущественных ресурсов: выступая в качестве незаменимого элемента современных производительных сил (непосредственно - в агропромышленном производстве и как пространственно-экономического базиса - в других отраслях народнохозяйственного комплекса), земельные ресурсы, с одной стороны, являются объектом гражданского экономико-правового оборота и, как следствие, обретают соответствующий спектр экономико-правовых свойств, с другой стороны, - они представляют объект недвижимости и, как овеществленный объект отношений собственности, характеризуются индивидуальным финансово-ценностным потенциалом и, кроме того, - с третьей стороны, - земельные ресурсы выступают в качестве безусловной пространственно-исторической первоосновы и экологообразующей среды развития человеческого общества.
  8. Фактор пространственно-территориальной ограниченности земельных ресурсов, как экономического базиса, и отсутствия возможностей искусственного воспроизводства естественно-экологического плодородия почв, позволяет идентифицировать земельно-имущественные блага как рыночно-институциональный объект социально-экономических, общественно-политических, природохозяйственных, законодательно-правовых, организационно-управленческих, культурно-исторических, ментальных и иных отношений, функционирующих в системе современного землепользования.
  9. Земельный рынок, выступающий в качестве неотъемлемой составной части рынка недвижимости в целом, представляет собой относительно автономную объектно-специфицированную экономическую структуру, обеспечивающую взаимодействие субъектов социально-экономических и политических интересов, реализацию ряда функций института собственности на земельно-ресурсные блага, механизма распределения и перераспределения земель с учетом дифференциации их по целевому назначению, по структуре и императивам кадастра и данным мониторинга земель и недвижимости, а также осуществление совокупности природохозяйственных и средоохранных мероприятий.
  10. В структуре рынка земельно-имущественных ресурсов России произошёл сдвиг от монополии государственного сектора к многообразию форм собственности и хозяйствования, эволюцию же муниципального сегмента земельного рынка определяет доминанта процессов купли-продажи гражданами относительно небольших земельных участков, при этом эмпирически подтверждается, что на протяжении последнего десятилетия в общем количестве сделок с землями, находящимися в федеральной, региональной и муниципальной собственности устойчиво доминировала аренда земельных участков, а доля иных сделок, обусловленных рыночным оборотом земельно-имущественных благ (продажа прав аренды и продажа земельных участков и т.п.), была незначительной.
  11. В России происходит формирование многоуровневой системы регулирования земельно-имущественных отношений. Управление земельно-имущественными ресурсами в регионах и муниципальных образованиях целесообразно рассматривать как совокупность экономико-правовых действий субъектов их присвоения, направленных на сохранение и приумножение природохозяйственных качеств земельно-имущественных благ, а также как целенаправленное регулирующее воздействие на режим функционирования объектов недвижимости и взаимодействие с иными субъектами в интересах населения регионального либо муниципального образования.
  12. Исследование и обобщение практики землепользования и землевладения, сформировавшейся к настоящему времени в регионах, показывает, что развитие земельно-имущественных отношений происходит с тенденциями, идентичными развитию системы отношений национального земельного рынка России, в целом, а их дальнейшее совершенствование во многом обусловлено своевременным завершением формирования действенной институционально-правовой базы, в частности, законов, регулирующих процессы ипотеки и залога земель сельскохозяйственного назначения, а также процедурой совершенствования ныне действующих законодательных актов о кадастре, землеустройстве и мониторинге земель.
  13. Изменение институциональной среды российской системы земельно-имущественных отношений под воздействием современного кризиса предполагает адаптацию законодательной базы, регулирующей права собственности, управление соотношением доли государства и частного бизнеса во владении активами экономически неустойчивых предприятий, и обеспечивающее прозрачность сделок с имуществом при вынужденных банкротствах; государственные гарантии защиты всех форм собственности на объекты земельно-имущественного комплекса (в том числе приобретенного по ипотеке при не выплаченных пока кредитах); выполнение публичных обязательств государства перед населением и бизнесом; сохранение и наращивание производственно-технологического потенциала, снижение административных барьеров для бизнеса; обеспечение долгосрочных приоритетов модернизации земельно-имущественных комплексов регионов, что предполагает инструментарную поддержку: налогового стимулирования развития системы земельно-имущественных отношений через специальные ставки, отсрочки и др., целевое льготное кредитование, страхование рисков, использование форсайт-технологий, контроль за соблюдением законодательно определенных институциональных норм.
  14. Инструментарно-методический аппарат оценки земельно-имущественных благ, вовлеченных в процессы хозяйственного освоения и рыночного оборота представляет совокупность средств (алгоритмов, технологий, методик, моделей) расчетно-аналитического процесса, имеющего целью определение аутентичных, ценностных (денежных) эквивалентов земельных участков, зафиксированных по их состоянию на определенный момент времени. Расчетно-аналитический аппарат определения рыночной цены земельного участка включает три основных инструментарно-методических приема: метода прямого сравнительного анализа продаж (называемого иначе методом сравнения продаж), метода капитализации доходов и метода учета затрат. Метод прямого сравнительного анализа продаж основан на расчетно-аналитических процедурах стоимостного сопоставления трансакций с аналогичными земельно-имущественными объектами при соблюдении условия максимальной идентичности их природохозяйственных характеристик. Метод капитализации земельной ренты основывается на определении цены земельного участка (ценности имущества) по генерируемому им доходу (ренте) путем приравнивания её к капиталу, приносящему равновеликий с рентой доход при существующей средней норме ссудного процента. Затратный метод основан на положении о том, что рыночная цена земельного участка представляет сумму базовой оценки земли и амортизационной стоимости ее экономических улучшений. При существующем разнообразии инструментарно-методических приемов, процесс определения денежных эквивалентов земельно-ресурсных благ предполагает процедуру оценки социально-экономической эффективности предпринимаемых улучшающих природохозяйственных инноваций и, как следствие, необходимость формирования адекватного расчетно-аналитического инструментария оценки результативности земельно-имущественных нововведений.
  15. Оценка эффективности земельно-имущественных трансакций (сделок) выполняет в современной экономике землепользования ориентирующую функцию. Ее измерение посредством оценки денежных эквивалентов альтернативных проектов (решений) позволяет унифицировать процедуру определения результативного направления инвестиций в земельно-имущественный комплекс региона. Предлагаемый вариант расчетно-аналитического инструментария оценки эффективности мероприятий регионального и муниципального землепользования представляет собой универсальный аппарат земельно-имущественного менеджмента, ориентированный на формирование хозяйственной этики поведения предприятий-землепользователей. В условиях современного экономического кризиса, охватившего и земельно-имущественные комплексы российских регионов основанный на подобных принципах расчетно-аналитический инструментарий будет ориентировать на минимизацию второстепенных по значимости издержек, способствовать рациональному использованию ограниченных почвенно-земельных ресурсов, усилению концентрации денежных средств на приоритетных направлениях хозяйственного землепользования.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Панасенкова Т.В. Механизмы рыночной трансформации региональной системы земельно-имущественных отношений в России. – Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. – 2007. – 268 с. – 16,75 печ. л.

