- Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг, будучи адаптационной версией общей модели финансового механизма макроэкономической системы к условиям мезоэкономики и сферо- отраслевой специфики, характеризуется двойственной субъективно-объективной природой. Объективный компонент финансового механизма определяется фундаментальными основами организации и функционирования финансов, выступающих как совокупность объективных процессов, заданных производством, распределением, обменом и потреблением, и обусловливает его относительную познаваемость и управляемость. Субъективная составляющая финансового механизма, как инструмента реализации финансовой политики, разрабатываемой осознано и целенаправленно, обусловливает его динамический характер, проявляющийся в изменении состава и соотношения инструментов, соответствующих конкретному этапу экономического развития. Взаимосвязь финансового механизма сферы ЖКУ с таким механизмом системного уровня, как механизм государственных финансов, проявляется в наличии бюджетного финансирования сферы жилищно-коммунальных услуг, межбюджетном распределении и перераспределении денежных средств на нужды ЖКХ. Связь финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг с финансовым механизмом локально-территориальных образований выражается в специфике адаптации отрасли к рыночным условиям функционирования в зависимости от особенностей, порождаемых социально-экономическими отличиями в уровне развития территорий (субъектов РФ и муниципальных образований).
- Содержание финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг, его функциональные императивы, структурные характеристики и инструменты на различных исторических этапах определяются эволюционной динамикой финансового механизма макроэкономической системы. Условия и параметры сложившейся модели экономики и соответствующей ей финансовой системы опосредую тип финансового механизма сферы ЖКУ (директивный, регулирующий, саморегулирующийся), определяющий возможности реализации тех или иных форм финансирования отрасли (самофинансирование, софинансирование, безвозмездное финансирование) и методов финансового обеспечения (бюджетное финансирование, государственные и муниципальные займы, государственные и муниципальные гарантии, внешнее инвестирование, кредитование).
- Переход к рыночной экономике в 1990-х гг. обусловил трансформацию финансового механизма сферы ЖКУ из директивного в регулирующий и обозначил вектор его эволюции в направлении достижения самофинансирования отрасли путем повышения уровня оплаты услуг потребителями и переориентации бюджетных потоков от предприятий и организаций ЖКХ на обеспечение социальной поддержки малообеспеченных групп потребителей. Стабилизационный характер преобразований, связанных с переводом сферы ЖКУ на самофинансирование, проявившийся в снижении уровня недофинансирования отрасли, сокращении темпов роста кредиторской задолженности, в наметившейся тенденции улучшения финансовых результатов деятельности предприятий, в большей степени, обусловлен усилением фискальной функции государства в отношении потребителей услуг и применением административных рычагов к поставщикам услуг, в то время, как экономические инструменты и рыночные механизмы остаются фактически незадействованными. Трансформация финансового механизма сферы ЖКУ предполагает не только изменение системы финансирования отрасли, но и формирование его новых структурных параметров и инструментов с учетом отраслевых особенностей, специфики создаваемых благ и внутренних противоречий сферы ЖКУ.
- В процессе адаптации сферы ЖКУ к рыночным условиям функционирования инвестирование воспроизводства основных фондов, как один из базовых методов в системе финансового механизма, наряду с ценообразованием и тарифным регулированием, приобретает приоритетное значение, что объясняется неэффективностью применявшихся на протяжении длительного периода механизмов удовлетворения собственных инвестиционных потребностей отрасли, заключавшейся в ограниченности и нецелевом использовании, как внутренних источников финансовых ресурсов предприятий (прибыли, амортизационных отчислений), так и бюджетных средств. Идентификация особенностей и динамики процессов инвестирования в сфере жилищно-коммунальных услуг позволяет выявить проблемные зоны инвестиционного процесса и определить вектор развития финансового механизма в части обеспечения инвестиционных потребностей отрасли.
