Научная тема: «МЕТОДОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ МЕХАНИЗМОВ И ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС-СУБЪЕКТОВ В КОРПОРАТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. выработаны концептуальные положения, развивающие методологию адаптации корпоративных образований промышленности в условиях институциональных нововведений, что позволило обосновать экономическую природу типологических группировок форм взаимодействия бизнес-субъектов с учетом специфики трансакционных отношений в условиях глобализации сетевого экономического сотрудничества и разграничить их роль в развитии промышленных рынков; обоснована предметная значимость континуума императивов, определяющих принципы государственного регулирования межфирменных отношений бизнес-субъектов; дана критическая оценка состоянию отечественной промышленности, отличительными чертами которого являются нарушение цикличности воспроизводства и его слабая инновационная динамика, обусловливающие угрозу экономической безопасности страны;
  2. структурировано разграничение функциональных зон стратегического управления техническим перевооружением промышленного объекта с элементами детерминации приоритетов взаимодействия его участников - бизнес-субъектов и алгоритмизированы приемы декомпозиции этих зон до уровня персонифицированных бизнес-процессов с учетом проектной специфики координации межфирменных отношений бизнес-субъектов; раскрыты отличительные черты технико-экономического обследования реконструируемого промышленного предприятия, создающие прецеденты для изменения стратегических целевых установок по производственному кооперированию и по другим формам взаимодействия с бизнес-субъектами; даны методологические рекомендации по стратегическому планированию взаимодействия бизнес-субъектов на промышленных рынках, предусматривающие применение аналитических приемов обоснования решений аутсорсингового и инсорсингового характера;
  3. определены и исследованы стадии и формы межорганизационного сотрудничества в рамках проектов технического перевооружения промышленных объектов; на основе морфологического принципа произведена классификация моделей оценки взаимодействия бизнес-субъектов и аргументированы границы их использования в рамках стратегического управления техническим перевооружением промышленного объекта, отвечающие целям координации бизнес-процессов его участников с применением ситуационного анализа; конкретизирован алгоритм бюджетирования поставок машин и оборудования, создающий организационно-экономические основы для выработки институциональных норм взаимодействия с поставщиками в условиях ограниченности ресурсов;
  4. дополнены принципы промышленного маркетинга, предусматривающего определение потребности в машинах, оборудовании и запасных частей для нужд технического перевооружения производственных предприятий, разработку графика их поставок, исследование рынка инвестиционных товаров, поиск и выбор их поставщиков; определена предметно-процедурная специфика отображения бизнес-процессов в управлении проектами технического перевооружения промышленных объектов и учета рисков (риск-маркетинга) при закупке машин и оборудования; обоснован методический подход к обоснованию выбора условий поставок машин и оборудования в случае их вариативности: закупка, товарный кредит и финансовая аренда (лизинг);
  5. раскрыты организационно-экономические условия технического перевооружения нефтеперерабатывающих предприятий, определенные целевыми установками концепции энергетической безопасности страны и необходимостью повышения объемов переработки нефти, обусловленной изменением мировой конъюнктуры на рынке и ростом внутреннего спроса на продукты нефтепереработки; показана специфика стратегического управления взаимодействием участников проектов технического перевооружения этих заводов и детализированы особенности организации транспортного обеспечения реализации этих проектов, определяемые спецификой внешнеторговых операций и отраслевых характеристик машин и оборудования;
  6. обоснованы отличительные черты коммуникативной политики промышленных предприятий в области выстраивания взаимоотношений с поставщиками, определяющей стратегические приоритеты сотрудничества с ними с учетом их связности по технологической, информационной, экономической и организационной линиям взаимосвязей бизнес-процессов в области поставок машин и оборудования для нужд технического перевооружения, модернизации промышленного объекта и планово-предупредительного ремонта; даны предложения по ее реализации; сформулированы методические рекомендации по выработке политики условий поставок в сфере снабжения производственного предприятия, позволяющей на системной основе регламентировать его взаимодействие с поставщиками;
  7. определены направления формирования и развития механизма стратегического управления взаимодействием бизнес-субъектов - участников проектов технического перевооружения и модернизации промышленных объектов, предусматривающие учет гибридных форм межфирменных соглашений бизнес-субъектов, регламентацию закупок инвестиционных товаров и организации планово-предупредительного ремонта; сформулированы предложения по управлению взаимоотношениями участников этих проектов, обеспечивающие укрепление в них сотрудничества и доверия, произведена градация этапов эскалации функциональных конфликтов в этих проектах и даны методологические рекомендации по их урегулированию посредством проведения переговоров с учетом возможности предотвращения развития конфликтных отношений под влиянием коалиционного фактора.
Список опубликованных работ
I. Монографии и препринты

1. Багиев Е.Г. Современные приоритеты адаптации механизмов и форм взаимодействия бизнес-субъектов в корпоративных образованиях промышленности. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.- 10 п.л.

2. Багиев Е.Г. Организация взаимодействия предпринимательских структур на промышленных рынках. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 5,4 п.л.

