Научная тема: «ЭВОЛЮЦИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ: ИМПЕРАТИВЫ, СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ»
Специальность: 08.00.05; 08.00.10
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг, будучи адаптационной версией общей модели финансового механизма макроэкономической системы к условиям мезоэкономики и сферо- отраслевой специфики, характеризуется двойственной субъективно-объективной природой. Объективный компонент финансового механизма определяется фундаментальными основами организации и функционирования финансов, выступающих как совокупность объективных процессов, заданных производством, распределением, обменом и потреблением, и обусловливает его относительную познаваемость и управляемость. Субъективная составляющая финансового механизма, как инструмента реализации финансовой политики, разрабатываемой осознано и целенаправленно, обусловливает его динамический характер, проявляющийся в изменении состава и соотношения инструментов, соответствующих конкретному этапу экономического развития. Взаимосвязь финансового механизма сферы ЖКУ с таким механизмом системного уровня, как механизм государственных финансов, проявляется в наличии бюджетного финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг, межбюджетном распределении и перераспределении денежных средств на нужды ЖКХ. Связь финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг с финансовым механизмом локально-территориальных образований выражается в специфике адаптации отрасли к рыночным условиям функционирования в зависимости от особенностей, порождаемых социально-экономическими отличиями в уровне развития территорий (субъектов РФ и муниципальных образований).
  2. Содержание финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг, его функциональные императивы, структурные характеристики и инструменты на различных исторических этапах определяются эволюционной динамикой финансового механизма макроэкономической системы. Условия и параметры сложившейся модели экономики и соответствующей ей финансовой системы опосредую тип финансового механизма сферы ЖКУ (директивный, регулирующий, саморегулирующийся), определяющий возможности реализации тех или иных форм финансирования отрасли (самофинансирование, софинансирование, безвозмездное финансирование) и методов финансового обеспечения (бюджетное финансирование, государственные и муниципальные займы, государственные и муниципальные гарантии, внешнее инвестирование, кредитование).
  3. Переход к рыночной экономике в 1990-х гг. обусловил трансформацию финансового механизма сферы ЖКУ из директивного в регулирующий и обозначил вектор его эволюции в направлении достижения самофинансирования отрасли путем повышения уровня оплаты услуг потребителями и переориентации бюджетных потоков от предприятий и организаций ЖКХ на обеспечение социальной поддержки малообеспеченных групп потребителей. Стабилизационный характер преобразований, связанных с переводом сферы ЖКУ на самофинансирование, проявившийся в снижении уровня недофинансирования отрасли, сокращении темпов роста кредиторской задолженности, в наметившейся тенденции улучшения финансовых результатов деятельности предприятий, в большей степени, обусловлен усилением фискальной функции государства в отношении потребителей услуг и применением административных рычагов к поставщикам услуг, в то время, как экономические инструменты и рыночные механизмы остаются фактически незадействованными. Трансформация финансового механизма сферы ЖКУ предполагает не только изменение системы финансирования отрасли, но и формирование его новых структурных параметров и инструментов с учетом отраслевых особенностей, специфики создаваемых благ и внутренних противоречий сферы ЖКУ.
  4. В процессе адаптации сферы ЖКУ к рыночным условиям функционирования инвестирование воспроизводства основных фондов, как один из базовых методов в системе финансового механизма, наряду с ценообразованием и тарифным регулированием, приобретает приоритетное значение, что объясняется неэффективностью применявшихся на протяжении длительного периода механизмов удовлетворения собственных инвестиционных потребностей отрасли, заключавшейся в ограниченности и нецелевом использовании, как внутренних источников финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений), так и бюджетных средств. Идентификация особенностей и динамики процессов инвестирования в сфере жилищно-коммунальных услуг позволяет выявить проблемные зоны инвестиционного процесса и определить вектор развития финансового механизма в части обеспечения инвестиционных потребностей отрасли.
  5. Специфика трансформации финансового механизма сферы ЖКУ в условиях рыночных преобразований в значительной мере зависит от территориальной дифференциации уровней социально-экономического положения регионов и муниципальных образований. Характерное для России большое разнообразие региональных особенностей, связанных, с социально-экономическими, административными, нормативно-правовыми, климатическими отличиями и размерами муниципальных образований, определяет возникновение значительной территориальной дифференциации в темпах реформирования отрасли, наличии ресурсной базы, соответствующей институциональной среды, что обусловливает необходимость оценки дальнейшего эффективного с экономической и социальной точки зрения продвижения реформы в регионах, исходя из финансовых возможностей субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также наличия потенциала бизнес-структур, готовых включиться в процесс эксплуатации и модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