- Специфика трансформации финансового механизма сферы ЖКУ в условиях рыночных преобразований в значительной мере зависит от территориальной дифференциации уровней социально-экономического положения регионов и муниципальных образований. Характерное для России большое разнообразие региональных особенностей, связанных, с социально-экономическими, административными, нормативно-правовыми, климатическими отличиями и размерами муниципальных образований, определяет возникновение значительной территориальной дифференциации в темпах реформирования отрасли, наличии ресурсной базы, соответствующей институциональной среды, что обусловливает необходимость оценки дальнейшего эффективного с экономической и социальной точки зрения продвижения реформы в регионах, исходя из финансовых возможностей субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также наличия потенциала бизнес-структур, готовых включиться в процесс эксплуатации и модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
- Эффективность функционирования финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг во многом определяется функциональным характером трансформирующихся финансовых отношений в отрасли. Социальная значимость жилищно-коммунальных услуг обусловливает императивный характер реализуемых функций финансового механизма сферы ЖКУ: обеспечивающей, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей и контрольной. Императивы функциональной действенности финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг с позиции трансформации структуры и содержания финансовых отношений (как по вертикали, так и по горизонтали) задают вектор его дальнейшего развития в направлении создания предпосылок для активизации процессов инвестирования воспроизводства основных фондов и разработки инструментария минимизации затратного характера предоставления услуг.
- Особенности функционирования финансового механизма сферы ЖКУ на микроуровне обусловлены воздействием как факторов макроэкономической среды (форма собственности на объекты жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры; право пользования, распоряжения этими объектами; организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта), так и специфическими условиями (принадлежность хозяйствующего субъекта к подотрасли- жилищной или коммунальной сфере, территориальная специфика социально-экономического развития регионов). Влияние этих факторов и условий на финансовый механизм предприятий и организаций сферы ЖКУ проявляется в следующем: возможности привлечения частных инвестиций, целевого бюджетного финансирования, долгосрочных кредитов и займов для выполнения инвестиционных программ; наличии системы перекрестного субсидирования; степени государственного регулирования цен (тарифов); источниках формирования уставного капитала; системе распределения прибыли; структуре доходов и расходов; порядке формирования и использования целевых фондов денежных средств.
- Анализ уровневой структуры финансового механизма сферы ЖКУ позволяет выявить системные взаимосвязи, возникающие в связи с сохраняющимся финансированием отрасли на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и определить степень государственного участия в процессах аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов в данной сфере, а также эффективность различных форм организации финансовых отношений. Специфика уровневой организации финансовых взаимосвязей в сфере ЖКУ обусловлена наличием системы жестких критериев отбора получателей государственной финансовой поддержки, характеризующейся преобладанием субъективного компонента, формирующего такие противоречия, как ускорение процессов коммерциализации сферы ЖКУ при возможном отсутствии объективных предпосылок к этому в регионах и зависимость объемов инвестиций в жилищную сферу от темпов коммерциализации коммунальной сферы. Такая система критериев с одной стороны, служит действенным инструментом реализации финансовой политики государства в сфере ЖКУ, ориентированной на активизацию процессов саморегулирования в отрасли, с другой стороны, объемы государственных инвестиций в сферу жилищно-коммунальных услуг составляют незначительную долю от потребности, а схемы бюджетного финансирования модернизации коммунальной инфраструктуры строится по принципу «замыкания».
- Структурные параметры финансового механизма сферы ЖКУ детерминированы не только многоуровневой иерархической системой организации финансовых отношений в отрасли, но и проявлением совокупности основных функционально-взаимосвязанных элементов (методов, инструментов, рычагов, стимулов) и соответствующего институционально-инфраструктурного обеспечения (программ, контрактов, нормативно-правовой, методической и информационной базы), рациональное использование и взаимодополнение которых может способствовать созданию основы для достижения баланса экономических интересов субъектов формирующегося рынка ЖКУ и позволяет сгладить существующие внутренние противоречия. Горизонтальная направленность развития финансовых отношений в сфере ЖКУ за счет коммерциализации отрасли, активизации инвестиционных процессов, расширения возможностей кредитования определяет необходимость усиления объективной составляющей содержания и функционального назначения основных методов финансового механизма сферы ЖКУ, связанных с формированием и использованием денежных фондов и финансовых ресурсов (ценообразования, инвестирования, налогообложения) и их рычагов (цены, прибыли, амортизационных отчислений, налоговых льгот и преференций).
