- Разработана концепция влияния налоговой политики на экономическое и социальное развитие как страны, так и регионов, в рамках которой проанализированы и решены следующие теоретико-методологические проблемы: определены критерии, характеризующие экономическую и социальную значимость налоговой политики на этапе становления рыночной экономики, при этом целью является решение важнейшей задачи - создание адекватной рыночной экономике налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов; выявлены тенденции развития налоговой политики как важнейшего звена экономической политики государства, проведена оценка ее влияния на экономику, специфика которой на современном этапе заключается в назревшей необходимости коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей, в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала; определена специфика налоговой политики в ряду факторов экономического роста, развития инвестиционной деятельности, повышения предпринимательской активности хозяйствующих субъектов; рекомендованы направления гармонизации налоговой политики с нормами отраслей гражданского и административного права. Суть предлагаемых мероприятий - уход от проблем, неясностей и недоработок отдельных положений налогового законодательства посредством установления элементов прецедентного права в виде обобщенной судебной практики.
- Разработана авторская методика оценки налогового потенциала региона, в основе которой, в отличие от имеющихся аналогов, заложена рекомендуемая система различных показателей, создающая предпосылки для определения функциональных зависимостей между выбранными макроэкономическими показателями (как индикаторами проводимой налоговой политики государства) и состоянием налоговой базы. В рамках данной методики автором рассмотрены и решены следующие проблемы: определены критерии классификации регионов, основанные на расчете налогового потенциала, позволяющие налоговой политике государства достигать соответствующего уровня вариабельности в регионах; разработаны основные направления государственной налоговой политики в оказании помощи регионам, раскрыто содержание и предложены направления гармонизации распределительных механизмов федеральной помощи регионам, исходя не только из политических и социально-экономических условий региона, но и уровня экономических и налоговых усилий региональных администраций.
- Раскрыты место и роль налогового администрирования в налоговой политике для обоснованного выравнивания налоговых изъятий в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала: сформированы теоретические и методологические понятия налогового администрирования как базового инструмента практической реализации налоговой политики, отличительной особенностью которого является выделение особой роли налогового администрирования в качестве встроенного механизма налоговой политики, противодействующего получению неконкурентных преимуществ отдельными субъектами экономики; выработаны рекомендации по применению налогового администрирования как важнейшего инструмента налоговой политики, суть которых заключается в раскрытии дополнительного резерва поступления налоговых платежей без усиления налоговой нагрузки, а также усиления принципа неуклонности и единообразия налогообложения.
- Выявлены причины недостаточного влияния существующей налоговой политики на эффективность функционирования и темпы роста отдельных отраслей экономики. Разработаны направления повышения влияния элементов налоговой политики на один из приоритетных секторов экономики - природопользование: обосновано, что экономическое управление и охрана окружающей среды в России в настоящее время характеризуются как лояльные к бизнесу и негативные по отношению к природным ресурсам и окружающей среде; выявлены внутренние несовершенства действующего законодательства в области налогового регулирования природопользования; предложены механизмы стимулирования экологического предпринимательства и организаций-природопользователей, основанные на принципе платности пользования природными ресурсами, позволяющие решать задачи обеспечения эффективного пользования недрами, повышения финансовой заинтересованность пользователя недрами в обеспечении сохранности и воспроизводства природного сырья, создания и внедрения дополнительных средств, технологий для воспроизводства и восстановления природных ресурсов; установлено, что потенциально наиболее эффективны следующие элементы экологической направленности налоговой системы России в порядке их приоритета: 1) налогообложение ресурсной ренты; 2) плата за загрязнение окружающей среды путем регулирования ставок платежей для загрязнителей; 3) ориентация на усиление налогообложения процессов, связанных с истощением невозобновляемых ресурсов.
- Определены основные направления реформирования существующей в стране системы налогов, обоснована целесообразность эволюционного варианта развития налоговой политики на основе систематизации изменений в элементах налогообложения по ряду налогов, в результате выработана система мер стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, разработана и обоснована целесообразность изменения и дополнения порядка исчисления и уплаты налоговых платежей: в целях стимулирования развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности предложено освободить до 50% прибыли от налога на прибыль при направлении соответствующих средств на инвестиции в НИОКР и перерабатывающие производства, а также в инвестиции на мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, усилению экологичности продукции и на финансирование природоохранных мероприятий, предусмотреть налоговые каникулы на срок от 3 до 5 лет для вновь создаваемых научно-исследовательских и технико-внедренческих компаний; по налогу на добавленную стоимость предложено рассматривать данный налог как основу для снижения налоговой нагрузки и стимулирования роста экономики страны и устранения зависимости от уровня цен на энергоносители. Обоснован вариант снижения ставки НДС до 13-15%, что благотворно повлияет на развитие перерабатывающих отраслей. При этом во избежание роста цен на основные потребительские товары необходимо сохранить льготную ставку в 10% для ряда продовольственных товаров и товаров детского ассортимента; по налогу на доходы физических лиц необходимо увеличить социальные налоговые вычеты, изменить порядок предоставления социальных и имущественных вычетов, перейдя от вычетов по декларации к вычетам у источника выплат; для укрепления финансовой базы регионов следует восстановить ставку отчислений от налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований путем соответствующего снижения ставки, по которой он уплачивается в бюджеты субъектов РФ, и установить право региональных и местных органов власти уменьшать ставку отчислений от налога на прибыль в региональные и местные бюджеты вплоть до полного освобождения от уплаты данного налога.
