- Сформулирована на концептуальном уровне периодизация этапов развития налогового и бюджетного планирования в субъектах федерации и муниципальных образованиях в процессе становления и трансформации бюджетных и налоговых отношений в России. Выявлены транзитивный этап, этапы точечной трансформации и инновационный этап в развитии планирования; раскрыты принципиальные особенности методологии планирования в ходе различных этапов. Проведенная типология субъектов федерации и отдельных муниципальных образований по качеству планирования, показателю бюджетной автономии как важнейшего фактора устойчивости бюджета, показала преобладание регионов с критическим и неудовлетворительным качеством деятельности по планированию на текущем этапе.
- Разработан уточненный подход к содержанию и структурно-иерархической взаимосвязи индикаторов потенциальных финансовых ресурсов субъектов федерации и муниципальных образований: налоговый, бюджетный и финансовый потенциалы. Доказано, что с позиций мобилизации доходных источников в бюджетную систему, приоритетов налогового и бюджетного планирования важно различать: предельную и целевую величины потенциала, расчетный потенциал. Выявлены условия развития финансового потенциала территорий.
- Обоснованы методологические принципы налогового и бюджетного планирования, которые разделены на две группы: общие принципы и принципы обеспечения устойчивости бюджета. Ко второй группе принципов отнесены: принцип соблюдения налоговой и бюджетной автономии; принцип оптимизации инструментов управления налоговым и бюджетным потенциалом; принцип гармонизации интересов участников бюджетного процесса; принцип моделирования долгосрочных условий и пропорций бюджетных ресурсов и их ликвидности; принцип инновационности бюджетного процесса; принцип индикативного характера оценки качества планирования. В качестве основополагающих элементов методологии планирования, направленной на развитие действующей системы бюджетного процесса, обозначены цель и задачи планирования, его стратегия и тактика, аппарат мониторинга исполнения финансовых планов.
- Конкретизирован методологический инструментарий налогового и бюджетного планирования в условиях финансовой нестабильности в экономике, включающий содержание задач, тактики и стратегии планирования, систему мероприятий налоговой и бюджетной политики по обеспечению ликвидности и сбалансированности бюджетов. Структурирование процесса планирования представлено как: оценка исходного состояния и ожидаемых изменений в налоговом и бюджетном потенциалах территорий с учетом внешних бюджетных рисков; применение сценарного подхода в сочетании с методом моделирования финансового состояния территорий; выбор механизмов налогово-бюджетного регулирования экономических отношений в субъектах федерации и муниципальных образованиях. Это позволяет оптимизировать результаты распределения и использования ограниченных бюджетных ресурсов.
- Аргументировано комплексное и согласованное использование качественных и аналитических методов и моделей налогового и бюджетного планирования, последовательность практической реализации которых обусловлена особенностями и потребностями этапов планирования доходных полномочий и расходных обязательств. Предложена схема взаимодействия методов планирования финансовых ресурсов, агрегированный метод оценки налогового потенциала, охарактеризовано его соответствие социально-экономическим условиям и задачам эффективности прогнозной деятельности.
- Предложена классификация факторов бюджетных рисков, на основе чего разработана система идентифицированных бюджетных рисков, включающая влияние рисковых ситуаций на всех стадиях бюджетного процесса и бюджетного планирования. К условиям рисков доходной и расходной частей бюджета адаптированы методы экспертной и рейтинговой оценки, «дерева решений» и программы мероприятий по их оптимизации.
- Сформирована система показателей качества налогового и бюджетного планирования и управления финансами субъектов федерации и муниципальных образований, среди которых коэффициенты налоговой и бюджетной автономии, эластичности собственных налоговых доходов, общей и прогнозной ликвидности, интегрированный показатель качества планирования. Она позволяет оценить использование бюджетного и налогового потенциалов территорий и уровень их финансовой автономии. Систематизированы требования к процедуре налогово-бюджетного анализа, содержанию цели и задач мониторинга финансовых потоков субъектов федерации и муниципальных образований.
- Построена модель налогового регулирования межбюджетных отношений и распределения финансовой помощи нижестоящим бюджетам, имеющая стимулирующий характер развития бюджетного потенциала муниципальных образований. В целях повышения наполняемости региональных и местных бюджетов сформулированы предложения по изменению порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, распределению налогов между уровнями бюджетной системы, осуществлению контрольных функций в сфере налогообложения межведомственными комиссиями.
- Обобщены предпосылки и преимущества внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Предложена совокупность планов и документов, функциональных процедур и компонентов бюджетного планирования, соответствующих программно-целевому методу расходования средств. Аргументирована целесообразность выработки и применения стандарта бюджетирования, предусматривающего использование индикаторов эффективности программно-целевого планирования.