  6. Эффективность функционирования финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг во многом определяется функциональным характером трансформирующихся финансовых отношений в отрасли. Социальная значимость жилищно-коммунальных услуг обусловливает императивный характер реализуемых функций финансового механизма сферы ЖКУ: обеспечивающей, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей и контрольной. Императивы функциональной действенности финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг с позиции трансформации структуры и содержания финансовых отношений (как по вертикали, так и по горизонтали) задают вектор его дальнейшего развития в направлении создания предпосылок для активизации процессов инвестирования воспроизводства основных фондов и разработки инструментария минимизации затратного характера предоставления услуг.
  7. Особенности функционирования финансового механизма сферы ЖКУ на микроуровне обусловлены воздействием как факторов макроэкономической среды (форма собственности на объекты жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; право пользования, распоряжения этими объектами; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта), так и специфическими условиями (принадлежность хозяйствующего субъекта к подотрасли- жилищной или коммунальной сфере, территориальная специфика социально-экономического развития регионов). Влияние этих факторов и условий на финансовый механизм предприятий и организаций сферы ЖКУ проявляется в следующем: возможности привлечения частных инвестиций, целевого бюджетного финансирования, долгосрочных кредитов и займов для выполнения инвестиционных программ; наличии системы перекрестного субсидирования; степени государственного регулирования цен (тарифов); источниках формирования уставного капитала; системе распределения прибыли; структуре доходов и расходов; порядке формирования и использования целевых фондов денежных средств.
  8. Анализ уровневой структуры финансового механизма сферы ЖКУ позволяет выявить системные взаимосвязи, возникающие в связи с сохраняющимся финансированием отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и определить степень государственного участия в процессах аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов в данной сфере, а также эффективность различных форм организации финансовых отношений. Специфика уровневой организации финансовых взаимосвязей в сфере ЖКУ обусловлена наличием системы жестких критериев отбора получателей государственной финансовой поддержки, характеризующейся преобладанием субъективного компонента, формирующего такие противоречия, как ускорение процессов коммерциализации сферы ЖКУ при возможном отсутствии объективных предпосылок к этому в регионах и зависимость объемов инвестиций в жилищную сферу от темпов коммерциализации коммунальной сферы. Такая система критериев с одной стороны, служит действенным инструментом реализации финансовой политики государства в сфере ЖКУ, ориентированной на активизацию процессов саморегулирования в отрасли, с другой стороны, объемы государственных инвестиций в сферу жилищно-коммунальных услуг составляют незначительную долю от потребности, а схемы бюджетного финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры строится по принципу «замыкания».
  9. Структурные параметры финансового механизма сферы ЖКУ детерминированы не только многоуровневой иерархической системой организации финансовых отношений в отрасли, но и проявлением совокупности основных функционально-взаимосвязанных элементов (методов, инструментов, рычагов, стимулов) и соответствующего институционально-инфраструктурного обеспечения (программ, контрактов, нормативно-правовой, методической и информационной базы), рациональное использование и взаимодополнение которых может способствовать созданию основы для достижения баланса экономических интересов субъектов формирующегося рынка ЖКУ и позволяет сгладить существующие внутренние противоречия. Горизонтальная направленность развития финансовых отношений в сфере ЖКУ за счет коммерциализации отрасли, активизации инвестиционных процессов, расширения возможностей кредитования определяет необходимость усиления объективной составляющей содержания и функционального назначения основных методов финансового механизма сферы ЖКУ, связанных с формированием и использованием денежных фондов и финансовых ресурсов (ценообразования, инвестирования, налогообложения) и их рычагов (цены, прибыли, амортизационных отчислений, налоговых льгот и преференций).
  10. Сфере жилищно-коммунальных услуг на современном этапе развития присущи следующие специфические противоречия:- различный характер предоставляемых услуг с позиции теории общественных благ: в коммунальной сфере - смешанные блага, тяготеющие к частным; в жилищной сфере - смешанные, тяготеющие к общественным;- разнонаправленные интересы субъектов сферы ЖКУ: для поставщиков услуг - максимизация дохода (явным или косвенным способом); потребителей - доступные цены (тарифы) при соответствующем качестве услуг; государства (в лице органов власти различного уровня) - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения при минимальных бюджетных расходах;- неоднородная структура собственности на коммунальные объекты и жилищный фонд: в коммунальной сфере - государственная (муниципальная) форма собственности на объекты инфраструктуры, в жилищной сфере - наличие частной собственности в многоквартирных домах, находящихся в целом как имущественный объект в собственности муниципалитета (режим общедоступной собственности);- одновременно и разнонаправлено протекающие процессы централизации и децентрализации обслуживания, выполнения отдельных видов работ, определяющиеся, с одной стороны, размерами муниципальных образований, а с другой - актуальными проблемами управления сферой ЖКУ. - замена одного вида перекрестного субсидирования (между отдельными группами потребителей: население - юридические лица) другим видом перекрестного субсидирования (по территориальному признаку в границах муниципального образования). Перспектива достижения эффективного и устойчивого функционирования сферы ЖКУ определяется возможностями частичного разрешения указанных противоречий (в большей степени субъективных), в том числе, за счет выявления масштабов действия государственного и рыночного регулирования.