- Выработан научно-практический подход к процессу налогового контроля как механизму противодействия получению неконкурентных преимуществ субъектами экономики, обоснована необходимость построения налоговой политики государства в области налогового администрирования с точки зрения доктрины «деловой цели»: доказана необходимость построения системы досудебного урегулирования налоговых споров, выработки единого механизма принятия решений, основанного на усилении внутриведомственного контроля за действием и (или) бездействием налоговых органов, усилении их ответственности за неправомерные действия в отношении налогоплательщиков.
- Дано определение налоговой минимизации с учетом формулировки отличий налоговой минимизации от налоговой оптимизации и налогового планирования путем уточнения понятия субъективных и объективных признаков минимизации как противоправного деяния: уточнены теоретические понятия налоговой минимизации и налоговой оптимизации, их роль и место в сфере налогового контроля; разграничены сферы применения налоговой оптимизации и минимизации в целях выявления налоговых правонарушений и привлечения виновных к ответственности.
- Разработана методика проведения предпроверочного анализа, отличительной особенностью которой является способность обеспечения необходимого уровня контроля с целью устранения ошибок субъективного характера, основанная на решении следующих теоретико-методологических проблем: предложен алгоритм действий, способствующий повышению эффективности контрольных мероприятий путем внедрения стандартизации предпроверочных процедур, рационального распределения ресурсов и поэтапного проведения конкретных проверочных действий; внедрение предложенного алгоритма предпроверочных мероприятий позволяет повысить детерминированность получаемого эффекта, обусловленного проведением контрольных мероприятий при осуществлении конкретных проверочных действий; дано определение предпроверочного анализа, основанного на предложенном алгоритме его проведения, отличием которого от существующего является не прекращающаяся даже в ходе проведения проверки актуализации направлений ее проведения, путем блокировки, намеченные ранее, ошибочных и неэффективных направлений и мероприятий налоговой проверки; разработаны мероприятия и етоды противодействия искусственной миграции налогоплательщиков как одного из способов ухода от налогообложения, суть которых заключается в обобщении и структурировании фактических обстоятельств функционирования фирм-«однодневок», идентификации субъективного и объективного характера их деятельности, и на основе этого - законодательного закрепления в числе прав налоговых органов возможности отказа в регистрации организаций лицам, ранее создавшим такие фирмы-«однодневки»; разработаны направления усиления роли аналитической составляющей камерального контроля, способствующие повышению уровня самостоятельного декларирования объектов налогообложения, как важнейшего направления налоговой политики государства.
- Разработана концепция реформирования системы налогового администрирования, основанная на теоретико-методологическом подходе к оптимизации функциональных обязанностей налоговых органов, повышению технологичности и стандартизации налоговых процедур: выявлены проблемы и предложен ряд перспективных направлений совершенствования налогового администрирования в России с целью повышения уровня его эффективности с учетом существующей практики; определены и выявлены имеющие место нестыковки текущих и стратегических целей налоговой политики в области налогового администрирования; доказана целесообразность повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками как основы добровольной уплаты налогов, и как наиболее перспективного направления повышения качества аналитической составляющей контрольной работы; систематизированы существующие и разработаны новые направления развития информационных технологий как неотъемлемой части современного налогового администрирования, показана их эффективность.
1.Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. – М.:Финансы и статистика, 2008. – 10,3 п.л.
Статьи в журналах и изданиях, определенных ВАК России:
2. Красницкий В.А. О едином сельскохозяйственном налоге (на примере Краснодарского края) // Налоговый вестник. – 2003. – № 1. – 0,4 п.л.
3. Красницкий В.А. Внутриведомственный контроль – важный элемент эффективной системы налогового администрирования // Аграрный вестник Урала. –2008. – №8 (50). – 0,4 п.л.
4. Красницкий В.А.Повышение качества оперативной работы налоговых органов – основное направление совершенствования контрольной работы // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – № 8. – 0,4 п.л
5. Красницкий В.А. Эффективная реализация аспектов налогового прогнозирования и планирования в рамках развития налогового администрирования // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 9. – 0,4 п.л.
6. Красницкий В.А.Актуальные проблемы организации камерального налогового контроля // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 7/1. – 0,6 п.л.
7. Красницкий В.А. Выездные налоговые проверки: показатели эффективности, организация и планирование // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 9(69). – 0,4 п.л.
8. Красницкий В.А.Внедрение концепции предпроверочного контроля в налоговых органах России на основе зарубежного опыта // Экономический Вестник Ростовского государственного университета. Том 6. – 2008. – № 3. – 0,5 п.л.
9. Красницкий В.А. Анализ электронных баз данных – перспективное направление внутриведомственного контроля в налоговых органах // Вестник Финансовой академии. – 2008. – № 2 (46). – 0,3 п.л.
10. Красницкий В.А. Концептуальные направления реформирования системы налогового администрирования // Вестник Финансовой академии. – 2008. – № 3(47). – С. 31–35. – 0,5 п.л.
11. Красницкий В.А. Реформирование налогово-бюджетных инструментов региональной политики //Налоговая политика и практика. – 2009. – №5/1. – 0,6 п.л.