- Процесс управления взаимодействием социально-экономических субъектов направлен способствующий повышению степени открытости экономики в условиях возрастающей глобализации требует осмысления категорий «взаимодействие», «сотрудничество», «партнерство», выражающих формы взаимоотношений и последовательные этапы их осуществления. Данные категории различаются по признакам силы связи, глубины проникновения и формализации отношений и представляют собой последовательные фазы процесса управления организацией структурно-институциональных связей социально-экономических субъектов, каждая из которых требует создания пространственно-временного образа, обеспечивающего поддержку принятия управленческих решений, направленных на выбор формы отношений в соответствии с точками сопряжения интересов.
- Вектор направленного развития процесса управления в соответствии с выделенными фазами «взаимодействие - сотрудничество - партнерство» представляет собой последовательность управленческих решений, направленных на анализ количественных и качественных характеристик социально-экономических субъектов, вступающих в отношения, определение точек сопряжения интересов, а также применение механизма их согласования, выбора формы взаимоотношений и необходимых процедур процесса управления для каждой из них.
- В профессиональном сообществе в соответствии с параметрическими характеристиками и межсекторной принадлежностью, действуют система профессионального образования, включая уровни начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного, бизнес-сообщество, представленное предприятиями реального сектора экономики и ассоциациями, союзами и общественными организациями промышленников и предпринимателей, государственные органы управления, домашние хозяйства, в лице абитуриентов, студентов и выпускников системы профессионального образования - квалифицированных трудовых ресурсов.
- Каждая из выделенных социально-экономических групп профессионального сообщества обладает специфическим набором интересов, частных для субъектов группы, и общих для сообщества в целом. Их разнонаправленность вызывает противоречия как внутри групп, так и между ними, что отрицательно влияет на организацию эффективных структурно-институциональных связей и требует значительных усилий по определению точек сопряжения интересов, выбору адекватной формы взаимоотношений с использованием процедур процесса управления по схеме «взаимодействие - сотрудничество - партнерство».
- Эффективно организованные партнерские сети социально-экономических субъектов, сформированные на базе структурно-институциональных связей, позволяют объединить их в научно-образовательную инфраструктуру профессионального сообщества на базе системообразующего вуза, как точки роста, обеспечивающую эффективное развитие экономики территории в рамках реализации его координирующей, интегрирующей, инновационной функции. Целью создания научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества на основе партнерских сетей является обеспечение социально-экономического и инновационного развития территории посредством реализации уникальных возможностей системы профессиональной подготовки трудовых ресурсов.
- Формирование и эффективное функционирование научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества на основе структурно-институциональных связей возможно с использованием инструментария комплексного обеспечения процесса управления, включающего методику организационно-управленческого моделирования, позволяющую систематизировать и структурировать процесс управления и этапы принятия управленческих решений, информационно-аналитическую систему современных информационных и коммуникативных моделей и механизмов как технологию поддержки принятия управленческих решений, отражающую функциональное представление направлений деятельности.
- Теоретико-методологическое осмысление процесса управления взаимоотношениями социально-экономических субъектов профессионального сообщества дает основу для концептуального моделирования научно-образовательной инфраструктуры на основе партнерских сетей посредством субъектно-объектного анализа и реализации принципов системного подхода, выявления элементов и связей между ними. Концептуальное моделирование является первым этапом этого процесса и создания информационно-аналитической системы обеспечения поддержки принятия управленческих решений на базе коммуникативной и информационной моделей взаимосвязей между элементами системы.
- Комплексное интегрирование методик функционального, структурного, организационного моделирования, инструментария SADT, методов построения бизнес-моделей формирует методический инструментарий комплексного обеспечения процесса управления формированием и функционированием научно-образовательной инфраструктуры на основе партнерских сетей, включающий организационно-управленческое моделирование и алгоритм его построения в соответствии со стратегией, целеполаганием и направлениями деятельности.
- Адаптация предложенных теоретико-концептуальных и практико-прикладных подходов к процессу управления отношениями социально-экономических субъектов, формированию и функционированию научно-образовательной инфраструктуры на основе структурно-институциональных связей позволила апробировать их на примере ЮФО в соответствии со спецификой макрорегионального развития. При этом организационно-управленческая модель процесса управления формированием и функционированием научно-образовательной инфраструктуры реализованная на базе Южного федерального университета как системообразующего вуза, с инновационными, координирующими и системно-интегративными функциями, показала свою дееспособность, эффективность и универсальность.