  11. Темпы и пропорции изменения соотношения государственных и рыночных регуляторов в сфере жилищно-коммунальных услуг современной экономики России обусловлены следующими факторами: природой предоставляемых услуг (отнесением их к общественным или частным благам); естественной монополизацией коммунального обслуживания; историческим аспектом формирования сферы ЖКУ в советский период как единого инфраструктурного проекта в рамках индустриализации страны; различающимися подходами к рыночному реформированию в жилищной сфере и коммунальном секторе.
  12. Естественно-монопольный характер предоставления коммунальных услуг, ограничивающий возможности развития конкуренции в текущей эксплуатации коммунальных объектов, не исключает формирование предпосылок для развития частного инвестирования в воспроизводство коммунальной инфраструктуры. В жилищной сфере, где имеются потенциальные возможности развития конкуренции в осуществлении текущей эксплуатации жилищного фонда и предоставлении жилищных услуг, следует признать невозможность частного инвестирования в воспроизводство жилищного фонда, построенного за счет государственных средств в советский период, в силу наличия режима общедоступной собственности в многоквартирных домах. Обозначенная специфичность функционирования жилищной сферы и коммунального сектора обусловливает формирование различных подходов к тарифному регулированию и решению инвестиционных проблем в этих подотраслях сферы ЖКУ.
  13. Современные тенденции развития системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг заключаются в следующем:- в достижении полной платности жилищно-коммунальных услуг для потребителей и ликвидации перекрестного субсидирования между отдельными группами (население и юридические лица);- в большей выраженности обеспечения баланса интересов предприятий и организаций сферы ЖКУ и государства (в лице органов местного самоуправления) за счет тарифной политики в ущерб интересам потребителей;- в ориентации на рыночное саморегулирование политики ценообразования на услуги по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту в жилищной сфере (в первую очередь, в сегменте ТСЖ);- в сохранении государственного регулирования системы цен (тарифов) в коммунальной сфере при изменении методических подходов к процессам ценообразования и тарифного регулирования за счет расширения возможности применения методов: установления фиксированных, предельных тарифов, а также индексации установленных тарифов;- в установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение к подводящим сетям коммунальной сферы, предполагающее обеспечение (частичное или полное) финансовых потребностей поставщиков услуг, необходимых для осуществления текущей деятельности и реализации инвестиционных программ Сформировавшиеся тенденции свидетельствуют об усилении обеспечивающей и регулирующей функций тарифообразования в коммунальной сфере и ограниченности проявления его стимулирующего воздействия, что обусловливает необходимость разработки такой модели тарифного регулирования, которая будет ориентирована на согласование общественных и корпоративных интересов за счет большей выраженности стимулирующих рычагов.
  14. Государственно-частное партнерство, формируемое с целью реализации общественно значимых проектов, адаптировано в развитых странах, а в последние десятилетия и ряде развивающихся стран для решения инвестиционных проблем коммунального сектора. В коммунальной сфере России возможности реализации разнообразных видов партнерства как формы активизации процессов инвестирования и оптимизации системы управления, детерминируются следующими обстоятельствами: 1) необходимостью мобилизации ресурсов и распределения рисков между государством (муниципалитетом) и бизнесом; 2) масштабами перераспределения собственности на коммунальные объекты при сохранении регулирующей роли государства, так как бесперебойное обеспечение общества публичными благами (услугами) является прерогативой государства (и муниципалитетов).
  15. Перевод сферы ЖКУ на принципы самоокупаемости, вовлечение частных структур в процессы эксплуатации и управления объектами ЖКХ обусловливают формирование определенных требований к организации системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги: ликвидации практики укрупненных расчетов, характерной ранее при планировании бюджетных средств и объемов поступления платежей потребителей за услуги ЖКХ; необходимости детализации расчетов (возможность применения различных тарифных моделей для потребителей на территории одного муниципального образования), обусловленной усилением дифференциации цен (тарифов) на предоставляемые услуги; создания полноценной информационной базы и обеспечение прозрачности финансовых потоков; переориентации внимания хозяйствующих субъектов на удовлетворение интересов потребителя как основного источника финансовых ресурсов. Функционирование единых операторов, осуществляющих расчет и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, позволяет обеспечить с одной стороны, своевременное поступление оборотных средств предприятиям-поставщикам услуг, с другой стороны, удовлетворять потребность органов местного самоуправления в полноценной информации о денежных потоках в сфере ЖКХ и потребителей в получении своевременной информации о всех изменениях в системе расчетов за ЖКУ. Стремление частных компаний осуществлять самостоятельно функции по организации расчета и сбора платежей приводит к снижению прозрачности информационных и финансовых потоков в жилищно-коммунальной сфере, что обусловливает необходимость разработки мер по совершенствованию организационно-экономического механизма дальнейшего функционирования специализированных расчетно-информационных центров в сфере ЖКХ.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Болдырева И.А. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе / Ершов И.В., Карандеев А.А., Кирилюк, А.М., Клюкович З.А. и др. - Ростов – на – Дону: ЗАО «Книга», 2002. - 11,0/0,5 п.л.