2.Панасенкова Т.В. Концепция эволюции региональной системы земельно-имущественных отношений современной России. - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. – 2009. – 300 с. – 17,67 печ. л.

Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК

1.Панасенкова Т.В. Инструменты регулирования экономических форм реализации земельной собственности, землевладения и землепользования // Философия хозяйства спец. выпуск: издательство МГУ. – 2006. – декабрь, ч.1. – 1,2 печ. л.

2.Панасенкова Т.В. Изменение институциональной структуры земельно-имущественных отношений в процессах рыночно-инновационного ре-формирования // Экономические науки. – 2006. - №11(24). – 1,6 печ. л.

3.Панасенкова Т.В. Институциональные формы управления объектами имущественно-земельного комплекса в государственном секторе эконо-мики // Экономический Вестник Ростовского государственного университета: Издательство ЮФУ. – Ростов н/Д. – 2007. - №2. – 0,6 печ. л.

4.Панасенкова Т.В. Теоретико-методологические основы современных зе-мельно-имущественных отношений: концепции, приоритеты, рыночно-институциональные проблемы формирования собственности // Экономические науки. – 2007. - №7(32). – 0,8 печ. л.

5.Панасенкова Т.В. Концептуально-методологические вопросы становления и развития рентных отношений в рыночно-институциональной реструктуризации земельно-имущественного комплекса России // Экономические науки. – 2008. - №40(3). – 0,6 печ. л.

6.Панасенкова Т.В. Налоговый инструментарий регулирования земельно-имущественных отношений: особенности формирования, механизм взи-мания // Экономический Вестник Ростовского государственного университета: Издательство ЮФУ. – Ростов н/Д. – 2008. - №3. – 0,6 печ. л.

7.Панасенкова Т.В. Инструментарно-методологические регуляторы поли-морфных форм земельной собственности // Экономические науки. – 2008. - №12(49). – 0,6 печ. л.