- Сфере жилищно-коммунальных услуг на современном этапе развития присущи следующие специфические противоречия:- различный характер предоставляемых услуг с позиции теории общественных благ: в коммунальной сфере - смешанные блага, тяготеющие к частным; в жилищной сфере - смешанные, тяготеющие к общественным;- разнонаправленные интересы субъектов сферы ЖКУ: для поставщиков услуг - максимизация дохода (явным или косвенным способом); потребителей - доступные цены (тарифы) при соответствующем качестве услуг; государства (в лице органов власти различного уровня) - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения при минимальных бюджетных расходах;- неоднородная структура собственности на коммунальные объекты и жилищный фонд: в коммунальной сфере - государственная (муниципальная) форма собственности на объекты инфраструктуры, в жилищной сфере - наличие частной собственности в многоквартирных домах, находящихся в целом как имущественный объект в собственности муниципалитета (режим общедоступной собственности);- одновременно и разнонаправлено протекающие процессы централизации и децентрализации обслуживания, выполнения отдельных видов работ, определяющиеся, с одной стороны, размерами муниципальных образований, а с другой - актуальными проблемами управления сферой ЖКУ. - замена одного вида перекрестного субсидирования (между отдельными группами потребителей: население - юридические лица) другим видом перекрестного субсидирования (по территориальному признаку в границах муниципального образования). Перспектива достижения эффективного и устойчивого функционирования сферы ЖКУ определяется возможностями частичного разрешения указанных противоречий (в большей степени субъективных), в том числе, за счет выявления масштабов действия государственного и рыночного регулирования.
- Темпы и пропорции изменения соотношения государственных и рыночных регуляторов в сфере жилищно-коммунальных услуг современной экономики России обусловлены следующими факторами: природой предоставляемых услуг (отнесением их к общественным или частным благам); естественной монополизацией коммунального обслуживания; историческим аспектом формирования сферы ЖКУ в советский период как единого инфраструктурного проекта в рамках индустриализации страны; различающимися подходами к рыночному реформированию в жилищной сфере и коммунальном секторе.
- Естественно-монопольный характер предоставления коммунальных услуг, ограничивающий возможности развития конкуренции в текущей эксплуатации коммунальных объектов, не исключает формирование предпосылок для развития частного инвестирования в воспроизводство коммунальной инфраструктуры. В жилищной сфере, где имеются потенциальные возможности развития конкуренции в осуществлении текущей эксплуатации жилищного фонда и предоставлении жилищных услуг, следует признать невозможность частного инвестирования в воспроизводство жилищного фонда, построенного за счет государственных средств в советский период, в силу наличия режима общедоступной собственности в многоквартирных домах. Обозначенная специфичность функционирования жилищной сферы и коммунального сектора обусловливает формирование различных подходов к тарифному регулированию и решению инвестиционных проблем в этих подотраслях сферы ЖКУ.
- Современные тенденции развития системы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунальных услуг заключаются в следующем:- в достижении полной платности жилищно-коммунальных услуг для потребителей и ликвидации перекрестного субсидирования между отдельными группами (население и юридические лица);- в большей выраженности обеспечения баланса интересов предприятий и организаций сферы ЖКУ и государства (в лице органов местного самоуправления) за счет тарифной политики в ущерб интересам потребителей;- в ориентации на рыночное саморегулирование политики ценообразования на услуги по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту в жилищной сфере (в первую очередь, в сегменте ТСЖ);- в сохранении государственного регулирования системы цен (тарифов) в коммунальной сфере при изменении методических подходов к процессам ценообразования и тарифного регулирования за счет расширения возможности применения методов: установления фиксированных, предельных тарифов, а также индексации установленных тарифов;- в установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение к подводящим сетям коммунальной сферы, предполагающее обеспечение (частичное или полное) финансовых потребностей поставщиков услуг, необходимых для осуществления текущей деятельности и реализации инвестиционных программ Сформировавшиеся тенденции свидетельствуют об усилении обеспечивающей и регулирующей функций тарифообразования в коммунальной сфере и ограниченности проявления его стимулирующего воздействия, что обусловливает необходимость разработки такой модели тарифного регулирования, которая будет ориентирована на согласование общественных и корпоративных интересов за счет большей выраженности стимулирующих рычагов.
- Государственно-частное партнерство, формируемое с целью реализации общественно значимых проектов, адаптировано в развитых странах, а в последние десятилетия и ряде развивающихся стран для решения инвестиционных проблем коммунального сектора. В коммунальной сфере России возможности реализации разнообразных видов партнерства как формы активизации процессов инвестирования и оптимизации системы управления, детерминируются следующими обстоятельствами: 1) необходимостью мобилизации ресурсов и распределения рисков между государством (муниципалитетом) и бизнесом; 2) масштабами перераспределения собственности на коммунальные объекты при сохранении регулирующей роли государства, так как бесперебойное обеспечение общества публичными благами (услугами) является прерогативой государства (и муниципалитетов).
