- Определены методологические принципы и направления развития экономики и социальной сферы муниципалитетов в условиях диверсификации регулирующего бюджетного воздействия государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов на социально-экономические процессы, на базе исследования и систематизации теоретических и организационных аспектов формирования финансовой базы в условиях проводимых реформ института местного самоуправления. Выявлены проблемы функционирования местных бюджетов и влияние реформирования местных финансов на социально-экономическое развитие административного образования в условиях перераспределения полномочий между уровнями власти.
- Обоснована и аргументирована целесообразность расчета валового муниципального продукта, определяющего экономический потенциал территориального образования. Разработана и предложена методика расчета валового муниципального продукта (на примере муниципальных образований Калининградской области).
- Теоретически уточнены и предложены авторские определения понятий "бюджет", "бюджетная система", "бюджетное устройство", которые основываются на современных научных положениях федерализма и общественных финансов. Раскрыто содержание понятия "местный бюджет" как составного звена бюджетной системы, определены принципы функционирования местного бюджета как инструмента целенаправленного воздействия органов местного самоуправления на муниципальное социально-экономическое развитие.
- Выявлены основные экзогенные и эндогенные факторы, определяющие эффективность государственного регулирования социально-экономического развития с использованием бюджетных инструментов. При этом, впервые базой исследования определены бюджетные отношения в муниципальном образовании, являющимся центром эксклавного региона Российской Федерации.
- Обобщены и систематизированы теоретические положения бюджетного федерализма, обоснована и дополнительно аргументирована необходимость использования их в российской практике организации межбюджетных отношений с целью повышения эффективности воздействия бюджетных процессов на муниципальное социально-экономическое развитие. Предложено авторское определение понятия "бюджетный федерализм" и представлено дальнейшее развитие его содержания. Обобщены характерные особенности развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, обусловленные проблемой усиливающегося перераспределения доходов субъектов РФ в пользу федерального центра в рамках проводимой административно-бюджетной реформы.
- Сформулированы методологические принципы организации и построения оптимальной модели межбюджетных отношений на территориальном уровне и разработаны требования к созданию концептуальных положений стимулирующей системы межбюджетных отношений на местном уровне в условиях реформ бюджетного процесса и местного самоуправления в России.
- Разработан инструментарий и обоснована экономическая целесообразность социально-экономической значимости децентрализации по уровням власти функций и финансовых ресурсов в процессе предоставления и финансирования общественных благ локального характера в условиях рыночной экономики, что касается услуг жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и др., предоставление которых более эффективно закрепить за местными органами власти. Доказано, что наличие предметов совместного ведения в условиях требований действенного управления результативностью расходов бюджетов всех уровней требует установления состава таких функциональных индикаторов бюджетного планирования и отчетности, а также их сбалансированное использование, которые должны обеспечивать единую и целостную систему бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях управления. Для этого разработана единая иерархия целей и задач, а также инструментов контроля за эффективностью использования бюджетных средств.
- Обобщен опыт местного налогообложения в России за последний период, обоснована экономическая и фискальная целесообразность развития системы местного налогообложения. Доказано, что в ходе реализации налоговой реформы в Российской Федерации при достигнутом росте доходов бюджетов муниципальных образований в целом значительную долю в их структуре занимает финансовая помощь из бюджетов других уровней, что отрицательно сказывается на возможности разработки и проведения эффективной муниципальной бюджетной политики.
- Разработана система обеспечения взаимосвязи и взаимообусловленности показателей развития территории, комплексного долгосрочного, среднесрочного и текущего бюджетного планирования по различным уровням управления и горизонтам планирования. Предложен порядок формирования целей и задач, определяемых стратегическими направлениями и программами социально-экономического развития муниципалитетов, с учетом принципов соответствия, оптимизации, специфичности, измеримости и релевантности целевой ориентации.
- Всесторонний анализ исследованных составляющих финансового потенциала административно-территориального образования позволил разработать предложения по созданию финансового механизма развития инвестиционного потенциала территории в условиях среднесрочного финансового планирования. Механизм включает: адресность, льготы (налоговые и кредитные), гранты, гибкость в системе налогообложения и др.
- Исследование и обобщение опыта организации финансового контроля на муниципальном уровне, как составной части управления финансовыми ресурсами, позволили разработать систему мониторинга управления местными финансами, основу которой составляет комплексность показателей, подлежащих мониторингу, и составляющих основу реформируемого бюджетного процесса, ориентированного на результат.
1.Закревская Г.С. Развитие бюджетных отношений местного самоуправления: Монография. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2007. – 12,4 п.л.
2.Закревская Г.С. Реформирование бюджетных отношений на уровне местного самоуправления: Монография. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2005. – 7,4 п.л.
3.Стратегия социально-экономического развития г. Калининграда в 2000-2002 гг.: Монография / Колл. авторов. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2000. – 20,1 п.л. (вклад автора – 4,3 п.л.).
4.Государственные и территориальные финансы: Учебник для вузов, рекомендованный УМО / Сергеев Л.И., Мнацаканян А.Г., Закревская Г.С. и др. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2007. – 12,4 п.л. (вклад автора – 3,0 п.л.).
5.Государственные и территориальные финансы: Учебник для вузов/ Колл. авторов. – Калининград: Изд-во Янтарный сказ, 2000. – 19,3 п.л. (вклад автора – 3,2 п.л.).
6.Финансы и кредит субъектов РФ: Учебник для вузов / Колл. авт. – Калининград: Изд-во Янтарный сказ, 1999. – 83,5 п.л. (вклад автора – 2,6 п.л.).
7.Региональные финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / Колл. авт. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 1998. – 46,7 п.л. (вклад автора – 3,1 п.л.).