- Сформулированы концептуальные направления и критерии заёмно-инвестиционной политики для различных моделей финансовых отношений между региональными и местными органами и участниками операций на финансовом рынке. На основе исследования тенденций развития рынка региональных и муниципальных займов и состояния их институциональной инфраструктуры рекомендовано формирование резервных и страховых фондов при осуществлении заимствований, проведение мер по привлечению банков, специальных агентов к организации операций на рынке ценных бумаг в целях активизации оборота и ликвидности.
1.Боровикова Е.В. Планирование в налогообложении и финансах: проблемы и перспективы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. (10,25 п.л.)
2.Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. (21 п.л.)
3.Боровикова Е.В. Бюджетное устройство и механизм бюджетного регулирования на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. (10 п.л.)
Статьи в журналах и изданиях, которые включены в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Боровикова Е.В. Бюджетное и налоговое планирование как эле-менты бюджетного процесса // Управленческий учет. 2008. № 1 (0,6 п.л.)
5.Боровикова Е.В. Налоговое регулирование межбюджетных отношений в муниципальных образованиях // Финансы. 2008. № 1 (0,4 п.л.)
6.Боровикова Е.В. Теоретические и методические аспекты определения целей и качества налогового и бюджетного планирования // Финансы и кредит. 2008. № 5 (293) (0,6 п.л.)
7.Боровикова Е.В. Методологические основы программно-целевого бюджетирования // Финансы и кредит. 2008. № 31 (319). (0,6 п.л.)
8.Боровикова Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18 (123). (0,5 п.л.)
9.Боровикова Е.В. Финансовое состояние субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 11 (32). (0,6 п.л.)
10.Боровикова Е.В. Механизм налогообложения страховой деятельности // Финансы и кредит. 2007. № 6 (246). (0,5 п.л.)
11.Боровикова Е.В. Оценка налоговой автономии региональных и местных бюджетов // Финансы и кредит. 2007. № 21 (261). (0,6 п.л.)
12.Боровикова Е.В. Налоговое планирование в субъектах Федерации и муниципальных образованиях: система аналитических показателей // Налоговая политика и практика. 2007. № 7 (55). (0,4 п.л.)
13.Боровикова Е.В. Основные направления и новации бюджетно-налоговой политики субъектов РФ и муниципальных образований // Финансы и кредит. 2007. № 33 (273) (0,5 п.л.)
14.Боровикова Е.В. Методика расчета индекса налогового потенциала при распределении Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. 2007. № 46 (286) (0,3 п.л.)
15.Боровикова Е.В. Налоговые доходы местных бюджетов: влияние на уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований // Вестник университета (ГУУ). 2007. № 10 (10). (0,3 п.л.)
16.Боровикова Е.В. Теоретико-методологические положения по организации бюджетного менеджмента // Финансы и кредит. 2006. № 11 (215). (0,3 п.л.)
17.Боровикова Е.В. Особенности налогообложения кредитных организаций // Финансы и кредит. 2006. № 8 (212). (0,6 п.л.)
Научные публикации в других изданиях и тезисы докладов
18.Боровикова Е.В. Планирование в условиях финансового кризиса // Финансовая экономика. 2009. № 1. (0,4 п.л.)
19.Боровикова Е.В. Особенности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2009 г. // Налоговый вестник. 2009. № 5. (0,5 п.л.)
20.Боровикова Е.В. Инновации в системе бюджетного планирова-ния в современных условиях развития налогово-бюджетных отношений // Инновационная стратегия развития экономики России. Материалы научно-практической конференции. – М.: РАГС. 2009 (0,2 п.л.)
21.Боровикова Е.В. Отдельные вопросы применения специальных налоговых режимов // Налоговый вестник. 2008. № 3. (0,5 п.л.)
22.Финансы субъектов РФ в условиях реформирования бюджетного процесса // Бюджет. 2008. № 4 (0,4 п.л.)
23.Боровикова Е.В. Налогообложение лизинговых операций // Налоговый вестник. 2007. № 1. (0,6 п.л.)
24.Боровикова Е.В. Порядок и сроки уплаты НДС и акцизов при применении различных таможенных режимов // Налоговый вестник. 2007. № 6. (0,75 п.л.)
25.Боровикова Е.В. О земельном налоге и особенностях его исчис-ления // Налоговый вестник. 2007. № 7. (0,3 п.л.)
26.Боровикова Е.В. Налогообложение имущества и денежных средств, полученных некоммерческими организациями // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 10 (178). (0,45 п.л.)
27.Боровикова Е.В. Формирование реестра расходных обязательств субъектами бюджетного планирования в условиях среднесрочного бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 11 (179). (0,5 п.л.)