2. Болдырева И.А. Реформирование финансового механизма сферы жилищ-но-коммунальных услуг в трансформирующейся экономике России. - Рос-тов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 8,0 п.л.

3. Болдырева И.А. Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг: теория, методология, практика. Монография. – Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2008. – 10,5 п.л.

4. Болдырева И.А. Инструменты государственной политики в сфере жилищ-но-коммунальных услуг муниципальных образований: монография /Клюкович З.А. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 5,9/4,0 п.л.

5. Болдырева И.А. Государственное регулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований: монография/ Клюкович З.А., Ершов И.В, Сумцова Л.Г. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 8,2/2,0 п.л.

Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК

1. Болдырева И.А. Новая система оплаты жилья и коммунальных услуг: рыночная дифференциация или ценовая дискриминация ? // Научная мысль Кавказа. – 2006. - № 6 (90). – Дополнительный выпуск. - 0,4 п.л.

2. Болдырева И.А. Биллинговая система как новый элемент финансового механизма в сфере ЖКХ // Научная мысль Кавказа. – 2006. - № 12 (96). - Дополнительный выпуск. - 0,5 п.л.

3. Болдырева И.А. Направления структурного изменения финансового меха-низма сферы жилищно-коммунальных услуг // Финансы и кредит. – 2007 (сентябрь). - № 36 (276). – 1,0 п.л.

4. Болдырева И.А. К вопросу финансовой стабилизации сферы жилищно-

коммунальных услуг // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 4 (24). – 0,8 п.л.

5. Болдырева И.А. На пути к самофинансированию сферы жилищно-коммунальных услуг // ЭКО. – 2008. - № 2. – 1,0 п.л.

6. Болдырева И.А. Региональный аспект формирования финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. – 2008 (сентябрь). - № 26 (83). – 1,0 п.л.

7. Болдырева И.А. Оценка инвестиционной среды в коммунальной сфере // Российское предпринимательство. – 2008. - № 9. – 0,4 п.л.

8. Болдырева И.А. Уровневая структура финансового механизма сферы жи-лищно-коммунальных услуг // Финансы и кредит. – 2008 (октябрь). - № 38 (326). – 1,0 п.л.

9. Болдырева И.А. Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2009. - № 7. – 0,4 п.л.