- Перевод сферы ЖКУ на принципы самоокупаемости, вовлечение частных структур в процессы эксплуатации и управления объектами ЖКХ обусловливают формирование определенных требований к организации системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги: ликвидации практики укрупненных расчетов, характерной ранее при планировании бюджетных средств и объемов поступления платежей потребителей за услуги ЖКХ; необходимости детализации расчетов (возможность применения различных тарифных моделей для потребителей на территории одного муниципального образования), обусловленной усилением дифференциации цен (тарифов) на предоставляемые услуги; создания полноценной информационной базы и обеспечение прозрачности финансовых потоков; переориентации внимания хозяйствующих субъектов на удовлетворение интересов потребителя как основного источника финансовых ресурсов. Функционирование единых операторов, осуществляющих расчет и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, позволяет обеспечить с одной стороны, своевременное поступление оборотных средств предприятиям-поставщикам услуг, с другой стороны, удовлетворять потребность органов местного самоуправления в полноценной информации о денежных потоках в сфере ЖКХ и потребителей в получении своевременной информации о всех изменениях в системе расчетов за ЖКУ. Стремление частных компаний осуществлять самостоятельно функции по организации расчета и сбора платежей приводит к снижению прозрачности информационных и финансовых потоков в жилищно-коммунальной сфере, что обусловливает необходимость разработки мер по совершенствованию организационно-экономического механизма дальнейшего функционирования специализированных расчетно-информационных центров в сфере ЖКХ.
1. Болдырева И.А. Реформирование жилищно-коммунального комплекса на современном этапе / Ершов И.В., Карандеев А.А., Кирилюк, А.М., Клюкович З.А. и др. - Ростов – на – Дону: ЗАО «Книга», 2002. - 11,0/0,5 п.л.
2. Болдырева И.А. Реформирование финансового механизма сферы жилищ-но-коммунальных услуг в трансформирующейся экономике России. - Рос-тов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. – 8,0 п.л.
3. Болдырева И.А. Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг: теория, методология, практика. Монография. – Ростов-на-Дону: РАС ЮРГУЭС, 2008. – 10,5 п.л.
4. Болдырева И.А. Инструменты государственной политики в сфере жилищ-но-коммунальных услуг муниципальных образований: монография /Клюкович З.А. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 5,9/4,0 п.л.
5. Болдырева И.А. Государственное регулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований: монография/ Клюкович З.А., Ершов И.В, Сумцова Л.Г. – Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2008. – 8,2/2,0 п.л.
Статьи в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК
1. Болдырева И.А. Новая система оплаты жилья и коммунальных услуг: рыночная дифференциация или ценовая дискриминация ? // Научная мысль Кавказа. – 2006. - № 6 (90). – Дополнительный выпуск. - 0,4 п.л.
2. Болдырева И.А. Биллинговая система как новый элемент финансового механизма в сфере ЖКХ // Научная мысль Кавказа. – 2006. - № 12 (96). - Дополнительный выпуск. - 0,5 п.л.
3. Болдырева И.А. Направления структурного изменения финансового меха-низма сферы жилищно-коммунальных услуг // Финансы и кредит. – 2007 (сентябрь). - № 36 (276). – 1,0 п.л.
4. Болдырева И.А. К вопросу финансовой стабилизации сферы жилищно-
коммунальных услуг // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 4 (24). – 0,8 п.л.
5. Болдырева И.А. На пути к самофинансированию сферы жилищно-коммунальных услуг // ЭКО. – 2008. - № 2. – 1,0 п.л.
6. Болдырева И.А. Региональный аспект формирования финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг в рыночных условиях // Региональная экономика: теория и практика. – 2008 (сентябрь). - № 26 (83). – 1,0 п.л.
7. Болдырева И.А. Оценка инвестиционной среды в коммунальной сфере // Российское предпринимательство. – 2008. - № 9. – 0,4 п.л.
8. Болдырева И.А. Уровневая структура финансового механизма сферы жи-лищно-коммунальных услуг // Финансы и кредит. – 2008 (октябрь). - № 38 (326). – 1,0 п.л.
9. Болдырева И.А. Роль и место ценообразования и тарифного регулирования в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2009. - № 7. – 0,4 п.л.
Другие публикации (статьи в других изданиях, тезисы докладов и др.)
1. Болдырева И.А. Экономические проблемы в сфере ЖКХ // Экономика и управление в России на рубеже веков. Сборник статей. – Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2002. - 0,3 п.л.
