- разработана научная категория «потребительский иммунитет», которая представляет собой совокупность объективных и субъективных социально-экономических и демографических факторов, а также индивидуальных психологических особенностей, позволяющих различным категориям потребителей противостоять агрессивному рекламно-пропагандистскому воздействию и осуществлять самостоятельный потребительский выбор; показано, что низкий уровень доходов существенно ограничивает реальное потребление малообеспеченных слоев населения, но не защищает их от психологической деформации;
- предложена классификация факторов, определяющих дифференциацию характера и структуры потребления населения, среди них выделены биологические, природно-климатические, социально-экономические, семейные, психологические, культурные, профессионально-квалификационные и ситуационные;
- дана оценка роли домохозяйства как важнейшего потребительского элемента современного общества; показано, что организуя процесс потребления, члены домохозяйства формируют особую систему взаимоотношений, характеризующую домохозяйство не только как потребительскую единицу, но и как социальную общность;
- выделены основные факторы, определяющие роль членов домохозяйства в принятии потребительских решений, в частности, - это характер разделения ролей, уровень доходов и профессионально-квалификационный статус, уровень образования, стаж совместной жизни;
- раскрыт механизм трансформации потребительского поведения в период рыночных преобразований, доказано, что увеличение дифференциации характера и структуры потребления в последние годы во многих случаях не является прямым следствием углубления неравенства в доходах населения; особенностью современного этапа является индивидуализация потребительского поведения и формирование моделей потребления, связанных с социально-демографическими, профессиональными или социокультурными характеристиками населения;
- выделены основные стратегии адаптации различных социально-демографических групп потребителей к изменившимся условиям жизнедеятельности: стратегия минимизации потребностей, стратегия рационального действия, стратегия престижного потребления;
- установлено, что важнейшим фактором дестабилизации современного российского общества является не столько поляризация по уровню потребления материальных благ, сколько огромный разрыв в реализации образовательных, познавательных и творческих возможностей, а также в возможности получения качественной медицинской помощи;
- разработаны предложения по формированию расширенной системы потребительских бюджетов (бюджета прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета, рационального потребительского бюджета, бюджета престижного потребления), а также определены направления использования потребительских бюджетов в сфере социальной политики, направленной на повышение уровня жизни различных категорий населения
1. Дифференциация потребительских предпочтений населения в зависимости от социально-демографических характеристик. – М.,2006. – 8 п.л.
2. Социально-демографическая дифференциация потребления населения. – М., 2009. – 18 п.л.
Статьи в научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ:
1. Домохозяйство – основная потребительская единица на рынке товаров и услуг.//Народонаселение. – 2006. - № 4. – 0,8 п.л.
2. Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения.//Народонаселение. – 2008. - № 1. – 0,5 п.л.
3. Использование социально-демографической информации при анализе и прогнозировании потребительского рынка.//Народонаселение. - 2008. - № 3. – 0,5 п.л.
4. Домохозяйство – важнейшая потребительская единица на рынке товаров и услуг.//Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. - № 5. – 0,5 п.л.
5. Отношение населения к оплате образовательных услуг.//Социальная политика и социальное партнерство (в соавторстве). – 2008. - № 6. – 0,5 п.л.
6. Качество и структура питания населения Архангельской области: динамика и социально-демографическая дифференциация.//Социальная политика и социальное партнерство. – 2008. - № 11. – 0,7 п.л.
7. Социально-демографические характеристики как фактор дифференциации потребительских стратегий.//Народонаселение. – 2009. - № 1. – 0,5 п.л.
Брошюры и другие публикации:
1. Материальная обеспеченность сельских жителей Республики Коми и ее дифференциация в зависимости от характера расселения и структур населения (в соавторстве). - Сыктывкар, 1998. - 2,5 п.л.
2. Денежные доходы сельских жителей Республики Коми и ее дифференциация в зависимости от характера расселения и структур населения (в соавторстве). - Сыктывкар, 1998. - 2,4 п.л.
3. Инвестиционное поведение населения (в соавторстве). - Сыктывкар, 1999. - 2 п.л.
4. Оценка уровня жизни населения: социологические аспекты//Экономика, социология, управление: Труды научного семинара. - Вып. 4. - М., 2004. - 0,3 п.л.
5. Методологические подходы к оценке уровня жизни населения //Экономика, социология, управление: Труды научного семинара. - Вып. 4. - М., 2004. - 0,3 п.л.
6. Углубление дифференциации потребления населения как фактор социальной дестабилизации.// Социальные процессы и социальные отношения в современной России.: Тезисы выступлений. – Т. 2. – М., 2004. – 0,3 п.л.
7. Поляризация потребления населения и ее социально-экономические последствия//СОТИС. – 2005. – № 1. - 0,8 п.л.
8. Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения.//СОТИС. – 2005. - № 2. – 0,7 п.л.
9. Потребление населения как социально-экономическая категория: объективные и субъективные оценки. – М., 2006. – 1,5 п.л.
10. Взаимосвязь доходов и структуры потребления населения. – М., 2006. – 1,1 п.л.
11. Домохозяйство – основная потребительская единица на рынке товаров и услуг. – М., 2006. – 1,3 п.л.