- Положения теорий информации и коммуникаций позволяют выделить и описать информационные потоки проектируемой системы на основе анализа структурных коммуникаций между элементами и предложить принципы формирования информационно-аналитической системы поддержки процесса управления на основе интерактивной системы баз данных и требования к ее системным составляющим, реализующим современные информационно-коммуникативные технологии.
1.Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К. и др. Социально-экономический механизм интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда: региональный аспект. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 10,8 / 2,8 п.л.
2.Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К. и др. Разработка интерактивной информационной системы прогнозирования процесса интеграции рынка образовательных услуг в рынок труда на региональном уровне // Отчет о научно-исследовательской работе № 15381, грант МО, Таганрог, 2005. 12,0 / 1,4 п.л.
3.Гриненко С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе взаимодействия профессионального образования в рынок труда. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 9,5 п.л.
4.Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К. и др. Мониторинг студентов и выпускников вуза как инструмент системы управления востребованностью молодых специалистов на рынке труда. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 21,0 / 3,5 п.л.
5.Организационно-информационные модели финансово-экономического управления университетом с использованием проектно-процессного подхода. / под ред. В.Г. Захаревича, М.А. Боровской. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 46,12 / 2,8 п.л.
6.Гриненко С.В. Организационно-управленческое моделирование научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества: от взаимодействия к сотрудничеству и партнерству. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 19,0 п.л.
Статьи в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации основных результатов диссертации на соискание учёной степени доктора наук
7.Гриненко С.В. Оценка эффективности деятельности Вуза в современных условиях // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». – 2004. – № 4. 0,4 п.л.
8.Гриненко С.В. Развитие образования как фактор экономической эффективности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». – 2005. – № 6. 0,4 п.л.
9.Гриненко С.В. Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». – 2005. – № 8. 0,4 п.л.
10.Гриненко С.В., Масыч М.А. Современные тенденции и перспективы развития рынка труда // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». – 2006. – № 10. 0,4 / 0,2 п.л.
11.Гриненко С.В. Ретроспективный анализ системы профессионального образования как фактор развития национальной экономики // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». – 2006. – № 4. 0,4 п.л.
12.Гриненко С.В. Взаимодействие бизнеса и системы профессионального образования как фактор развития экономики // Известия ТРТУ, тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». –2006. – № 17, 0,4 п.л.
13.Боровская М.А., Гриненко С.В., Рогозов Ю.И. и др. Интерактивная информационная система «Профессионал» // Прогр. для ЭВМ. Свид-во об официальной регистрации № 2007610614 от 7.02.2007 г.
14.Гриненко С.В. Формирование инфраструктуры партнерства как фактор развития науки в высшей школе // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: – М.: АТиСО, 2009. № гос.регистрации 0420600008. URL: http://www.e-rej.ru/Articles/2009/Grinenko.pdf режим доступа свободный. 0,6 п.л.
15.Гриненко С.В. Структурная институциализация процесса управления в профессиональном сообществе // Экономический вестник РГУ. – 2009. – т. 3, № 3, ч. 2. 0,6 п.л.
16.Гриненко С.В. Система профессионального образования: информационно-аналитический аспект // Научный журнал «Вестник ИНЖЭКОНа». Серия «Экономика». 2009. Вып. 4 (31). – № 0,85 п.л.
17.Боровская М.А., Гриненко С.В. Регионально-отраслевой потенциал и тенденции развития профессионального образования ЮФО // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. № 7. – 0,68 / 0,34 п.л.
18.Боровская М.А., Гриненко С.В. Организационно-управленческое моделирование как инструмент обеспечения процесса управления // Открытое образование. – 2009. № 3. – 0,68 / 0,34 п.л.
Статьи и тезисы научных докладов на конференциях
19.Гриненко С.В. Формирование управленческой информационной системы // Известия ТРТУ. – 1998. – № 3 0,1 п.л.
20.Гриненко С.В., Кетова Н.П., Ланкин В.Е. Использование отчетов о деловой эффективности при принятии управленческих решений. – Таганрог: ТРТУ, 1998. 42 с. 2,4 / 0,8 п.л.
21.Гриненко С.В., Кетова Н.П., Ланкин В.Е. Управленческие информационные системы как фактор повышения культуры управления // «Ждановские чтения» – материалы научной конференции: Ростов н/Д, 1999. 0,1 / 0,04 п.л.
22.Гриненко С.В. Стратегия предприятия и информационная система управления // IV всероссийская научная конференция студентов и аспирантов. –Таганрог, 1998. 0,1 п.л.