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России:
8.Закревская Г.С. Основные направления повышения эффективности функционирования бюджетов органов местного самоуправления // Вестник Крас. ГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). – 2005. - 0,4 п.л.
9.Закревская Г.С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. - 2008. - №7. - 0,4 п.л.
10.Закревская Г.С. Развитие понятий "бюджет и бюджетная система" в теории финансов // Финансы и кредит. – 2007. – 0,36 п.л.
11.Закревская Г.С. Совершенствование финансового контроля как составной части управления финансовыми ресурсами. Отдельные аспекты // Вестник Крас. ГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). – 2005. - 0,6 п.л.
12.Закревская Г.С. Финансовые проблемы федерализма органов государственной власти и субъектов Российской Федерации и местного самоуправления // Вестник Крас. ГАУ (Красноярского государственного аграрного университета). – 2004. – 0,4 п.л.
13.Закревская Г.С., Мишина С.В. Финансовые аспекты муниципальной реформы // Финансы и кредит. - 2007. - №4. - 0,35 п.л. (вклад автора – 0,2 п.л.).
14.Закревская Г.С., Чернобривая Н.В. Критерии и подходы к организации бюджетного процесса // Сибирская финансовая школа. – Новосибирск. - 2006. - 0,3 п.л. (вклад автора 0,15 п.л.).
15.Закревская Г.С., Чернобривая Н.В. Производство и распределение общественных благ: критерии эффективности и источники финансирования // Региональная экономика: теория и практика. – М., 2008. - 0,3 п.л. (вклад автора – 0,15 п.л.).
16.Закревская Г.С., Чернобривая Н.В. Бюджетное финансирование общественных благ и критерии его эффективности // Финансы и кредит. – М., 2009. - 0,6 п.л. (вклад автора – 0,3 п.л.).
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках:
17.Закревская Г.С. Бюджетный федерализм и бюджетное регулирование // Развитие и проблемы финансово-кредитных отношений. Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 25. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2004. – 0,3 п.л.
18.Закревская Г.С. Бюджетный федерализм и регулирование финансовых ресурсов города // Становление, развитие и проблемы финансово-кредитной сферы Калининградской области: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 1. – Калининград: БИЭФ, 1996. – 0,4 п.л.
19.Закревская Г.С. Вопросы финансового контроля: пути совершенствования // Финансово-экономические проблемы регулирования регионального развития: Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 3. – Калининград: БИЭФ, 1998. - 0,6 п.л.
20.Закревская Г.С. Межбюджетные отношения и финансовая устойчивость территории города // Концепции развития региона в переходной экономике: Тез. док. теор. семинара, апрель, 1997 г., г. Калининград. – Калининград: БИЭФ, 1997 – 0,1 п.л.
21.Закревская Г.С. Местные финансы и их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Развитие и проблемы финансово-кредитных отношений: Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 20. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2003. – 0,3 п.л.
22.Закревская Г.С. Механизм финансового оздоровления жилищно-коммунального хозяйства и оптимизация бюджетного процесса региона // Роль казначейства в реформировании региональных и муниципальных финансов: Тез. док. мат. регион. научно-практ. конф., ноябрь, 2003 г., г. Калининград.. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2003. – 0,3 п.л.
23.Закревская Г.С. Муниципальное хозяйство в новых условиях и проблемы его финансирования // Концепции развития региона в переходной экономике. Тез. док. теор. семинара, апрель, 1997 г., г. Калининград. – Калининград: БИЭФ, 1997 – 0,1 п.л.
24.Закревская Г.С. Некоторые аспекты местного налогообложения в условиях реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации // Информационные системы. – Рига: Институт менеджмента, 2005. – 0,3 п.л.
25.Закревская Г.С. Некоторые аспекты усиления финансового контроля в системе муниципальных финансов // Развитие и проблемы финансово-кредитных отношений: Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 14. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2002. – 0,2 п.л.
26.Закревская Г.С. О финансовом контроле // Ученые записки Санкт-Петербургского института управления и экономики. – СПб.: Санкт-Петербургский институт управления и экономики, 2005. – 0,5 п.л.
27.Закревская Г.С. Проблемы бюджетного регулирования в современных условиях // Проблемы развития региональной экономики: Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 6. – Калининград: БИЭФ, 1999. – 0,2 п.л.
28.Закревская Г.С. Проблемы государственного регулирования экономики регионов России // Развитие и проблемы финансово-кредитных отношений. Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 36. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 2006. – 0,3 п.л.
29.Закревская Г.С. Пути разрешения региональных финансовых проблем // Концепции развития региона в переходной экономике: Тез. док. теор. семинара, апрель, 1997 г. – Калининград: Изд-во БИЭФ, 1997 – 0,1 п.л.
30.Закревская Г.С., Ампилогов В.А. Привлечение инвестиций на уровне местного самоуправления // Концепции развития региона в переходной экономике: Тез. док. теор. семинара, апрель, 1997 г., г. Калининград. – Калининград: БИЭФ, 1997. - 0,4 (вклад автора – 0,2 п.л).
31.Закревская Г.С., Мишина С.В. Создание условий для обеспечения бюджетной сбалансированности на муниципальном уровне // Развитие и проблемы финансово-кредитных отношений: Сб. науч. тр. БИЭФ. - Вып. 40. – Калининград: БИЭФ, 2006. – 0,3 п.л.
32.Закревская Г.С., Чернобривая Н.В. Тарифная и ценовая политика // Роль казначейства в реформировании региональных и муниципальных финансов. Тез. док. мат. регион. научно-практ. конф., ноябрь, 2003 г., г. Калининград.. – Калининград: БИЭФ, 2003. - 0,6 п.л. (вклад автора 0,3 п.л.).