12. Использование социально-демографических показателей при анализе и прогнозировании потребительского рынка. – М., 2006. – 1,3 п.л.
13. Трансформация потребительского поведения населения в условиях формирования новых стандартов жизни. – М., 2006. – 1,1 п.л.
14. «Поляризация» потребления как фактор социальной дестабилизации. – М., 2006. – 1,1 п.л.
15. Адаптация различных категорий потребителей к изменившимся условиям жизнедеятельности. – М., 2006. – 1,3 п.л.
16. Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения. – М., 2006. - 1 п.л.
17. Домохозяйство на рынке товаров и услуг.//Социальная и демографическая политика. – 2006. - № 5. – 0,6 п.л.
18. Основные направления использования социально-демографической информации при анализе потребительского рынка//Вопросы экономических наук. – 2006. - № 6. – 0,2 п.л.
19. Распределение ролей членов домохозяйства при принятии потребительских решений.//Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 5. – 0,2 п.л.
20. Потребление населения: проблема соотношения объективных и субъективных оценок.//Проблемы экономики. – 2006. - № 5. – 0,2 п.л.
21. Потребление населения как социально-экономическая категория.//Вопросы гуманитарных наук. – 2006 . - № 5. – 0,2 п.л.
22. Взаимосвязь доходов и структуры потребительских расходов населения.//Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 6. – 0,2 п.л.
23. Роль детей в формировании потребительского поведения домохозяйств.//Вопросы гуманитарных наук. – 2006. - № 6. – 0,2 п.л.
24. Роль женщин в формировании потребительского поведения домохозяйств.//Аспирант и соискатель. – 2006. - № 5. – 0,2 п.л.
25. Значение социально-демографических показателей для анализа и прогнозирования потребительского рынка.//Актуальные проблемы современной науки. – 2006. - № 6. – 0,2 п.л.
26. Основные подходы к оценке потребления населения.//Вопросы экономических наук. – 2006. - № 5. – 0,2 п.л.
27. Трансформация потребительского поведения в новых информационных условиях.//Экономика, социология, управление: Труды научного семинара. – Вып. 6/2-7. – М., 2006. – 0,6 п.л.
28. Проблемы оценки уровня жизни населения: социологические аспекты.//Экономика, социология, управление: Труды Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. – Вып. 8. – М., 2006. – 0,3 п.л.
29. Домохозяйство – базовая потребительская единица на рынке товаров и услуг.//Экономика, социология, управление: Труды Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. – Вып. 8. – М., 2006. – 0,7 п.л.
30. Стратегии адаптации различных категорий потребителей к новым условиям жизни.//Экономика, социология, управление: Труды Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. – Вып. 8. – М., 2006. – 0,4 п.л.
31. Влияние социально-демографических факторов на потребительский рынок.//Проблемы экономики. – 2006. - № 6. – 0,2 п.л.
32. Потребительские бюджеты и возможность их использования для повышения уровня жизни населения.//Вопросы гуманитарных наук. – 2007. - № 1. – 0,2 п.л.
33. Основные этапы эволюции потребительского поведения.//Актуальные проблемы современной науки. – 2007. - № 2. – 0,2 п.л.
34. Отношение населения к проблеме дифференциации доходов и потребления.//Актуальные проблемы современной науки. – 2007. - № 2. –0,2 п.л.
35. Влияние рекламы на массовое сознание и поведение потребителей.//Вопросы гуманитарных наук. – 2007. - № 2. – 0,2 п.л.
36. Социально-демографические характеристики как фактор дифференциации потребительских стратегий населения.//Аспирант и соискатель. – 2007. - № 1. – 0,2 п.л.
37. Потребительские стратегии адаптации различных категорий населения к новым условиям жизни.//Вопросы экономических наук. - 2007. - № 1. – 0,2 п.л.
38. Потребительские стратегии адаптации малообеспеченных слоев населения к новым условия жизни.//Современные гуманитарные исследования. – 2007. - № 1. – 0,2 п.л.
39. Формирование «полярных» моделей потребления как фактор социальной напряженности.//Современные гуманитарные исследования. – 2007. - № 1. – 0,2 п.л.
40. Домохозяйство – важнейшая потребительская единица на рынке товаров и услуг//Социально-гуманитарные знания. – 2007. – № 5. – 0,9 п.л.
41. Домохозяйство как базовая потребительская единица.//Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2007. - № 2. – 0,6 п.л.
42. Стратегии адаптации различных категорий потребителей к новым условиям жизни.//Вопросы социально-экономического развития современной России.: Сборник научных трудов. Вып. 2. – М., 2008. – 0,3 п.л.
43. Соотношение доходов и расходов в домохозяйствах Московской области.//Современные гуманитарные исследования. – 2008. - № 5. – 0,2 п.л.
44. Инвестиционные стратегии населения Московской области.//Проблемы экономики. – 2008. - № 5. – 0,2 п.л.
45. Трансформация потребительских ценностей в период рыночных преобразований.//Актуальные проблемы современной науки. – 2008. - № 6. – 0,2 п.л.
46. Домохозяйство как основной потребитель на рынке товаров и услуг//Вопросы социально-экономического развития современной России.: Сборник научных трудов. Вып. 3. – М., 2009. – 0,3 п.л.