- утверждение, что традиционное расположение системы защиты от гидравлического удара на причальном устройстве перед стендерами не обеспечивает технологической безопасности процесса погрузки на нефтеналивном терминале. На примере действующих терминалов показано, что только комплексное исследование безопасности всех технологических операций терминала с учетом действия систем автоматики позволяет сделать вывод о безопасности;
- утверждение, что ранее существовавшее предположение о том, что закрытие судовой задвижки в процессе погрузки судна безопасно, если время ее закрытия равно времени двойного пробега волны давления по наливному трубопроводу, неверно. Вопреки этому доказано, что безопасное время закрытия судовой задвижки может составлять от 3-х и более 10-ти двойного времени пробега волны давления;
- тезис о том, что формирование в наливном трубопроводе самотечных участков (т.е. течений с неполным заполнением трубы) при напорно-безнасосной схеме подачи продукта на судно позволяет значительно снизить последствия гидравлического удара и тем самым минимизировать параметры причальной системы защиты;
- предложение использовать комбинированные системы защиты (т.е. с береговой и причальной составляющими) от гидравлического удара позволяет 11 значительно повысить уровень безопасности работы терминалов и, одновременно, минимизировать параметры причальных систем защиты (СЗГУ);
- технологическое решение о том, что быстродействующий запорный кран является эффективной альтернативной СЗГУ на базе предохранительных клапанов и может использоваться для защиты терминалов с выносными причальными устройствами, на которых невозможно расположить стандартные СЗГУ;
- утверждение об опасности нерасчетной установки задвижек безопасности, секционирующих наливной трубопровод. Показано, что несогласованное закрытие задвижек безопасности в процессе погрузки судна может привести к гидравлическому удару и к разгерметизации трубопровода. Система секционирования будет эффективна и безопасна лишь тогда, когда принятая расстановка задвижек безопасности по длине наливного трубопровода согласована с началом их закрытия, а также с быстродействием задвижек безопасности;
- тезис о том, что эксплуатация морских нефтеналивных терминалов, которые не оборудованы системами защиты от гидравлического удара и не проходили экспертизы на технологическую безопасность, рано или поздно приведет к аварии, чреватой экологической катастрофой.
1.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Способ управления транспортом жидкости по трубопроводу с зоной течения с неполным заполнением сечения трубопровода / Патент №2107219 / 20.03.1998.
2.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Клапан запорно-регулирующий Патент на полезную модель № 69955 / 10.01.2008
3.Лурье М.В., Арбузов Н.С., Адоевский А.В. Моделирование и предварительная настройка систем сглаживания волн давления. Изв. вузов. Нефть и газ, 2009, № 6, с. 45 - 52.
4.Арбузов Н.С. Комбинированная система защиты морских нефтеналивных терминалов от гидроударных явлений. Трубопроводный транспорт (теория и практика), август, 2010, с. 20-23.
5.Арбузов Н.С. Защита морских терминалов от гидроударных явлений созданием в технологических трубопроводах самотечных участков. Нефтяное хозяйство, №4, 2011, с. 129 – 131.
6.Арбузов Н.С. Влияние времени закрытия судовых задвижек на уровень максимального давления в трубопроводах нефтеналивных терминалов/ – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №1. 2011, с 38 - 40.
7.Арбузов Н.С., Поляков В.М. Гидроударные явления и комплексная защита морских нефтеналивных терминалов/ - Известия вузов. Нефть и газ. №2, 2011,. с. 50 -53
8.Арбузов Н.С., Адоевский А.В., Левченко Е.Л., Лурье М.В. Защита нефтепроводов и морских терминалов от гидроударных явлений системами сглаживания волн давления. Нефтяное хозяйство. – №9, 2011, с. 119 - 121.
9.Арбузов Н.С. Эффективное время закрытия секущей задвижки и гидроудар в трубопроводной системе морского нефтеналивного терминала/ – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №4. 2011, с. 21 - 23.
10. Арбузов Н.С. Быстродействующий запорный клапан как альтернативный способ защиты от гидроудара морского нефтеналивного терминала/ - Нефтяное хозяйство, №2, 2012, с. 106 – 108.
11.Лурье М.В., Арбузов Н.С., С.М Оксенгендлер, Расчет параметров перекачки жидкостей с противотурбулентными присадками/ – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №2, 2012, с. 56 - 60.
12.Арбузов Н.С., Дидковская А.С., Лурье М.В., Защита трубопроводов морских нефтеналивных терминалов от гидравлического удара с помощью береговой компенсаторной емкости/ – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №4. 2012, с. 33 - 35.
