Научная тема: «ИННОВАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2009
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Предложен методологический принцип формирования промышленной политики на основе управления сквозной логистической цепочкой создания и реализации промышленной продукции, заключающийся в использовании логистики как системы методов и инструментов, управляющих сквозным материальным потоком на макроуровне, в котором производство является лишь частью, осуществляющей преобразование и трансформацию материального потока. Сформулированы способы и инструменты его реализации; уточнен ряд определений в области логистики и промышленной политики, услуг в сфере государственного регулирования экономики, в частности развития промышленности.
  2. Предложено уточнить степень влияния государства на экономику в долгосрочном периоде - системное согласование и адаптацию целей и задач повышения экономической безопасности страны. Также обоснована целесообразность разработки закона, системно регламентирующего государственное регулирование экономики, содержащего методы, инструменты и меры регулирования, распределение полномочий по уровням управления, характер взаимоотношений между госорганами и хозяйствующими субъектами, а также закона о промышленном развитии и государственных корпорациях.
  3. Обоснованы концептуальные подходы к формированию и реализации промышленной политики, отличающиеся усилением влияния инновационной логистики. В этих целях: предложено подготовить и осуществить переход от преимущественного управления отраслями к усилению управления территориями, учитывая сложившуюся структуру и доминирующее положение регионов в условиях рыночной экономики, что должно сопровождаться созданием качественной среды проживания и деятельности, в том числе управления инновациями и инвестициями в рамках вертикали регион-федеральный центр; разработана модель формирования национальной промышленной политики с учетом логистического подхода к ее реализации. Сформулированы предложения по созданию государством условий для инновационного развития промышленности с учетом логистики; определены позитивные направления структурных изменений, в качестве одного из путей исключения разрыва между разработкой инноваций и производством предложено создание и использование научно-производственных структур - комплексов, охватывающих всю логистическую цепочку создания продукта от научной разработки, проектирования через закупочную логистику и производство к сбыту, сервисному обслуживанию и утилизации; выявлен эффективный инструмент инновационного развития промышленности: вложение собственных инвестиций в покупку высокотехнологичных производств конкурентоспособной продукции и дальнейшее развитие на этой базе отечественной индустрии. В условиях российской экономики предлагается использование части стабилизационного фонда на покупку иностранных предприятий по производству промышленной продукции на основе передовых технологий, что позволит скачкообразно повысить уровень конкурентоспособности российской экономики; обоснована целесообразность организации промышленных кластеров, индустриальных и технических парков, интермодальных торгово-транспортных логистических комплексов с использованием логистических подходов к формированию интегрированных промышленно-логистических структур, что позволяет организовать комплексное функционирование производства и обеспечивающей его инфраструктуры с наименьшими затратами.
  4. Разработано два варианта укрупненной логистической интеграции предприятий: на базе существующего предприятия-производителя, путем оптимизации материального и информационного потоков и на базе вновь создаваемого, основанного на коммерциализации изобретения и создании современного производства с учетом логистических принципов формирования материальных и информационных потоков; предложены схемы взаимодействия объектов.
  5. Обоснована целесообразность создания новых, эффективно организованных производств - центров компетенции, очищенных от непрофильных мощностей и способных осуществлять стратегическое планирование своего развития, проектировать и реализовывать бизнес-проекты на современном уровне и повысить их конкурентоспособность.
  6. Предложен нормативный метод минимизации затрат на стадии проектирования новой продукции как инструмент формирования логистической цепочки по созданию и реализации промышленной продукции, ориентирующий производителей на выпуск конкурентоспособной продукции на выходе материального потока, также разработаны модели определения нормативов предельных затрат.
  7. Сделан вывод о целесообразности расширения использования инструмента государственной поддержки точечных инноваций в виде прямых бюджетных инвестиций для реализации важнейших инновационных проектов, в которых должна быть предусмотрена реализация логистической цепочки по созданию перспективного инновационного продукта, имеющего значительный потенциал коммерциализации, освоения промышленного производства новой продукции и начала ее успешной реализации на рынке.
  8. В целях логистической оптимизации производств предлагается выведение из базовых предприятий, выпускающих конечную продукцию и расположенных в одном регионе, однотипных вспомогательных мощностей и их перевод в новое, специализированное предприятие, целенаправленной функцией которого будут услуги в области вспомогательных производств.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Брыкин А.В. Модернизация управления развитием промышленности с учетом логистических подходов. Монография. – М.: Наука, 2008. – 192 с. (13,3 п.л.).

