Научная тема: «СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (ТЕОРЕТИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»
Специальность: 08.00.01
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработана авторская концепция социальной ответственности бизнеса как системы, закономерно обеспечивающей повышение эффективности общественного воспроизводства и конкурентоспособности национальной экономики на принципиально иной, инновационной основе, базовым механизмом реализации которой являются инвестиции в человеческое развитие:- определены методологические предпосылки и теоретические основы исследования социальной ответственности бизнеса: необходимость разрешения внутреннего противоречия системы рыночного хозяйства - преодоление отчуждения работника от собственности; эволюция представлений о социально - экономической природе труда и капитала, и их влияние на изменение отношения общества к предпринимательской деятельности;- выявлено содержание социально ответственного бизнеса - структурированной системы отношений, воссоздающей деятельность, ориентированную на достижение экономического и социального эффекта в процессе общественного воспроизводства; создание устойчивой экономической среды обитания; интеллектуализацию основного ресурса экономики - человеческого капитала;- разработан понятийный аппарат, характеризующий сущность социальной ответственности бизнеса как принципиально новой характеристики развития рыночного хозяйства, способствующей его постоянной социализации; - установлено, что для реализации основной цели - получение прибыли - бизнес, как элемент экономической системы, на определенном этапе развития заинтересован в социальном инвестировании, поскольку возможность использования материальных факторов производства в каждый данный момент ограничена, в то время как возможности человеческих ресурсов безграничны.
  2. Дана сущностная интерпретация социальной ответственности бизнеса через изменение его функций на этапах постиндустриального и информационно - технологического развития цивилизации:- социальная ответственность бизнеса диктуется потребностями общества, которые развиваются и усложняются, часто вступая в противоречие с экономической эффективностью осуществляемой деятельности. Это противоречие разрешается в форме минимизации предпринимательских рисков за счет достижения социального согласия и стабильности в обществе. Время и характер разрешения в значительной мере зависят от структуры, функций и основных направлений реализации социальной ответственности бизнеса;- обосновано единство направлений социальной ответственности и способов ее осуществления как отражение объективного уровня развития производительных сил и взаимосвязи социального эффекта и социальной эффективности бизнеса;- обобщены характеристики социально ответственного бизнеса как вида предпринимательской деятельности, ориентированной на достижение экономического и социального эффектов в процессе общественного воспроизводства; - выявлены функции социально ответственного бизнеса в современной рыночной системе, связанные с формированием экономической среды его обитания на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-, мега- уровнях) национальной экономики; - выдвинуто и обосновано положение о том, что деятельность социально ответственного бизнеса должна быть направлена на интеллектуализацию человеческого капитала, как основы дальнейшего развития самого бизнеса в его инновационных формах.
  3. Конкретизированы и приведены в систему выявленные формы реализации социальной ответственности бизнеса: благотворительность, спонсорство, социальное инвестирование:- определены мотивы становления перечисленных форм на основе критериев отбора, способов выражения и частоты их реализации;- доказаны последствия осуществления каждой формы: благотворительность - формирование имиджа компании и бизнеса с точки зрения их полезности для общества; спонсорство - преодоление вызревающих корпоративных социальных проблем и переход к социально ответственному инвестированию; социальное инвестирование - выполнение бизнесом миссии по созданию среды своего обитания и формированию человеческого капитала как носителя интеллектуальной собственности; - аргументирована выгодность участия российского бизнеса в социальном инвестировании для усиления его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
  4. Дополнена теория и методология исследования сущности социального инвестирования:- на основе доктрины системности экономических, политических и духовных взаимосвязей социально хозяйствующих субъектов (государства, бизнеса, домашних хозяйств и индивидов) сняты ограничения восприятия социальной ответственности бизнеса как явления исключительно корпоративного;- обоснованы направления социальных инвестиций, обеспечивающие демократизацию экономического и социального развития нации путем формирования гражданского общества;- доказана необходимость включения социального инвестирования в непрерывный хозяйственный процесс, обеспечивающий формирование рынка социальных инвестиций; - дана расширенная трактовка экономического содержания социального инвестирования: как непосредственные инвестиции в человека, как способ сохранения жизнеспособности бизнеса и эффективного воздействия на экономическое и социальное развитие общественного воспроизводства.
  5. Выявлено, что основными критериями социального инвестирования являются партнерство бизнеса с государственными структурами, нивелирование рисков (техногенных, финансовых, политических, социальных), которые в информационную эпоху угрожают обществу глобальной нестабильностью и неопределенностью, проактивность, вариабельность, ответственность за последствия осуществляемой деятельности, обеспечение эффективности бизнеса.
  6. Доказана значимость социального инвестирования для человеческого развития, формирования социальной ответственности бизнеса и создания гражданского общества: - социальное инвестирование в общественно-значимые проекты не может и не должно являться исключительной прерогативой государства, поскольку оно в равной степени выгодно частному бизнесу;- ключевой задачей социально ответственного бизнеса является формирование и развитие интеллектуального капитала нации, вложения в который рассматриваются, с одной стороны, как инвестиционные проекты, а с другой, - как общественное благо, инвестирование в которое должно быть добровольным и осознанным, а не использоваться в качестве инструмента политических технологий;- социальное инвестирование имеет не только экономическую составляющую (стабильность дохода, сохранение прав собственности, экономических гарантий и конституционных прав населения), но и социальную направленность, обеспечивающую социальную защищённость нации, социальную стабильность внутри страны и устойчивые позиции в мировом сообществе.
  7. Предложена авторская интерпретация становления институтов социального инвестирования:- выдвинута и доказана гипотеза о том, что процесс социального инвестирования может быть эффективным только в партнерской системе бизнес - отношений;- установлено, что гибкая система институтов способствует повышению мотивации социально ответственной деятельности бизнеса при решении им первоочередных задач в рамках общей стратегии управления национальной экономикой; - обоснована институционализация социального инвестирования, обеспечивающая возможность концентрации интеллектуального потенциала страны для усиления его воздействия на динамику экономического роста.
  8. Установлена взаимосвязь социального инвестирования с миссией российского бизнеса как катализатора нового качества экономического роста, ориентированного на повышение уровня и качества жизни населения России: - определены условия постепенно формирующейся системы государственно-частного партнёрства; - аргументированы утверждения перспектив социального инвестирования в современной России, обусловленных трансформацией бизнес - сообщества, функционирующих в среде интеллектуализации собственности и человеческого капитала и готовых перейти к рынку социальных инвестиций.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Данилова О.В. Социальное инвестирование в российском бизнесе: теория, методология, оценка эффективности [Текст] / О. В. Данилова. – М.: Высшая школа. – М.: Высшая школа, 2005. - 13,2 п.л.