13.Арбузов Н.С. Особенности защиты многопричальных нефтеналивных терминалов от гидравлического удара/ - Территория Нефтегаз, №6, июнь, 2013, с. 66 – 70.
14. Арбузов Н.С. Предпроектная оценка параметров системы защиты мор ского нефтеналивного терминала от гидравлических ударов/ - Территория Нефтегаз, №8, август, 2013, с. 14 – 17.
15.Арбузов Н.С. Влияние значения уставки давления предохранительных клапанов на эффективность системы защиты морского нефтеналивного терминала от гидроудара / – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №3, 2013, с. 33 - 35.
16.Арбузов Н.С. Оценка эффективности задвижек безопасности морского нефтеналивного терминала / - Территория Нефтегаз, №11, ноябрь, 2013, с. 26 – 31.
17.Лурье М.В., Дидковская А.С., Арбузов Н.С. Расчет заполнения жидкостью участка первоначально пустого рельефного нефтепровода/ – Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, №4(12). 2013, с. 30 - 33.
18.Арбузов Н.С. Сравнительный анализ использования предохранительного клапана и газового колпака в качестве систем защиты от гидроудара морского нефтеналивного терминала/ - Территория Нефтегаз, №4, апрель,
2014, с. 16 – 21.
19. Арбузов Н.С. Защита наливных трубопроводов морского терминала от гидравлического удара при загрузке судов сжиженными углеводород ными газами/ - Газовая промышленность, №6, июнь, 2014, с. 69 – 72.
20. Арбузов Н.С., Федосеев М.Н., Выбор газовой емкости колпака, использу емого в качестве средства защиты коротких трубопроводов от гидравли ческого удара/ - Трубопроводный транспорт (теория и практика), №1 (41), 2014, с. 54 – 57.
21.Арбузов Н.С., Лурье М.В., Федосеев М.Н., Использование газовых колпаков для защиты морских нефтеналивных терминалов от гидравлического удара/ - Нефтяное хозяйство, №10, 2014, с. 124 – 127.
22.Арбузов Н.С., Лурье М.В., Федосеев М.Н., Комбинированная система защиты нефтеналивного трубопровода от гидравлического удара (полезная модель) / Патент № 142286 / 10.02.2014.
В других изданиях
23.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Самотечная транспортировка нефти при организации течения с неполным заполнением сечения трубопровода/ - Трубопроводный транспорт нефти. – 1995, №7, c. 7 – 11.
24.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Принцип управления расходом жидкости в самотечном трубопроводе в условиях течения с неполным заполнением сечения трубопровода/ - Трубопроводный транспорт нефти. – 1995. №10, с. 27 – 30.
25.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Инженерные методы прогнозирования и профилактики гидроудара/ - Трубопроводный транспорт нефти. – 1995. №11, с. 24 – 29.
26.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Электростанция на нефтепроводе/ -Трубопроводный транспорт нефти. – 1996. №5, с. 14 – 17.
27.Левченко Е.Л., Арбузов Н.С. и др. Сильфонные компенсаторы/ - Трубопроводный транспорт нефти. – 1998.- №12. с. 15 - 18.
28.Арбузов Н.С., Адоевский А.В. Расчеты переходных процессов для определения мероприятий по защите от гидроударных явлений нефтепроводов и морских терминалов/ IV международная практическая конференция «Проблемы и перспективы развития нефтепроводного транспорта Республики Казахстан» г. Алматы. 6 – 9 октября 2010. Сборник докладов, с.43-50.
29.Арбузов Н.С. Теория и расчет систем защиты морских нефтеналивных терминалов от гидравлических ударов / - Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011, 201 с
30.Арбузов Н.С. Особенности защиты морских нефтеналивных терминалов от гидроудара/ VI Международный конгресс Oil terminal 2011 «Транспортировка, хранение и перевозка нефти, сжиженных газов и нефтепродуктов», г. Санкт-Петербург, 24 – 25 ноября 2011г., с 38.
31.Арбузов Н.С. Особенности защиты от гидравлического удара морских нефтеналивных терминалов с выносными причальными устройствами/ Х Всероссийская научно-техническая конференция «Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России», г. Москва, 10-12 февраля 2014, с 91.
32.Arbuzov N.S. Protection of oil-loading tanker terminals from damages occurring due to hydraulic shock waves (based on existing Russian terminals exam-ples)/ 21st WORLD PETROLEUM CONGRESS, Moscow, Russia, June 15 – 19th 2014, p. 158 – 159.