- для решения задач современного российского образования необходима интеграция существующих концепций управления образовательными системами и их дальнейшее развитие на основе институционального подхода, позволяющего выявлять и определять пути изменения норм и правил поведения широкого круга субъектов отношений по поводу предоставления образовательных услуг;
- социальное управление представляет собой процесс трансформации и формирования институциональной среды, реализуемый в ходе институционального цикла управленческой деятельности, при этом институциональная среда является технологической основой управления;
- профессиональным инструментарием управленческой деятельности с позиций институционального подхода может служить ее институциональное обеспечение, включающее набор взаимосвязанных норм, правил и ценностей, регламентирующих поведение индивидов в экономических системах;
- институциональное обеспечение управленческой деятельности представляет собой составную часть интеллектуального капитала организации;
- для выявления институциональной структуры образования может быть применен алгоритм «субъекты - деятельность - правила - оценка - оптимизация»;
- институциональная среда образования имеет двухуровневую структуру, где роль базового института выполняет социальный контракт по поводу предоставления образовательных услуг;
- существует зависимость поведения учебных заведений и стратегии управления ими как некоммерческими организациями от специфики их институциональной среды и институциональных масштабов образовательных взаимодействий;
- в условиях большого веса скрытых знаний персонала и сложности мониторинга результатов научно-педагогической деятельности важное значение имеет неформальная (ценностная) составляющая институционального обеспечения управленческой деятельности, позволяющая использовать преимущества ценностно-ориентированного управления образовательными организациями для формирования внутренней мотивации сотрудников;
- при выборе институциональных механизмов управления изменениями в образовательных организациях и разработке программ их реализации должны быть учтены уровни управленческих полномочий и соответствие вектора инноваций траектории предшествующего развития образовательной организации.
1. Василенко Н. В. Управление образованием: институциональный подход. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2009. 300 с., 16,7 п. л.
2. Василенко Н. В. Институциональные основы управления образовательными системами и организациями. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. 134 с., 8,5 п. л.
3. Василенко Н. В. Институциональный подход к управлению. СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2007. 77 с., 5 п. л.
4. Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования образования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 94 с., 5,8 п. л. (авт. 2,9 п. л.).
Статьи, в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:
5. Василенко Н. В. Институциональные механизмы управления изменениями в образовательной организации // Экономические. науки. 2008. № 43. С. 256-260, 0,5 п. л.
6. Василенко Н. В. Трансформация и формирование институциональной среды российского образования (на примере института эндаумента) // Научно-технические ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Экономические науки. 2008. № 5(64). С. 341-346, 0,5 п. л.
7. Василенко Н. В. Институциональное обеспечение управленческой дея-тельности в структуре капитала современной образовательной организации // Креативная экономика. 2008. №11. С. 69-77, 0,4 п. л.
8. Василенко Н. В. Институциональные масштабы взаимодействий в сфере образования и направления их изменения // Вестник ИНЖЭКОНА. Экономика. 2008. Вып. 3 (22). С. 217-224, 0,5 п. л.
9. Василенко Н. В. Теоретические модели современных систем образования / Н. В. Василенко // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 11 (71) С. 244-252, 0,73 п. л.
10. Василенко Н. В. Потенциал институционального подхода к управлению современной организацией // Рос. предпринимательство. 2008. № 9. С. 128-132, 0,4 п. л.
11. Василенко Н. В. Институциональная среда организаций: характеристики и уровни регулирования // Проблемы современной экономики. 2008. №3 (27). С. 147-150, 0,5 п. л.
12. Василенко Н. В. Институциональные изменения: факторы, виды, формы // Экономика и управление. 2008. №3 (35). С. 114-116, 0,6 п. л.
13. Василенко Н. В. Институциональная среда образования: структурирование и проектирование // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Т.3: Экономические и гуманитарные науки. 2006. № 6. С. 223-229, 0,5 п. л.