2.Брыкин А.В., Шумаев В.А. Формирование промышленной политики на основе логистики. Монография (научное издание)/ А. В. Брыкин, В.А. Шумаев. – М.: МосгорЦНТИ, 2007. – 237 с. (14,5 п.л., авт. – 7,25 п.л.).

3.Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Инновационное развитее легкой промышленности. Монография / А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. – Нижний Новгород, Изд-во Университетская книга, 2007. – 92 с. (5,3 п.л., авт. – 1,8 п.л.).

4.Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Трансформация промышленной политики и управления с учетом инновационно-логистических подходов. – Н. Новгород: Изд-во Университетская книга, 2008. -264 с. (14,9 п.л., авт. – 5,0 п.л.).

Статьи в журналах из списка ВАК

5. Брыкин А.В. Развитие промышленности на основе инноваций и ло-гистики. – Промышленная политика в Российской Федерации, 2006, № 2, с. 15-22 (0,8 п.л.).

6. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Трансформация управления развитием промышленности с учетом логистических подходов/ А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. – Менеджмет в России и за рубежом, 2007, № 5, с. 41-49 (0,8 п.л., авт. – 0,4 п.л.).

7. Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Управление экономикой на основе государственного сектора / А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. – Менеджмент в России и за рубежом, 2007, № 6, с. 89-102 (0,9 п.л., авт. – 0,3 п.л.).

8. Брыкин А.В. Роль государственного регулирования в формировании концепции развития логистики в компаниях (на примере транспортного машиностроения). – Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция (РИСК), 2007, № 4, с. 24-28 (0,5 п.л.).

9. Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. О мерах по инновацион-ному развитию легкой промышленности/ А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. // Экономист, 2007, № 10, с. 3-12 (0,9 п.л., авт. – 0,3 п.л.).

10. Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Модернизация управления государственным сектором и экономикой России с учетом опыта зарубежных стран // Сервис plus, 2008, № 2, с. 23-29, № 3, с. 25-32 (1,2 п.л., авт. – 0,4 п.л.).

11. Артемов А.В., Брыкин А.В., Шумаев В.А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист, 2008, № 2, с. 3-14 (0,6 п.л., авт. – 0,2 п.л.).

12. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Логистическая концепция государ-ственного регулирования // Экономист, 2009, № 2, с. 23-30 (0,6 п.л., авт. – 0,3 п.л.).

Статьи в прочих журналах и сборниках трудов

13. Брыкин А.В. Модернизация национальной промышленной политики России. – Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция (РИСК), 2005, № 4, с. 4-11 (0,8 п.л.).

14. Брыкин А.В. Логистическое управление ресурсосбережением на стадии проектирования новых машин / А. В. Брыкин, В.А. Шумаев // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция (РИСК), 2005, № 4, с. 41-44 (0,6 п.л., авт. – 0,3 п.л.).

15. Брыкин А.В. Развитие машиностроения на основе инноваций – эффективный путь подъема экономики/ А. В. Брыкин, В.А. Шумаев // Международный журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации», 2007, № 1, с. 21-27 (0,6 п.л., авт. – 0,3 п.л.).

16. Брыкин А.В. Анализ структуры и выбор приоритетных направлений развития промышленности / А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев // Международный журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации», 2008, № 2, с. 3-18 (1,2 п.л., авт. – 0,4 п.л.).

17. Брыкин А.В. Состояние отраслевой науки в легкой промышленности / А.В. Брыкин, А.В. Артемов // Российский химический журнал, 2007, т. 51, № 3, с. 64-70 (0,8 п.л., авт. – 0,4 п.л.).

