- Научно обоснованы и выработаны направления функционально-структурной модернизации системы непрерывного образования, реализация которых способствует повышению ее роли как стратегического условия повышения качества человеческого капитала - основного фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики и ее банковского сектора. При этом: определены сравнительные преимущества и недостатки современных тенденций и накопленного отечественного и зарубежного опыта формирования и развития системы непрерывного образования. Выявлены причины, в силу которых российская система непрерывного образования пока не может считаться целостной, интеграционной; выявлены узкие места в действующей системе непрерывного образования. Среди них: отсутствие действенного механизма реализации обратного (от потребителя образовательных услуг) воздействия на формирование профессиональной структуры и качество системы непрерывного образования; ведомственная и организационная разобщенность процессов непрерывного образования; мотивационная рассогласованность интересов персонала и организации в развитии человеческого капитала. Предложены пути их нейтрализации как отправного пункта форсированного перехода от режима выживания организации к режиму ее динамичного развития (на примере банковской деятельности); определены основные требования и разработана научно-методическая база повышения инновационного потенциала управленческого персонала банковского сектора экономики, учитывающие такие его особенности, как высокая интегрированнность в мировую финансовую систему, широкое использование передовых информационных технологий, необходимость оперативного реагирования на изменение внешней среды.
- Доказана необходимость модернизации методологических принципов, моделей и институтов развития системы непрерывного образования, в совокупности обеспечивающих опережающее развитие человеческого капитала как важнейшего условия перехода к инновационно ориентированной экономике. В этих целях на принципах вертикальной и горизонтальной интеграции разработана целостная, внутренне непротиворечивая развернутая модель непрерывного образования, предусматривающая: кооперацию на основе сетевой инфраструктуры вузовской и академической науки, а также прикладных исследований с реальным сектором экономики; повышение уровня организационно-экономического взаимодействия сети учреждений, связанных с оказанием образовательных услуг, в частности, путем усиления координации между органами управления образовательными учреждениями (формирующими стандарты и требования к программам обучения) и профессиональными сообществами (определяющими спрос на специалистов новых уровней и профилей), отвечающих потребностям работодателей. новые формы интеграции, позволяющие синтезировать инновационные подходы в образовательных системах, в том числе касающиеся унификации требований к оценке качества образовательных результатов на постоянно действующей основе; использование нового методологического синергетического подхода, позволяющего достояние одной области науки делать доступным для понимания в других областях знаний и способствующего формированию системно - креативного мышления специалиста.
- Разработаны концептуальные принципы и методические рекомендации по построению интеграционной системы подготовки и переподготовки специалистов по программам высшего и дополнительного образования в рамках инновационно-образовательной сети «наука - образование - банковское предпринимательство», отличающейся упором на использование интерактивных методов обучения. На их основе разработан механизм, обеспечивающий повышение уровня креативности банковского специалиста, в том числе путем разработки программ развития персонала, соединяющих креативность и социально ответственный подход к ведению банковского бизнеса.
- Сформированы научно-методические положения по организации (с привлечением независимых экспертов, в том числе уполномоченных представителей Банка России) системы периодической аттестации и сертификации - как органической части интеграционной модели непрерывного образования банковских специалистов. При этом предложено использовать те элементы зарубежного опыта, которые могут быть относительно легко адаптированы к специфике работы российской банковской системы, в первую очередь в области банковского обслуживания, создания новых банковских продуктов и технологий, регулирования банковской деятельности.
- Разработана и внедрена в деятельность Банка России матричная модель оценки профессионального уровня специалистов как критериальной основы развития персонала, нацеленная на максимальное использование творческого потенциала для реализации стратегии банка.
- Разработана методика интегральной оценки степени соответствия интеллектуально-креативного потенциала банковских менеджеров решению новых задач, адекватных вызовам финансового рынка. На ее основе выработаны типовые научно-методические рекомендации по наиболее рациональному использованию персонала. В качестве ее информационного обеспечения предложено путем создания персональных карт сформировать банк данных об интеллектуально-креативных способностях специалиста.
1.Насибян С.С. Человеческие ресурсы финансовых структур. – М.: ИД «МЕЛАП», 2005. – 11 п. л.
2.Насибян С.С. Формирование человеческих ресурсов в банковской сфере. – М.: Креативная экономика, 2006. – 10,1 п. л.
Статьи в рецензируемых ВАК журналах
3.Насибян С.С. Анализ роли человеческих ресурсов в становлении банковской деятельности // Российское предпринимательство. – 2006. – № 4. – 0,38 п. л.
4.Насибян С.С. Деньги от ума: инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – № 5. – 0,25 п. л.
5.Насибян С.С. Инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций (статья) // Российское предпринимательство. –2006. – № 5. – 0,41 п. л.
6.Насибян С.С. Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений // Российское предпринимательство. – 2006. – № 6. – 0,36 п. л.