14. Василенко Н. В. Об изучении институциональной динамики в российском образовании // Вестник Урал. гос. техн. ун-та УПИ. 2005. №3 (55). Ч.1. С. 218-219, 0,5 п. л.
Научные доклады и труды:
15. Василенко Н. В. Институциональные ловушки в сфере российского образования // Экон. образования. 2008. № 6. С. 16-32, 0,5 п. л.
16. Василенко Н. В. Институциональные механизмы управления инноваци-онными процессами в образовательном учреждении // Инновации и качество образования: материалы Международной научно-практической конференции 24-25 марта 2008 года. Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2008. С. 119-122, 0,4 п. л.
17. Василенко Н. В. Институциональное устройство университетских ком-плексов // Формирование университетских комплексов путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений: Сб. тр. СПб.: СПбГУСЭ, 2008. Т.1. С. 62-66, 0,4 п. л.
18. Василенко Н. В. Неформальные институты в управлении внутрифирменной контрактацией // Науковi працi Донецького нацiонального технiчного унiверситету. Серiя: економiчна. Випуск 34-2(138). Донецьк, ДонНТУ, 2008. С. 137-142, 0,5 п. л.
19. Василенко Н. В. В поисках оснований для оптимизации управления образовательными учреждениями: институциональная среда и нормативные представления руководителей школ //Личность. Образование. Общество: Межвузов сб. тр. СПб.: ЛОИРО, 2008. С. 82-86, 0,4 п. л.
20. Василенко Н. В. Институциональная среда организации как технологическая основа управления // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: : материалы III научн.-практ. конф., 10 апреля 2008 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 57-62, 0,4 п. л.
21. Василенко Н. В. Инновации и институциональная среда университета // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XIV Междунар. научн. конф., 23 апреля 2008 г. СПб: ЛЭТИ, 2008. С. 52-54, 0,3 п. л.
22. Василенко Н. В. Корпоративная социальная ответственность как форма институционализации взаимодействия бизнеса и образования // Менеджмент XXI века: образование и бизнес: материалы VII Междунар. научн.-практ. конф., 29-30 ноября 2007 г. СПб.: 2007. С. 20-22, 0,5 п. л.
23. Василенко Н. В. Нормирование как метод создания институционального обеспечения управленческой деятельности в сфере образования // Акад. профессионального образов. 2007. № 3-4. С. 12-19, 0,6 п. л.
24. Василенко Н. В. Повышение эффективности управления: бюрократиче-ские и гибкие структуры // Проблемы деятельности хозяйствующих субъектов современной России: межвузов сб. тр. Вып. 7. СПб.: Изд-во «Диалог», 2007 . С. 73-80, 0,5 п. л.
25. Василенко Н. В. Корпоративная социальная ответственность в институ-циональной среде российского общества // Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов : в 2-х т.; под ред. А Я. Линькова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.Герцена, 2007. Т.2. 552 с., 34,4 п. л. (авт. 0,6 п. л.).
26. Василенко Н. В. Менеджмент качества в образовании и институционализация «правил игры» // Акад. профессионального образов. 2007. № 2. С. 9-18, 0,5 п. л.
27. Василенко Н. В. Модель предпринимательского университета как форма инновационного управления в образовании // Личность, образование, общество в современной социокультурной ситуации: межвузов. сб. тр. СПб.: ЛОИРО, 2007. С. 83-86, 0,4 п. л.
28. Василенко Н. В. Российское образовательное пространство: институционализация границ // Науковi працi Донецького нацiонального технiчного унiверситету. Серiя: економiчна. Випуск 31-3(117). Донецьк, ДонНТУ, 2007. С. 43-48, 0,5 п. л.
29. Василенко Н. В. Институциональное регулирование содержательных аспектов образования // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы V Всерос. научн.-практ. конф: в 6 ч. Ч. 2.- Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. С. 191-195, 0,4 п. л.
