- На основе анализа основных движущих сил глобализации мировой экономики определена роль этого процесса в формировании новой конкурентной среды деятельности международных фирм. Появляются транснациональные компании, реализующие глобальные стратегии и использующие глобальные конкурентные преимущества. Изменяется характер деятельности ТНК. В условиях динамично меняющейся предпринимательской среды и стремительного научно-технологического прогресса позиции ТНК становятся менее устойчивыми и стабильными. Конкуренция ТНК сочетается с сотрудничеством, при этом на наиболее важных товарных и географических рынках конкуренция обостряется и становится весьма динамичной.
- Определено существенное возрастание роли ТНК в глобальной экономике по сравнению с национальными экономиками и установлено, что ТНК все больше используют не конкурентные преимущества стран базирования, а глобальные конкурентные преимущества в международном масштабе. Обосновано, что конкурентоспособность ТНК обеспечивается оптимальным управлением всей цепочкой создания стоимости.
- Отмечен сохранившийся, невзирая на глобализацию и широкое применение информационных технологий, олигопольный характер конкуренции на большинстве мировых отраслевых и страновых рынков при доминировании небольшого числа крупнейших фирм. При этом состав лидирующих ТНК весьма быстро меняется под воздействием глобальной конкуренции. Проанализировано резкое обострение конкуренции за счет появления новых глобальных фирм в ряде отраслей; изменение конкуренции под воздействием демографических и социальных перемен, глобализации, развития Интернета и информационных технологий. Выявлено, что ТНК эффективно используют оптимальное сочетание ресурсных, технологических, инновационных и глобальных конкурентных преимуществ.
- Обобщены и проанализированы основные теории конкурентных преимуществ, подходы к оценке конкурентоспособности фирм. Отмечена важность фактологического и качественного анализа конкурентоспособности компаний, относительный характер этого понятия и сложность проблемы.
- Выявлены основные тенденции изменения конкурентоспособности ТНК в условиях оптимизации применяемой бизнес-модели, усиления межфирменного взаимодействия, формирования глобальных сетевых структур.
- Рассмотрено влияние международной финансовой сферы на конкурентоспособность ТНК и последствия глобального финансово-экономического кризиса для конкурентных позиций крупнейших компаний. Проведенный анализ позволил выявить возросшую взаимосвязь конкурентоспособности ТНК с состоянием мировых финансовых рынков и неустойчивость конкурентных позиций ТНК, осуществлявших свое развитие без должного управления рисками. Кризис явился катализатором процессов оптимизации производства и сбыта, смены ряда отраслевых лидеров.
- Выдвинута и обоснована концепция новой систематизации факторов, формирующих конкурентоспособность крупных международных фирм. Установлено, что важнейшими факторами конкурентоспособности ТНК стали инновативность в широком смысле и динамические способности к адаптации в турбулентной внешней среде; обеспечение технологического лидерства за счет эффективного использования глобальных производственных систем, достижение высокого качества и полного удовлетворения запросов целевых потребителей и эффективное использование различных нематериальных активов, в частности, человеческого капитала, организационных бизнес-знаний, брендов, а также опыт, квалификация и мотивация топ-менеджмента.
- Доказано, что инструментами достижения конкурентоспособности ТНК выступают: компетентное осуществление в рамках конкурентной стратегии слияний и поглощений для скорейшего перепрофилирования материальных активов в соответствии с ситуацией; создание стратегических альянсов, прежде всего, научно-технических и комплексных для формирования будущих компетенций; аутсорсинг в глобальном масштабе для минимизации издержек и концентрации на ключевых компетенциях. Проанализировано применение ТНК таких инструментов повышения конкурентоспособности как менеджмент, маркетинг и информационные технологии. Определена роль информационных технологий для обеспечения роста производительности труда и снижения общих издержек в ТНК.
- Выделено значение инноваций как важнейшего фактора конкурентоспособности ТНК высокотехнологичных отраслей экономики. Проанализировано развитие инновационных процессов в зарубежных филиалах ТНК; отмечено возрастание роли глобальных центров НИОКР и глобальных инновационных сетей в повышении конкурентоспособности ТНК. Доказано, что современные конкурентные стратегии транснациональных компаний играют важнейшую роль в формировании будущих компетенций компании, ее адаптивности к быстро меняющейся международной предпринимательской среде, а также отличаются комплексным характером и одновременно всегда являются уникальными.