2.Данилова О.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика [Текст] / О. В. Данилова. – М.: Красная звезда, 2008. – 140 с. - 12,0 п.л.

Статьи в периодических научных изданиях ВАК, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертации на соискание ученой степени доктора наук:

1.Данилова О.В. Сущность и функции социально ответственного бизнеса в рыночной экономике. [Текст] / Финансы и кредит. – М., 2005. - №. 25. С. 51-55. – 0,6 п.л.

2.Данилова О.В. Социально - экономические альтернативы развития российского предпринимательства [Текст] / Финансы и кредит. - М., 2005. - №. 26. С. 73-78. – 1,0 п.л.

3.Данилова О.В. Концепции социальной ответственности бизнеса: ретроспективный анализ [Текст] / Известия Волгоградского государственного технического университета: межвузовский сборник научных статей. – Волгоград, 2005. - №5 (14) ВолгГТУ. С. 143-147. – 0,7 п.л.

4.Данилова О.В. Внутрикорпоративный механизм реализации социальной ответственности [Текст] / Вестник Финансовой академии. - М., 2005. - №3(35). С.27-35. – 0,5 п.л.

5. Данилова О.В. Социальная ответственность российских компаний: объективные основы и реальность [Текст] / Региональная экономика теория и практика. - М., 2007. - № 13 (52). С. 139-145. - 0,8 п.л.

6.Данилова О.В. Социальное инвестирование в антикризисном региональном управлении [Текст] / Региональная экономика теория и практика. - М., 2008. - №. 5 (62). С. 34-39. – 1,0 п.л.

7.Данилова О.В. Социальное инвестирование в национальные проекты [Текст] / Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - М., 2008. - № 7. (28). С.14-20. – 1,2 п.л.

8.Данилова О.В. Комплексные индикаторы качества жизни – отражение инвестиций в человеческий капитал [Текст] / Экономический анализ: теория и практика. М., 2008. - №15(120). С. 48-56. – 1,3 п.л.

9.Данилова О.В. Социальное инвестирование в процессе становления и развития природы социально ответственного бизнеса [Текст] / Экономический вестник РГУ. Ростов – на - Дону, 2008. – Т. 6. часть 2. № 2. С. 103-111. – 1,4 п.л.