30. Василенко Н. В. Институциональная среда вуза как фактор повышения качества образования // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы XI Междунар. научн.-метод. конф., 27 ок-тября 2006 г.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 50-51, 0,3 п. л.
31. Василенко Н. В. Институциональная среда и управление // Теория и практика системной трансформации; под ред. М. А. Скляра. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 319 с., 20,0 п. л. (авт. 0,8 п. л.).
32. Василенко Н. В. Болонский процесс и развитие российского высшего образования: институциональные аспекты проблемы // Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: материалы Всерос. научн.-практ. конф., 22–23 ноября 2006 г. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2006. Ч. 1. С. 71-74, 0,4 п. л.
33. Василенко Н. В. Принципы проектирования институциональной среды образовательного учреждения // Образовательное пространство высшей педагогической школы: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос. научн. конф., 17 октября 2006 г. Барнаул: БГПУ, 2006. С. 218-222, 0,4 п. л.
34. Василенко Н. В. Прикладное значение институциональной теории фирмы // Болонский процесс в экономическом образовании: проблемы и перспективы: материалы Междунар. научн.-практ. конф СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 38-42, 0,5 п.л.
35. Василенко Н. В. Институциональные аспекты формирования единого образовательного пространства // Акад. профессионального образов. 2006. № 2. С. 2-9, 0,5 п. л.
36. Василенко Н. В. Проблема государственно-общественной оценки дея-тельности российских вузов // Проблемы хозяйствующих субъектов совре-менной России: межвузов сб. тр. Вып. 5. СПб.: ООО «Издательство «Диа-лог», 2006. С. 29-36, 0,4 п. л.
37. Василенко Н. В. Институциональная структура государственной политики (на примере государственного регулирования рынка труда Санкт-Петербурга) // Науч. труды Донецкого национального техн. ун-та. Серия: Экон., Вып. 103-1. Донецк, ДонНТУ, 2006. С. 216-222, 0,5 п. л.
38. Василенко Н. В. К вопросу об институционализации образовательного пространства // Современное образование: содержание, технологии, каче-ство: материалы VII Междунар. научн.-практ. конф., 20-21 апреля 2006 г. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. Т. 1. С. 57-59, 0,3 п. л.
39. Василенко Н. В. Перспективы институционального подхода для исследования общественного развития // Перспективы самоорганизации современных обществ в стратегиях глобального развития: Сб. ст. Саратов: Изд-во «Научная книга». Ч. 1, 2006. С. 43-46, 0,4 п. л.
40. Василенко Н. В. Институциональные последствия модернизации педагогического образования // Человек и образование. Акад. вестн. Института образов. взрослых РАО. 2005. №3. С. 79-81, 0,4 п. л.
41. Василенко Н. В. Институциональная среда и образование // Акад. профессионального образов. 2005. № 3-4. С. 7-10, 0,4 п. л.
42. Василенко Н. В. Модернизация педагогического образования с позиций институционального подхода // Новые знания. 2005. № 4. С. 12-15, 0,4 п. л.
43. Василенко Н. В. Институциональные трансформации в российском образовании // Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества: материалы VIII Междунар. научн.-метод. конф., 19-20 мая 2005 г. Ч. II. Минск: ЗАО: «Современные знания», 2005. С. 42-44, 0,3 п. л.
44. Василенко Н. В. Инструменты государственной политики регулирования рынка труда: институциональный анализ // Акад. профессионального образов. 2005. № 6. С. 17-20, 0,4 п. л.
45. Василенко Н. В. Влияние плотности институциональной среды на успешность хозяйственной деятельности // Проблемы хозяйствующих субъектов современной России: межвузов. сб. тр. Вып. 4. СПб.: ООО «Издательство диалог», 2005. С. 78-81, 0,4 п. л.
46. Василенко Н. В. Воспитание как институциональное наследование // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 4-ой Всерос. научн.-практ. конф. Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. С. 10-13, 0,3 п. л.