28.Боровикова Е.В. Элементы системы бюджетного планирования // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России. Седьмая научно-практическая конференция. – Петрозаводск, 2007. (0,18 п.л.)
29.Боровикова Е.В. Финансовый механизм и налогообложение ин-вестиционно-заемной деятельности органов местного самоуправления // Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики. Межрегиональный экономический форум. - Самара, 2007. (0,17 п.л.)
30.Боровикова Е.В. Налогообложение операций по доверительному управлению имуществом // Налоговый вестник. 2007. № 12. (0,6 п.л.)
31.Боровикова Е.В. Формирование финансово-экономических основ муниципального хозяйственного комплекса // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 1. (0,5 п.л.)
32.Боровикова Е.В. Разработка механизма планирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов // Вестник ВГНА Минфина России, 2006. – № 2. (0,4 п.л.)
33.Боровикова Е.В. Индикаторы результативности в системе сред-несрочного бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и не-коммерческих организациях. 2006. № 8 (152). (0,5 п.л.)
34.Боровикова Е.В. Об учете расходов по выданным векселям в целях исчисления налога на прибыль // Налоговый вестник. 2006. № 8. (0,5 п.л.)
35.Боровикова Е.В. Управление муниципальными финансами // Финансовый менеджмент. 2006. № 5. (0,6 п.л.)
36.Боровикова Е.В. Налоговая нагрузка и учетная политика в целях налогообложения кредитных организаций // Банковский бизнес. 2006. № 2. (0,4 п.л.)
37.Боровикова Е.В. Налоговое регулирование межбюджетных от-ношений // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России. Шестая научно-практическая конференция. - Петрозаводск, 2006. (0,18 п.л.)
38.Боровикова Е.В. Казначейская система исполнения региональ-ных и местных бюджетов //Государственный финансовый контроль: опыт, проблемы, перспективы развития. Международная научно-практическая конференция. – Воронеж, 2006. (0,1 п.л.)
39.Боровикова Е.В. Формирование научно-методического подхода к регулированию бюджетных ресурсов муниципальных образований // Экономика и финансы. 2004. № 3 (54). (0,5 п. л.)
40.Боровикова Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований // Вопросы экономических наук. 2004. № 5 (9). (0,5 п. л.)
41.Боровикова Е.В. Анализ доходов и расходов консолидированного бюджета Тульской области // Проблемы и перспективы российской экономики: Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2003. (0,12 п. л)
42.Боровикова Е.В. Анализ социально-экономического развития муниципального образования как основы формирования местного бюджета // Экономика и финансы. 2003. № 25 (47). (0,18 п. л.)
Учебные и учебно-методические пособия, разработки
43.Мигашкина Е.С., Кирина Л.С., Боровикова Е.В. и др. Налоговое консультирование: теория и практика: Учеб. пособие. - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2009. (16 п.л., в т.ч. авт. 2 п.л.)
44.Боровикова Е.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учеб. пособие. - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2008. (8,5 п.л.)
45.Кирина Л.С., Боровикова Е.В. Учебная программа по дисциплине «Налоговые риски». - М.: ВГНА Минфина России, 2007. (0,8 п.л., в т.ч. авт. 0,4 п.л.)
46.Боровикова Е.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение организаций финансового сектора экономики». - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2007. (5,5 п.л.)
47.Боровикова Е.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности». - М.: МГУУ Правительства Москвы, 2007. (5,6 п.л.)
48.Кирина Л.С., Боровикова Е.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговые риски». – М.: ВГНА Минфина России, 2007. (6 п.л., в т.ч. авт. 3 п.л.)
49.Боровикова Е.В. и др. Учебная программа по дисциплине «Налогообложение организаций финансового сектора экономики». – М.: ВГНА Минфина России, 2006. (0,8 п.л., в т.ч. авт. 0,4 п.л.)
50.Боровикова Е.В. Учебная программа по дисциплине «Региональные налоги и сборы с организаций». - М.: Факультет ВВО ВГНА Минфина России, 2006. (0,8 п.л.)
51.Боровикова Е.В. Учебная программа по дисциплине «Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности». – М.: МГУУ Правительства Москвы, 2006. (0,7 п.л.)
52.Чубров А.Г., Боровикова Е.В. Налогообложение участников операций на финансовых рынках: Учеб. пособие. – М.: Компания Спутник +, 2006. (13,5 п.л., в т.ч. авт. 6,75 п.л.)
53.Чубров А.Г., Боровикова Е.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: Учеб. пособие. – М.: ВГНА Минфина России, 2006. (11,5 п.л., в т.ч. авт. 5,7 п.л.).