- формирование международных хозяйственных и транспортных связей в РБМ происходит под заметным влиянием особенностей политического и экономического развития входящих в него стран и внутренних интересов отдельных акторов;
- модели регионального развития, инновационной экономики. действуют в РБМ применительно к его транспортной отрасли (инфраструктуре, в частности). Применительно к портам доминирующей моделью является разработанная Э. Маркузен модель «hub&spoke»;
- исторические особенности формирования экономической модели развития и современные характеристиками стран РБМ находятся в тесной взаимосвязи;
- транспортная инфраструктура определяется не только как совокупность стационарных элементов транспортной системы, но и система общественно-экономических отношений, складывающихся в процессе их создания и функционирования;
- региональная экономическая политика развитых стран направлена на поддержку проблемных регионов, решение их социальных и инфраструктурных вопросов (транспортной инфраструктуры, в частности);
- показатели функционирования транспортной инфраструктуры международных регионов не в полной мере отражают ее реальные возможности обеспечивать потребности межрегионльаной и международной торговли;
- приоритетные отраслевые и межотраслевые инфраструктурные проекты ЕС ограничены не только рамками финансирования, но и экономическими и социальными аспектами функционирования транспортной системы данного региона;
- транспортная инфраструктура РБМ отражает основные особенности развития его экономики. В свою очередь она является катализатором развития его отдельных отраслей и субрегионов;
- особая роль портов в развитии экономики стран РБМ определяется как историческими особенностями формирования бизнеса, так и современной структурой хозяйственных связей в данном регионе;
- междисциплинарный характер проблем развития портовой инфраструктуры РБМ требует проведения странами согласованной научно обоснованной политики, проводимой с учетом ярко выраженных особенностей данного региона;
- для Большого порта Санкт-Петербург оптимальной схемой дальнейшего развития международной деятельности является строительство аванпортов.
методические пособия:
1.Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. М. АНКИЛ. 2007. 22 п.л.
2.Ефимова Е.Г. Теоретические основы формирования транспортной инфраструктуры (на примере региона Балтийского моря). СПб.: Изд-во СПбГУ. 2008. 18,4 п.л.
3.Ефимова Е.Г. Россия на мировом рынке услуг /Глава в коллективной монографии «Россия и международная торговая система». СПб. 2000. (1,1 а.л.)
4.Ефимова Е.Г. Транспортная политика/Глава в коллективной монографии «Европейский Союз: Справочник-путеводитель». М. Деловая литература. 2003. (0,5 а.л.)
(б) Статьи в журналах входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук» ВАК РФ:
5.Воробьева И.В., Ефимова Е.Г. Глобализация международного бизнеса/ Вестник СПбГУ Серия 5, 1996. вып.1 1,0 п.л./0,5а.л.
6.Ефимова Е.Г. Международные корпорации: исследование политического риска/ Вестник СПбГУ Серия 5, 1997. вып.4. 0,5 п.л.
7.Ефимова Е.Г. Риккио Э., Сутырин С.Ф. Россия как логистический посредник на Евразийском континенте/ Вестник СПбГУ. Серия 5. 2001. вып.1. 0,8 п.л./0,3 а.л.
8.Ефимова Е.Г. Евразийские транспортные коридоры и их значение для России и стран Европейского Союза/ Проблемы современной экономики. 2002. №2. 0,5 п.л.
9.Ефимова Е.Г. Попова Л.В., Сутырин С.Ф. Перспективы нефтяного экспорта через балтийские порты России/ Проблемы современной экономики. 2003. №3/4. 0,5 п.л./0,3 п.л.
10.Ефимова Е.Г. Проблемы и задачи транспортной политики ЕС/ Проблемы современной экономики. 2003. №3/4. 0,3 п.л.
11.Ефимова Е.Г., Ценжарик М.К. Электронные документы в таможенном контроле: российский и зарубежный опыт/ Проблемы современной экономики. 2006. №3/4. 0,7 п.л./0,4 а.л.