47. Василенко Н. В. Эффективность бенчмаркинга в образовании: институ-циональный подход // Менеджмент XXI века: управление развитием: материалы V Междунар. научн.-практ. конф., 14-15 апреля 2005 г. СПб.: ООО «Книжный дом», 2005. С. 137-138, 0,3 п. л.
48. Василенко Н. В. Управление педагогическими инновациями: институциональный подход // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования: материалы Всерос.научн.-практ. конф., 21-22 апреля 2005 г. Ориенбург: РИК ГОУ ОГУ, 2005. С. 62-63, 0,3 п. л.
49. Василенко Н. В. Формы контрактов в последипломном образовании: институциональный подход // Новые знания. 2004. №4. С. 32-33, 0,3 п. л.
50. Василенко Н. В. Институционализм как методология исследования общественной сферы // Закономерности и перспективы трансформации общества: материалы V Междунар. Кондратьевской конф., 20-22 октября 2004 г.; под ред. Ю. В. Яковца. М.: Междунар..фонд Кондратьева, 2004. Т.1. С. 311-314, 0,4 п. л.
51. Василенко Н. В. Институциональные ограничения глобализации (на примере России) // Национальная экономика в условиях глобализации: государство и бизнес: материалы Междунар. научн. конф., 29-30 октября 2004 г. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004. С. 343-349, 0,5 п. л.
52. Василенко Н. В. Институциональные аспекты передачи знаний в условиях смены культурных парадигм // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы 9-ой Всерос. Межвузов. научн.-метод. конф., 28-29 октября 2004 г. СПб.: СПбГУП, 2004. С. 29-30, 0,3 п. л.
53. Василенко Н. В. Ожидаемые результаты модернизации педагогического образования с позиций институционального подхода // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы 3-й Всерос. научн.-практ. конф.; в 6 ч. Ч.4. Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. С. 75-78, 0,4 п. л.
54. Василенко Н. В. Институт интеллектуальной собственности как фактор педагогических инноваций в дополнительном профессиональном образовании // Образование в Западно-Сибирском регионе: история, современность, перспективы: материалы Всерос. научн.-практ. конф. Тобольск.: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2004. С. 45-46, 0,4 п. л.
55. Василенко Н. В. Институциональные факторы снижения рисков инфор-мационной свободы // Образование XXI век: Развитие личности в условиях новых информационных технологий: материалы научн.-практ. конф., СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2004. С. 22-28, 0,5 п. л.
56. Василенко Н. В. Институциональные основы коммуникации в социальной среде // Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт: материалы Междунар. научн.-практ. конф., март 2004 г. Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2004. С. 59-62, 0,3 п. л.
57. Василенко Н. В. Трансакционные издержки совместителей на рынке пе-дагогического труда // Менеджмент XXI века: проблемы качества: материалы IV Междунар. научн.-практ. конф. 15-16 апреля 2004 г. СПб.: Книжный дом, 2004. С. 188-190, 0,3 п. л.
58. Василенко Н. В. Перспективы применения институционального подхода в образовании // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы Междунар. научн. конф. Ч. 1. Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2004. С. 19-24, 0,5 п. л.
Кроме того, положения диссертации использованы при разработке учебно-методических материалов:
59. Василенко Н. В. Технологии управления образовательными системами: учеб.-метод. пособие для вузов. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007.- 234 с., 14,75 п. л. (авт. 2,95 п. л.).
60. Василенко Н. В. Институциональная экономика: учеб.-метод. пособие для вузов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2007. 98 с., 6,1 п. л.
61. Василенко Н. В. Мотивация персонала в современной организации: учеб. пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. 240 с., 15,0 п. л. (авт. 3,5 п. л.)
62. Василенко Н. В. Оценка эффективности социально-экономической дея-тельности: учебн. пособие для вузов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2006. 74 с., 4,75 п. л.
63. Василенко Н. В. Институциональная экономика: учебн. пособие для ву-зов. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. 85 с., 5,5 п. л.