2. Болдырева И.А. Тарифная политика ЖКХ: особенности и перспективы // Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Сбор. науч. тр. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2002. - 0,3 п.л.
3. Болдырева И.А. Совершенствование системы функционирования ЖКХ // Глобализация и проблемы экономического развития России. Материалы XXIII Всероссийской научной конференции по экономике / Под ред. Дулина М. и др. – Краснодар: Изд-во КубГАУ, 2003. – 0,25 п.л.
4. Болдырева И.А., Клюкович З.А. Возможные пути решения проблемы при-влечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс // Жилищно-коммунальное хозяйство г.Ростова-на-Дону. – 2003. - № 2 (14). – 0,4 / 0,3 п.л.
5. Болдырева И.А., Клюкович З.А. Трансформация финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг в переходной экономике России // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 3. - Том 3. – Ростов н/Д: Изд-во РИС ЮРГУЭС, 2004. – 0,4/0,3 п.л.
6. Болдырева И.А. Единый расчетно-кассовый центр как инструмент оптимизации финансовых потоков в сфере ЖКХ // Проблемы экономики, организации и управления реструктуризацией и развитием предприятий промышленности, сферы услуг и коммунального хозяйства: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф./ Юж. - Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ООО НПО «ТЕМП», 2005. – 0,25 п.л.
7. Болдырева И.А., Каплина М.С. Естественные монополии в водопроводно – канализационном хозяйстве: проблемы функционирования и пути их реше-ния // Актуальные экономические проблемы и перспективы развития пред-приятий. - Вып. 5 / Новочерк. гос. мелиор. академия. – Новочеркасск: ООО НПО «ТЕМП»,
2006. – 0,8 п.л./ 0,4 п.л.
8. Болдырева И.А. Информатизация бизнес-процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве. – Новочеркасск: НГМА, 2006. – 4,8 п.л.
9. Болдырева И.А. Финансовые отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг: структурные изменения и тенденции развития // Наука и технологии: актуальные проблемы, 2007: материалы международной научной конферен-ции. Т.1. – Ставрополь: СевКавГТИ, 2007. – 0,25 п.л.
10. Болдырева И.А. Специфика финансового механизма сферы жилищно-коммунальных услуг и тенденции его трансформации в посткризисной экономике России // Российский экономический Интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал Ат и СО / Академии труда и социальных отношений – Электронный журнал. – М.: АТиСО, 2007. № гос. рег. 0420600008.- Режим доступа: http://www.e-rej. ru/Articles/2007/Boldyreva.pdf, свободный. – 0,9 п.л.
11. Болдырева И.А. Инновационный аспект инвестиционной деятельности в сфере коммунальных услуг // Проблемы инновационно-инвестиционной дея-тельности в России: сборник материалов российской научно-практической конференции/ Под общей ред. Валинуровой Л.С., Казаковой О.Б., Назметдиновой Л.Г.- Уфа: БАГСУ, 2007. – 0,25 п.л.
12. Болдырева И.А. Проблемы управления финансами в сфере коммунальных услуг // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 6.Ч.1.Т.1. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2007. – 1,0 п.л.
13. Болдырева И.А. Инновационные направления в развитии системы расче-тов за жилищно-коммунальные услуги // Развитие инновационных направле-ний в образовании, экономике, технике и технологиях: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Часть I. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2008. – 0,5 п.л.
14. Болдырева И.А. Эволюционные ориентиры функционирования финансо-вого механизма сферы жилищно-коммунальных услуг // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 7.Ч.1.Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2008. – 1,0 п.л.
15. Болдырева И.А. Государственные и рыночные регуляторы в финансовом механизме сферы жилищно-коммунальных услуг // Современная стратегия социально-экономического развития России: вопросы экономики и права / Материалы международной научно-практической конференции 8-12 октября 2008г. - Краснодар: Изд-во Южного института менеджмента, 2008. – 0,6 п.л.
16. Болдырева И.А. Перспективы развития инвестирования в коммунальной сфере регионов в условиях финансового кризиса // Экономическое развитие России в условиях мирового финансового кризиса : сборник материалов Все-российской заочной научно-практической конференции. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2009. – 0,5 п.л.
17. Болдырева И.А. Государственно - частные партнерства в сфере коммунальных услуг: возможности реализации // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг: сборник научных трудов. – Вып. 8.Ч.1.Т.2. – Ростов н/Д: Изд-во РАС ЮРГУЭС, 2009. – 0,9 п.л.