Другие публикации (статьи в других изданиях, тезисы докладов и др.)

1. Болдырева И.А. Экономические проблемы в сфере ЖКХ // Экономика и управление в России на рубеже веков. Сборник статей. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. - 0,3 п.л.

2. Болдырева И.А. Тарифная политика ЖКХ: особенности и перспективы // Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сбор. науч. тр. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. - 0,3 п.л.

3. Болдырева И.А. Совершенствование системы функционирования ЖКХ // Глобализация и проблемы экономического развития России. Материалы XXIII Всероссийской научной конференции по экономике / Под ред. Дулина М. и др. – Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2003. – 0,25 п.л.

4. Болдырева И.А., Клюкович З.А. Возможные пути решения проблемы при-влечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс // Жилищно-коммунальное хозяйство г.Ростова-на-Дону. – 2003. - № 2 (14). – 0,4 / 0,3 п.л.

5. Болдырева И.А., Клюкович З.А. Трансформация финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг в переходной экономике России // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 3. - Том 3. – Ростов н/Д: Изд-во РИС ЮРГУЭС, 2004. – 0,4/0,3 п.л.

6. Болдырева И.А. Единый расчетно-кассовый центр как инструмент оптимизации финансовых потоков в сфере ЖКХ // Проблемы экономики, организации и управления реструктуризацией и развитием предприятий промышленности, сферы услуг и коммунального хозяйства: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф./ Юж. - Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ООО НПО «ТЕМП», 2005. – 0,25 п.л.

7. Болдырева И.А., Каплина М.С. Естественные монополии в водопроводно – канализационном хозяйстве: проблемы функционирования и пути их реше-ния // Актуальные экономические проблемы и перспективы развития пред-приятий. - Вып. 5 / Новочерк. гос. мелиор. академия. – Новочеркасск: ООО НПО «ТЕМП»,

2006. – 0,8 п.л./ 0,4 п.л.

8. Болдырева И.А. Информатизация бизнес-процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве. – Новочеркасск: НГМА, 2006. – 4,8 п.л.

9. Болдырева И.А. Финансовые отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг: структурные изменения и тенденции развития // Наука и технологии: актуальные проблемы, 2007: материалы международной научной конферен-ции. Т.1. – Ставрополь: СевКавГТИ, 2007. – 0,25 п.л.

10. Болдырева И.А. Специфика финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг и тенденции его трансформации в посткризисной экономике России // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал Ат и СО / Академии труда и социальных отношений – Электронный журнал. – М.: АТиСО, 2007. № гос. рег. 0420600008.- Режим доступа: http://www.e-rej. ru/Articles/2007/Boldyreva.pdf, свободный. – 0,9 п.л.

11. Болдырева И.А. Инновационный аспект инвестиционной деятельности в сфере коммунальных услуг // Проблемы инновационно-инвестиционной дея-тельности в России: сборник материалов российской научно-практической конференции/ Под общей ред. Валинуровой Л.С., Казаковой О.Б., Назметдиновой Л.Г.- Уфа: БАГСУ, 2007. – 0,25 п.л.

12. Болдырева И.А. Проблемы управления финансами в сфере коммунальных услуг // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 6.Ч.1.Т.1. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2007. – 1,0 п.л.

13. Болдырева И.А. Инновационные направления в развитии системы расче-тов за жилищно-коммунальные услуги // Развитие инновационных направле-ний в образовании, экономике, технике и технологиях: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Часть I. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2008. – 0,5 п.л.

14. Болдырева И.А. Эволюционные ориентиры функционирования финансо-вого механизма сферы жилищно-коммунальных услуг // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 7.Ч.1.Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2008. – 1,0 п.л.

15. Болдырева И.А. Государственные и рыночные регуляторы в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права / Материалы международной научно-практической конференции 8-12 октября 2008г. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2008. – 0,6 п.л.

16. Болдырева И.А. Перспективы развития инвестирования в коммунальной сфере регионов в условиях финансового кризиса // Экономическое развитие России в условиях мирового финансового кризиса : сборник материалов Все-российской заочной научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2009. – 0,5 п.л.

17. Болдырева И.А. Государственно - частные партнерства в сфере коммунальных услуг: возможности реализации // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 8.Ч.1.Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2009. – 0,9 п.л.