- Проанализированы этапы зарождения и развития российских ТНК. Рассмотрены позиции российских ТНК в рамках интегрированных бизнес-групп. Отмечено, что транснационализация деятельности крупнейших российских компании является объективным процессом и одновременно является частью более общего явления, когда глобальные компании возникают не только в США, ЕС и Японии. Выявлена повышательная тенденция усиления конкурентных позиций российских транснациональных компаний в мировой экономике. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что зарубежные инвестиции российских ТНК, прежде всего, в странах СНГ нацелены на поддержку сбыта, диверсификацию сырьевой базы, достраивание производственных цепочек. Подчеркнута важная роль государства в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ российской экономики в целом и ведущих российских компаний в частности.
- Определены возможные подходы к повышению конкурентоспособности российских ТНК в условиях глобализации мировой экономики. Отмечена важность перехода к инновационной модели развития для роста международной конкурентоспособности российских компаний. В результате проведенного исследования сформулированы рекомендации по усилению взаимодействия государства и формирующихся российских ТНК в рамках частно-государственного партнерства, активного привлечения ведущих российских компаний к модернизации важнейших секторов отечественной экономики.
1. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях: как побеждать в конкурентной борьбе. – М.: ТК Велби, 2008. – 35 п.л.
2. Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний. – М.: Проспект, 2005. – 9,5 п.л.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК:
1. Конина Н.Ю. Маркетинг и конкурентные позиции ТНК // Маркетинг. - 2009. - № 3. – 0,8 п.л.
2. Конина Н.Ю. Управление транснациональными корпорациями в условиях глобальной конкуренции // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. – 0,7 п.л.
3. Конина Н.Ю. Глобальные производственные системы и конкурентоспособность ТНК // Экономические науки. - 2009. - №4 (53). – 0,4 п.л.
4. Конина Н.Ю. Роль нематериальных активов в обеспечении конкурентоспособности международных фирм // Экономические науки. - 2009. - № 3(52). – 0,4 п.л.
5. Конина Н.Ю. Человеческие ресурсы как важнейший фактор международной конкурентоспособности ТНК // Экономические науки. - 2009. - № 2(51). – 0,4 п.л.
6. Конина Н.Ю. Особенности функционирования ТНК // Маркетинг. 2008. - № 4. – 0,5 п.л.
7. Конина Н.Ю. Международная конкурентоспособность российских компаний в условиях глобализации // Экономические науки. - 2008. - № 10(47). – 0,4 п.л.
8. Конина Н.Ю. Использование аутсорсинга для обеспечения конкурентных преимуществ ТНК // Экономические науки. - 2008. - № 9(46). – 0,4 п.л.
9. Конина Н.Ю. Глобализация и изменение внешней среды деятельности ТНК // Экономические науки. - 2008. - № 5(42). – 0,4 п.л.
10. Конина Н.Ю. Управление стратегическими альянсами американских наукоемких корпораций // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. – 0,6 п.л.
11. Конина Н.Ю. Реинжиниринг компаний ФРГ и их глобальная конкурентоспособность // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 4. – 0,6 п.л.
12. Конина Н.Ю. Реструктурирование деятельности финансово-промышленных групп Южной Кореи в условиях кризиса // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 3. – 0,8 п.л.
13. Конина Н.Ю. Классификация источников информации о фирмах // Маркетинг. - 1996. - № 5 и № 6 – 1,5 п.л.
14. Конина Н.Ю. Источники информации по ценам // Маркетинг. - 1996. - № 4. – 0,5 п.л.
15. Конина Н.Ю. Геоэкономический толковый словарь Эрнеста Кочетова - принципиально новая книга в мировой глобалистике (в соавторстве) // Безопасность Евразии. - 2009. - № 2 – 0,6 п.л./ 0,3 п.л.
Прочие статьи и другие научные публикации:
1. Конина Н.Ю. Особенности менеджмента международных промышленных компаний в условиях «глобальных рынков» // Менеджмент сегодня. - 2009. - № 4. – 0,7 п.л.
2. Конина Н.Ю. Финансовая устойчивость международных промышленных компаний в условиях кризиса // Управление корпоративными финансами. - 2009. - № 3. – 0,8 п.л.
3. Конина Н.Ю. ЕврАзЭС введет свою валюту? // Российская Бизнес-газета. - 2009. - № 697 от 14 апреля. – 0,1 п.л.
4. Конина Н.Ю. Не наша война. Российские IT-компании всего лишь «на подхвате» у мировых китов // Российская Бизнес-газета. - 2009. - № 700 от 5 мая. – 0,3 п.л.
5. Конина Н.Ю. Анализ хозяйственной деятельности фирмы (методика фирмы Price Waterhouse): учебное пособие в соавторстве. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2000. – 8 п.л./ 4 п.л.
6. Конина Н.Ю. Источники информации о фирмах: учебное пособие. – М.: МГИМО(У) МИД России, 1995. – 4,5 п.л.