3. Багиев Е.Г. Государственное регулирование взаимодействия предпринимательских структур: Препринт.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 1 п.л.

4. Багиев Е.Г. Маркетинг поставок машин и оборудования: Препринт.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 1 п.л..

5. Багиев Е.Г. Взаимодействие предпринимательских структур в рамках проектов строительства промышленных объектов: Препринт.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. – 1 п.л..

6. Багиев Е.Г. Концептуальные основы организации маркетинговых исследований процесса взаимодействия бизнес-субъектов в системе международных коммуникаций: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. – 1 п.л..

II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ

7. Багиев Е.Г. Направления технико-экономического обследования реконструируемого промышленного предприятия// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2009. - №.2. - 0,5 п.л.

8. Багиев Е.Г. Принципы планирования промышленных инвестиций в условиях технического перевооружения производства// Проблемы современной экономики. – 2009. – №2. – 0,43 п.л.

9. Багиев Е.Г. Коммуникативная политика промышленного предприятия в условиях технического перевооружения// Проблемы современной экономики. – 2009. – №2. – 0,45 п.л.

10. Багиев Е.Г. Императивы стратегического планирования межфирменного производственно-технического сотрудничества// Проблемы современной экономики. – 2009. – №1. – 0,33 п.л.

11. Багиев Е.Г. Стратегия бизнес-планирования на промышленных предприятиях в условиях технического перевооружения// Проблемы современной экономики. – 2009. – №1. – 0,45 п.л.

12. Багиев Е.Г. Принципы урегулирования межорганизационных конфликтов в предпринимательских сетях// Проблемы современной экономики. – 2008. – №4. - 0,37 п.л.

13. Багиев Е.Г. Бюджетирование поставок в рамках межфирменного производственно-технического сотрудничества// Проблемы современной экономики. – 2008. – №3. – 0,34 п.л.

14. Багиев Е.Г. Стратегия взаимодействия предпринимательских структур на промышленных рынках// Проблемы современной экономики. – 2008. – №2 (26).– 0,4 п.л.

III. Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках

15. Багиев Е.Г. Принципы экономического обоснования проектов промышленных предприятий// Сборник материалов международного симпозиума «Маркетинг и менеджмент в условиях глобализации бизнес-коммуникаций. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 0,5 п.л.

16. Багиев Е.Г. Функциональные зоны взаимодействия предпринимательских структур на промышленных рынках// Молодежь, образование и наука XXI века: материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной памяти В.С. Соминского (21 апреля 2008 г.)/ Под ред. Т.Р. Терешкиной.- Вып.5. – Ч.II. – СПб.: Изд-во ГОУ ВПО СПбГТУРП, 2008. – 0,2 п.л.

17. Багиев Е.Г. Управление поставщиками в рамках межфирменного производственно-технического сотруднчества// Экономическая политика России: состояние и перспективы: сб. материалов Всероссийского научн. практ. симпозиума молодых ученых и специалистов (Санкт-Петербург, 26 ноября 2007 г.). – Секция маркетинга/ Под научн. ред. Г.Л. Багиева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,2 п.л.

18. Багиев Е.Г. Логистические аспекты производственно-технического сотрудничества предпринимательских структур// Логистика: современные тенденции развития: VII Международная научно-практическая конференция 17, 18 апреля 2008 г. Тез. докл. - СПб.: СПбГИЭУ, 2008.- 0,2 п.л.

19. Багиев Е.Г. Организация поставок машин и оборудования в рамках проектов технического перевооружения промышленных объектов// Коммерция и логистика: Сборник научных трудов. – Вып.7./ Под ред. В.В. Щербакова, А.В. Парфенова, Е.А. Смирновой. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,2 п.л.

20. Багиев Е.Г. Проектные аспекты учета связей в системе предпринимательства// Системный анализ в проектировании и управлении: Труды XII Международная научно-практическая конференция. Ч. 1. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 0,2 п.л.

21. Багиев Е.Г. Управление взаимоотношениями предпринимательских структур на промышленных рынках//Логистические инновации в коммерции и маркетинге. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2007 года. Март-апрель 2008 года. Факультет коммерции и маркетинга: Сб. докладов/ Под ред. И.Д. Афанасенко. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,2 п.л.

22. Багиев Е.Г. Система сбалансированных показателей в управлении проектами технического перевооружения промышленных проектов//Научные записки кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем. - Вып.9/ Под ред. А.Н. Петрова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 0,35 п.л.

23. Багиев Е.Г. Управление закупками в рамках проектов технического перевооружения промышленных объектов // Экономические и управленческие технологии XXI: теория и практика, подготовка специалистов: Тезисы докладов Международной методической и научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28 ноября 2008 года). – Вып.2. – СПб.: Изд-во ГОУ ВПО СПбГТУРП, 2008. – 0,2 п.л.

24. Багиев Е.Г. Управление поставщиками в рамках межфирменного производственно-технического сотрудничества// Современные аспекты экономики. – 2007. - №11 (24). – С.58-61. – О,25 п.л.