- Выявлены современные формы и методы применения фундаментального интеграционного механизма, каким являются ССТ, обладающие набором специфических инструментов устранения препятствий в торговле и сопутствующих ей видах внешнеэкономической деятельности. Определены причинно-следственные связи, обусловливающие двойственность их влияния на международные экономические отношения.
- Разработана авторская типологизация ССТ в регионе, на базе которой зафиксированы кластерные типы сходных соглашений двух отличных между собой моделей традиционной интеграции (на базе НАФТА и Южноамериканского общего рынка - Меркосур), а также новые формы современных интеграционных объединений (в частности, блока АЛБА), основанных на взаимном обмене и обеспечении сырьевыми и финансовыми ресурсами.
- Раскрытые автором тенденции развития латиноамериканских ССТ явились фундаментом для определения их особенностей и формулирования на этой основе выводов об усилении роли технического инструментария, как основной дискриминирующей компоненты в условиях отмены тарифных ограничений.
- Выделены перспективные направления унификации ССТ с использованием методов гармонизации, мультилатерализации и конвергенции, что позволило обосновать стратегическую цель ВЭП России в регионе, направленную на создание постепенно расширяющихся кумулятивных зон. При этом установлено, что наиболее эффективным методом восстановления и расширения торгово-инвестиционных связей России в ЛАКБ является конвергенция, цель которой - создание таких условий, когда одна страна, экспортируя в другую, аккумулирует (считает национальным) сырье или промежуточную продукцию, получаемую из третьей страны, без наличия ССТ, связывающего всех их. Таким образом, предлагаемый механизм конвергенции обеспечивает устойчивость экономических взаимосвязей при ограниченных возможностях России в условиях мирового кризиса.
- Уточнена стратегия национальных государственных институтов в регулировании внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в ЛАКБ при подготовке и применении ССТ. Исследование ряда последних во времени примеров реализации соглашений дало возможность доказать ведущую роль государства, как инициатора и регулятора данного процесса.
- Исследование политики ведения переговоров со стороны США, ЕС и Китая - ключевых игроков в латиноамериканском интеграционном экономическом пространстве, позволило сформулировать выводы о целесообразности применения отдельных элементов их стратегий с точки зрения российских интересов. В том числе - предоставление «помощи развитию торговли», государственных льгот для учета интересов партнеров, продвижение инвестиционного сотрудничества в условиях взаимной торговой конкуренции при частичной взаимодополняемости экономик и др.
- На примере анализа внешнеэкономической политики одной из наиболее репрезентативных стран с неолиберальным экономическим режимом - Перу автором предложены конкретные рекомендации для хозяйствующих субъектов России по строительству взаимовыгодного торгово-экономического взаимодействия с большой группой схожих региональных государств и их объединений. В частности, среди рекомендаций можно выделить целесообразность создания профильных консорциумов и более активное использование возможностей форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического сотрудничества (АТЭС).
- Всестороннее исследование экономической модели Венесуэлы способствовало определению во многом идеологизированных принципов внешнеэкономических отношений в рамках системы государственного капитализма, выдаваемого за «социализм XXI века», и позволило ввести в оборот термин «венесуэльский неосоциализм», как наиболее реально отражающий содержательную часть венесуэльского пути развития национальной экономики. Одновременно это дало возможность выработать предложения о перспективных направлениях расширения сотрудничества с альтернативными ССТ структурами латиноамериканских стран. В частности, речь идет об укреплении «юридической стабильности» на базе комплекса различных по формату договорно-правовых документов, концентрации усилий на стратегических инвестиционных направлениях, прежде всего в области энергетики и в других ресурсных отраслях при развитии взаимодействия на коммерческом уровне с блоком АЛБА.
- Конкретизированы условия и потенциальные ограничения работы российских компаний и организаций на типовых региональных рынках, систематизированы меры по совершенствованию ВЭП России в регионе. При этом установлено, что в рамках выстраивания отношений сотрудничества с неолиберальными экономиками региона следует учитывать жесткий прагматизм подходов последних к торгово-инвестиционному сотрудничеству, их нацеленность на получение наиболее преференциальных торговых режимов в комбинации с затягиванием пропорционального открытия внутренних рынков со ссылками на асимметричность в уровнях развития. А в случае с Венесуэлой и членами блока АЛБА - исходить из возможности национализации активов, предусмотрев механизм государственных гарантий инвестиций со стороны принимающих стран.
- Доказано, что российская стратегия выстраивания межконтинентальных политико-экономических отношений со странами ЛАКБ должна содержать стимулы и механизмы поддержки отечественного предпринимательства со стороны государства для нахождения баланса интересов, не зависимо от форм собственности, политической и идеологической ориентации принимающих стран. Эти компоненты необходимо органически встраивать в структуры двусторонних и многосторонних соглашений.
Перу - США: Соглашение о свободной торговле. Позиции сторон, достижения и уступки, журнал «Латинская Америка» № 7, М., Изд. ИЛА РАН, 2006, 1,1 п. л.
Инвестиции – стимул развития Перу», журнал «Латинская Америка» № 3, М., Изд. ИЛА РАН, 2007, 0,9 п.л.
Перу в преддверии форума АТЭС, журнал «Латинская Америка» № 2, М., Изд. ИЛА РАН, 2008 г., 1,0 п. л.
Соглашения о свободной торговле в условиях глобализации, журнал «Латинская Америка», № 2, М., Изд. ИЛА РАН, 2009 г., 1,1 п. л.
Американская модель либерализации внешнеэкономической деятельности в Латинской Америке. Сборник «Новое в экономике и управлении», Выпуск № 22, М., Изд. МАКС-Пресс, 2009 г.
НАФТА как основополагающая модель латиноамериканских ССТ, журнал «Латинская Америка» №8, М., Изд. ИЛА РАН, 2009 г., 1,2 п.л.
Анализ структуры ключевого инструментария латиноамериканских соглашений о свободной торговле (ССТ), Вестник Университета (Государственный университет управления), № 14 , М., 2009 г.
О роли венесуэльской государственной нефтяной компании «Петролеос де Венесуэла» (PDVSA) в экономике и внешнеэкономических связях, Вестник Университета (Государственный университет управления) № 15, М., 2009 г.
Блок «Боливарианская альтернатива для Америк» (АЛБА) как альтернатива традиционным соглашениям о свободной торговле (ССТ), журнал «Экономические стратегии»» № 5-6, М., 2009 г.
Монографии:
Перу: особенности современного хозяйственного комплекса, ИЛА РАН, 2008, Москва, 21,25 п. л.
Соглашения о свободной торговле: Латиноамериканский опыт, ООО «Аванглион», 2009, Москва, 10,5 п. л.
Коллективная монография «Левый поворот в Латинской Америке», раздел Перу в соавторстве с А.В. Бобровниковым, ИЛА РАН, 2007. г. Москва, 0,4 п. л.
Прочие публикации:
Возможности перуанского сектора услуг по сопровождению внешнеторгового и инвестиционного сотрудничества, журнал «Практика международного бизнеса», №5-6, М., Изд. Московский институт международного бизнеса, стр. 34-68.
Инвестиции – основа экономического развития Перу, журнал «Практика международного бизнеса», №5-6, М., Изд. Московский институт международного бизнеса, стр. 83-111.