Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Научно обоснованы и выработаны направления функционально-структурной модернизации системы непрерывного образования, реализация которых способствует повышению ее роли как стратегического условия повышения качества человеческого капитала - основного фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики и ее банковского сектора. При этом: определены сравнительные преимущества и недостатки современных тенденций и накопленного отечественного и зарубежного опыта формирования и развития системы непрерывного образования. Выявлены причины, в силу которых российская система непрерывного образования пока не может считаться целостной, интеграционной; выявлены узкие места в действующей системе непрерывного образования. Среди них: отсутствие действенного механизма реализации обратного (от потребителя образовательных услуг) воздействия на формирование профессиональной структуры и качество системы непрерывного образования; ведомственная и организационная разобщенность процессов непрерывного образования; мотивационная рассогласованность интересов персонала и организации в развитии человеческого капитала. Предложены пути их нейтрализации как отправного пункта форсированного перехода от режима выживания организации к режиму ее динамичного развития (на примере банковской деятельности); определены основные требования и разработана научно-методическая база повышения инновационного потенциала управленческого персонала банковского сектора экономики, учитывающие такие его особенности, как высокая интегрированнность в мировую финансовую систему, широкое использование передовых информационных технологий, необходимость оперативного реагирования на изменение внешней среды.
  2. Доказана необходимость модернизации методологических принципов, моделей и институтов развития системы непрерывного образования, в совокупности обеспечивающих опережающее развитие человеческого капитала как важнейшего условия перехода к инновационно ориентированной экономике. В этих целях на принципах вертикальной и горизонтальной интеграции разработана целостная, внутренне непротиворечивая развернутая модель непрерывного образования, предусматривающая: кооперацию на основе сетевой инфраструктуры вузовской и академической науки, а также прикладных исследований с реальным сектором экономики; повышение уровня организационно-экономического взаимодействия сети учреждений, связанных с оказанием образовательных услуг, в частности, путем усиления координации между органами управления образовательными учреждениями (формирующими стандарты и требования к программам обучения) и профессиональными сообществами (определяющими спрос на специалистов новых уровней и профилей), отвечающих потребностям работодателей. новые формы интеграции, позволяющие синтезировать инновационные подходы в образовательных системах, в том числе касающиеся унификации требований к оценке качества образовательных результатов на постоянно действующей основе; использование нового методологического синергетического подхода, позволяющего достояние одной области науки делать доступным для понимания в других областях знаний и способствующего формированию системно - креативного мышления специалиста.
  3. Разработаны концептуальные принципы и методические рекомендации по построению интеграционной системы подготовки и переподготовки специалистов по программам высшего и дополнительного образования в рамках инновационно-образовательной сети «наука - образование - банковское предпринимательство», отличающейся упором на использование интерактивных методов обучения. На их основе разработан механизм, обеспечивающий повышение уровня креативности банковского специалиста, в том числе путем разработки программ развития персонала, соединяющих креативность и социально ответственный подход к ведению банковского бизнеса.
  4. Сформированы научно-методические положения по организации (с привлечением независимых экспертов, в том числе уполномоченных представителей Банка России) системы периодической аттестации и сертификации - как органической части интеграционной модели непрерывного образования банковских специалистов. При этом предложено использовать те элементы зарубежного опыта, которые могут быть относительно легко адаптированы к специфике работы российской банковской системы, в первую очередь в области банковского обслуживания, создания новых банковских продуктов и технологий, регулирования банковской деятельности.
  5. Разработана и внедрена в деятельность Банка России матричная модель оценки профессионального уровня специалистов как критериальной основы развития персонала, нацеленная на максимальное использование творческого потенциала для реализации стратегии банка.
  6. Разработана методика интегральной оценки степени соответствия интеллектуально-креативного потенциала банковских менеджеров решению новых задач, адекватных вызовам финансового рынка. На ее основе выработаны типовые научно-методические рекомендации по наиболее рациональному использованию персонала. В качестве ее информационного обеспечения предложено путем создания персональных карт сформировать банк данных об интеллектуально-креативных способностях специалиста.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Насибян С.С. Человеческие ресурсы финансовых структур. – М.: ИД «МЕЛАП», 2005. – 11 п. л.

2.Насибян С.С. Формирование человеческих ресурсов в банковской сфере. – М.: Креативная экономика, 2006. – 10,1 п. л.

Статьи в рецензируемых ВАК журналах

3.Насибян С.С. Анализ роли человеческих ресурсов в становлении банковской деятельности // Российское предпринимательство. – 2006. – № 4. – 0,38 п. л.

4.Насибян С.С. Деньги от ума: инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – № 5. – 0,25 п. л.

5.Насибян С.С. Инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций (статья) // Российское предпринимательство. –2006. – № 5. – 0,41 п. л.