18. Брыкин А.В. Модернизация государственного управления экономикой России с учетом социальной направленности/ А.В. Брыкин, О.В. Шеляков, В.А. Шумаев / Тезисы доклада на Всероссийской научной конференции «Россия: путь к социальному государству». –М.: ИНИОН РАН, 2008, с. 65-80 (0,6 п.л., авт. – 0,2 п.л.).

19. Шеляков О.В., Брыкин А.В. и др. Общие функции управления промышленностью, экономической деятельностью и коммерциализацией технологий в условиях формирования инновационной экономики. - В кн.: «Высокие интеллектуальные технологии в образовании и науке». Тезисы докладов на XV международной научно-методической конференции 12-16 февраля 2008 г. – СПб: НП «Стратегия будущего», 2008, с. 83-100 (0,6 п.л., авт. – 0,05 п.л.).

20. Брыкин А.В. Методы оптимизации управления ресурсами инфор-мационно-вычислительной системы (ИВС). Тезисы доклада на международной молодежной научной конференции «XXII Гагаринские чтения», апрель 2001 г. – М.: изд. «ЛАТМЭС», 2001, т. 5, стр. 9-10 (0,15 п.л.).

21. Брыкин А.В. Динамика требований, предъявляемых к корпоративной информационной системе на различных этапах ее жизненного цикла. Материалы международной научной конференции «Проблемы развития территориальных социально-экономических подсистем». – Владимир, Владимирский государственный университет, 2003, том 2, с. 13-14 (0,15 п.л.).

22. Брыкин А.В. Инновационное развитие легкой промышленности/ А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев // Тезисы докладов на Междуна-родной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» 12-15 сентября 2007 г. - Саратов, Саратовский государственный технический университет, 2007 (0,3 п.л., авт. – 0,1 п.л.).

23. Брыкин А.В. Стратегическое развитие промышленности на основе логистических принципов управления / А.В. Брыкин, В.А. Шумаев // Материалы логистического форума 2008.-М., 2008 (0,25 п.л., авт. – 0,15 п.л.).

24. Брыкин А.В. Стратегическое планирование развития промышленности с использованием форсайта / А.В. Брыкин, В.А. Шумаев // Материалы научно-практической конференции «Комплексное стратегическое планирование развития корпораций: опыт, проблемы, пути совершенствования», Москва2008 (0,3 п.л., авт. – 0,15 п.л.) .

25. Брыкин А.В. Использование инноваций в управлении промышленностью России // Материалы международной конференции «Инновационные решения как фактор устойчивого развития современного общества». – М., 2008 (0,3 п.л.).

26. Брыкин А.В. Роль государственного управления в процессе инновационного промышленного развития. / Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России» 6 февраля 2009 г. – Муром, МиВЛГУ 2009 (0,1 п.л.).

Участие в разработке научных проектов и подготовке следующих научных отчетов

27. Разработка механизмов управления развитием научного и произ-водственного потенциала легкой промышленности России на основе совре-менных инновационно-логистических подходов (до 2015 года). Научный отчет. – 147 с. Шифр работы: РСС-6-026.

28. Разработка технологии наномодифицирования текстильных материалов наночастицами металлов. Научный отчет. – 137 с. Шифр темы: 2007-3-2.3-07-06-007.

Результаты диссертационного исследования соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей.

6. Логистика.

6.1.Теоретические и концептуальные проблемы логистики, ее функ-циональные области и народнохозяйственная значимость.

6.9.Логистические основы повышения конкурентоспособности предприятий.

6.15.Направления государственного регулирования логистических процессов с помощью экономических методов с целью оптимального сочетания планово-регулируемого и рыночного механизмов и тесной увязки экономических интересов их участников.

15. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность.

15.1. Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности.

15.2.Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

15.3. Механизмы формирования корпоративных образований в рос-сийской экономике с учетом глобализации мировой экономики.

15.6. Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве.

15.16.Промышленная политика на макро- и микроуровне.