23.Архипенко В.А., Гриненко С.В., Ланкин В.Е. Функциональное моделирование в управленческой деятельности на предприятии // Известия ТРТУ. – 2000. – № 1, 0,3 / 0,1 п.л.
24.Гриненко С.В. Научный и образовательный потенциал технического университета в системе высшего образования // Потенциал развития России XXI века: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 2004. 0,2 п.л.
25.Гриненко С.В. Технический университет в системе высшего образования // Известия ТРТУ. – 2004. – № 8. 0,1 п.л.
26.Боровская М.А., Гриненко С.В., Задорожняя Е.К. и др. Разработка интерактивной информационной системы прогнозирования процесса интеграции рынков образовательных услуг и труда // Образовательная среда сегодня и завтра: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Рособразование, 2005. 0,15 / 0,05 п.л.
27.Гриненко С.В. Подходы к формированию механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Научно-методическое обеспечение модернизации высшего технического образования: сб. науч. ст. по материалам регион. науч.-метод. конф. (Новочеркасск, 24-25 ноября 2005) / под ред. О.Ф. Ковалева – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005. 0,3 п.л.
28.Гриненко С.В., Задорожняя Е.К., Масыч М.А. Формирование механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Образование и наука – основной ресурс социально-экономического развития (по материалам Международной научно-практической конференции, г. Ростов-на-Дону, ноябрь, 2005) – Ростов н/Д: ИУБиП, 2006. 0,2 / 0,06 п.л.
29.Гриненко С.В., Задорожняя Е.К., Масыч М.А. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: подходы к изучению ситуации на региональном уровне // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 6 декабря 2005 г.) – СПб: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. 0,45 / 0,15 п.л.
30.Гриненко С.В., Масыч М.А.Формирование творческого потенциала студента с помощью инновационных технологий образования // Информационные технологии в образовании, технике и медицине: материалы международной конференции / – Волгоград, 2006. 0,3 / 0,15 п.л.
31.Гриненко С.В. Формирование механизма взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. / – Краснодар, 2006. 0,1 п.л.
32.Гриненко С.В., Задорожняя Е.К. Инновационно-ориентированные технологии в реализации компетентностного образования // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 3 октября 2007 г.) / отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.: Рособразование, 2007. 0,1 / 0,05 п.л.
33.Гриненко С.В. Формирование системы взаимодействия системы профессионального образования и бизнес-сообщества // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 6-7 декабря 2007 г.) – СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2007. 0,4 п.л.
34.Гриненко С.В. Система высшего профессионального образования как фактор развития человеческого капитала // Актуальные проблемы социально-экономического развития России: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Краснодар: КубГУ, 2007. 0,1 п.л.
35.Гриненко С.В., Федотова А.Ю., Шевченко И.К. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений: инвестиционный аспект // Перспективные системы и задачи управления: Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 0,12 / 0,04 п.л.
36.Гриненко С.В. Согласование интересов субъектов рынка труда и профессионального образования в процессе формирования инфраструктуры взаимодействия // «Развитие России в условиях глобализации мировой экономики»: Труды международной конференции: Ростов-на-Дону, 22 - 24 мая 2008 г. 0,6 п.л.
37.Гриненко С., Управление взаимодействием экономических субъектов на основе информационно-коммуникативных технологий // Интеллектуальные системы (AIS’08). Интеллектуальные САПР (CAD-2008): Труды Международных научно-технических конференций – М.: Физматлит, 2008, Т. 3. 0,3 п.л.
38.Гриненко С.В., Шевченко И.К. Постановка проблемы оценки кадрового состава вузов в рамках реализации стратегии развития // Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы: Материалы научной конференции, ноябрь 2008. – Смоленск, 2008. 0,1 / 0,05 п.л.
39.Гриненко С.В. Механизмы, методы и инструменты управления интегративными процессами в системе профессионального образования на основе ИКТ // «Бизнес-информ», Харьков, 2009. № 2 (2). 0,5 п.л.
40.Гриненко С.В. Повышение эффективности управления системой профессионального образования на основе формирования инфраструктуры сотрудничества // «Эффективность управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации экономики»: Труды Международной конференции. Новочеркасск – 2009. 0,6 п.л.
41.Гриненко С.В. Механизм согласования интересов в процессе управления формированием партнерских отношений в профессиональном образовании // Инновационные технологии в экономике и управлении. – 2009. № 6 (7). 0,56 п.л.