6.Насибян С.С. Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений // Российское предпринимательство. – 2006. – № 6. – 0,36 п. л.

7.Насибян С.С. Особенности проявления креативных способностей специалистов предприятий, занятых в интеллектуальной сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006 – № 7. – 0,4 п. л.

8.Насибян С.С. Российская высшая школа как фактор развития инновационного банковского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – № 8. – 0,3 п.л.

9.Насибян С.С. Роль и место ИКР в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – № 9. – 0,4 п. л.

10.Насибян С.С. Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – № 10. – 0,38 п. л.

11.Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативных ресурсов банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – № 11. – 0,25 п.л.

12.Насибян С.С. Интеллектуальный капитал – катализатор улучшения организационных свойств банка // Банковское дело. – 2007. – № 3.

13.«Офтальмология» в банковском бизнесе: как увидеть невидимое // Банковское дело. – 2007. – № 5. – 0,25 п. л.

14.Насибян С.С. Проблемы управления интеллектуально-креативным потенциалом банковских организаций // Банковские услуги. – 2007. – № 11. – 1 п. л.

15.Насибян С.С. Формирование интеллектуально-креативных ресурсов банковских структур // Креативная экономика. – 2006. – 0,4 п. л.

16.Насибян С.С., Мельников О.Н. Об управлении формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов финансовых организаций // Креативная экономика. – 2007. – № 4. – 0,4 п. л.

17.Насибян С.С., Мельников О.Н. Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике // Креативная экономика. – 2007. – 0,4 п. л.

18.Насибян С.С., Ордоян Д. Анализ стратегических рисков на региональном рынке // Банковское дело. – 2007. – № 12. – 0,7 п. л.

19.Насибян С.С., Нащекин А.Б. и др. Ментальный капитал банка // Банковское дело. – 2008. – № 1. – 0,8 п. л.

20.Насибян С.С. Интеллектуализация банковской деятельности: современные вызовы // Банковские услуги. – 2008. – № 2. – 0,6 п. л.

21.Насибян С.С. Развитие персонала как фактор обеспечения конкурентного преимущества банковской системы // Российское предпринимательство. – 2008. – № 2. – 0,5 п. л.

Учебники и учебные пособия

22.Насибян С.С., Битков В.П. Банковское кредитование: минимизация рисков: Учеб. пособие. – М.: Фининформсервис НИКА, 2002. – 4,25 п. л.

23.Насибян С.С. Бюджет. Бюджетная система РФ: Учеб.-метод. пособие. – М.: Креативная экономика.

24.Насибян С.С., Андреева Н.П. и др. Управление человеческими ресурсами: Учеб.-метод. комплекс // Инновационный проект. ГОУ ВПО «АНХ при Правительстве РФ». – 2007. – 10 п. л.

Статьи в журналах

25.Насибян С.С., Битков В.П. О направлениях и формах государственной поддержки ипотечного кредитования // ИПОТЕКА. – 2000. – № 3. – 0,5 п. л.

.

26.Насибян С.С. Формы проявления кредитного риска // Банковские услуги. – 2001. – № 2. – 0,25 п. л.

27.Насибян С.С. Современный банковский менеджер // Справочник «Где учиться?». – 2003. – 0,31 п. л.

28.Насибян С.С. Профессионал в сфере финансовых услуг // Элитное образование. – 2003. – 0,2 п. л.

29.Насибян С.С. Как стать банкиром? // Аналитический банковский журнал. – 2004. – 0,45 п. л.

30.Насибян С.С. Формы и функции сбережений населения в современной экономике России // Белорусский экономический журнал. – 2004. – № 3. – 6 п. л.

31.Насибян С.С. Новая элита на подходе: идет подготовка инновационных менеджеров // Национальный банковский журнал. – Март 2006. – 0,25 п. л.

32.Насибян С.С. Кто он инновационный менеджер? // Национальный банковский журнал. – Апрель 2006. – 0,25 п. л.

33.Насибян С.С. МВА для банкиров: карьера и творчество // Бизнес-образование. – 2006. – 0,25 п. л.

34.Насибян С.С., Черкашенко В.Н., Нащекин А.Б. Управление знаниями и эволюция эффективности бизнеса // Аналитический банковский журнал. – Май 2007. – 0,25 п. л.

35.Насибян С.С. Знание сотрудников – богатство компаний // Национальный банковский журнал. – Июнь 2007. – 0,25 п. л.

36.Насибян С.С. Управление талантами банков: роль современного образования // Аналитический банковский журнал. – 2007. – № 11. – 0,2 п. л.

37.Насибян С.С. Инвестиции в образование обеспечат успех // Аналитический банковский журнал. – 2008. – № 5. – 0,4 п. л.