12.Ефимова Е.Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: зарубежный опыт и российская практика/ Вестник СПбГУ. Серия Экономика. 2007. вып.2. 0,5 п.л.
13.Ефимова Е.Г. Роль транспорта в развитии международного региона/ Вестник СПбГУ. Серия Экономика. 2009. вып.1. 0,5 п.л.
(в) Статьи в журналах, сборниках научных трудов, аналитические доклады и материалы научных и научно-практических конференций:
14.Efimova E.G., Sutyrin S.F. The Transport Network Structure of the St.Petersburg Region and its impact on Russian-Finnish Economic Cooperation. Bank of Finland. Review of Economies in Transition, 4/96. 0,5 п.л./0,25 а.л.
15.Efimova E.G., Kapustkin V.I., Sutyrin S.F. Comparative analysis of foreign entry strategies of western and CIS firms in each other markets. University of Vaasa, 1996. 1,0 п.л./0,3 а.л.
16.Гончаренко Н.В., Ефимова Е.Г. Аграрный протекционизм и перспективы европейской интеграции/ В сборнике учебных материалов “Сотрудничество и конфликт в международных отношениях”. СПбГУ, 2001 г. 0,8 п.л./0,4 а.л.
17.Ефимова Е.Г., Попова Л.В. Новые трансазиатские магистрали и интересы России / В сборнике учебных материалов “Сотрудничество и конфликт в международных отношениях”. СПбГУ, 2001. 0,8 п.л./0,4 а.л.
18.Ефимова Е.Г. Перспективы сотрудничества Евросоюза и России в сфере транспорта/ Сборник научных докладов конференции, посвященной 100-летию со дня рождения СИ. Тюльпанова «Основные тенденции развития мировой экономики: контуры нового тысячелетия». СПб. ОЦЭиМ. 2002. 0,6п.л.
19.Ефимова Е.Г. Евразийская транспортная инфраструктура: потенциал Транссиба/Сборник научных докладов «Северо-Восточная Азия: экономическое и политическое развитие в начале нового века». СПб. ОЦЭиМ. 2002. 0,9 п.л.
20.Efimova E., Popova L., Sutyrin S. Maritime transportation in the Baltic Sea: A Russian perspective / Growing Russian Oil Shipments in the Baltic Sea: Strategic decision or environmental risk? Lappeenranta.2003. 2,0 п.л./0,5 а.л.
21.Ефимова Е.Г. Либерализация транспортной политики Европейского Союза/ Сборник научных докладов «Современное состояние и перспективы развития международной торговой системы». СПб. ОЦЭиМ. 2004. 0,5 п.л.
22.Ефимова Е.Г. Реформа министерства путей сообщения как фактор развития внешнеэкономической деятельности предприятия/Сборник докладов участников международной научно-практической конференции «Мировая экономика на пороге нового тысячелетия». СПб. ОЦЭиМ. 2004. 0,5 п.л.
23.Efimova E.G. Trans-Siberian Railway / Encyclopedia of the Arctic/ Mark Nuttal ed. Pp. 2050-2053. Routledge, New York, 2005. 1,0 п.л.
24.Ефимова Е.Г., Сутырин С.Ф. Транспортные проблемы международной торговли и внешнеторговых связей стран ЕврАзЭС. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2007. №2. 0,8 п.л./0,4 а.л.
25.Efimova E.G., Tsenzharik M.K. Electronic Logistics Services in Russia: the Bridge to United Europe/ Ученые записки. К 25-летию открытия в Ленгосуниверситете кафедры международных отношений. СПб.: Издательство «Европейский дом», 2008. 1,0 п.л./0,5 а.л.
26.Efimova E.G. Ports as gateways and hubs of Baltic Sea Region / Baltic Rim Economies. Estonia - Latvia - Lithuania - Poland - Baltic Russia. Bimonthly Review. № 3. 17 June. 2008. 0,3 п.л.
27.Ефимова Е.Г. Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике как теоретическая проблема// Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2009. №5. 0,5 п.л.