7.Насибян С.С. Особенности проявления креативных способностей специалистов предприятий, занятых в интеллектуальной сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006 – № 7. – 0,4 п. л.
8.Насибян С.С. Российская высшая школа как фактор развития инновационного банковского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – № 8. – 0,3 п.л.
9.Насибян С.С. Роль и место ИКР в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – № 9. – 0,4 п. л.
10.Насибян С.С. Формирование конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов в финансовой сфере экономики // Российское предпринимательство. – 2006. – № 10. – 0,38 п. л.
11.Насибян С.С. Подходы к управлению интеллектуально-креативных ресурсов банковских организаций // Российское предпринимательство. – 2006. – № 11. – 0,25 п.л.
12.Насибян С.С. Интеллектуальный капитал – катализатор улучшения организационных свойств банка // Банковское дело. – 2007. – № 3.
13.«Офтальмология» в банковском бизнесе: как увидеть невидимое // Банковское дело. – 2007. – № 5. – 0,25 п. л.
14.Насибян С.С. Проблемы управления интеллектуально-креативным потенциалом банковских организаций // Банковские услуги. – 2007. – № 11. – 1 п. л.
15.Насибян С.С. Формирование интеллектуально-креативных ресурсов банковских структур // Креативная экономика. – 2006. – 0,4 п. л.
16.Насибян С.С., Мельников О.Н. Об управлении формированием конкурентоспособных интеллектуально-креативных ресурсов финансовых организаций // Креативная экономика. – 2007. – № 4. – 0,4 п. л.
17.Насибян С.С., Мельников О.Н. Творческая энергия личности как основной показатель инновационных процессов в экономике // Креативная экономика. – 2007. – 0,4 п. л.
18.Насибян С.С., Ордоян Д. Анализ стратегических рисков на региональном рынке // Банковское дело. – 2007. – № 12. – 0,7 п. л.
19.Насибян С.С., Нащекин А.Б. и др. Ментальный капитал банка // Банковское дело. – 2008. – № 1. – 0,8 п. л.
20.Насибян С.С. Интеллектуализация банковской деятельности: современные вызовы // Банковские услуги. – 2008. – № 2. – 0,6 п. л.
21.Насибян С.С. Развитие персонала как фактор обеспечения конкурентного преимущества банковской системы // Российское предпринимательство. – 2008. – № 2. – 0,5 п. л.
Учебники и учебные пособия
22.Насибян С.С., Битков В.П. Банковское кредитование: минимизация рисков: Учеб. пособие. – М.: Фининформсервис НИКА, 2002. – 4,25 п. л.
23.Насибян С.С. Бюджет. Бюджетная система РФ: Учеб.-метод. пособие. – М.: Креативная экономика.
24.Насибян С.С., Андреева Н.П. и др. Управление человеческими ресурсами: Учеб.-метод. комплекс // Инновационный проект. ГОУ ВПО «АНХ при Правительстве РФ». – 2007. – 10 п. л.
Статьи в журналах
25.Насибян С.С., Битков В.П. О направлениях и формах государственной поддержки ипотечного кредитования // ИПОТЕКА. – 2000. – № 3. – 0,5 п. л.
.
26.Насибян С.С. Формы проявления кредитного риска // Банковские услуги. – 2001. – № 2. – 0,25 п. л.
27.Насибян С.С. Современный банковский менеджер // Справочник «Где учиться?». – 2003. – 0,31 п. л.
28.Насибян С.С. Профессионал в сфере финансовых услуг // Элитное образование. – 2003. – 0,2 п. л.
29.Насибян С.С. Как стать банкиром? // Аналитический банковский журнал. – 2004. – 0,45 п. л.
30.Насибян С.С. Формы и функции сбережений населения в современной экономике России // Белорусский экономический журнал. – 2004. – № 3. – 6 п. л.
31.Насибян С.С. Новая элита на подходе: идет подготовка инновационных менеджеров // Национальный банковский журнал. – Март 2006. – 0,25 п. л.
32.Насибян С.С. Кто он инновационный менеджер? // Национальный банковский журнал. – Апрель 2006. – 0,25 п. л.
33.Насибян С.С. МВА для банкиров: карьера и творчество // Бизнес-образование. – 2006. – 0,25 п. л.
34.Насибян С.С., Черкашенко В.Н., Нащекин А.Б. Управление знаниями и эволюция эффективности бизнеса // Аналитический банковский журнал. – Май 2007. – 0,25 п. л.
35.Насибян С.С. Знание сотрудников – богатство компаний // Национальный банковский журнал. – Июнь 2007. – 0,25 п. л.
36.Насибян С.С. Управление талантами банков: роль современного образования // Аналитический банковский журнал. – 2007. – № 11. – 0,2 п. л.
37.Насибян С.С. Инвестиции в образование обеспечат успех // Аналитический банковский журнал. – 2008. – № 5. – 0,4 п. л.