8.Панасенкова Т.В. Арендные отношения как эффективный ин-струментарий перераспределения земельных ресурсов // Экономический Вестник Ростовского государственного университета: Издательство ЮФУ. – Ростов н/Д. – 2009. - №4(3). – 0,6 печ. л.

9.Панасенкова Т.В. Роль государственных институтов в управлении сферой земельно0имущественных отношений // Весник РГЭУ «РИНХ»: Издательство РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д. – 2009. - № 1(27). – 0,6 печ. л.

10.Панасенкова Т.В. Основные направления земельно-имущественного менеджмента и их рыночно-институциональная специфика // Вестник Томского государственного университета: Издательство ТГУ. – Томск. – 2009. -№320. – 0,7 печ. л.

Работы в других научных изданиях

1.Панасенкова Т.В. Арендные отношения как рыночно-институциональный приоритет земельно-имущественного менеджмента России // Весник РГЭУ «РИНХ»: Издательство РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д. – 2007. - № 1(23). – 0,8 печ. л.

2.Панасенкова Т.В. Инструментарно-методологический механизм регули-рования экономических форм реализации земельной собственности // Сборник статей VI международной конференции «Россия как трансфор-мирующееся общество: экономика, культура, управление». Оренбург: Научный вестник Оренбургского государственного института менедж-мента. – 2007. -0,7 печ. л.

3.Панасенкова Т.В. Концептуально-меотдологические подходы к исследо-ванию земельно-имущественных отношений // Издательство РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д. – 2007. – 0,5 печ. л.

4.Панасенкова Т.В. Отечественная адаптация мировой практики построения земельно-имущественных отношений: региональный аспект // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития». Одесса: Издательство Черноморье, Одесский национальный морской университет. - 2007. – 0,6 печ. л.

5.Панасенкова Т.В. Интерпретация содержательной сущности и особенностей функционирования системы управления в сфере земельно-имущественных отношений России // Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями». ГОУ ВПО СевКавГТУ. Ставрополь. -2007. – 0,6 печ. л.

6.Панасенкова Т.В. Анализ системы управления в сфере земельно-имущественных отношений в России // Труды 10-й Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии»: ч.2, издательство Политехнического университета. – Санкт-Петербург. - 2008. – 0,6 печ. л.

7.Панасенкова Т.В. Инструменты реализации экономических форм присвоения в системе земельно-имущественного комплекса // Сборник статей Международного форума «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление». Оренбург: Научный вестник Оренбургского государственного института менеджмента. – 2008. -0,6 печ. л.

8. Панасенкова Т.В. Институциональные преобразования системы земель-но-имущественных отношений в процессе экономической реформы // Издательство РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д. – 2008. – 0,6 печ. л.

9. Панасенкова Т.В. Социально-экономические и политико-правовые принципы регулирования земельно-имущественных отношений // Материалы научно-практической конференции, V Южно-Российский Логистический форум, Транспортный форум Юга России «Трансэкспоюг» «Логистика в глобализирующейся экономике: новые взгляды и перспективы развития». – Ростов н/Д. – 2008. – 0,5 печ. л.

10. Панасенкова Т.В. Концепция институциональных преобразований системы земельно-имущественных отношений в процессе экономической реформы // Материалы Международного научно-практического симпозиума «Проблема социально-экономического развития РФ и Республики Армения». – Армянский государственный экономический университет, Институт экономики им. М. Котаняна НАН РА. – Ереван. – 2008. – 0,4 печ. л.

11. Панасенкова Т.В. Рыночно-институциональная структура менеджмента муниципальных земельных ресурсов // Технологии управления. - Издательство РГЭУ «РИНХ». – Ростов н/Д. – 2009. – 0,6 печ. л.

12. Панасенкова Т.В. Земельный налог как механизм регулирования земельной ренты // Налоговая политика и практика: Издательство экономико-правовой литературы. - Москва. - №3/1. – 2009. – 0,5 печ. л.

13. Панасенкова Т.В. Международный опыт регулирования экономико-правовых процедур рыночного оборота земли // сборник научных трудов «Экономические и социально-правовые проблемы России». – Ростов н/Д: РСЭИ, 2009. – 0,6 печ. л.

14. Панасенкова Т.В. Организационные формы и механизмы регулирования системы земельно-имущественных отношений // Сборник научных трудов «Система бизнеса». Выпуск №5. – М.: Московская финансово-промышленная академия; Маркет ДС. – 2008. -0,6 печ. л.